Программа внеурочной деятельности Ключ и заря


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7»
«Утверждаю»
Директор
МБОУ «СОШ № 7»
__________________
Н. П. Кустова Приказ № ______
«__» ________20____ г

Программа внеурочной деятельности
«Ключ и заря»
Направление: социальное, общеинтеллектуальное4 Б класс
Учитель: Останина Альбина Мусовна,
Первая квалификационная категория
2015 – 2016 учебный год
г. Бугуруслан
Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе программы внеурочной деятельности научного клуба младших школьников «Ключ и Заря» под редакцией С.Н. Ямшининой – Программы по учебным предметам. План и программы внеурочной деятельности, 1-4 классы: в 2 частях/ составитель Р.Г. Чуракова – М.: Академкнига/Учебник, 2012. – Ч.2: 344 с. и обеспечена УМК (учебники, методические рекомендации для учителя).
Данная программа представляет собой вариант организации деятельности младших школьников в школьном научном сообществе (научном клубе) «Ключ и Заря». Темы занятий представлены в соответствии с основными содержательными линиями программы по русскому языку: фонетика, орфография, морфемика, словообразование, морфология, лексика, синтаксис, пунктуация, развитие речи и основными содержательными линиями программы по литературному чтению: виды речевой и читательской деятельности, литературоведческая пропедевтика, элементы творческой деятельности, круг детского чтения.
Форма организации: школьное научное сообщество.
Форма организации деятельности учащихся: групповая, парная, индивидуальная, коллективная.
Цель деятельности группового занятия научного клуба младшего школьника «Ключ и Заря»:
формирование универсальных учебных действий методом диалогового общения с «умным взрослым» посредством электронной или почтовой переписки;
Задачи
научить речи;
развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях;
решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь.
В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, поэтому данное научное сообщество, как инновационный, практико-ориентированный предмет, помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне, этот предмет способствует развитию качеств личности, «отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального состава российского общества
Общая характеристика учебного предмета
Являясь предметом гуманитарного цикла, групповое занятие научного клуба «Ключ и Заря» даёт возможность младшему школьнику познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.
В структуре курса можно выделить два смысловых блока:
Первый блок – «Общение» даёт представление о сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой (коммуникативной) ситуации; компонентах коммуникативной ситуации: кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит (пишет). Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении.
Второй блок – «Речевые жанры» – даёт сведения о тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях; типологии текстов (повествовании, описании, рассуждении); речевых жанрах как разновидностях текста, то есть текстах определённой коммуникативной направленности. В детской риторике изучаются не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр просьбы, пересказа, вежливой оценки, сравнительного высказывания, объявления и т.д.
Изучение моделей речевых жанров, а затем реализация этих жанров (в соответствии с условиями речевой ситуации) даёт возможность обучить тем видам высказываний, которые актуальны для младших школьников.
Обучение риторике, безусловно, должно опираться на опыт учеников, приводить их к осмыслению своего и чужого опыта общения, успешному решению практических задач, которые ставит перед школьниками жизнь. Такие творческие, продуктивные задачи – основа учебных пособий, а теоретические сведения, понятия даются лишь постольку, поскольку они необходимы для решения практических задач.

Описание места учебного предмета в учебном плане
Первый класс считается подготовительным к вступлению в научный клуб «Ключ и Заря». Одной из главных задач первого класса является задача обучения чтению и письму. Для решения данной задачи необходимо, чтобы у каждого ребенка был сформирован фонематический слух. Программа внеурочной деятельности для 1 класса ориентирована на постоянную тренировку фонематического слуха учащихся, что позволяет осознать ребенку связь между звуком и обозначающей его буквой, и, как следствие, грамотно читать и писать. Для реализации программы можно использовать учебное пособие «Кронтик осваивает звуки» (И.С. Рукавишников, Т.Г. Раджувейт). В конце первого класса, на основе сформированных навыков, учащиеся выполняют практическую работу (задания находятся в учебнике «Русский язык» и в тетради для самостоятельной работы по литературному чтению, 1 класс), которая позволит им стать членами научного клуба.
Начиная со второго класса осуществляется непосредственная деятельность школьного научного сообщества. Для взаимодействия с «умными взрослыми» и героями комплекта возможна почтовая переписка. Адрес: 117997, г. Москва, ул. Профсоюзная, дом 90, комн. 607. Отправлять письма по этому адресу возможно при ответе на задания из учебников «Русский язык» 2–4 классы, «Литературное чтение» 2–4 классы, обозначенных условным обозначением КОНВЕРТ (напиши письмо в клуб). На электронный адрес naych_clab@mail/ru возможно посылать любые работы детей, выполненные в рамках клубной деятельности. Участие в переписке позволяет учащимся в конце 4 класса получить сертификат члена научного клуба, а педагогу — сертификат организатора внеурочной деятельности.
