Перспективный план работы по ДНВ детей старшего дошкольного возраста




Муниципальное Бюджетное Дошкольное образовательное учреждение компенсирующего вида
«Детский сад №46 Малышок»
Перспективный план работы
по духовно – нравственному воспитанию
для детей старшего дошкольного возраста
(группа №1 «Почемучка»)
Разработала: Рычагова И.А. – воспитатель
I-ой квалификационной категории
Саров – 2015 год
Перспективный план работы по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста
Социокультурная категория Лексическая тема Тема мероприятия, содержание мероприятия Методические приёмы, дидактическое обеспечение Взаимодействие с семьями воспитанников
Сентябрь «Любовь»
Мониторинг
1 неделя «Культурное поведение»
(часть 1)
Напомнить формы словесного выражения вежливости при встрече и прощании, формы выражения благодарности. Игровое занятие «Страна вежливости» (№20,с.7).
Беседы: «Ласковое слово и кошке приятно», «Как и за что мы благодарим». окружающих?(№2,с.14).
Обыгрывание и обсуждение ситуаций.
Чтение С. Михалкова «Ежели вы вежливы…», В.Осеевой «Волшебное слово».
Заучивание стихотворений: «Спасибо», «Пожалуйста» (№24,с.34).
Игровое упражнение «Здравствуйте» (№24,с.31).
Тренинг «Волшебные очки» (№24,с.33).
Семейный альбом «Мои Истоки»
«Правила поведения жителя Страны Вежливости» (перечень свода правил).
Информационная страничка «Добрые друзья»
«Слово к родителям»
(№6,с.16).
Сентябрь «Любовь» «Детский сад»
2 неделя «Добрые друзья»
(часть 1)
Закреплять представления о доброте, как положительном качестве человека. Формировать привычку откликаться на просьбы родных, друзей и знакомых. Игровое занятие «Хорошие товарищи» (№18,с.47).
Беседа «Что такое доброта?» (№2,с.14, №22,с.6).
Чтение: р.н.с. «Сивка-бурка», «Зимовье зверей» с последующим размышлением (№6,с.5,12), А.Барто «Вовка – добрая душа», «Кто помог Серёже?», «Кристалл доброты» (№22,с.5,7); сказки А.Лопатиной, М.Скребцовой «Что на свете самое главное?» (№24,с.36).Прослушивание песни Т.Попатенко «Наша воспитательница».
Тренинг «Услышь своё сердце» (№24,с.35).
Пословицы о доброте (№22,с.8).
Игра «Можно – нельзя» (№24,с.37).
Информационная страничка
«Добрые друзья»
«Пословицы о доброте».
Сентябрь «Вера» «Игрушки»
3 неделя «Здравствуй, русская печка!»
(часть 1)
Продолжать приобщать детей к быту русской деревни. Расширять знания о русской печке, её значении в жизни русского народа. Игровое занятие «В гостях у Емели» (№16,с.47, №25,с.241).
Чтение сказки «По щучьему веленью» с последующим обсуждением и другие р.н.с. (№25,с.242).
Знакомство с пословицами о труде (№23,с.94, №24,с.11).
Игра «Дровосек» (№16,с.48).
Экскурсия в музей «Народной игрушки. Семейный альбом «Мои Истоки»
«Народные игрушки» (дымковская, городецкая, филимоновская).
«Вера» «Фрукты»
4 неделя «Встреча у печки»
(часть 2)
Вызвать интерес к истории и культуре русского народа. Продолжать знакомить с русской печкой, назначением отдельных её частей (подпечье, лежанка, труба, заслонка, задвижка, приступка, печурка, устье). Воспитывать интерес к русским народным сказкам, загадкам. Игровое занятие «Печь – матушка» (№25,с.79).
Рассматривание печки.
Рассматривание иллюстраций к сказкам (ИКТ) «Жихарка», «Кот, петух и лиса», «Гуси-лебеди», «Колобок» и т.д.Разучивание потешки «Наша барыня-сударыня» (№25,с.179).
Игры: «Заинька-серенький», «Бабка Ёжка» (№25,с.180).
Семейный альбом «Мои Истоки»
«Мои рецепты» (семейные рецепты приготовления варенья, компотов).
Сентябрь «Вера» «Овощи»
5 неделя «Осенняя ярмарка. Праздник урожая»
Дать детям представления о традиции проведения осенней ярмарки; о труде овощевода, садовода, хлебороба по выращиванию урожая. Учить детей обобщать растения по месту их произрастания (овощи-в огороде, фрукты-в саду и т.д.)
Систематизировать знания об использовании овощей в пищу. Игровое занятие «Вершки да корешки» (№10,с.53).
Знакомство со сказкой «Вершки да корешки».
Дидактические игры: «Отгадай, что это», «Вершки корешки», «Что где растёт?»(№25,с.150).
Загадывание детьми загадок.
Игра «Перевези овощи» (№24, с.12).
Рассматривание прилавков с овощами с последующей беседой о труде огородника.
Хоровод «Во саду ли в огороде»
Пальчиковая гимнастика «Хозяйка однажды с базара пришла» (№25,с.151) Семейный альбом «Мои Истоки»
«Мои рецепты» (семейные рецепты приготовления салатов из овощей).
