Литературно-музыкальная композиция, посвященная 125-летию М.И.Цветаевой
Литературно-музыкальная композиция, посвященная 125-летию М.И.Цветаевой «Душа – есть всё – всюду – вечно». Марина Цветаева Марина Ивановна Цветаева родилась 26 сентября (9 октября по новому стилю) 1892 года в Москве, с субботы на воскресенье, в полночь, на Иоанна Богослова. Красною кистьюРябина зажглась.Падали листья.Я родилась. Как многие поэты, Марина Цветаева верила «знакам судьбы». Пылающая и горькая рябина стала символом судьбы поэта, такой же горькой, но пылающей творчеством. Простой куст рябины становится для Цветаевой глубочайшим воплощением Родины. Родители М.Цветаевой Страсть к работе и к природе-от обоих родителей. Ее отец, профессор.Он познакомил Марину с историей и культурой Эллады, с ее мифами и легендами. Значительное влияние на формирование духовности Цветаевой оказала и христианская мифология и связанное с нею искусство. Ни у кого ничего не заимствовать, не подражать, не подвергаться влияниям, «быть самой собой» - такою Цветаева вышла из детства и такою осталась навсегда. Детство и юность Марины Цветаевой прошли в Москве и в тихой подмосковной Тарусе, на берегу Оки. Это было «царство» двух сестёр – Марины и Анастасии Цветаевых. Мать первая заметила поэтическое дарование Марины: «Четырёхлетняя моя Маруся ходит вокруг меня и всё складывает слова-рифмы – может быть, будет поэт». В октябре 1910 года в Москве вышла первая книга стихов М.Цветаевой «Вечерний альбом». Искренние, непосредственные, чистые стихи. Это дневник одаренного и наблюдательного ребенка. Одобрительно отозвались о «Вечернем альбоме» Максимилиан Волошин, Николай Гумилёв, Валерий Брюсов. М.Волошин: “Это очень юная и неопытная книга. Ее нужно читать подряд, как дневник, и тогда каждая строчка будет понятна и уместна. Невзрослый стих Марины, иногда неуверенный в себе и ломающийся, как детский голос, умеет передать оттенки, недоступные стиху взрослому. “Вечерний альбом” – это прекрасная книга, исполненная истинно женским обаянием.” Марина Цветаева и Сергей Эфрон Они встретились 5 мая 1911 года на пустынном коктебельском берегу. «Заглянув в его глаза и всё прочтя наперёд, Марина загадала: если он найдёт и подарит ей сердолик, то выйдет за него замуж. Конечно же, сердолик этот он нашёл тотчас же, на ощупь, ибо не отрывал своих серых глаз от её зелёных». Роскошный сердолик Цветаева вставила в кольцо, с которым не расставалась до конца своей жизни. Я с вызовом ношу его кольцо!— Да, в Вечности — жена, не на бумаге! Ему, любимому, другу, мужу, будут посвящены самые лучшие, самые проникновенные стихи о любви; о нем она напишет такие восхищенные строки: “Сережу я люблю бесконечно и навеки…Я постоянно дрожу над ним…Мы никогда не расстанемся. Наша встреча – чудо…Он мой родной на всю жизнь.” Осенью 1912 года у молодой четы появляется еще один плод счастливой любви – дочь Аля, Ариадна. Девочка! - Царица бала! Или схимница - Бог весть! - Сколько времени? - Светало. Кто-то мне ответил: - Шесть. Чтобы тихая в печали, Чтобы нежная росла, - Девочку мою встречали Ранние колокола. В 1913–1914 гг. окончательно определится собственная творческая дорога поэта. Многие строки, написанные в это время, станут пророческими. Моим стихам, как драгоценным винам, Настанет свой черед. 1914 год – первая мировая война.Сергей Эфрон отправляется на фронт с санитарным поездом в качестве брата милосердия.Трагично и горестно звучат стихи М.