Урок по рассказу В. М. Шукшина Космос, нервная система и шмат сала в 7 классе
Тема урока: Душа и сердце России.
(В.М.Шукшин и его рассказ «Космос, нервная система и шмат сала»)
Цели и задачи урока: познакомить с личностью В.Шукшина, его значением для русской и мировой культуры ;привлечь внимание учащихся к творчеству писателя, подготовить их к восприятию рассказа.
В искусстве удобно быть сдобною булкой французской,
Но ей не накормишь ни вдов, ни калек, ни сирот.
Шукшин был горбушкой с калиною красной вприкуску,
Черняшкою той, без которой немыслим народ.
Е.Евтушенко
1. Прелюдия к общению.
- Сегодня урок необычный. Урок-праздник, потому что познакомимся с интересным человеком. Урок-размышление, т.к. поразмышляем над рассказом В.М.Шукшина, урок –открытие, т.к. примерим на себя роль писателей.
-В.Шукшин – известный человек, живший и создававший свои произведения в XX веке. Он – ровесник ваших дедушек. Совсем недавно телеведущим Леонидом Якубовичем был создан документальный фильм «Последние 24 часа жизни Шукшина». После съёмок киноленты Якубович с горечью и болью рассказал о том, что студенты, снимавшиеся в массовке, спросили: «А кто он, этот Шукшин?». Чтобы вы не оказались в подобной ситуации, познакомимся с В.М.Ш.
2.Визитная карточка писателя.
Первое групповое задание: познакомиться с биографией ( распечатки на столах), составить
1 группа –«тонкие» вопросы
2 группа- «толстые» вопросы
3 группа-прочитав высказывания о Шукшине, рисует нам его словесный портрет. Для этого найдите ключевые слова в в высказываниях и сделайте вывод, каким был В.М.Ш. Вывод написать на карточках(приём кластера).
Василий Шукшин родился 25 июля 1929 года в Сибири в селе Сростки. Семья потеряла кормильца, и уже с шести лет мальчику пришлось работать в колхозе. Уже в школьные годы он начинал писать, тогда сверстники звали его «Гоголь». Когда же он учился в автомобильном техникуме и работал слесарем, под его кроватью в общежитии лежал мешок с рукописями, а во время флотской службы матросы звали его поэтом. К концу войны он пишет небольшие юмористические рассказы, анекдоты из деревенской жизни, которые, правда в печать не принимали.
Позже он подает документы в Институт кинематографии, где и учится потом в классе известного кинорежиссера Михаила Ромма. Работа над заданиями в институте, необходимость ставить жанровые сценки, этюды не прошли даром для становления Шукшина- писателя. Все это помогло ему стать мастером динамичных, ярких, психологически точных коротких рассказов, большую часть которых занимает выразительный, живой диалог героев.
Шукшин был действительно талантливым: писатель и сценарист, кинорежиссёр и актёр. Он словно чувствовал, что судьба отпустит ему катастрофически мало времени, он торопился. Его активная творческая жизнь продолжалась всего 15 лет. Но за этот короткий срок сделать он успел много: написал 2 романа, несколько повестей и большое количество рассказов, снимался в фильмах и сам был режиссёром и сценаристом. Он сняляс в кинофильмах: «Калина красная», «Печки-лавочки», «Они сражались за Родину». На съёмках последнего фильма, где Василий Макарович был режиссёром, он скоропостижно скончался.
Василий Макарович Шукшин – может быть, самый русский из всех современных наших авторов. Книги его, по собственным словам писателя, стали «историей души» русского человека. Шукшин раскрывает и исследует в своих героях присущие русскому народу качества: честность, доброта, совестливость. Самобытность писателя заключается в его особой манере мышления и восприятия мира.
Основной жанр, в котором работал Шукшин, - короткий рассказ, представляющий собой или небольшую психологическую точную сценку, построенную на выразительном диалоге, или несколько эпизодов из жизни героя. Но, собранные вместе, его рассказы соединяются в умный и правдивый, порой смешной, но чаще глубоко драматичный роман о русском мужике, о России, русском национальном характере.
- На доске: (отвечая на вопросы учащиеся составляют кластер на доске и в тетрадях)
Кто он?
Какой он?
О чём писал?
3. Работа над эпиграфом. Просмотр презентации о писателе.
Понять значение строк Евтушенко, дающих образную оценку личности Шукшина, его вклада в русскую литературу и искусство, помогает демонстрируемая презентация, где фотографии писателя и кинокадры подобраны по принципу «художник, крестьянин по происхождению, знающий мир простого человека изнутри».
Шукшин предстает в своем творчестве в нескольких ипостасях. Это народный представитель, «депутат», его судья и его адвокат. Национальный художник. Его произведения, при всем их то громком, то тихом юморе, практически «телеграфном стиле», порой ерничающей сказовой манере не нацелены на потеху, на «легкое чтение». Они, как это у Евтушенко, - «горбушка», что соответствует идиоме «хлеб насущный». Они кормят народ правдой о нем самом, часто горькой, как калина.
4.Работа над заглавием рассказа.
Второе групповое задание: группам1 и 2
Какие ассоциации вызывают слова…
Из предложенных слов выберите те, которые, на ваш взгляд, имеют отношение к данным понятиям.(на столах карточки со словами)
Космос? (макромир, вечный мир; что- то высокое, далекое, возвышенное, таинственное, загадочное, которое манит, влечет; мечта)Нервная система? (метафора- человек; нервная система человека)
Шмат сала? (приземленное, вещественное, необходимое, еда; микромир, частный мир отдельной личности )3группа
Соедините предложенные слова в предложение, в котором сформулируйте тему рассказа. ( несовместимое понятие; возвышенное и обыденное, а человек находится между ними; перед нами всего одно предложение, но какая высокая степень концентрации образных средств, какая всеохватность мира)
Тема рассказа – возвышенное и обыденное и человек между ними.