Октябрь «Вера» «Лес. Деревья»
1 неделя «Волшебство русского леса»
(берёза)
(часть 1)
Продолжать знакомить детей с берёзой – символом России, символом красоты русской природы. Развивать стремление к познанию, пробудить интерес к природе через художественно-поэтическое творчество. Игровое занятие «Люблю берёзу русскую» (№25,с.152).
Беседа «Русская берёза» (№25,с.153).
Дидактические игры: «От какого дерева лист», «К названному дереву беги».
Чтение стихотворений В.Голяховского «Листопад», А.Прокофьева «Люблю берёзу русскую».
Рассказывание с последующим пересказом рассказа В.Чаплина «Лес осень.» (№19,с.9);сказки «Полевая берёзонька».
Игры: «Берёза-белая подруга», «Подскажи словечко» (№25, с.153).
Рассматривание иллюстраций, изображающих берёзу в разные времена года, репродукций картин А.Куинджи «Берёзовая роща»,И.Бродского «Опавшие листья», И.Грабарь «Осенний день».
Информационная страничка
«Верность родной земле»
«Берёза милая моя» (писатели, поэты о берёзе).
Октябрь «Любовь» «Грибы»
2 неделя «Трудолюбие и лень»
(часть 1)
Продолжать знакомить детей с понятиями: трудолюбие, труд, лень. Приучать детей относиться к труду, как к серьёзной деятельности. Рассказать о важности труда в жизни человека, о его полезности и значимости. Игровое занятие «У ленивого Федорки всегда отговорки» (№18,с.58).
Беседа «Терпение и труд» (№22,с.79).
Чтение рассказа Г.Бранловской «Ушки-неслушки», стихотворений «Всюду нужен труд», «Терпение и труд», «Трудолюбивый Пуфик» (№22, с.82,84,87).
Инсценирование сказки Сутеева «Под грибом».
Игра «Собери грибы» (№24, с.12). Информационная страничка
«Мудрое слово»
«Как воспитать трудолюбие?».
«Любовь» «Ягоды»
3 неделя «Дружба»
(часть 1)
Продолжать закреплять представления детей о дружбе, формировать понятия «друзья», «товарищи». Учить быть внимательными, доброжелательными к сверстникам, заботиться о младших. Закрепить правила настоящей дружбы.
Игровое занятие «Друг за дружку держаться – ничего не бояться» (№10,с.55, №13,с.10).
Правила настоящей дружбы (№13,с.10).
Ситуативный разговор «Урок дружбы» (№18,с.33).
Чтение сказки А.Неёловой «Тысячесвет» с последующим обсуждением ;стихотворения А.Кузнецовой “Подружки», рассказа М.Пляцковского «Урок дружбы» (№18,с.32, 30, 33).
Просмотр мультфильма «Крылатый, мохнатый да масленый».
Разъяснение выражений о дружбе (№5, с.24). Информационная страничка
«Добрые друзья»
«Слово к родителям» (№6,с.4).
Октябрь «Вера» «Времена года. Осень» (приметы осени)
4 неделя «Гуляй, да присматривайся»
(часть 1)
Продолжать приобщать детей к русской народной культуре. Развивать интерес к поэзии, пейзажной живописи, желание любоваться пейзажем, высказывать своё мнение и суждение, видеть и замечать красоту и изменения в природе. Игровое занятие «Золотая осень» (№10,с.57, №25,с.161, №13,с.34).
Знакомство с пословицами, приметами, старинными названиями осенних месяцев.
Чтение И.Соколов-Микитов «Осень в лесу», О.Белявская «Уж я золото хороню..», И.Белоусов «Близость осени», А.Пушкин «Унылая пора…» (№2, с.26).
Прослушивание псени Д.Тухманова «Как прекрасен этот мир…»
Рассматриваение репродукций картин И.Шишкина «Рожь», И.Левитана «Золотая осень» (№25, с.161).
Пальчиковая гимнастика «Осенние листья» (№25,с.162).
Речевая игра «Золотая, золотой, золотое» (№25,с.162). Семейный альбом «Мои Истоки»
«Пословицы, приметы осени».
Ноябрь
«Вера» «Животный мир готовится к зиме»
1 неделя «Волшебство русского леса»
(дикие животные)
(часть 2)
Вызвать интерес к русским народным сказкам, к героям, которыми являются дикие животные, желание участвовать в театрализованной, игровой деятельности. Продолжать закреплять представления о предметах домашнего обихода, их внешнем виде, названии, назначении. Игровое занятие «Дикие животные» (№10,с.56).
Прочтение сказок: «Три медведя», «Лиса и рак», «Заяц-хвастун».
Разучивание песенки-потешки о лисе (№10,с.56).
Беседа с рассматриванием иллюстраций, загадок о диких животных (№25,с.167).
Решение игровых ситуаций (№25,с.167).
Чтение иобыгрывание потешки «Наша-то хозяйка сметлива была…» (№25,с.167). Семейный альбом «Мои Истоки»
«Мой любимый лесной зверь» (из русской народной сказки).
