Мочевыделительная система. Строение почек
Модульная программа «Формирование культуры здоровья»
М-5-6. «Мочевыделительная система. Строение почек»
Учебный элемент
Учебный материал с указанием заданий
Руководство по успешному усвоению
УЭ 0
ИДЦ: по завершении работы над учебными элементами учащийся должен освоить УУД:
Предметные: знать строение и функции выделительной системы, органов мочевыведения; определять понятия по теме урока;
уметь раскрывать роль органов выделения в поддержании гомеостаза; устанавливать связь между строением и выполняемыми функциями.
Метапредметные: регулятивные - совершенствовать умение чётко осознавать цели учебной деятельности, совершенствовать умение планировать пути достижения поставленных целей, осуществлять учебные действия, само и взаимоконтроль;
познавательные: совершенствовать умения преобразовывать текст учебника в схематичную и табличную форму;
знаково-символические: совершенствовать умение рационально оформлять записи в рабочей тетради, в ТПО;
логические: совершенствовать умение строить логическую цепочку рассуждений, формулировать понятия; совершенствовать умение использовать изученную биологическую лексику в ходе устных ответов;
коммуникативные: совершенствовать умение кратко пересказывать доступный по объему биологический текст, выполнять работу по предложенному плану, совершенствовать умения слушать собеседника и вести диалог, развивать умения владеть приемами монологической и диалогической речи;
личностные: формирование познавательного интереса, принятие норм и правил культуры поведения для здоровья мочевыделительной системы.
Используй для усвоения модуля УМК линии «Сфера»
Учебник: Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, Т.А. Цихмистренко Биология: Человек. Культура здоровья 8 класс.- М.: Просвещение 2009
Тетрадь-тренажер (ТТ): Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, Е.А. Дмитриева Биология: Человек. Культура здоровья 8 класс.- М.: Просвещение 2011
Тетрадь-практикум (ТП):
Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, Н.А. Васина Биология: Человек. Культура здоровья 8 класс.- М.: Просвещение 2011
уч-к & 42, ТТ с.38-39 №21-23, с. 46 № 13.
УЭ 1
Цель: актуализация познавательной деятельности учащихся
1.Из перечня (1-11) выберите ответы на вопросы (А-Л) и зашифруйте их:
1.Кариес
2.Цинга
3.Дизентерия
4.Холера
5.Глистные заболевания
6.Тиф
7.Ожирение
8.Гастрит
9.Отсутствие аппетита
10.Язва желудка
11.Цирроз печени
А.инфекционные заболевания кишечника
Б.Источник – недоваренное и недожаренное мясо и рыба
В.Источник – грязные руки, вода, пища, посуда
Г.Результат недостаточности движения (гиподинамия)
Д.Профилактика – чистота рук, овощей, фруктов, воды, пищи, посуды
Е.Результат нарушения гигиены ротовой полости
Ж.Результат нарушения режима дня и питания
З.Профилактика – хорошо проваривать и прожаривать мясо и рыбу
И.Профилактика – чистка зубов перед сном
К.Результат плохой сервировки Стола
Л.Результат курения и алкоголя
Взаимопроверка д/з в тетради-тренажере
Устно
УЭ 2
Цель: сформулировать тему и задачи урока.
1.Что такое выделение?
2.Какие системы принимают участие в этом процессе?
3.Расскажите о выделении млекопитающих.
4.Как происходит выделение ненужных веществ в теле человека?
5.Почему возникло затруднение?
6.О чем будем говорить на уроке?
7.Сформулируйте тему урока
8.Что нового узнаем?
9.Чему научимся?
Запись темы урока на доске и в тетради.
Устно
Формулируют тему и задачи урока
Записывают тему в тетрадь
УЭ 3
Цель: знать и распознавать органы выделения на таблицах; объяснять и устанавливать взаимосвязь между строением и функциями некоторых органов выделения, работать с различными источниками биологической информации.
В ходе беседы учащиеся перечисляют органы, изображенные на таблице «Выделительная система», определяют, какие из них относят к мочеобразующим и мочевыводящим, обобщая ответы, рисуют схему мочевыделительной системы на доске, дети - в тетрадях.
