Урок химии в 9 классе Петровской СШ Бухаржырауского района, учитель из Ростовской СШ Бухаржырауского района


Краткосрочное планирование урока химии в 9б классе КГУ «Петровской ОСШ» Бухаржырауского района.
Ф.И.О. и место работы Маханова Айгуль Куанышевна, учитель химии первого уровня КГУ «Ростовская опорная школа (ресурсный центр)» Предмет: ХИМИЯ Класс: 9б
Тема урока: «Органическая химия. Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова».
Цель:
(SMART, из среднесрочного планирования) Формирование первоначальных знаний по органической химии, ознакомление с Теорией химического строения органических соединений А.М. Бутлерова, через организацию самостоятельного познания учащихся и взаимной проверки в течении одного урока.
Ожидаемый результат:
(из среднесрочного планирования) Изученный учебный материал об органических соединениях и первых попытках классификации. Сформированность учебных знаний, навыков и умений по предмету. Развитие активной позиции школьников.
Критерии успеха: Организованный учебный процесс. Умения развивать собственные навыки исследования. Умение работать в группе. Отслеживать результативность учебного процесса.
Ключевые идеи/подход: Групповая и парная работа. Исследовательская деятельность. Креативный подход к решению стандартных задач. Самостоятельное изучение нового материала, определение уровня понимания через перекрёстный и критический опрос.
Учебник:
(рекомендованный МОН РК) Учебник химии для 9 класса общеобразовательной школы. 3-е издание, доработанное. М.Б. Усманова, К.Н. Сакарьянова. Алматы «Атамұра» 2013 год.
Ход урока/заметки учителя:
Время Деятельность учителя Деятельность
обучающихся Оценивание Ресурсы
Формативное (ОдО) Суммативное (ОО) 3 минуты Вводная часть учителя:
«Дорогие ребята! Сегодня на уроке, мы с Вами познакомимся с новым разделом науки – Органическая химия. Изучим теорию химического строения органических соединений. Будем работать самостоятельно, в парах и во взаимном сотрудничестве».
В конце урока должны знать:
- Что такое органическая химия?
- Из каких элементов состоит органическая химия?
- В чём отличие органических соединений от неорганических соединений?
В конце урока должны уметь:
- Различать неорганические вещества от органических веществ.
- Дать характеристику углерода и его валентных возможностей.
-Объяснять влияние качественного и количественного состава на свойства органических соединений.
- Приводить примеры. Эмоционально-психологический настрой на урок.
Ребята озадачены целями и задачами урока. Делятся на группы. Словесный настрой на положительный итог урока. Учебник, перфокарты и интерактивная доска.
5 минут Терминологический диктант (ознакомление с терминами, воспроизведение терминов, взаимопроверка):
1. организм
2. органическая химия
3. органогены
4. качественный и количественный состав
5. порядок соединения атомов
6. взаимное влияние
7. ковалентная связь
8. соединяться друг с другом
9. двойные и тройные связи
10. Александр Михайлович Бутлеров 1861 год.
2 минуты – на прочтение терминов
2 минуты – на письменное воспроизведение в тетрадях
1 минута 0 взаимная проверка терминов в парной работе (правильный ответ – 1 балл)
Развивают собственную память, которая затем будет проявляться при ознакомлении с текстом и при опросе. Развитие зрительной памяти и умение управлять учебным процессом. Взаимная проверка в парах: 1 балл – правильный ответ.
Термины и новые слова на интерактивной доске.
9 минут Работа с текстом стр. 216-218 (3 страницы по 3 минуты)
- Читаем внимательно!
- Читаем осознанно!
- Акцентируем внимание на новые слова!
После окончание чтения учитель спрашивает:
Есть ли вопросы?
Читают внимательно, осознанно и акцентируют внимание на новые термины и слова. Соблюдают временные рамки. Словесное поощрение деятельности учеников. Текст параграфа по учебнику химии 9 класса
15 минут Перекрёстный опрос:
Из каких элементов состоят органические вещества?
Что такое органогены? (рождающие органические соединения)
Каким образом получают органические вещества? (выделяют из живых организмов, из неорганических веществ, синтетическим путём)
Широко ли распространены органические соединения в природе?
Чем отличаются органические вещества от неорганических веществ? (неустойчивы к высоким температурам, при гниении и горении образуют низкомолекулярные соединения, не являются электролитами)
Дайте характеристику расположения углерода в Таблице химических элементов Д.И. Менделеева?
Какую валентность имеет углерод?
Характерна ли для органических соединений ионная связь, если нет, то какая связь характерна?
В каком году А.М. Бутлеров основал теорию? Какую теорию?
В какой последовательности соединены атомы в молекулах органических соединений? (согласно валентности)
От чего зависят свойства органических соединений? (не только от состава и количества атомов, но и от порядка соединения атомов)
Каким образом атомы в молекулах органических соединений взаимно влияют друг на друга?
Что такое качественный состав молекул органических соединений?
Что такое количественный состав молекул?
