Конспект занятия Школа вежливых наук
.Здравствуйте! Наше занятие называется «Школа вежливых наук.» Сегодня мы побываем в необычной школе-в школе вежливых наук! Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на нашем занятии? (ответы детей) Что это за «школа вежливых наук»? (ответы детей) Мы тоже с вами изучаем вежливые науки.
Ученик читает стихотворение «Будьте добры» (1 слайд).
Много славных дел ждёт вас впереди, но прежде всего вы вырастите настоящими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. Этому нужно учиться с детства.
Ученик читает стихотворение «Здравствуйте!»
Ребята, что же означает слово «Здравствуйте»?(ответы детей)(2слайд)
Оно образовано от слов «здравие», «здоровье», то есть, здороваясь, мы желаем человеку быть здоровым.
Что означает слово «спасибо»? (ответы детей)
В древности, когда хотели поблагодарить человека за доброе дело, ему говорили: «Спаси Вас Бог!». «Спаси Бог» превратилось в короткое «Спасибо».
Откуда появилось слово «До свидания»? (ответы детей)
Расставаясь друг с другом и надеясь еще встретиться, свидеться, люди не прощались, а говорили: «До свидания!».
А как вы понимаете фразу «благодарю Вас»? (ответы детей)
Благо - доброе, нужное, полезное.
Истинная благодарность та, что идет от чистого сердца.
Послушайте, какие еще вежливые слова вы услышите в стихотворении.Ученики читают стихотворение «Для чего на земле человек?».
Назовите вежливые слова, которые вы услышали в стихотворении (ответы детей).
Ребята, назовите пословицы, где использованы добрые, вежливые слова. Объясните их смысл (ответы детей).
А теперь я вам предлагаю свои пословицы! (3 слайд)
Как вы понимаете смысл этих слов? (ответы детей)
Так для чего нужны добрые слова? (ответы детей)
Не только слова должны быть у нас добрыми, но и поступки – такими, чтобы за них не приходилось краснеть ни нам, ни родителям вашим, ни друзьям.
(Сценка Мальвина и Буратино)
«Слово лечит – слово ранит» - как вы понимаете смысл этой пословицы? (ответы детей)
А теперь я буду читать первую часть пословиц, а вы должны их заканчивать. (4 слайд)
Вот и получается, что народ, складывая пословицы, прославлял ласковое доброе слово.
Может, поэтому мы и называем его «волшебным».
Ребята, когда вы слышите ласковые добрые слова, или когда вы сами говорите их, что ощущаете, какое у вас настроение?
На партах у вас лежат листочки с «волшебными» словами. Подумайте, каким цветом вам хочется закрасить их? Приступайте к работе (дети выполняют задание).
У кого «слова приветствия»? Выходите, берите магниты, прикрепляйте листочки к доске. Спасибо, садитесь.
У кого «слова благодарности»? Выходите, берите магниты, прикрепляйте листочки к доске. Спасибо, садитесь.
У кого «слова извинения»? Выходите, берите магниты, прикрепляйте листочки к доске. Спасибо, садитесь.
И остались «слова прощания».Выходите, берите магниты, прикрепляйте листочки к доске. Спасибо, садитесь.
В школе вежливых наук мы еще узнали новые слова. Не забывайте использовать их в своей речи.
А как вы думаете, наши прадедушки и прабабушки употребляли в своей речи эти вежливые слова? Ведь слово «вежливость» - старинное, и такие слова пришли к нам от наших предков. Некоторые из них устарели, а некоторые мы употребляем до сих пор.
Догадайтесь, кому на Руси так говорили … (5 слайд )Хлеб да соль – обедающим.
Чай да сахар – пьющим чай.
Море под коровой – доярке.
Улов на рыбу – рыбаку.
Наверное, вам кажется, что быть воспитанным очень трудно? А почему быть воспитанным очень трудно? (ответы детей)
Быть воспитанным – это значит, прежде всего думать о других, а не только о себе.
Проводится игра «Терем-теремок» (6слайд).
Можно говорить так, как говорила Мышка?
Почему так нельзя говорить? (ответы детей)
Почему лесным жителям удалось поселиться в Теремке?
(Говорили добрые слова и старались быть полезными мышке. Не только слова должны у нас быть добрыми, но и поступки)Скажите, кто такой «Добрый человек»?
Добрый человек – это тот, кто любит людей и помогает им. Добрый человек учит добру и делает добро сам.
Урок в школе вежливых наук подошел к концу. Кому мы можем сказать «спасибо»? (ответы детей)
Вежливость идет от души, от самого сердца. У вас на партах лежат сердечки Я прошу вас оценить свою комфортность на занятии. Если вам было комфортно, то есть доброжелательно, удобно, уютно – закрасьте сердечки красным, если не очень – зеленым, ну, а если вам было некомфортно, закрасьте сердечки синим.
Звучит песня Владимира Шаинского «От улыбки».
Поднимите и покажите свои сердечки мне и друг другу. Почему тебе не очень комфортно было? (Ответы 1-2 детей)
Вы довольны? Почему?
Наше занятие закончилось. Спасибо! (7 слайд)
Приложение.
Школа вежливых наук.
*** (1 слайд)
Не обижайте! Будьте добры
Всех тех, кто слабей. Пусть не боится вас воробей.
Согрейте котенка,
Погладьте щенка
И мотылька
Не сгоните с цветка.
Не обижайте и мошкары.
Не забывайте, будьте добры!
***
«Здравствуйте!»-
Поклонившись, мы руг другу сказали,
Хоть друг друга совсем и не знали.
«Здравствуйте!»-
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку (счастья) солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?
***
Для чего на земле человек?
Человек на земле для чего? – для труда.
Человек на земле для чего? – для добра.
Для любви, высоты, для далёких дорог…
Ну а ты, что хорошее сделать бы мог?
Я сказал бы такие простые слова,
От которых в душе наступает весна,
От которых легко, от которых светло,
От которых становится всем так тепло.
И не надо мудрить
И не надо зубрить,
В нашу речь нужно их
Навсегда поселить!
«Спасибо», «пожалуйста», «будьте добры»,
«Простите, исправлюсь» - всегда говори!
«Приветствую всех, благодарен я вам» -
Приятно услышать и мне, и друзьям.
«Доброго утра», « доброго дня»,
«Доброго вечера», даже «пока»,
С нежностью в голосе произнеси,
И в Антарктиде растают все льды!
(Сазонова Н.В.)
Теремок
Мышка (М.), Лисичка (Л.), Петушок (П.), Медведь (Мед.)
М. - Кто там?
Л. – Я, лисичка-сестричка, пусти меня к себе жить!
М. – Нет, не пущу, мне и без тебя хорошо!
Л. – Дорогая Мышка-норушка! Будь так добра, пусти меня в теремок. А я буду с тобой буквы учить.
М. – Хорошо, заходи!
М. – Кто там?
П. – Я, петушок – золотой гребешок, пусти меня к себе жить!
М. – Нет, не пущу! Мне и без тебя хорошо!
П. – Сударыня Мышка! Очень тебя прошу, пожалуйста, пусти меня в теремок! Я буду с тобой английским языком заниматься.
М. – Так и быть, заходи!
М. – Кто там?
Мед. – Я, медведь, пусти меня к себе жить!
М. – Нет, не пущу! Мне и без тебя хорошо!
Мед. – Матушка моя, Мышка – норушка! Пожалуйс та, будь так любезна, пусти меня в теремок, а я буду тебе надежным другом!
М. – Хорошо, заходи!