Устно
·Письменно в РТ
рисуют схему «Мочевыделительная система»
УЭ 4
Цель: знать строение почки, уметь работать с различными источниками информации
1.Прочтите учебник с. 101 и выполните в ТТ с.48 № 13
Проверка в классе.
2.Назовите функции почек
Функции почек:
участвуют в поддержании постоянного состава внутренней среды;
стимулируют образование эритроцитов;
образуют биологически активные вещества;
участвуют в регуляции артериального давления;
удаляют вредные вещества из организма.
3. Прокомментируйте стихотворение.
Они, как два больших боба,На связках закрепились.У позвоночного столбаУютно разместились.
Фильтруют почки нашу кровьС невиданным упрямством,Чтобы во внутренней средеДержалось постоянство.
Нефрон содержит капсулу,Канальцы и клубочки.Нефронов целый миллионСодержат наши почки.
Проходит кровь через нефрон,Каналец здесь решает,Чему вернутся в организм,А что он удаляет.
Мы смолоду должны учесть,Что нам всего дороже.Беречь должны не только честь,Но наши почки тоже.
Письменно в ТТ
Письменно в РТ
Устно
УЭ 5
Цель: знать состав плазмы, первичной и вторичной мочи, объяснять необходимость соблюдения правил личной гигиены
Моча - это профильтрованная плазма крови.
1.Вспомните, ребята, какой состав имеет кровь, плазма?
2. Давайте сравним её с мочой.
3.Первичная моча содержит по составу те же вещества, что и плазма, кроме белка, за сутки её образуется 150 л.
4.Вторичная моча - это вредные вещества, за сутки - 1-2 л.
Этапы
Процессы
Где образуется
Состав
образование первичной мочи
фильтрация
в капсуле
плазма без белка
образование вторичной мочи
обратное всасывание
в канальце
мочевина, мочевая кислота, креатин, лекарства, вода
Письменно в РТ
Запись в РТ таблицы.
УЭ 6
Цель: знать и называть причины и профилактику заболеваний мочевыделительной системы
Причина и профилактика мочевыделительной системы
Причины
Профилактика
Инфекционные заболевания
Закаливание, своевременное лечение
Переохлаждение организма
Избегать переохлаждения, ноги в тепле
Острая пища
Рациональное питание
Алкоголь, никотин, наркотики
Отказ от вредных привычек
Недоброкачественная вода
Контроль за качеством питьевой воды
Восходящая инфекция
Соблюдать правила личной гигиены
письменно в РП
УЭ 7
Цель: выходной контроль, подведение итогов и определение домашнего задания.
1.тест из 10-ти вопросов с одним правильным ответом по вариантам 1-й вариант - с 1-го по 5-й, 2-й вариант – с 6-го по 10-й. По окончании работы - самопроверка, варианты ответов на доске.
Тест
1. Структурная единица почки:
а) долька;б) нефрон;в) лоханка;г) малая чаша.
2. Образование вторичной мочи происходит:
а) в мочевом пузыре;б) в канальцах;в) в почечной вене.
3. В почке содержится нефронов:
а) 5000;б) 1000;в) 1000000;г) 500тыс.
4. В состав нефронов не входит:
а) клубочек;б) канальцы;в) капсула;г) лоханка.
5. Наличие какого вещества свидетельствует о заболевании:
а) белки;б) мочевины;в) соли аммония.
6. Какой орган не относится к мочевыделительной системе:
а) почки;б) печень;в) мочеточник;г) мочевой пузырь.
7. Мочевыделительная система удаляет:
а) углекислый газ;б) непереваренные остатки пищи;в) жидкие продукты распада веществ.
8. Какое количество первичной мочи образуется в сутки:
а) 1 л;б) 10 л;в) 150 л.
9. Как называется внутренний слой почки:
а) корковый;б) мозговой;в) почечная лоханка.
10. Центр рефлекса мочеиспускания находится:
а) в спинном мозге;б) в головном мозге.
2.Что нового узнали на уроке?
3.Чему научились?
4.Что у нас получилось хорошо?
5.Что нам пока не удается?
6.С каким настроением уходите с урока?
Выставление и аргументация оценок за работу на уроке.
Домашнее задание: &42, вопросы, задания в ТТ, не выполненные в классе, опережающее задание – сообщение «Виды кожи», «Заболевания кожи и их профилактика»
Письменно в РТ, самопроверка
Рисунок 115