Ноябрь «Вера»
«Надежда» «Семья»
2 неделя «Семьи большие и маленькие»
(часть 1)
Закреплять представления о семье, о составе семьи. Формировать интерес к своей родословной. Дать понятие генеалогическое дерево. Воспитывать чувство любви к своей семье, развивать сочувствие и сопереживание.
Игровое занятие «Дерево держится корнями, а человек семьёй» (№26,с.4, №18,с.22,№13,с.5).
Этическая беседа «Что такое генеалогическое дерево?» (№1,с.17).
Чтение сказки «У солнца» с последующим обсуждением (№24,с.21).
Заучивание стихотворения Е.Благининой «Посидим в тишине», «Я люблю маму, папу…» (№24, с.19).
Игра «Заботимся о родителях и своих близких» (№24,с.21). Семейный альбом «Мои Истоки»
«Генеалогическое дерево».
Информационная страничка
«Светлая надежда»
«Слово к родителям» (№5,с.16).
Ноябрь «Вера»
«Любовь»
«Я – человек»
3 неделя «Семьи большие и маленькие»
(часть 2)
Формировать представления о семейных традициях. Познакомить с понятиями «уважение», «послушание», «семейное хозяйство».
Игровое занятие «Дерево держится корнями, а человек семьёй» (часть 2) (№26,с.7).
Ситуативный разговор «Традиции в вашей семье»
Чтение стихотворения «Дома стены помогают», сказки «Родные вещи» (№26,с.17,18), Г.Сапгир «Семья» (№18,с.23).
Просмотр мультфильмов «Гуси-лебеди», «Аленький цветочек».
Познавательная беседа «Что значит быть послушным?» (№4,с.26).
Объяснение пословиц о семье и согласии в семье (№26,с.18,22).
Чтение и беседа по рассказу В.Сухомлинского «А сердце тебе ничего не подсказало?».
Упражнение Проверь своё отношение» (см. демонстр. материал «Уроки доброты» карт. №2). Информационная страничка
«Радость послушания»
«Слово к родителям» (№4,с.3).
Семейный альбом «Мои Истоки»
«Ваши семейные традиции».
Ноябрь «Вера»
«Одежда»
4 неделя «Старинная русская одежда»
(сарафан, рубаха-косоворотка, портки)
Игровое занятие «Путешествие в прошлое одежды» с использованием ИКТ (№10,с.39,№14,с.9).
Речевая игра «Какой,какая»
Разучивание потшки «Ай тари, тари,тари….» (№10,с.38). Семейный альбом «Мои Истоки»
«Радость послушания» (составление правил жизни, по которым они хотели бы следовать) (№4,с.27).
Декабрь «Вера»
«Обувь»
1 неделя «Старинная русская обувь» (лапти)
Расширять представления детей о жизни русского народа в старину. Вызвать интерес к старинной русской обуви и современным русским сувенирам – лаптям.
Игровое занятие «Ах лапти, да лапти, да лапти мои» (№25,с.269, 326).
Рассказ о лаптях (№25,с.270).
Рассматривание иллюстраций к р.н.с. с изображением людей, животных в русских костюмах и лаптях.
Чтение р.н.с. «Пузырь, соломинка и лапоть» с последующей беседой по содержанию, сказки «Чудесные лапоточки».
Речевые игры «Скажи наоборот», «Назови ласково» (№25,с.271).
Игры с лаптями «Кто быстрее добежит?», «Пляска в лаптях». Информационная страничка
«Мудрое слово»
«Старинная русская обувь».
Декабрь «Любовь» «Дом. Улица»
2 неделя «Встречаем гостей»
Продолжать знакомить детей с русским обычаем встречать гостей хлебом-солью. Вызвать желание понимать смысл пословиц и поговорок.
Игровое занятие «С хлебом-солью всякая шутка хороша» (№25,с.175).
Познавательная беседа «Русский обычай».
Прочтение сказки «Лиса и журавль» с последующей беседой по содержанию.
Обыгрывание сказки «Лиса и журавль».
Игра «Каравай», «Сахаринка», «Молчанка» (№25,с.138, 142).
Ситуативный разговор (ИКТ) «Жилища русского народа» (№25,с.185). Информационная страничка
«Мудрое слово»
«Как встречали гостей в старину?».
Декабрь «Вера»
«Мебель»
3 неделя «В горнице»
(часть 1)
Продолжать знакомить детей с русской народной культурой. Продолжать формировать представления о предметах обихода (корыто, стиральная доска, рукомойник). Воспитывать интерес к собственной трудовой деятельности, аккуратность, самостоятельность. Игровое занятие «Водичка, водичка» (№25,с.175).
Чтение пословиц и потещек о воде (№25,с.201).
Рассказывание р.н.с. «У страха глаза велики».
Игра «Найди отгадку» (№25,с.201).
Хоровод «Пошла млада за водой».
Стирка кукольного белья (с использованием предметов обихода). Семейный альбом «Мои Истоки»
«Старинные русские предметы обихода» (корыто, стиральная доска, рукомойник).
