Программа Клуб любителей книги
Муниципальное казенная общеобразовательная организация средняя общеобразовательная школа №1 им .Героя Советского Союза с.Чикола Ирафского района
Программа
«Клуб любителей книги»
Выполнила педагог-библиотекарь
Боллоева Ира Амурхановна
Пояснительная записка.
Программа «Клуб любителей книги» по содержательной, тематической направленности является художественно – эстетической; по функциональному предназначению учебно – познавательной; по форме организации групповой; по времени реализации – годичной.
Программа предназначена для младших школьников и направлена на обеспечение дополнительной теоретической подготовки по литературе.
Программа «Клуб любителей книги» разработана в соответствии с основополагающими требованиями. Данная программа реализует художественное направление в организации внеурочной деятельности. В ее основу заложена идея вооружения детей культурной, выразительной речью, а также развитие творческого потенциала ребенка.
Актуальность данной программы обусловлена с ее практической значимостью. В основе формирования способности литературного анализа лежат два главных вида деятельности учащихся: это творческая практика и изучение теории литературы. Это позволяет развить речь учащихся, повышает учебную мотивацию детей и, главное, воспитывает грамотного читателя. Использование компьютерных технологий в процессе работы позволяет значительно повысить эффективность работы по воспитанию интереса к книге, к чтению. С использованием ИКТ можно проводить интересные, познавательные игры, викторины, различные диспуты, знакомить детей с писателями и их произведениями.
Заботясь о качестве обучения младших школьников – читателей, о воспитании интереса к книге не стоит забывать о среде, которая влияет на весь процесс формирования личности учащегося.
Концепция программы. Задача преподавателя литературного чтения – воспитывать внутренний мир воспринимающего человека, воспитывать его и в общегуманитарном направлении (что предполагает философское, социокультурное, нравственное, экологическое развитие), и непосредственно в художественном плане, эстетически.
Цель программы: формирование культуры литературного чтения в процессе внеурочной деятельности.
Задачи:
Учить различать жанры литературных произведений, составлять с помощью компьютера пособие – брошюру с детскими работами.
Определить функции культуры литературного чтения в структуре личности школьника.
Изучить объективные возможности использования культуры литературного чтения внеурочной деятельности в формировании ребенка.
Через досуговую деятельность формировать толерантное отношение между учащимися.
Учащиеся должны знать:
не менее 10 стихотворений разных авторов (из них ряд стихотворений любимого поэта); некоторые факты из биографии любимого писателя или поэта.
Учащиеся должны уметь:
читать свободно, бегло и выразительно, вслух и про себя; эмоционально воспринимать средства художественной выразительности в литературном произведении;
отличать сказку от небылицы; отличать волшебную сказку от былины; чувствовать тональность народной песни;
находить черты сходства и различия в рассказе и повести; рассказывать о любимом писателе, поэте;
устно и письменно высказываться на тему литературного произведения и на свободную тему.
Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество и освоение опыта прошлого.
1 – й год обучения
№/№
Тема Кол – во часов Примечание
1. Введение.
Устное народное творчество.
(Фольклор).
Малые жанры фольклора. 1 2. Жанры фольклора. Сравнение и сопоставление жанров фольклора. 1 3. Устное народное творчество.
Сказки. Виды сказок:
О животных, волшебные, бытовые. Композиция.
«Сказочные приметы» 1 4. Устное народное творчество.
Сказки о животных.
«Лиса и волк», «Медведь и лиса», «Кот, петух и лиса». 1 5. Устное народное творчество.
Сказки о животных.
Практическое занятие №1.
(Чтение по ролям, инсценирование). 1 6. Устное народное творчество.
Волшебные сказки.
«Царевна – лягушка», «Морозко».
Герои волшебных сказок. 1 7. Волшебные сказки.
Практическое занятие №2.
Викторина. (Конверт)
1 8. Устное народное творчество.
Бытовые сказки. Комизм.
1 9. Устное народное творчество.
Практическое занятие №3.
Чтение по ролям. Рисование предметов бытовых сказок. 1 10. Обобщающее занятие по жанру
«Сказки», по устному народному творчеству.
Элементы малых жанров в сказке. 1 11. Обобщающее занятие по устному народному творчеству.
Викторина. 1 12. Обобщающее занятие по жанру «сказки». Презентация
«Моя любимая сказка». 1 13. Авторская (литературная сказка). 1 14. А.С.Пушкин. Биография. Сказки Пушкина. 1 15. Сказки Пушкина.