Продолжительность: в течение учебного года аудиторное или внеаудиторное занятие 1 раз в неделю. Объем часов в год: 33 ч — 1 класс; 34 ч — 2–4 классы. Общий объём учебного времени составляет 135 часов.
Групповое занятие научного клуба «Ключ и заря» даёт широкие возможности для проведения школьных праздников, конкурсов, внеклассных мероприятий, выставок достижений учащихся – письменных работ (альбомов, газет, фотовыставок) и т.д.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Одним из результатов обучения является решение задач воспитания – осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей.
Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.).
Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.
Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Эти результаты в обобщенном виде можно охарактеризовать с точки зрения достижения установленных стандартом требований к результатам обучения учащихся:
на уровне личностных результатов – «овладение начальными навыками адаптации в динамично развивающемся мире», «развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе»; «развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей» и т.д.;на уровне метапредметных результатов – «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах»; «овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, <…> построения рассуждений»; «готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий»; «<…> готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета»; опираться на «использование знаково-символических средств представления информации для <…> решения учебных и практических задач» и т.д.;
на уровне результатов в предметной области «Филология» – «овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач» и т.д.
Обучающиеся получат возможность научиться: понимать разные основания для оценки (жанровой, этической, эстетической) одного и того же текста; понимать прозаические и поэтические тексты, посвященные формированию базовых нравственноэтических ценностей.
Таким образом, групповое занятие научного клуба младших школьников «Ключ и Заря», как предмет филологического цикла, помогает решению задач, которые ставятся новым стандартом при обучении русскому языку и литературному чтению.
Безусловно, результаты данного занятия достигаются учащимися постепенно, при освоении ими программы обучения в каждом классе. Охарактеризуем эти результаты.
4-й класс
Личностными результатами группового занятия научного клуба младших школьников «Ключ и Заря» является формирование следующих умений:
объяснять значение эффективного общения, взаимопонимания в жизни человека, общества;
осознавать важность соблюдения правил речевого этикета как выражения доброго, уважительного отношения в семье и к посторонним людям;
отличать истинную вежливость от показной;
адаптироваться применительно к ситуации общения, строить своё высказывание в зависимости от условий взаимодействия;
учитывать интересы коммуникантов при общении, проявлять эмоциональную отзывчивость и доброжелательность в спорных ситуациях;
осознавать ответственность за своё речевое поведение дома, в школе и других общественных местах;
анализировать свои речевые привычки, избавляться от плохих привычек;
поддерживать нуждающихся в помощи не только словом, но и делом.
Метапредметными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий:
формулировать задачу урока после предварительного обсуждения;
оценивать выполнение своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неуспехи в общении;
осознанно строить речевое высказывание (в устной и письменной форме) в соответствии с задачами коммуникации, соблюдая нормы этики и этикета;
анализировать рассуждение, в структуре которого представлены несколько аргументов, оценивать их значимость, достоверность фактов;
классифицировать различные типы аргументов: научные и ненаучные (житейские), обобщённые и конкретные;
реализовывать рассуждение (устное и письменное), которое включает в себя тезис, убедительные аргументы (иногда также вступление и заключение), соблюдая нормы информационной избирательности;
признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою;
различать описания разных стилей – делового и художественного;
продуцировать описания разных стилей в зависимости от коммуникативной задачи;
анализировать словарные статьи;
реализовывать словарные статьи к новым словам;
осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять опорный конспект прочитанного или услышанного;
воспроизводить по опорному конспекту прочитанное или услышанное;
анализировать газетные информационные жанры, выделять логическую и эмоциональную составляющие;
слушать собеседника, кратко излагать сказанное им в процессе обсуждения темы, проблемы;
редактировать текст с недочётами.