Декабрь «Вера»
«Посуда. Продукты питания»
4 неделя «Мастера – золотые руки»
Продолжать знакомить детей с русской народной культурой, с предметами русского народного обихода (кувшин, крынка, миска, плошка и т. д.). Вызвать интерес к особенностям гончарного мастерства. Воспитывать уважительное отношение к народным умельцам, их мастерству.
Игровое занятие «Мастера земли Русской» (№25,с.182, №10,с.56, №14,с.10).
Рассказывание сказки «Глиняный парень» с беседой по содержанию.
Обыгрывание потешек «Как у нашего-то Вани», «Кукареку,,петушок».
Игры «Курочка рябушечка», Где был, Иванушка?».
Рассказывание о гончарном промысле с использованием ИКТ.
Чтение стихотворения о дымковской игрушке (№25,с.183). Информационная страничка
«Мудрое слово»
«Русские народные промыслы» (№10,с.126).
Декабрь «Надежда» «Новогодний праздник»
5 неделя «Коляда, отворяй ворота!»
Продолжать знакомить детей с русским народным праздником – «Святки», традициями ряжения, колядования. Вызвать интерес к разучиванию и обыгрыванию колядок – величальных песен хозяину и всей его семье. Воспитывать гостеприимство, умение быть благодарным. Игровое занятие «Святки» (№25,с.218, №14,с.18).
Рассказ о Святках.
Разучивание колядок (№25,с.219,218, №9,с.11).
Хоровод «Как мы на тоненький ледок».
Чтение стихотворений, примет (№25,с.220). Информационная страничка
«Светлая надежда»
«Новогодняя ёлка» (№10,с.123).
«Слово к родителям» (№5,с.4).
Январь «Вера»
«Каникулы»
1-2 неделя «В горнице»
(часть 2)
Продолжать вызывать у детей интерес рассматривать предметы обихода, выделяя особенности их строения; видеть в предметах материал (дерево), связывая его качества и свойства с назначением. Развивать интерес к русским народным промыслам (деревянная посуда, прялка, люлька, деревянные музыкальные инструменты: ложки, трещётки). Игровое занятие «Русь деревянная» (№25,с.263).
Беседа о деревянных предметах обихода (ИКТ) (№14,с.7).
Загадывание загадок (№25,с.264).
Обыгрывание потешки «Посылали молодицу».
Игра на ложках, трещётках под мелодию «как у наших у ворот».Рассматривание хохломских и городецких изделий, прялки, люльки.
Семейный альбом «Мои Истоки»
«Украшаем деревянные изделия» (рисование или аппликация из цветной самоклеющейся плёнки).
Январь «Вера»
«Зима. Зимние забавы»
3 неделя «Гуляй, да присматривайся!»
(часть 2)
Развивать интерес к зимним явлениям в природе, умению любоваться красотой зимнего пейзажа по картинам известных художников.
Игровое занятие «Проказы старухи зимы» (№25,с.228, №10,с.58).
Рассматривание репродукций картин И.Бродского «Лес зимой в снегу», И.Грабаря «Зимний пейзаж», «А Саврасова «Зимний пейзаж».
Игры: «Мороз», «Зайка-побегайка» (№25,с.231).
Речевая игра «Скажи какая (какой, какое)?»
Рассказывание р.н.с. «Заюшкина избушка» с последующим обыгрыванием.
Загадывание детьми загадок о зиме.
Ситуативный разговор «Что такое снег?» (№13,с.39).
Чтение сказки «Мороз Иванович».
«Заюшкина избушка» (изготовление книжек-малышек».Январь «Вера»
«Животные зимой»
4 неделя «Культурное поведение»
(часть 2)
Продолжать закреплять правила вежливого обращения к окружающим. Раскрыть сущность понятия вежливый, культурный человек.
Игровое занятие «Будь всегда вежливый» (№17,с.52).
Беседа «Как мы заботимся об окружающих?» (№2,с.15).
Чтение В.Катаева «Цветик-семицветик», Е.Кошевая «Мой сын», А.Митта «Шарик в окошке», В.Осеева «Навестила».
Чтение стихотворений с последующим обсуждением Г.Циферов «Когда не хватает игрушек», Н.Кузнецовой «Мы поссорились».
Просмотр мультфильмов из серии «Лунтик». Информационная страничка
«Мудрое слово»
«Родителям о вежливости».
Январь «Вера»
«Зимующие птицы»
5 неделя «В горнице»
(часть 3)
Продолжать знакомить детей с русскими народными инструментами, их внешним видом, звучанием, назначением.
Игровое занятие «Веселье лучше богатства» (№25,с.280).
Загадываеие загадок о р.н.музыкальных инструментах (№25,с.280).
Игра «Узнай по звучанию» (№25,с.281).
Беседа с использованием ИКТ «О народных инстументах».
Рассказывание р.н.с. «Кот, петух и лиса» с беседой по содержанию прочитанного (№25,с.281).
Чтение потешек (№25,с.283). Семейный альбом «Мои Истоки»
«Русские народные музыкальные инструменты».
Февраль «Любовь»
«Домашние животные»
1 неделя «Любовь и ласка»
Продолжать закреплять представления детей о любви и ласки, как о необходимых качествах человека. Познакомить с понятием «самоотверженный».