Практическое занятие №4.
Конкурс чтецов. 1 16. Сказки авторские зарубежных авторов.
Г.Х.Андерсен,Ш.Перро,В.Гауф1 17. Презентация любимого автора литературной сказки. 1 18. Авторская сказка.
Практическое занятие №5.
Сочинение сказки.
Выпуск брошюры. 1 19. Устное народное творчество
народов ближнего зарубежья.
Национальные сказки.
(Чтение, отличительные черты) 1 20. Сказки народов мира.
Книжная выставка. 1 21. Басня. Ее особенности.
(Сюжет, герои, сценичность).
Басни Эзопа, Л.Толстого, И.Крылова. 1 22. Практическое занятие №6.
Басни Крылова. Инсценирование. 1 23. Практическое занятие №7.
Иллюстрация к басне.Создание брошюры. 1 24. Викторина
«В дружбе с литературой».
Обобщение изученного. 1 25. Книжкина мастерская.Ремонт книг.
Задание на лето. 1 Итого 25 Примерное содержание программы.
2 –й обучения.
Введение.
Устное народное творчество. (Фольклор).
Малые жанры фольклора:
поговорки, пословицы, считалки, прибаутки.
Сравнение, сопоставление жанров.
Устное народное творчество.
Сказки. Виды сказок: о животных, бытовые, волшебные.
Композиция. «Сказочные приметы».
О животных:
Ролевое чтение. Характеристика образов – героев сказок.
(Образ Лисы, Волка, Медведя, Зайца).
Бытовые:
Комизм. Отличие от волшебных сказок. Герой – бывалый солдат.
Бытовые сказки кратки, одно действие.
Волшебные:
фантастические герои. Герой сказок – мужественный, бесстрашный, завоевывает счастье.
Присказка. Цель присказки. Эпитеты. Метафора.
Авторские сказки.
Творчество А.С.Пушкина.
Конкурс чтецов. Отрывки наизусть из любимых произведений – сказок.
Творчество зарубежных авторов.
Г.Х.Андерсен
Ш.Перро
В.Гауф.
Чтение, пересказ.
Авторская сказка. Выпуск брошюры (лист на компьютере,рисунок).
Национальные сказки.
(Чтение, отличительные черты, тональность).
Басня. Особенности жанра.
(Сюжет, герои, сценичность, нравственная направленность).
Эзоп, Л.Толстой, И.Крылов.
Чтение, инсценирование. Создание брошюры. Рисунок (иллюстрация) к басне.
Викторина «В дружбе с литературой».
Проверка знаний, усвоения материала.
«Книжкина мастерская».
Ремонт книг. Расстановка книг на полке. Задание на лето.
3 –й год обучения.
№/№
Тема Кол – во часов Примечание
1. Введение.
Устное народное творчество.
Жанры. Сравнение.
1 2. Устное народное творчество. (Фольклор). Сказки. Русские народные сказки. Виды. Композиция.
«Лисица и медведь»,
«Царевна – лягушка».
1 3. Практическое занятие №1.
«Сказки». Инсценирование, чтение по ролям. «Лисица – сестрица». 1 4. Литературные сказки.
Аксаков «Аленький цветок»,
В.Катаев «Цветик – семицветик».
Пересказ. 1 5. Практическое занятие№2.
Сочинение авторской сказки. Брошюра. 1 6. Басни. Ее особенности.
Эзоп, Л.Толстой, И.Крылов. 1 7. Практическое занятие №3.
Басни И.Крылова. Инсценирование. 1 8. Поэты – детям. Детское стихотворение. Рифма, ритм и настроение в стихотворении. 1 9. Поэтическая тетрадь №1.
Страницы русской классики.
А.С.Пушкин. Стихи о природе, сказки. 2 10. Практическое занятие №4.
А.С.Пушкин .Конкурс чтецов. 1 11. Н.А.Некрасов.
«Зеленый шум».«Дедушка Мазай и зайцы».«Генерал Топтыгин» 1 12. М.Ю. Лермонтов. «Бородино»
200 лет Бородинской битве. 1 13. Практическое занятие №5.
«Мое любимое стихотворение».
Презентация. 1 14. Поэтическая тетрадь №2. «Веселые стихи». Б.В.Заходер. Сборники. 1 15. А.Л.Барто. «Снегирь». «Первоклассница» 1 16. С.Я.Маршак «Багаж»
«Сказка о глупом мышонке». 1 17. К.Чуковский.
«Федорино горе», «Мойдодыр»,
«Приключение Бибигона»
Чтение по ролям. 1 18. Поэтическая тетрадь №3.
Е.Благинина.Сборник «Осень»
«Вот такая мама» 1 19. К.Д.Бальмонт «Фейные сказки» 1 20. А.Ахматова «Мурка», «Мужество»,
«Памяти друга» 1 21. Саша Черный.
Сборники «Живая азбука»,
«Детский остров»
Практическое занятие№6.
Создание брошюры. Иллюстрация к любимому стихотворению. 1 22. Писатели мира – детям.
Д.Киплинг «Маугли»
Д.Родари «Чиполлино»
А.Линдгрен «Малыш и Карлсон».
Обсуждение экранизации.
1 23. Обобщающее занятие.
«С любовью о литературе».
Творчество детей.
Оформление брошюры. 1 24. Концерт.
Чтение стихов, инсценирование фрагментов сказок, басен. 1. Итого 25 Примерное содержание программы
3 – й год обучения
Введение.
Устное народное творчество. (Фольклор).
Жанры. Сравнение. Подбор пословиц по теме, загадки.
Устное народное творчество.
Сказки. Виды. Композиция. Сказочные приметы: зачин, концовка, троекратные повторы, постоянные эпитеты.
Инсценирование сказок о животных, чтение по ролям.
«Лисица – сестрица и серый волк», «Звери в яме»,т. д.
Литературные сказки Аксакова, Катаева.
Пересказ. Сочинение брошюры (общей, классной) – печатание текста сказки.
Поэты – детям.
Понятие стихотворения, рифма, ритм и настроение в стихотворении.
Поэтическая тетрадь №1.
Поэты – классики.
А.С.Пушкин.
Биография. Стихи о природе. Анализ стихотворений. Сравнение. Работа над техникой выразительного чтения.
Конкурс чтецов. Творчество А.С.Пушкина.
Н.А.Некрасов.
Биография. Стихотворения «Зеленый шум», «Дед Мазай и зайцы», «Генерал Топтыгин».
М.Ю.Лермонтов.
«Бородино». Выразительное чтение, книжно – иллюстративная выставка к 200 – летию Бородинской битве.
Обобщающее занятие поэтической тетради №1.
Презентация. «Мое любимое стихотворение».
Поэтическая тетрадь №2.
«Веселые стихи»
Б.В.Заходер. Биография. Сборники.
А.Л.Барто.
Биография. Стихотворения «Снегирь», «Первоклассница», др.
С.Я.Маршак.
Биография. Стихотворения «Багаж», «Сказка о глупом мышонке».
К.И.Чуковский.
Биография. «Федорино горе», «Мойдодыр», «Приключение Бибигона».
Поэтическая тетрадь №3.
Е.Благинина.
Биография. Стих. сборники «Осень», «Вот такая мама».
Техника выразительного чтения.
К.Д.Бальмонт
Биография. Стих. сборник «Фейные сказки» («Фея», «Кошкин дом», «Русалочка», «Осень», «Бабочка»).
А.Ахматова
Биография. Стихотворения «Мурка», «Мужество», «Памяти друга».
Выразительное чтение.
Саша Черный
Биография. Сборники «Живая азбука», «Детский остров».
Итоговое занятие. Создание брошюры – иллюстрация к любому стихотворению.
Литература зарубежных стран.
Писатели мира – детям.
Д.Киплинг. Биография. «Маугли» (обсуждение, пересказ).
Д.Родари. Биография. «Чиполлино»
А.Линдгрен. Биография. «Мальчик и Карлсон.
Обсуждение экранизацию книг А.Линдгрен.
Обобщающее занятие.
«С любовью о литературе». Творчество детей. Оформление брошюры
(Домашние сочинения).
Концерт.
Чтение стихотворений, прослушивание песен на стихи С.Есенина и других поэтов, оформление зала, брошюра от класса, книжно – иллюстративная выставка о литературе, писателях.
4 –й год обучения
№/№
Тема Кол – во часов Примечание
1. Введение.
Библиографический урок. «Собрал человек слова».
Юбилей В.И.Даля (210 лет со дня рождения).
1 2. Устное народное творчество.
(Фольклор).Малые жанры.