Цветаевой, вызванные войной. В 1916-1917 гг. один за другим выходят сборники стихов «Вёрсты – I» и «Вёрсты – II» Она не разбиралась в разноголосице политических партий, но в её стихах всегда был слышен голос в защиту страдающего человека. Вместе с народным горем в её стихи вошло и народное слово. Она обращается к русскому фольклору. В биографии Марины Цветаевой есть один весьма необычный эпизод, связанный с переводчицей Софьей Парнок. Поэтесса настолько влюбилась в эту женщину, что ради нее оставила мужа Сергея Эфронта и перебралась жить к своей новой подруге вместе с маленькой дочерью. Стихи Марины Цветаевой мелодичны, задушевны и чарующи, к ним постоянно обращаются композиторы, и тогда они превращаются в удивительные по красоте романсы. Мне нравится, что вы больны не мной,Мне нравится, что я больна не вами,Что никогда тяжелый шар земнойНе уплывет под нашими ногами.Мне нравится, что можно быть смешной —Распущенной — и не играть словами,И не краснеть удушливой волной,Слегка соприкоснувшись рукавами… Октябрьскую революцию Марина Цветаева не поняла и не приняла. А ведь казалось бы, именно она со своей бунтарской натурой должна была бы обрести в революции источник творческого воодушевления. В годы революции драматичность судьбы Цветаевой усугубилась опасной двусмысленностью положения, в котором она оказалась: муж её, Сергей Эфрон, был в рядах белой армии. На кортике своем: Марина -Ты начертал, встав за Отчизну.Была я первой и единойВ твоей великолепной жизни. Я помню ночь и лик пресветлыйВ аду солдатского вагона.Я волосы гоню по ветру,Я в ларчике храню погоны. В красной Москве она, жена белого офицера, чувствовала себя отщепенкой, но Марина готова была принести себя в жертву. Она пишет книгу стихов «Лебединый стан», где воспевает Белую Гвардию. Она воспевает людей с золотыми погонами. Это были те люди, которые учились в гимназиях и пажеском корпусе, ходили в театры, сочиняли романсы и стихи, пели и танцевали, а ещё раньше сражались под командованием Кутузова, Багратиона и генерала Раевского под Бородином. Живя в голодной Москве, терпя не просто нужду, нищету, она не имеет о муже никаких известий. 27 ноября 1919 года по чьему-то совету М.Ц. отправила дочерей в Кунцевский приют в надежде на то, что там их будут кормить. Но оказалось, что детей практически не кормили, а обворовывали. В январе 1920 года тяжелобольную Алю Марина забрала из приюта и поселила у знакомых, а 15 февраля в приюте умерла от голода младшая дочь. Любая другая женщина в такой ситуации наверняка бы сломалась, однако Марина Цветаева была полна решимости выжить любой ценой. Именно по этой причине в 1920 году спустя несколько недель после похорон трехлетней дочери Ирины Цветаева написала знаменитое стихотворение «Кто создан из камня, кто создан из глины…», полное оптимизма и веры. Кто создан из камня, кто создан из глины,-А я серебрюсь и сверкаю!Мне дело — измена, мне имя — Марина,Я — бренная пена морская. 14 июля 1921 года Марина Цветаева получает драгоценную весть – ее любимый жив и находится в Константинополе.11 мая 1922 года М. Цветаева с десятилетней Алей выезжает в Берлин. Всю свою жизнь, начиная с самого раннего детства. Марина Цветаева преклонялась перед гением русской поэзии – Александром Сергеевичем Пушкиным, которому она посвятила цикл стихотворений “Стихи к Пушкину” и эссе “Мой Пушкин”. Поэт стремительно и властно вошел в жизнь маленькой Марины и стал духовной опорой будущей поэтессы Цветаевой. В отношении Цветаевой к Пушкину не было решительно ничего от молитвенно – колено преклоненного почитания литературной «иконы».