Беседа «Что такое любовь?» с рассказыванием сказки «Фея любви» (№22,с.57, №24,с.52,54).
Речевая игра «Придумай слово» (с корнем люб-).Объяснение пословицы «Любо-дорого смотреть».
Чтение стихотворений «Мамины глаза», «Пожелание маме» (№22,с.58,59).
Прочтение сказок: «Добрый волшебник», «Родные вещи», Самый большой подарок» с последующим обсуждением (№22,с.60,65, №24,с.53).
Прослушивание песни Д.Тухманова «Как прекрасен этот мир…»
Тренинг «Пусть будет миру хорошо!» (№24,с.52).
Информационная страничка
«Мудрое слово»
«Мудрые люди о любви».
Февраль «Вера» «Домашние птицы»
2 неделя
«Добрые дела»
(часть 2)
Продолжать формировать представления о доброте. Воспитывать потребность проявлять доброту и предупредительность к окружающим. Систематизировать правила доброго, вежливого поведения. Игровое занятие «Добрые дела» (18,с.46).
Этическая беседа «Доставляй людям радость добрыми делами» (№17,с.53).
Объяснение пословиц (№17,с.54).
Прочтение сказки П.Ершова «Конёк-горбунок» с последующим размыщлением (№6,с.17); В.Катаева «Цветик-семицветик».
Игровые задание из серии «Уроки доброты»: «Где добрые люди, там беды не будет», «Доброе дело делай смело», «Добрые человек поймёт по взгляду, в трудную минуту будет рядом». Информационная страничка
«Добрые друзья»
«Слово к родителям» (№6,с.16).
Февраль «Любовь» «Транспорт»
3 неделя «Дружба»
(часть 2)
Продолжать закреплять представления детей о дружбе. Учить избегать ссор, уметь договориться и помириться; вспомнить слова примирения (извини, прости, я не хотел обидеть и т.д.).
Игровое занятие «Каждая ссора красна примирением» (№18,с.31).
Беседа «Вместе тесно, а врозь скучно».
Чтение: сказки А.Неёловой «Тысячесвет» с последующей беседой по содержанию; А.Кузнецовой «Подружки», отрывка из повести А.Гайдара «Чук и Гек» (№18,с.30,31,32).
Разъяснение пословиц о дружбе.
Правила настоящей дружбы.
Придумывание другого варианта сказки «Тысячесвет» (№18,с.32). Семейный альбом «Мои Истоки»
«Мой друг (подруга)».
Февраль «Вера» «Наша Армия родная»
4 неделя
«Защитники Руси»
(часть 1)
Закреплять знания детей о том, то такое Родина. Дать понятие о традиции охраны русской земли на примере богатырей. Воспитывать желание быть похожим на храбрых защитников Отечества. Игровое занятие «Богатыри – защитники Руси» (№25,с.251, №27,с.75, №14,с.14).
Познавательная беседа о Родине (№27,с.4).
Чтение былин: «Алёша Попович и Тугарин змей», «Бой с несметною ратью под Киевом», «Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович» с последующим размышлением»(№3,с.12,14,16).
Просмотр видеофильма «Илья Муромец», м/ф о богатырях.
Словесная игра «Доскажи словечко» (№8,с.244). Информационная страничка
«Верность родной земле»
«Слово к родителям» (№3,с3).
Март
«Вера» «Профессии. Инструменты»
1 неделя «В горнице»
(часть 3)
Продолжать развивать устойчивый интерес к русскому народному творчеству: сказке, пословицам, поговоркам, загадкам. Продолжать закреплять представления о предметах (инструментах), их назначении.
Игровое занятие «Хочешь есть калачи – не сиди на печи» (№25,с.206).
Рассказывание сказки «Рукодельница и ленивица» с последующей беседой по содержанию.
Объяснение пословиц (№25,с.206-207).
Загадывание загадок с рассматриванием предметов-отгадок (№25,с.207).
Игра «Кому что нужно для работы?»
Заучивание и исполнение песни «Что ты Маша,насорила?...» Семейный альбом «Мои Истоки»
«Рукодельница и ленивица».
Март «Любовь»
«Мамин праздник»
2 неделя «Нет лучше дружка, чем родимая матушка»
Развивать у детей доброту сердца, чуткость души, действенную любовь к маме – самому родному человеку, уважение к её труду. Приобщать к художественной литературе.
Игровое занятие «Сердце матери лучше солнца греет» (№25,с.259,№10,с.64).
Ситуативный разговор о маме.
Рассказывание словацкой сказки «У солнышка в гостях» с последующей беседой по содержанию.
Объяснение пословиц (№25,с.259).
Игра-тренинг «Когда мама улыбается?....».Речевые игры: «Назови ласково», «Два в одном» (желает добра – доброжелательная и т.д.).
Слушание песни Ю.Чичкова «Наши мамы самые красивые» (№25,с.260). Информационная страничка
«Мудрое слово»
«Мудрые люди о матери»
Март «Вера»
«Животные Севера»
3 неделя
«Защитники Руси»
(часть 2)
Закреплять и расширять знания детей о силе и славе богатырской Руси. Способствовать проявлению интереса к историческим событиям и личностям, первым защитникам земли русской. Игровое занятие «Богатыри – защитники Руси» (№8,с.237,№27,с.75).