1 3. Сказки. Виды . Народные, литературные.
Отличие. 1 4. Практическое занятие №1.
Чтение сказки по ролям.
(По выбору детей). 1 5. Вечер поэзии .190 лет Н.А.Некрасову.
Сборник «Русским детям». 1 6. Литературные жанры. Басня.
Эзоп, Крылов И., Толстой Л.Н. 1 7. Практическое занятие №2.
Инсценирование басни И.Крылова
(по выбору детей). 1 8. Литературные жанры. Рассказ.
Расширение и углубление знаний о
рассказе.
Л.Пантелеев «Честное слово». 1 9. М.Зощенко
«Леля и Минька», «Глупая история». 1 10. А.П.Чехов
«Мальчики», «Ванька». 1 11. Л.Н.Толстой «Для детей» Сборник. 1 12. А.И.Куприн «Слон» 1 13. Практическое занятие №3.
В.Распутин «Уроки французского»
(«Судебный процесс»). 1 14. Практическое занятие №4.
Составление брошюры. Рассказ детей. 1 15. Повесть. А.Гайдар «Школа»,
«Тимур и его команда». 1 16. Автобиографические произведения.
Баллада – рассказ в стихах. 1 17. Стихотворение.
Рифма, ритм и настроение в стихотворении.
Изобразительно – выразительные средства
(Эпитеты, метафора) 1 18. Поэтическая тетрадь.
А.Н.Майков «Летний дождь», «Весна». 1 19. Я.Л.Аким
«Где ты ходишь, осень?», «Неумейка». 1 20. Ю.Тувим.«Птичий двор», «Овощи». 1 21. Обобщение.
Конкурс чтецов стихотворения.
(По выбору детей). 1 22. Презентация любимого произведения.
(По выбору детей). Пересказ. 1 23. Викторина. «С любовью о литературе». 1 24. «Книжкина мастерская»Ремонт книг. 1 25. Итоговое занятие. Задание на лето. 1 Итого 25 Примерное содержание программы
4 – й год обучения
Введение.
Объяснение цели, задач «Клуба любителей книги».
Библиографический урок «Собрал человек слова».
В.И. Далю – 210 лет. Биография. Книжно – иллюстративная выставка. Работа с толковым словарем.
Устное народное творчество. (Фольклор).
Малые жанры - ПОСЛОВИЦЫ, СЧИТАЛКИ, ЗАГАДКИ,ПРИБАУТКИ.
Сказки. Виды – волшебные, бытовые о животных.
Композиция – сказочные приметы (зачин, концовка, троекратное повторение, постоянные эпитеты).
Литературные сказки. Отличие.
«Вечер поэзии».
Юбилей (190 лет) Н.А.Некрасова.
Выразительное чтение стихотворений Н.А.Некрасова.
Обсуждение творчества поэта.
Литературные жанры.
Басня. Эзоп, И.Крылов, Л.Н.Толстой.
Чтение. Язык басни. Инсценирование. Чтение по ролям.
Л.Н.Толстой: «Лев и мышь», «Муравей и голубка».
А.А.Крылов: «Лисица и виноград», «Квартет», «Мартышка и очки».
Рассказ.
Расширение и углубление знаний о рассказе.
Л.Пантелеев «Честное слово»
М.Зощенко «Леля и Минька» (Сатира), «Глупая история».
А.Чехов «Мальчики», «Ванька».
Л.Толстой «Для детей» (Сборник).
А.И.Куприн «Слон».
Биография писателей. Работа с текстом. Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Пересказ.
В.Распутин «Уроки французского».
Чтение в сокращении.
Игра «Судебный процесс над главным героем».
Составление брошюры. Сочинение детьми рассказа.
Повесть.
А.Гайдар «Школа», «Тимур и его команда».
Баллада. Рассказ в стихах.
Стихотворение.
Ритм, рифма, эпитеты, метафоры.
А.Н.Майков «Летний дождь», «Весна».
Я.Л.Аким «Где ты ходишь, осень?», «Неумейка».
Ю.Тувим «Птичий двор», «Овощи».
Работа над техникой чтения. Выразительное чтение.
Конкурс чтецов (По выбору детей).
Викторина.
Подведение итогов изученного.
Вопросы. Ответы находят дети в произведениях. Элементы игры.
«Книжкина мастерская2.
Ремонт книг. Дать понятие о книге, титульном листе, обложке, переплет, ляссе (закладка).