3. Прогнозируем.
1. О чем пойдет речь в рассказе? Запишите свой вариант сюжета. Время 3 минуты.
«Дерево предсказаний»
Каким будет этот рассказ по тональности?
- писатель будет шутить в этом рассказе;
тональность будет грустной;
здесь будет и грустное, и смешное;
Приём «Цепочка ключевых слов»
- Чтобы вам спрогнозировать сюжет, я предлагаю цепочку ключевых слов :Старик беседуют у печки
Похмелье кулацкий уклон
Болеет космос
восьмиклассник Юрка жить 120 лет
уроки академик Павлов
медицинский институт нервная система
скряга бедность
шмат сала одному плохо
- Попробуйте теперь на основе ключевых слов написать сюжет. Время 10 минут.
4. Домашнее задание: прочитать текст
2 урок
«Как прожить жизнь» (по рассказу В.Шукшина «Космос, нервная система и шмат сала»)
Цели и задачи: проанализировать рассказ Шукшина, вызвать у учащихся желание задуматься о назначении жизни человека, о ценностях истинных и мнимых;
развивать умение работать в группах, развивать монологическую речь учащихся.
Эпиграф Проза В.М.Шукшина начинается в быте,
зарождается в быте, но тянется к горним снегам . Игорь Золотусский Ход урока
1.Работа над эпиграфом.
- Как поняли строчки эпиграфа?
Что подразумевается под словом быт? (наша обыденная жизнь)
Что значит горние снега? (возвышенное, чистое, настоящее, ценное)
Вывод: Шукшин, рассказывая обыденные истории, заставляет нас задуматься о важных жизненных ценностях, задуматься о выборе каждого из нас жизненных приоритетов.
1.Анализ текста. Работа в группах
Вопросы 1 группе
1. Каково восприятие жизни больного «русской болезнью» Наума Евстигнеевича?
2. Почему Юрка квартирует у Наума Евстигнеевича?
3. Как Наум относится к квартиранту? Чем Юрка удивляет Наума?
4. Почему Юрка не понимает, зачем старик пьёт, если выпивка ничего, кроме «отравления организма сивушным маслом» , не даёт?
5.Какова главная черта Наума Евстигнеевича?
6. Почему Наум часто спускается в погреб и подолгу задумчиво сидит?
7* А можно ли назвать жадным Юрку?
Вопросы 2 группе
1.Почему старик любит поговорить?
2. Почему старик долго молчал, когда у Юрки в сердцах вырвались слова о кулацком уклоне?
3.Как вы думаете, любопытствует или поддразнивает старик Юрку, спрашивая о житье-бытье в мире?
4. Нужно ли человеку долго жить, по мнению Наума?
А как вы считаете?
5. О чём спорят герои?
6*. Ради чего живёт Наум? А Юрка?
7.А как думаете вы, должен жить человек?
Вопросы 3 группе
1.Почему история про академика Павлова заинтересовала Наума?
2*.Что заставило Наума угостить Юрку салом?
3. Какое отношение к героям у вас сложилось?
4. А как к героям относится автор?
2.Работа над притчей.
Расположите части текста-притчи по порядку (текст притчи разрезан на части).
- О чём говорится в притче?
- Какие жизненные позиции показаны?
Две свечи
6)- Жаль мне тебя, - сказала незажжённая свеча своей зажжённой подруге. – короток твой век. Ты всё время горишь, и скоро тебя не станет. Я намного счастливее тебя. Я не горю, и, следовательно, не таю; лежу спокойно на боку и проживу очень долго. Твои же дни сочтены.
5) Отвечала горящая свеча:
- Я нисколько не жалею об этом. Моя жизнь прекрасна и полна значения. Я горю и воск мой тает, но от моего огня зажигается много других свечей, и мой огонь от этого не убывает. И когда воск и фитиль сгорят, то огонь мой – душа свечи – соединится с огнём пространства, частицей которого он являлся, и я снова вольюсь в свой великолепный и сияющий огненный дом.
4) А здесь я светом своим радую глаз ребёнка на праздничной ёлке; оздоровляю воздух у постели больного, ибо возбудители болезней не выносят живого огня, возношусь символом молитвенного устремления перед священными изображениями. Разве короткая моя жизнь не прекрасна?
2)И мне жалко тебя, незажжённая сестра моя. Жалка твоя участь. Ты не выполнила своего предназначения. И где душа твоя – огонь? Да ты пролежишь в сохранности долгие годы, но кому ты нужна такая? Какая радость и польза от тебя? Право же, лучше гореть, нежели почивать, потому что в горении жизнь, а в спячке – смерть.
1) И ты жалеешь меня, что я скоро сгорю и перестану жить. Но ты в твоём странном сохранном бездействии и не начинала существовать. И так и умрёшь, не начав. А жизь пройдёт мимо.
3)Так говорили две свечи.
3.Рефлексия урока( у учащихся на столах листы обратной связи)
Домашнее задание: написать эссе на одну из тем:
«Цели, которые мы выбираем…»
«Ценности истинные и мнимые»
«Как прожить жизнь?»