Рассматривание репродукций картин В.М.Васнецова «Богатыри».
Чтение поэмы по мотивам р.н.с. «Никитиа Кожемяка» с последующим размышлением (№27,с.76).
Объяснение пословиц.
Слушание «Богатырской симфонии» С.Бородина, песни А.Гомана «Русский парень».
Игра «Скажи наоборот». Семейный альбом «Мои Истоки»
«Славный могучий богатырь» (раскрашивание странички).
Март «Вера»
«Животные Юга»
4 неделя
«Защитники Руси»
(часть 3)
Продолжать расширять и закреплять знания детей о защитниках земли русской на примере А.Невского, Минина и Пожарского.
Игровое занятие «Наши герои».
Рассказ о славных защитниках Древней Руси (№25,с.253,№27,с.82).
Рассматривание репродукций триптеха П.Корина «Александр Невский.
Семейный альбом «Мои Истоки»
«Защитники Древней Руси» (А.Невский, Минин, Пожарский).
Апрель «Вера»
«Животные весной»
1 неделя «Гуляй, да присматривайся»
(часть 3)
Продолжать развивать интерес к весенним явлениям в природе. Учить замечать изменения и выявлять причины, происходящие в природе весной.
Развивать эмоциональное восприятие пейзажной живописи, устного народного творчества.
Игровое занятие «Весна, весна, поди сюда!» (№10,с.66, №25,с.284).
Заучивание и пение закличек о весне.
Словесное упражнение «Какие краски и для чего нужны весне» (№10,с.66).
Проговаривание и заучивание поговорок, пословиц, народных примет о весне.
Рассматривание репродукции картины И.Левитана «Весна. Большая вода» (№25,с.285).
Чтение стихотворений: И.Белоусова «Весенняя гостья», Г.Бойко «Туча прячется в лесу», сказки «Снегурочка»,потешек (№25,с.285,286).
Игры: «Солнышко», «Скажи какое?». Информационная страничка
«Верность родной земле»
«Народные потешки, заклички о весне».
Апрель «Любовь»
«Перелётные птицы»
2 неделя
«Встречайте, птицы прилетели!»
(сороки)
Закреплять понятия перелётные птицы. Познакомить детей с праздником прилёта птиц Сороки, музыкально-поэтическим творчеством, связанным с этим праздником.
Игровое занятие «Сороки – грачи» (№25,с.274).
Рассматривание репродукции картины А.Саврасова «Грачи прилетели» (№25,с.2740.Чтение стихотворения А.Прокофьева «Грачи».
Ситуативный разговор «О празднике Сороки» (№25,с.275).
Игры: «Назови птиц», «Родничок» (№25,с.276).
Разучивание закличек (№25, с.275). Информационная страничка
«Мудрое слово»
«Как в старину праздновали прилёт птиц?».
Апрель
Апе «Вера»
«Мудрость»
«В гостях у сказки»
3 неделя «Русские народные сказки»
Продолжать развивать интерес к русским народным сказкам. Вызвать желание слушать сказки, участвовать в их рассказывании. Учить передавать своё отношение к содержанию сказок, поступкам сказочных героев.
Игровое занятие «Сказки русского народа» (№25,с.246).
Угадывание загадок по иллюстрациям «Картинка открывается, а сказка называется…»
«Мой любимый сказочный герой» (краткая характеристика).
Миниатюра «Как загадку отгадаешь – сказку сразу называешь!».
Игра «Из какой сказки песенка?» (№25, с.248).
Чтение р.н.с. : «Зимовье зверей», «Сивка-бурка», «Царевна-лягушка» (№6,с.5,12, №9,с.72).
Семейный альбом «Мои Истоки»
«Герой из любимой сказки» («Сивка-бурка», «Царевна-лягушка» и т.д.).
Апрель «Вера»
Мониторинг
4 неделя
«Светлый праздник -Пасха»
Продолжать знакомить детей с праздником Светлой Пасхи, играми и развлечениями на Пасху. Развивать интерес к традициям, обычаям народа красить яйца, печь куличи. Воспитывать гостеприимство, желание быть добрым, щедрым.
Игровое занятие «Светлая пасха» (№25,с.297).
Познавательная беседа «Яйцо – символ жизни» (№14,с.20).
Слушание колокольного звона.
Игры: «Катание яиц», «Чьё яйцо дольше прокатится?
Русская народная игра «Солнышко», «Карусель» (№25,с.298).
Чтение и обыгрывание стихотворения «Солнышко».
Прочтение стихотворений «На Пасху», «Иисус воскрес» (№27,с.56,57). Семейный альбом «Мои Истоки»
«Раскрашивание пасхальных яиц».
Май
май «Вера»
«Любовь»
«Моё Отечество»
1 неделя «Моя Родина – Россия»
Формировать представления детей о России, как о большой Родине. Дать понятие «малая родина». Познакомить детей с флагом и гимном нашей страны. Воспитывать чувства гордости за свою державу.