Пушкинскую руку Жму, а не лижу… Цветаева была знакома со многими поэтами начала 20 века. Она восхищалась стихами Брюсова и Пастернака, Маяковского и Ахматовой. Но её поэтическим кумиром был Александр Блок. Цветаева видела его дважды, во время его выступлений в Москве 9 и 14 мая 1920 года. 1921 год – смерть Александра Блока.поэт виделся ей существом высшего порядка: «Божий праведник мой прекрасный» Об отношении Цветаевой к Блоку можно судить уже по первому стихотворению цикла «Стихов к Блоку» (1916) — трепетно воспринимается ею звук самого имени поэта: Имя твое — птица в руке,Имя твое — льдинка на языке.Одно-единственное движенье губ.Имя твое — пять букв. В эмиграции М.Цветаева не прижилась. Всё чаще и чаще её стихи, поэмы, проза отвергались газетами и журналами. Нищета, унижение, бесправие окружали её семью со всех сторон. Быстрее всех ощутил трагедию изгнания в Сергей Эфрон, который уже стал к этому времени советским разведчиком. В 1937 года уезжает вместе с Ариадной в Москву. В 1939 году Цветаева с сыном тоже возвращается на Родину. Советская власть поставила условия: хотите вернуться на родину – заслужите прощение, докажите делом, что вы осознали свою вину и готовы на всё, чтобы её искупить.Сергей Эфрон становится сотрудником НКВД. В Советском Союзе М.Цветаева узнаёт, что в 1937 году арестована сестра Ася по обвинению в контрреволюционной пропаганде и агитации и участии в контррреволюционной организации. 22 года сталинских лагерей!В октябре 1939 года арестован Сергей Эфрон (шпионаж). Приговорен к расстрелу. С.Эфрон реабилитирован в 1956 году - посмертно. Запись в дневнике М.Цветаевой от 5 сентября 1939 года:«Меня все считают мужественной. Я не знаю человека робче, чем я. Боюсь всего: глаз, черноты, шага, а больше всего себя. Никто не видит, не знает, что я год уже ищу глазами крюк, но их нет, потому что везде электричество. Никаких «Люстр»… Я год примеряю смерть. Всё уродливо и страшно. Проглотить – мерзость, прыгнуть – враждебность, исконная отвратительность воды. Я не хочу пугать (посмертно), мне кажется, что я себя уже – посмертно – боюсь. Я не хочу умереть. Я хочу не быть». С началом войны началась эвакуация членов Союза писателей в Татарскую республику. Цветаева с сыном попали в Елабугу, отдалённую деревню, где она никого не знала. Упаковывать вещи ей помогал Борис Пастернак. Он принёс верёвку, чтобы перевязать чемодан, и, заверяя в её крепости, пошутил: «Верёвка всё выдержит, хоть вешайся». По прибытии в НКВД ей предложили стать информатором, "стукачом": " ... я не предатель, низости во мне нет". Надежды, связанные с возвращением, не оправдались. Доведенная до полного отчаяния, покинутая всеми и убежавшая ото всех, Марина Цветаева сводит счеты с жизнью 31 августа 1941 г. Впоследствии Пастернаку передали, что именно на той, его веревке, Цветаева в Елабуге и повесилась.Ей не было еще и пятидесяти лет… Место захоронения Марины Ивановны Цветаевой точно неизвестно, так как в Елабуге с ней был только сын Георгий, который в 1942 г. погиб на фронте. Много лет спустя младшая сестра Цветаевой Анастасия поставила указатель на Елабужском кладбище, на котором написано: “К Марине Цветаевой”. Она ушла из жизни неотпетой. Спустя полвека, в 1990 году, патриарх Алексий II дал благословение на её отпевание, тогда как это делать в отношении самоубийц в Русской Православной Церкви категорически запрещено. Но только не стой угрюмо,Главу опустив на грудь.Легко обо мне подумай,Легко обо мне забудь. В 1988 году на холме над Окой, поставлена глыба из тарусского известняка с высеченными на ней словами: "Здесь хотела бы лежать Марина Цветаева". Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы I категории МАОУ СОШ № 45 г.Калининграда – Недайвода Ольга Васильевна