Формирование самооценки в 1 классе
Формирование самооценки в 1 классе. (Слайд №1)
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) ориентирован на формирование личности, способной самостоятельно и свободно мыслить, находить креативные пути решения различного рода проблем. Самооценка, являясь существенной характеристикой личности, играет важную роль в её нравственном становлении и всестороннем развитии в целом.
Все участники учебного процесса должны понимать, что такое оценка и правильно воспринимать её. Это необходимо для успешного обучения и развития ребёнка. Слайд№2
Что такое оценка? Результат деятельности.
Слайд№3 Значит, мы оцениваем деятельность. Очень важно, чтобы ребёнок понимал, какую деятельность мы оцениваем и как.
Слайд№4 Самооценка – это важнейший психологический фактор формирования учебной деятельности учащегося, поэтому она играет значимую роль в становлении его индивидуальных особенностей и возрастных характеристик. Поэтому вопрос о формировании самооценки в начальных классах является актуальным в настоящее время.
Особенностью оценочной деятельности в 1 классе является безотметочное обучение, поэтому важно стимулировать ученика к познанию через похвалу, одобрение, создание ситуации успеха, совет, поддержку и сотрудничество.
При оценивании устных и письменных работ обучающихся формулируем словесную оценку, показываем удовлетворение от успехов ученика: «Молодец! Мне нравится, как ты стараешься»; «Отлично! Ты пишешь очень красиво»; «Хорошо, спасибо! Тебя было интересно слушать».
Такая словесная оценка важна на всех этапах обучения.
В первом классе сначала надо научиться организовывать свою деятельность. Для этого вводятся важные правила обучения:
Слайд№5 1. Правило тишины.
Слайд№6 2. Правило говорящего.
Слайд№7 3. Правило поднятой руки.
Знакомство с правилами происходят на первом уроке. На следующих уроках учимся выполнять эти правила. Сначала оцениваем себя коллективно.
Например: Предлагаю детям оценить своё умение соблюдать правило тишины.
- Кто сегодня на уроке старался всё делать очень тихо? Никому не помешал? Поднимите зелёный карандаш.
- Кто старался, но не всегда получалось? Поднимите жёлтый карандаш.
- Кому пришлось напомнить о правиле тишины? Поднимите красный карандаш.
Смотрю, насколько правильно себя оценили дети. Надо похвалить тех, кто взял жёлтый карандаш. Он умеет замечать свои недостатки. Значит, он сможет стать лучше. Дети рисуют в тетради кружок выбранным карандашом.
Особенностью системы оценивания предметных результатов в 1 классе является то, что обучающиеся оценивают свои достижения с помощью алгоритма. Учитель имеет право скорректировать эту оценку.
Алгоритм включает в себя опорные вопросы, ответив на которые, ученик делает вывод, справился ли он с заданием.
Слайд№8 Алгоритм самооценки для обучающихся 1-го класса:
Что нужно было сделать в задании? Какова была цель, что нужно было получить в результате?
Удалось получить результат? Найдено верное решение, ответ?
Справился с заданием без ошибок или допустил ошибку? Какую? Где?
Справился с заданием самостоятельно или с чьей-то помощью? Кто помогал, в чём?
В 1-м классе обучающиеся ещё психологически не готовы к объективной оценке своих результатов, в т.ч. к признанию своих ошибок. Поэтому мы следуем такому алгоритму работы, который позволяет постепенно развивать у детей умение оценивать свою деятельность.
Слайд№9
Алгоритм работы по развитию у обучающихся 1-го класса
навыков самооценки.
1-й шаг. Обозначаем своё настроение.
В начале учебного года на первых уроках наши первоклассники эмоционально оценивают прошедший урок (учебный день). На полях в тетради дети обозначают своё настроение, реакцию на урок («доволен», «было трудно» и т. п.) в виде символов, например, улыбающихся или грустных смайликов.
2-й шаг. Учимся сравнивать цель и результат.
Через 2-4 недели после начала учебного года предлагаем детям оценить содержание выполненной письменной работы. При этом дети учатся сравнивать поставленную цель и полученный результат. В диалоге с учениками использую следующие вопросы: «Какое было задание?», «Кто может сказать, что нужно было сделать?», «Посмотрите на свою работу – согласны, что задание выполнено?». На данном этапе дети учатся следовать двум первым пунктам алгоритма самооценки.
3-й шаг. Устанавливаем порядок оценки своей работы.
На втором месяце учебного года предлагаю обучающимся ответить на вопросы третьего и четвёртого пунктов алгоритма («правильно или с ошибкой?», «сам или с чьей-то помощью?»).
4-й шаг. Учимся признавать свои ошибки.
Дети учатся признавать свои ошибки. Ученику предлагается оценить выполнение задания, в котором у него есть незначительные ошибки.
5-й шаг. Учимся признавать свою неудачу.
Кому-то из детей предлагаю оценить себя в ситуации, когда он не справился с заданием.
6-й шаг. Используем умение самооценки.
Когда все (или почти все) ученики несколько раз оценили свою работу в классе, мы не проговаривает все вопросы алгоритма самооценки, а предлагаю ученикам самим задавать себе эти вопросы и отвечать на них. Когда у всех учеников умение работать по алгоритму самооценивания сформировалось, этот алгоритм сворачивается. Если самооценка объективная, то работа на уроке продолжается дальше, а если мнение учителя отличается от мнения ученика (завысил или занизил свою оценку), то необходимо снова обратиться к алгоритму и согласовать позиции.
Слайд№10 Посмотрите фрагмент урока, в котором видна работа по формированию самооценки где наши ребята оценивают свою деятельность на уроке с помощью различных приемов самооценки («Волшебная линеечка, «Светофорчики», «Говорящие рисунки»).
Слайд№15 Ребёнок с адекватной самооценкой сможет корректировать и совершенствовать свою учебно-познавательную деятельность
в школе, в дальнейшем сможет самореализоваться во взрослой
жизни.
Слайд№16 Спасибо за внимание.