Беседа «Что мы Родиной зовём? Дом, в котором мы живём» (см.материал из серии «Уроки доброты», карт. №3).
Чтение рассказа В.Сухомлинского.
Чтение, анализ и пересказ рассказа К.Д.Ушинского «Дедушка» (см.материал из серии «Уроки доброты2 карт. №3).
Чтение стихотворений: «Отчество–земля наших отцов», «Наш любимый край-Россия», З.Александровой «Родина», «Флаг России» (№27,с.301).
Прослушивание и заучивание государственного гимна РФ. Семейный альбом «Мои Истоки»
«Российский флаг».
Май «Вера»
«Любовь»
«Рыбы»
2 неделя «Великий праздник моей Родины»
Познакомить детей с подвигом русского народа в Великой Отечественной войне. Познакомить с музыкально-эстетическим творчеством на военную тематику: пословицами и поговорками, песнями. Воспитывать уважение и чувства благодарности к защитникам Отечества.
Игровое занятие «Победа в воздухе не вьётся, а руками достаётся» (№25,с.304, №14,с.42, №10,с.68).
Беседа «Великая война» (№27,с.47).
Чтение стихотворений: «Великая победа», С.Алексеев «Первый ночной таран»,Т.Белозёров «Майский праздник – день Победы», А.Твардовский «Рассказ танкиста» (№27,с.49, №2, с.21).
Рассматривание иллюстраций с изображением различных родов войск (ИКТ).
Разучивание песен военных лет: «День Победы», «Катюша» и др.
Объяснение пословиц о смелости.
Игры: «Тяжело в ученье – легко в бою», «Самолёт», «Моряк» (№25,с.304,305).
Семейный альбом «Мои Истоки»
«Мы рисуем Победу».
Информационная страничка
«Верность родной земле»
«Подвиги русского народа в Великой Отечественной войне».
Май «Вера»
«Мудрость»
«Насекомые»
3 неделя «Мудрые люди»
Раскрыть понятие «мудрец»,
«мудрость». Вызвать удивление пред тем, как много может знать человек, если он долго живёт и всё время узнаёт что-то новое. Приучать детей почтительно и уважительно относиться к пожилым, старым людям.
Игровое занятие «Кто такие мудрецы?» (№14,с.17, №10,с.65).
Рассматривание портретов художников, писателей, учёных, композиторов.
Знакомство и разъяснение пословицы «Мудрым никто не родился, а научился».
Чтение отрывка из книги «Войди в тридесятое царство» Л.П.Стрелковой; рассказа «Слово на ладошке».
Знакомство со сказкой «Семилетка»; прочтение сказки «Пастушья дудочка», «Названный отец» с последующим размышлением (№7,с.17,22). Информационная страничка
«Мудрое слово»
«Слово к родителям» (№7,с.16).
Май «Вера»
«Надежда»
«Лето. Цветы»
4 неделя «Гуляй, да присматривайся!»
(часть 4)
Продолжать расширять знания детей о времени года – лето. Приучать замечать красоту и разнообразие цветов; изменения, происходящие в жизни живой и неживой природы, в жизни людей и их деятельности. Беседа «Мир украшают деревья, цветы. Помни, беречь их всегда должен ты».
Упражнения: «Какие цветы, где растут? «Вырасти цветок», «Выучи стихотворение».
Отгадывание загадок.
Игра «Веночек».
Беседа по стихотворениям (см. материал из серии «Уроки доброты» карт. №6). Семейный альбом «Мои Истоки»
«Цветочная поляна».
Июнь
И
«Вера»
«Надежда»
«Любовь» «Дружат дети всей планеты»
1-2 неделя
«Этот разноцвет
ный мир»
3 неделя
«Неделя радуги»
4 неделя
«Добрые дела»
(часть 3)
Продолжать учить детей различать добро и зло, анализировать результаты своих слов, мыслей, поступков.
 Развивать стремление проявлять добро и милосердие разными способами.
Воспитывать в детях умение осознанно делать выбор в пользу добра, следовать за добрыми влечениями сердца и совести. Игровое занятие «Что такое хорошо и что такое плохо?» (№25,с.51).
Этическая беседа «Милосердие» (№22,с.23).
Чтение сказок: «Фея милосердия», «Ленточка дружбы» с последующим обсуждением (№22,с.25,53).
Познавательный разговор по картинке «Мы – маленькие дети на большой планете» (см. демонстр. материал «Уроки доброты» карт. №19).
Упражнения «Сохраним всё прекрасное на планете», «Чем вы гордитесь?» (см. демонстр. материал «Уроки доброты» карт. №19).
Развивающая игра «Хорошо – плохо», «Доскажи словечко».
Совместная творческая деятельность детей и взрослых Букет «Добрые ладошки» (цветок в ладошке).
Оформление дерева «Добрых поступков». Семейный альбом «Мои Истоки»
«Сердечная ромашка» (рисование ромашки с добрыми, сердечными словами на её лепестках).