На чём основывается порядок соединения молекул в органическом соединении? (в соответствии с валентностью элементов)
Чем обусловлены различия в свойствах органических соединений? (обусловлены изменением порядка соединения атомов в молекулах)
Отражается ли на свойствах органических соединений взаимное влияние атомов друг на друга?
Самостоятельно, работая с учебником и справочными данными, ученики класса определят для себя новые познания по данной теме. Будет проявляться стремление ознакомиться с изученным материалом, ранжировать основные понятия, подбирать правильные ответы на заданные вопросы. Уметь проявлять бдительность при работе с перфокартами. Выражение своего отношения к изученному материалу на уроке при перекрёстном опросе. Умение адаптировать своё понимание при ответе на поставленный вопрос. Оценка и работа по перфокартам. Вопросы для перекрёстного опроса.
10 минут Критический опрос:
Органические вещества - это соединения углерода и водорода. (да)
Органогены – это элементы малых периодов, рождающих органические соединения. (да)
Органические вещества получают только синтетическим путём! (нет)
Органические вещества входят в состав живых растений, животных, человека, в состав пищи. (да)
Органические вещества устойчивы к высоким температурам. (нет)
Органические вещества – являются электролитами! (нет)
При горении и гниении органические вещества образуют низкомолекулярные летучие неорганические соединения! (да)
Наличие кратных связей (двойных и тройных), характерно ли для органических соединений. (да)
А.М. Бутлеров в 1861 году создал теорию строения органических соединений. (да) (да)
Атомы в молекулах органических соединений расположены хаотично и беспорядочно! (нет)
Развивают критическое мышление, способствующее обобщению уровня полученных знаний при изучении данной темы. Критическое отношение к изученному материалу. Умение логически делать выводы по теме урока. Взаимная проверка в парах: 1 балл – правильный ответ
2 минуты Рефлексия: «Ребята высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана, заранее подготовленные учителем»:
- «Сегодня я узнал…»,
- «Было интересно…»,
- «Было трудно…»,
- «Я понял, что …»,
- «Теперь я могу…»,
- «Я почувствовал, что…»,
- «Я приобрёл…»,
- «Я научился…»,
- «У меня получилось…»,
- «Урок дал мне для жизни…»,
- «Мне захотелось…».
Выстраиваются в круг и выражают собственное отношение к тому, что увидели, услышали и узнали. Словесное выражение собственного понимания в кругу одноклассников. Слайды.
1 минута.
Подведение итогов и выставление оценок. Домашнее задание: раздел №4, параграф 48, страницы 216-218. Собственная оценка деятельности детей. Похвала и моральное поощрение деятельности детей. Заметки учителя/Рефлексия: Методы, используемые на уроке, позволили ученикам на протяжении всего урока быть внимательным, читать осознанно, следить за последовательностью деятельности учителя, уметь выделять главное из прочитанного, возможность интерпретировать высказывания, тем самым обозначая основные учебные моменты, с целью понимания и формирования понятий. Терминологический диктант, позволил развивать память, так как ученики ранее не использовали данные способы активизации деятельности. Ученикам была дана возможность по памяти воспроизвести письменно новые термины и словосочетания, с которыми они не были ещё знакомы. Данный метод работы формирует способность учащихся зрительно запоминать и воспроизводить письменно то, что было прочитано. Также данный способ активизирует учащихся понимать новые слова, которые потом будут встречаться при прочтении нового материала. Следующим этапом было прочитать три страницы текста по новой теме. Ребята читали осознанно, внимательно и акцентировали внимание на новые слова и термины. Представляли значение каждого понятия. Согласно перфокартам, при перекрёстном опросе ученикам были заданы несколько вопросов. Данные вопросы и ответы на них, позволили показать результативность чтения ребят нового материала и внимательность при подборе правильного ответа. Ребятам данный вид работы очень понравился. Итогом урока стало проведение критического опроса учащихся, где им было предложено 10 высказываний, на которые ребята отвечали «да» или «нет». На данном этапе урока ученики критически оценивали ситуацию, критически подбирали правильность ответа и согласно принципу работы соглашались или не соглашались с высказыванием. Данная форма работы позволила подвести итоги деятельности учеников на протяжении всего урока. Наблюдалось, что ребятам такая форма проведения урока понравилась. Они с удовольствием выполняли задания и отвечали на поставленные вопросы. При проведении рефлексии, планировалось, что ребята, взявшись в круг, будут высказывать своё личное мнение предложением, начало которого изображено на рефлексивном экране. Многие из них высказали мнение о том, что урок понравился, многое взяли для жизни умение работать внимательно и осознанно. Ребята научились отвечать на поставленные вопросы мобильно и правильно, тем самым ориентируясь в результатах своей деятельности и видя, где необходимо приложить усилия для совершенствования своих полученных знаний.
Использование перфокарт на уроке, даёт наглядно и прозрачно показать знания детей, оказать помощь друг другу и тем самым уметь приращивать полученные знания. Обрадовал тот факт, что практически все ребята учебный материал усвоили и получили положительные оценки.
Учитель химии КГУ «Ростовская опорная школа (ресурсный центр)»: Маханова А.К.