Предметными результатами является формирование следующих умений:
различать общение для контакта и для получения информации;
учитывать особенности коммуникативной ситуации при реализации высказывания;
уместно использовать изученные несловесные средства при общении;
определять виды речевой деятельности, осознавать их взаимосвязь;
называть основные признаки текста, приводить их примеры;
называть изученные разновидности текстов – жанры, реализуемые людьми для решения коммуникативных задач;
продуцировать этикетные жанры вежливая оценка, утешение;
вести этикетный диалог, используя сведения об этикетных жанрах, изученных в начальной школе;
анализировать типичную структуру рассказа;
рассказывать (устно и письменно) о памятных событиях жизни;
знать особенности газетных жанров: хроники, информационной заметки;
продуцировать простые информационные жанры (типа что–где–когда и как произошло) в соответствии с задачами коммуникации;
объяснять значение фотографии в газетном тексте;
реализовывать подписи под фотографиями семьи, класса с учётом коммуникативной ситуации
Содержание учебного предмета
4 класс (34 часа). Общение

п/пПеречень разделов Содержание разделов
1. Разнообразие речевых ситуаций. Важность учёта речевой (коммуникативной) ситуации для успешного общения. (Повторение и обобщение.)
Виды общения. Общение для контакта и общение для получения информации.
Особенности употребления несловесных средств.
Речевая деятельность. Основные виды речевой деятельности. Их связь.
2. Слушание и говорение. Опорный конспект как кодирование услышанного и прочитанного с использованием рисунков, символов. Особенности неподготовленной (спонтанной) речи.
3. Речь и текст. Письменная речь. Редактирование и взаиморедактирование.
Речь правильная и хорошая (успешная, эффективная). Толковый словарь. Словарь синонимов. Словарь языка писателей. Словарь эпитетов и др.
Речевой этикет. Вежливая речь (повторение). Речевые привычки. Способы выражения вежливой оценки, утешения. Речевые жанры.
Основные признаки текста. Смысловая цельность и связность текста.
Сжатый пересказ сказанного собеседником в процессе обсуждения (темы, проблемы).
Этикетные речевые жанры. Вежливая оценка. Утешение. Типы текстов.
Рассуждение: тезис и вывод. Вступление и заключение, их роль. Доказательства: факты (научные, житейские), ссылка на авторитеты. Несколько доказательств в рассуждении.
Описание деловое (научное); описание в разговорном стиле с элементами художественного стиля.
Словарные статьи в толковом и в других словарях. Особенности словарных статей как разновидностей текста.
Рассказ как речевой жанр, его структура, особенности. Рассказ о памятных событиях своей жизни.
4. Газетные информационные жанры.
Хроника. Фотография в газетном тексте, подпись к фотографии.
Описание методического (УМК) и/или материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Учебно-методическое обеспечение
Учебно-методические компоненты комплекса Учителя Ученика
Информационное обеспечение Программы по учебным предметам УМК Перспективная начальная школа. План и программы внеурочной деятельности, 1-4 классы: в 2 частях/ составитель Р.Г. Чуракова – М.: Академкнига/Учебник, 2012. – Ч.2: 344 с. и обеспечена УМК (учебники, методические рекомендации для учителя).
Алгоритмы деятельности Инструкционные карты, лабораторно-практические задания, задачники, демонстрационные и раздаточные материалы.
Контрольно-измерительные материалы Сборники контрольных заданий, методики контроля, тестовые задания, анкеты и т.д.
Материально-техническое обеспечение
Условия проведения (место проведения, аудиторный фонд) Средства технического оснащения
Класс, библиотека Ноутбук, проектор, экран
Список литературы
Перечень публикаций и электронных источников: учебники русского языка 4 класс и литературного чтения 4 класс
Художественная литература
Электронное пособие издательства «Академкнига»

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся группового занятия
научного клуба «Ключ и заря»
4 класс
№ п/пКоличество часов Дата
Тема занятия Уч. пособие Форма проведения УУД
1-2 2 История одного узора.
Учебник литературного чтения
(4 класс, часть 1, с. 23). Экскурсия в музей. Форма проведения занятия — творческая
работа. Устройство мироздания. Регулятивные УУД: формулировать и удерживать учебную задачу; ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; составлять план и последовательность действий;
Коммуникативные УУД: обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; задавать и отвечать на вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; формулировать собственное мнение и позицию; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; предлагать помощь и сотрудничество; определять общую цель и пути ее достижения; осуществлять взаимный контроль; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; вести устный и письменный диалог; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения; разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
3-4 2 Учимся рассуждать. Учебник русского языка (4 класс,часть 2, с.12–13). Творческая работа. Подготовка презентации для первоклассников (любое природное явление). Коммуникативные УДД: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения; разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
5-6 2 Заседание клуба «Главный закон общения».