Июль «Вера»
«Надежда»
«Любовь» «Этот удивительный зелёный мир»
(Цветы.Деревья)1 – 2 неделя
«В мире животных»
(Птицы. Животные)3 – 4 неделя
«Растём здоровыми»
5 неделя
«Семья, любовь и верность»
Формировать убеждения детей о важности и роли семьи в жизни человека;
 развивать умение вступать в контакт и вести диалог с взрослыми и сверстниками.
Продолжать воспитывать у детей чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью. Познавательная беседа «О Петре и Февронии».
Ситуативный разговор «Нужна ли близким наша любовь?».
Речевые игры: «Продолжи предложение», «Я люблю … за то, что…».
Просмотр мультфильма «Сказание о Петре и Февронии».
Рисование на асфальте «Семья на ладошке» (обведение своей ладошки).
Познакомить детей с легендой о значении божьей коровки в жизни людей.
Лепка. Оберег для семьи «Божья коровка».
Чтение: А. Лопатиной, М. Скребицкой «Беседы и сказки о семье», Г.Зайцева «Приятного аппетита», Н.Кочергина «Гора Солнца». Информационная страничка
«Мудрое слово»
«Сказание о Петре и Февронии».
Август «Любовь» «Растём здоровыми»
1 неделя
«Мы пешеходы»
2 – 3 неделя
«В гостях у сказки»
4 неделя
«Трудолюбие и лень»
(часть 2)
Продолжать закреплять понятия о труде взрослых как жизненной необходимости на примере пословиц. Вызвать желание оказывать посильную помощь, быть трудолюбивым, самостоятельным. Формировать положительную эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений, созданных народными умельцами на примере заповедника Кижи. Игровое занятие «Делу время – потехе час» (№25,с.307).
Знакомство и разъяснение пословиц (№25, с.307).
Рассказ бабушки Рассказушки о труде и ремесле с рассматриванием иллюстраций с изображением русского храма Кижи (№25, с.307).
Загадывание загадок с рассматриванием предметов -отгадок (№25,с.308).
Игры: «Назови инструменты плотника», «Что в комнате сделано руками плотника?», «Что делает плотник (сапожник, кузнец)?» (№25,с.307,308,310).
Обыгрывание потешки «Идёт Кузьма из кузницы…» (№25, с.308).
Чтение стихотворений «Повар», «Пирог», «Сапожник», «Врач» (№25,с. 310, 311,312). Семейный альбом «Мои Истоки»
«Трудолюбивая ромашка» (рисование ромашки с названиями добрых, сердечных поступков вашего ребёнка на её лепестках).
Список литературы:
Алябьева Е.А. «Нравственно=этические беседы и игры с дошкольниками».
Голицина Н.С. «Перспективное планирование в детском саду. Старшая группа».
«Верность родной земле». Книга 1 для развития детей дошкольного возраста (5-6 лет) под общей редакцией профессора РАЕН И.А. Кузьмина.
«Радость послушания». Книга 2 для развития детей дошкольного возраста (5-6 лет) под общей редакцией профессора РАЕН И.А. Кузьмина.
«Светлая надежда». Книга 3 для развития детей дошкольного возраста (5-6 лет) под общей редакцией профессора РАЕН И.А. Кузьмина.
«Добрые друзья». Книга 4 для развития детей дошкольного возраста (5-6 лет) под общей редакцией профессора РАЕН И.А. Кузьмина.
«Мудрое слово». Книга 5 для развития детей дошкольного возраста (5-6 лет) под общей редакцией профессора РАЕН И.А. Кузьмина.
«Истоковедение». Том 11. Издательский дом «ИСТОКИ». Редакторы: И.А. Кузьмин, Л.П. Сильверстова.
Ильчук Н.П., Гербова В.В. «Хрестоматия для дошкольников 5-7 лет».
Князева О.Л., Маханёва М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
Лёвина С.А., Тукачёва С.И. «Физкультминутки».
Лёвина С.А., Тукачёва С.И. «Физкультминутки». Выпуск 2.
Липская Н.М. «Расту культурным» для детей 5-6 лет. Часть 1.
Липская Н.М. «Расту культурным» для детей 5-6 лет. Часть 2.
Мулько И.Ф. «Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет». Методическое пособие.
«Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры в детском саду компенсирующего вида». Г. Саров – 2001 год.
Петерина С.В. «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста».
Петрова В.И., Стульник Т.Д. «Этические беседы с детьми 4-7 лет».
«Развёрнутое перспективное планирование. Старшая группа». По программе под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гребовой, Т.С. Комаровой.
Фисенко М.А. «ОБЖ. Средняя и старшая группа».
Шорыгина Т.А. «Общительные сказки». Социально-нравственное воспитание детей.
Шорыгина Т.А. «Добрые сказки». Беседы с детьми о человеческом участии и добродетели.
Тарабарина Т.А., Ёлкина Н.В. «Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки».
Романова И.В., Кожанова М.Б. «Как прекрасен этот мир…»
Бойчук И.А., Полушина Т.Н. «Ознакомление детей младшего и среднего возраста с русским народным творчеством».
Шорыгина Т.А. «Моя семья». Методическое пособие.
Шорыгина Т.А. «Наша Родина – Россия». Методическое пособие.