Классный час на тему: «В мире вежливых слов»
Классный час на тему: «В мире вежливых слов»
Цели: ознакомить с этическими нормами поведения;
дать представление о вежливом общении;
формировать привычку употреблять слова вежливости.
Оборудование: песня «Улыбка», цветик-семицветик, советы- памятки для каждого ученика, таблички с «вежливыми» словами.Звучит песня «Улыбка».
Вступительное слово учителя
Учитель. Как вы думаете, почему мы начали с песни?
(Выслушиваются высказывания детей.)
Конечно, она помогла и нам поделиться друг с другом улыбкой, а значит, проявить свое доброе отношение, расположение друг к другу. А от этого и настроение становится лучше, верно?
А когда не звучит такая песня, помним ли мы, что к другому человеку надо всегда относиться внимательно, сердечно, по-доброму?
Ученики. Не всегда.
Учитель. Как мы называем человека, который никогда об этом не забывает, и потому общаться с ним легко и приятно?
Ученики. Такого человека можно назвать воспитанным.
Учитель. Верно, вежливым, воспитанным. Сегодня пойдет разговор о вежливости. Ведь это одно из важнейших качеств воспитанного человека.
Учитель.
Вежливость в школе начинается,
Чтобы не кончаться никогда.
Она с годами закрепляется
И остается с человеком навсегда.
Учитель. До XVI века «вежа» означало «знаток», тот, кто знает правила приличия, общепринятые формы выражения доброго отношения к людям.
Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.
Учитель. Итак, задачи не на сложение, задачи на правила уважения!
1). Обсудить ситуации в группах.
1 ряд. Мальчик крикнул прохожему: «Сколько времени?» и сделал 3 ошибки, назовите их. (Нельзя кричать, надо говорить спокойно. Надо обратиться к прохожему, извинившись при этом за то, что вы его побеспокоили, и употребить вежливые слова: «Извините, пожалуйста, не могли бы вы сказать, который час?»)
2 ряд. Два мальчика столкнулись в дверях. Никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если одному 8 лет, а другому -11? (Дорогу уступает тот, кто вежливее.)
3 ряд. По улице шли двое прохожих. Одному 62 года, а другому 10 лет. У первого в руках было несколько предметов: 1 портфель, 3 книжки и 1 большой свёрток. Одна из книг упала.
У Вас упала книга,- закричал мальчик, догоняя прохожего.
Разве,- удивился тот.
- Конечно,- объяснил мальчик.
- У Вас было 5 вещей, а осталось 4.
Я вижу, ты хорошо знаешь вычитание и сложение,- сказал прохожий, с трудом поднимая упавшую книгу,- однако, есть правила, которых ты ещё не усвоил.
Какие это правила? Что должен был сделать мальчик?
2). Учитель. Ребята! Иногда во время перемены вы затеваете игру, но постепенно, входя в азарт, начинаете бороться. Невинная борьба часто превращается в драку.
Ученик 1.
Игру во дворе начинают опять,
Мальчишку в игру не хотят принимать.
Запомни, драчун-забияка,
Что это игра, а не драка!
Ученик 2.
Хорошее дело футбол и хоккей,
Соседей они превращают в друзей,
А в играх с друзьями мы сами
Должны оставаться друзьями.
Вместе
Да здравствует вежливость и доброта,
Да здравствуют добрые лица!
И пусть тот, кто злится - стыдится!
3) Игра «Путаница»
- На карточках записаны слова, но буквы перепутались. Вам нужно «распутать» слова. ПИБСОСА, ЛАБГОРДАЮ, БОРДОГО ТИПУ, ОБДОЙР ОНИЧ
(спасибо, благодарю, доброго пути, доброй ночи)
- Молодцы! А вы знаете, что означают слова «спасибо» и «благодарю»?
1 ученик. Слово «Спасибо» — это слово выражающее благодарность за что-либо. По правилам этикета необходимо благодарить даже за небольшую услугу. Слово «спасибо» появилось в русском языке в начале 20-го века. Оно произошло от словосочетания «спаси Бог». Когда говорим другому человеку «спасибо», желаем ему, чтобы его спас Бог.
2 ученик. Слово «Благодарю» образовано из двух слов: благо и дарить. Говоря это слово, вы делитесь частичкой вашего блага и отвечаете добром на добро. Слово «благодарю» произошло от русского слова «благодарствую» то есть «приношу благодарение».
4). –О каком волшебном слове говорится в этом рассказе?
В Осеева «Волшебное слово» (просмотр видео) (Это слово «пожалуйста»)
5). Доскажи словечко.
Встретив зайку, еж – сосед
Говорит ему ……..(привет)
А его сосед ушастый
Отвечает: ежик …..(здравствуй)
К осьминожке камбала
В понедельник заплыла
А во вторник на прощанье
Ей сказала…….(до свиданья)
Неуклюжий песик Костик
Мышке наступил на хвостик
Поругались бы они
Но сказал он ……(извини)
Олениху в 2 часа
Навестить пришла лиса
Оленята и олень
Ей сказали…..(добрый день)
6. Катя пупсика ИгнаткуУложила спать в кроватку
Больше он играть не хочет
Говорит….(спокойной ночи)
6). Вспомни волшебные слова.
В сказках сказочные герои тоже говорили волшебные слова, чтобы совершить то или другое волшебство. Пусть каждый из вас на время станет персонажем угаданной сказки и произнесет нужные слова.
1. С помощью каких слов можно было сварить в горшочке вкусную сладкую кашу? («Раз, два, три, горшочек, вари!»)
2. Какие слова велела Емеле произносить щука, которую он отпустил обратно в прорубь? («По щучьему веленью, по моему хотенью».)
3. Каким словам научили Буратино лиса Алиса и кот Базилио, утверждая, что они волшебные? («Крекс, фекс, пекс».)
4. С помощью каких слов можно было вызвать Сивку-бурку? («Сивка-бурка, вещий каурка, встань передо мной, как лист перед травой!»)
5. В восточной сказке «Али-баба и сорок разбойников» были волшебные слова, которые могли открыть дверь в пещеру. («Сим- сим, открой дверь!»)
6. В сказке В. Катаева девочке Жене подарили волшебный цветик-семицветик, у которого каждый лепесток мог выполнить любое желание. Какие слова при этом надо было произнести? («Лети-лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли, быть по-моему вели!»)
7). Изготовление коллажа
Учитель на доску помещает большой желтый круг.
- Нужно выбрать из этих слов только те, которые относятся к добрым, вежливым людям и наклеить их как лучи.
Развязный, аккуратный, доброжелательный, вежливый, грубый, неучтивый, умеет прощать обиды, чуткий, отзывчивый, помогает в беде, часто ссорится, вспыльчивый, скромный, общительный, ласковый, веселый, счастливый, наглый, жадный,внимательный, крикливый.
- Ребята, а чего не хватает на нашей картине? Конечно, на нашей доброй земле должны петь птицы, цвести сады, потому что природа тоже радуется доброте. Весь животный и растительный мир планеты зависит от нас – людей. А если мы будем злыми и жестокими по отношению к природе, то и цветы все погибнут.
Не случайно, народная мудрость гласит: доброта, что солнце. А добрые люди как лучи этого солнца добротой своей согревают людей.
8). Релаксационная пауза « Сердце Доброты».
- Наше занятие подошло к концу, мы вспомнили много хорошего, доброго и полезного.
- У вас на партах есть сердечки. Нарисуйте на них эмблему, которой вы покажите своё настроение к сегодняшнему занятию (весёлую рожицу, солнышко, улыбку, цветочек ...)
(Выходят, строятся)
- Ребята, поднимите сердечки те, у кого сегодня хорошее настроение?
– Мы сегодня научились быть вежливыми, знаем как вести себя в различных ситуациях, я думаю, что мы можем подарить присутствующим в зале наши теплые добрые сердца, подарим им немного радости и счастья и сами станем от этого счастливее.
13. Рефлексия.- Посмотрите на картину, которая у нас с вами получилась. Кого же мы называем добрым человеком?- Добравшись до Доброй земли, вы, наверное, поняли, что у каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте.
14. Итог- Путь к доброте – нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередование добра и зла. Научиться быть по-настоящему добрым – трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках.- А я сегодня всех благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе.
Ситуация 1. Девочка возмущенно жаловалась маме: “Во дворе есть такой плохой мальчик – все время зовет меня Валькой”. “А ты как его зовешь?” – спросила мама. “Я его вообще никак не зову. Я ему просто кричу: “Эй, ты!”Права ли была девочка?(Девочка сама должна звать мальчика по имени, показывая ему пример, а не кричать “Эй, ты!”)
Ситуация 2. Мальчик крикнул прохожему “Сколько время?”Какие ошибки допустил мальчик?1) надо было не кричать, а говорить; 2) Скажите, пожалуйста; 3) Правильнее говорить который час, а не сколько время )Ситуация 3.На день рождения имениннику неожиданно принесли в подарок две одинаковые машинки. На что мальчик сказал “Что мне делать с двумя машинками? Ведь у меня такая уже есть!”Что бы вы сказали на месте мальчика, чтобы не обидеть гостя?(Большое спасибо! У меня теперь две одинаковые машинки, можно играть вдвоем!)Ситуация 4. В школьном коридоре разговаривают 2 учителя. Среди них Катя увидела свою учительницу и вежливо поздоровалась только с ней: “Здравствуйте, Ольга Ивановна!” Правильно ли поступила девочка?(Надо было сказать общее “Здравствуйте”)
Сказочная долина- Да, непросто, оказывается, быть вежливым и культурным человеком. Этому необходимо учиться всю жизнь. А помогают нам в этом не только наши родители, учителя, но и старые, добрые сказки. Наш дальнейший путь лежит в Сказочную долину. Ведь именно в сказках Добро всегда побеждает зло.- Давайте, ребята, вспомним, какие сказочные герои творили добрые дела, приносили радость окружающим. А поможет нам в этом Сказочный сундук. Нам нужно догадаться, кому принадлежат эти предметы?( Шляпа, цветик - семицветик, аптечка, сапожек, розы, собачка)
1. Этот сказочный герой носил широкополую шляпу. С прекрасной шарманкой он ходил по городам, пением и музыкой добывал себе на хлеб. Он спас кукол от злого Карабаса-Барабаса и открыл для них замечательный театр. (Папа Карло)2. Лечил зверей и птиц, спас больных зверей Африки (Айболит)3. Это были любимые цветы девочки, которая оказалась сильнее Снежной королевы и спасла своего друга из ледяного плена (Герда)4. Эта девочка использовала последний лепесток, чтобы помочь выздороветь больному мальчику. (Женя из Цветика-семицветика Катаева)5. Это сказочный герой помог своему хозяину стать маркизом, жениться на принцессе и стать владельцем огромного замка.6. Эта собачка была неразлучным другом девочки, которая помогла Страшиле, Железному дровосеку и Трусливому Льву обрести то, чего им не хватало в жизни.Чем же отличаются эти сказочные герои от всех остальных героев, например Бабы-Яги, Карабаса-Барабаса? Тем, что они творят добро, помогают доброму человеку, хорошему делу, мешают злому.
Сценка “Буратино и Мальвина”.
Мальвина: Здравствуй, Буратино!Буратино: Здравствуй, Мальвина!Мальвина: Что-то ты не весёлый сегодня? Может быть задание не выполнил?Буратино: Плохо я справился с заданием.Мальвина: Почему?Буратино: (Злобно выкрикивает). Потому что не умею себя сдерживать!Мальвина: А как ты думаешь, приято ли людям с тобой говорить, когда ты такой сердитый?Буратино: Вот ещё! Кто не хочет, пусть со мной не разговаривает, плакать не буду.Мальвина: Буратино, ответь, пожалуйста, каким тоном ты разговариваешь?Буратино: Что значит – каким тоном! Обыкновенным!Мальвина: Подожди, Буратино, пусть ребята тебе подскажут, действительно ли у тебя обыкновенный тон. (Ребята высказывают свои мнения).
Буратино: Может быть, я иногда и говорю немного громко, зато я хороший товарищ, всем помогаю, люблю всех веселить. Только некоторые шуток не понимают. Вот вчера, например, иду и вижу: Пьеро поскользнулся и как хлопнется о землю. Я, конечно, начал смеяться и спросил у него: “Ну, как посадка прошла?” Он обиделся почему-то и ушёл. А что я плохого ему сказал? Или вот учительница двойку за кляксу ему поставила, а я, чтобы его утешить, спел: “Клякса – вакса – гуталин, на носу горячий блин!” Что тут было! Он очень рассердился. А я ведь развеселить его хотел. Не хорошо он поступил, правда, ребята? (Ответы детей).
Мальвина: Я думаю, что ребята правильно тебе сказали: ты поступил плохо! Нужно всегда подумать вначале: не обидишь ли ты человека тем, что ему скажешь. Нужно следить за своими словами.
Буратино: Я разве один так разговариваю? Да я, можно сказать, учусь у ребят. Вот они на меня нападают, объясняют, что правильно, что не правильно. А сами как разговаривают? Пусть скажут… А, замолчали! Потому что многие из них очень похожи на меня. Разве не так? Есть такие (переходит на шёпот), что даже бранятся. Да, да, я сам слышал! Из-за мелочи называют друг друга грубыми словами, дразнятся, не уступают друг другу. А иногда смеются над неудачами товарищей! Давайте, ребята, не будем спорить, кто хуже или лучше себя ведёт, а просто все станем добрей. Хорошо я придумал, Мальвина?
Мальвина: Это ты здорово придумал! Недаром в народе говорят: “Слово лечит, слово и ранит”. Запомните это!
Обсуждение:
- К чему нас призывает Буратино?- Почему недаром в народе говорят: “Слово лечит, слово и ранит”?