Учебник
русского языка (4 класс, часть 2, с. 36). Творческая работа. Речевые формулы, позволяющие корректно высказывать и отстаивать свою точку зрения. Тактичная критика точки зрения оппонента. Доказательное суждение в процессе диалога. Коммуникативные УУД: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; вести устный и письменный диалог; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения; разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
7-8 2 Олимпиада. Человек в мире культуры. Его прошлое,
настоящее и будущее. Учебник литературного чтения (4 класс,часть 1, с. 173–176). Олимпиада. Выявляются победители конкурса. Работа с портфолио. Работы
учащихся можно отправить в клуб «Ключ и Заря». Регулятивные УУД: формулировать и удерживать учебную задачу; ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; составлять план и последовательность действий; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок; предвидеть возможности получения конкретного результата при решении
задачи; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности
9-12 4 Конкурс «Рецепт приготовления блюда». Мои достижения (само-
стоятельная работа). Учебник рус-
ского языка (4 класс, часть 1, с. 175). Творческая работа, конкурс. Однородные члены предложения. Глагол. Конкурс на лучший рецепт. Работа с портфолио. Работы учащихся можно отправить в клуб «Ключ и Заря». Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах ,сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников); обработка информации (определение основной и второстепенной информации); передача информации (устным, письменным,цифровым способами); анализ; синтез; сравнение; сериация;
классификация по заданным критериям; установление аналогий; установление причинно-ледственных связей; осуществлять рефлексию способов и условий действий, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности
13-16 4 Работа с картиной. Конкурс сочинений.
Аудиторное (4 ч). Творческая работа. Для организации конкурса возможно использование
живописных произведений в разделе «Музейный Дом», учебник
«Литературное чтение», части 1–2, а также можно организовать
экскурсию для знакомства и изучения живописных произведений местных художников. Подведение итогов конкурса. Регулятивные УУД: формулировать и удерживать учебную задачу; ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; составлять план и последовательность действий;
Коммуникативные УУД:
предлагать помощь и сотрудничество; определять общую цель и пути ее достижения; осуществлять взаимный контроль; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; вести устный и письменный диалог; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь
17-20 4 Проект «Что человека делает человеком, или Тайна особого зрения».
Учебник литературного чтения (4 класс,часть 1, с. 990–100). Проектная работа. Особенности мировосприятия обычного человека. Особенности мировосприятия писателя, поэта, музыканта и художника: сходность мыслей и переживаний, отраженных в разных
видах искусства. Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах ,сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников); обработка информации (определение основной и второстепенной информации); передача информации (устным, письменным,цифровым способами); анализ; синтез; сравнение; сериация;
классификация по заданным критериям; установление аналогий; установление причинно-ледственных связей; осуществлять рефлексию способов и условий действий, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности
Коммуникативные УУД:
предлагать помощь и сотрудничество; определять общую цель и пути ее достижения; осуществлять взаимный контроль; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; вести устный и письменный диалог; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь
21-24 4 Заседание клуба «Поэты и писатели моего края».
Аудиторное (4 ч). Форма проведения занятия Учебник литературного чтения (4 класс, часть 2, с. 86). Олимпиадное задание. Учебник русского языка (4 класс, часть 3, с.7). Заседание научного клуба. Подготовка к заседанию клуба. Диалог с писателем, поэтом. Конкурс сочинений «Портрет писателя». Регулятивные УУД: формулировать и удерживать учебную задачу; ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; составлять план и последовательность действий;
25-27 3 Сочинение по наблюдениям. Учебник русского языка
(4 класс, часть 2, с.123).
Экскурсия в парк, лес, зоопарк и пр. Наблюдение за природой, животными.
Творческая работа. Сочинение по наблюдениям. Выявляются победители конкурса. Работа с портфолио. Работы учащихся возможно отправить в клуб «Ключ и Заря». Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах ,сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников); обработка информации (определение основной и второстепенной информации); передача информации (устным, письменным,цифровым способами); анализ; синтез; сравнение; сериация;
классификация по заданным критериям; установление аналогий; установление причинно-ледственных связей; осуществлять рефлексию способов и условий действий, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности
28-30 3 Олимпиада. Человек в мире культуры. Его прошлое,
настоящее и будущее.
Учебник литературного чтения (4 класс,часть 2, с. 170–176). Олимпиада. Выявляются победители конкурса. Работа с портфолио. Работы учащихся возможно отправить в клуб «Ключ и Заря» Коммуникативные УУД: обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; задавать и отвечать на вопросы,необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; формулировать собственное мнение и позицию; адекватно оценивать собственное
поведение и поведение окружающих
31-34 4 Конференция. Защита портфолио.
Аудиторное (4 ч). Форма проведения занятия — Конференция. Подведение итогов работы школьного научного клуба «Ключ и Заря» за 1–4 классы. Регулятивные УУД: устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; соотносить правильность выбора, планирования,выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи; сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от
эталона; различать способ и результат действия; осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия.