Рабочая программа по внеурочной деятельности Ключ и заря ( 3 класс


Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности курса « Ключ и заря» составлена на основе:
- требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
- основной образовательной программы начального общего образования МАОУ Лицей № 7 г. Черняховска;
- программы внеурочной деятельности научного клуба младших школьников «Ключ и заря» под редакцией С.Н. Ямшининой (Москва: Академкнига/Учебник, 2012).- санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189).
В календарно- тематическое планирование могут вноситься изменения в связи с непредвиденными ситуациями ( карантин, погодные условия, чрезвычайные ситуации, приказы директора МАОУ Лицей № 7, приказы УО и ОД и т.п.)
Общая характеристика курса
Цель программы - формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы методом прямого диалогового общения, развитие способности к синтезу и анализу.

Задачи:
Обучающие: формировать умения эффективного общения в различных ситуациях, решать коммуникативные задачи. , которые ставит перед учениками сама жизнь;
Развивающие формировать потребность в саморазвитии.
Воспитательные: воспитывать интерес к родному языку.
Рабочая программа «Ключ и заря» представляет собой организацию деятельности младших школьников в интеллектуальном клубе. Темы занятий представлены в соответствии с основными содержательными линиями программы по русскому языку: фонетика, орфография, морфемика, словообразование, морфология, лексика, синтаксис, пунктуация, развитие речи и основными содержательными линиями программы по литературному чтению: виды речевой и читательской деятельности, литературоведческая пропедевтика, элементы творческой деятельности, круг детского чтения В структуре рабочей программы можно выделить два смысловых блока:
Первый блок – «Общение» даёт представление о сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой (коммуникативной) ситуации;: кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит (пишет). Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении.
Второй блок – «Речевые жанры» – даёт сведения о тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях; типологии текстов (повествовании, описании, рассуждении); речевых жанрах как разновидностях текста, то есть текстах определённой коммуникативной направленности. Изучение моделей речевых жанров, а затем реализация этих жанров (в соответствии с условиями речевой ситуации) даёт возможность обучить тем видам высказываний, которые актуальны для младших школьников.
Ценностные ориентиры содержания курса
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма –одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Описание места курса в учебном плане:
Реализация программы рассчитана на 4 года объёмом в 135 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю (33 часа в 1-м классе и по 34 часа во 2-4 – м классах). Место проведения занятий – учебный кабинет, актовый зал, школьный музей, библиотека. Возраст детей, участвующих в реализации программы: 7-10 лет (1-4-й классы).

Предполагаемые результаты освоения курса
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы
Личностные, метапредметные и предметные результаты в обобщенном виде можно охарактеризовать с точки зрения достижения установленных стандартом требований к результатам обучения учащихся:на уровне личностных результатов – «овладение начальными навыками адаптации в динамично развивающемся мире», «развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе»; «развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей» и т.д.;
на уровне метапредметных результатов – «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание и составлять тексты в устной и письменной формах»; «овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, построения рассуждений»; «готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий»; готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением и т.д.
Таким образом, занятия интеллектуального клуба «Ключ и Заря» помогает решению задач, которые ставятся новым стандартом при обучении русскому языку и литературному чтению.
В сфере регулятивных УУД учащиеся научатся:
принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия;
вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
.
В сфере коммуникативных УУД учащиеся научатся:
допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной интеллектуальных задач;
учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
использовать речь для регуляции своего действия;
контролировать действия партнера;
Содержание программы
3 класс (34 часа). Общение
Тема 1. Внимание, конкурс! «Незаметные предметы в твоём доме».
Аудиторное занятие. Форма проведения занятия — творческая работа. Организация и проведение конкурса «Незаметные предметы в твоём доме». Целесообразно использовать материалы учебника «литературное чтение». Выявляются победители конкурса. Работа с портфолио. Лучшие работы можно отправить в клуб «Ключ и Заря».
Тема 2. Экскурсия в библиотеку.
Внеаудиторное занятие. Форма проведения занятия — экскурсия. Как записаться в библиотеку? Как правильно подобрать книгу? Что такое каталог?
Тема 3. Учимся делать научное сообщение.
Аудиторное занятие. Форма проведения занятия — творческая работа. Что такое научный текст. Как подготовить доклад. Творческая работа — презентация научного сообщения.
Тема 4. Как отстоять свою точку зрения?
Аудиторное занятие. Форма проведения занятия — практическая работа, публичное выступление. Что такое точка зрения. Культура диалога, монолога. Публичное выступление. Критика точки зрения оппонента.
Тема 5. Внимание, конкурс! Сочинение «родной уголок».
Аудиторное занятие. Форма проведения занятия — конкурс. Целесообразно использовать материалы учебника «литературное чтение». Выявляются победители конкурса. Работа с портфолио.
Тема 6. Внимание, конкурс! «Задание для членов клуба».
Аудиторное занятие. Форма проведения занятия — конкурс. Возможно использование материалов учебников «литературное чтение», «русский язык». Выявляются победители конкурса. Работа с портфолио.
Тема 7. Проект «Как появилась книга?».
Аудиторное занятие. Форма проведения занятия — проектная работа. История возникновения письменности и появления книг. Книга — носитель истории. Современная книга.
Тема 8. Работа с картиной. Конкурс сочинений.
Аудиторное занятие. Форма проведения занятия — творческая работа. Для организации конкурса возможно использование живописных произведений в разделе «Музейный Дом», учебник «литературное чтение», части 1–2, а также можно организовать экскурсию для знакомства и изучения живописных произведений местных художников. Подведение итогов конкурса.
Тема 9. Мой любимый писатель, или для чего нужна биография?
Аудиторное занятие. Форма проведения занятия — творческая работа. Творческая биография писателя. роль конкретных жизненных впечатлений и наблюдений в создании художественного произведения. составление биографии писателя.
Тема 10. Проект «Мой родной край» (памятники культуры, музеи, культурные ценности, интересные люди).
Аудиторное занятие. Форма проведения занятия — проектная работа. Достопримечательности родного края. Выявляются победители конкурса. Работа с портфолио.
Тема 11. Внимание, конкурс! Сочинение «летние каникулы».
Аудиторное занятие. Форма проведения занятия — творческая работа. Выявляются победители конкурса. Работа с портфолио.
Тема 12. Внимание, конкурс! «Задание для членов клуба».
Аудиторное занятие. Форма проведения занятия — творческая работа. Выявляются победители конкурса. Работа с портфолио.
Тема 13. Конференция. Защита портфолио.
Аудиторное. Форма проведения занятия — конференция. Подведение итогов работы школьного научного клуба «Ключ и Заря» за 3 класс.
Тематическое планирование
(3класс)
Наименование
разделов и тем Характеристика основных видов деятельности учащихся Количество часов
(для программы ВУД) Форма
Проведе-нияФормы
контроля
всего Теория Практика Речевая деятельность Внимание, конкурс! «Незаметные предметы в твоём доме».
Незаметные предметы в твоём доме». Целесообразно использовать материалы учебника «литературное чтение». Выявляются победители конкурса. Работа с портфолио. Лучшие работы можно отправить в клуб «Ключ и заря».
2 1 1 Творчес-
кая работа творческая
работа
Экскурсия в библиотеку Экскурсия в библиотеку. Как записаться в библиотеку? Как правильно подобрать книгу? Что такое каталог?
2 1 1 Экскур-
сия
Экскурсия
в
библиотеку
Учимся делать научное сообщение. . Что такое научный текст. Как подготовить доклад. Творческая работа — презентация научного сообщения.
4 1 3 Практи-
ческаяработа, Творческая
работа.
Как отстоять свою точку зрения?
Публичное выступление. Что такое точка зрения. Культура диалога, монолога. Публичное выступление. Критика точки зрения оппонента. 2 1 1 Практи-
ческаяработа, Практичес-кая
работа,
Внимание, конкурс! Сочинение «родной уголок». При написании сочинений использовать материалы учебника «литературное чтение». Выявляются победители конкурса. Работа с портфолио 2 1 1 конкурс конкурс
Внимание, конкурс! «Задание для членов клуба».
Конкурс. Возможно использование материалов учебников «литературное чтение», «русский язык». Выявляются победители конкурса. Работа с портфолио.
4 1 3 конкурс конкурс.
Проект «Как появилась книга?».
Проектная работа. История возникновения письменности и появления книг. Книга — носитель истории. Современная книга.
4 1 3 пректТворческая
работа
Работа с картиной. Конкурс сочинений.
Использовать живописные произведения в разделе «Музейный Дом», учебник «литературное чтение», части 1–2, а также можно организовать экскурсию для знакомства и изучения живописных произведений местных художников. Подведение итогов конкурса.
2 1 1 конкурс Творческая
работа
Мой любимый писатель, или для чего нужна биография?
Творческая биография писателя. Роль конкретных жизненных впечатлений и наблюдений в создании художественного произведения,составление биографии писателя. 2 1 1 Творчес-
кая
работа Творческая
работа
Внимание, конкурс! Сочинение «летние каникулы». Конкурс сочинений. Достопримечательности родного края. Выявляются победители конкурса. Работа с портфолио.
2 1 1 Конкурс сочине-
нийТворческая
работа
Итого по разделу: 26 10 16 Раздел Речевые жанры Проект «Мой родной край» (памятники культуры, музеи, культурные ценности, интересные люди).
Сочинение «летние каникулы».
Творческая работа. Выявляются победители конкурса. Работа с портфолио.
4 1 3 проект Проектная
работа
Внимание, конкурс! «Задание для членов клуба». Аудиторное занятие. Творческая работа. Выявляются победители конкурса. Работа с портфолио 2 1 1 конкурс Творческая
работа
Конференция. Защита портфолио.
Конференция. Подведение итогов работы школьного научного клуба «Ключ и заря» за 3 класс.
2 2 Конференция. Конференция.
Итого по разделу: 8 2 6 Всего: 34 Учебно – методическое обеспечение
№ Автор, год издания Название пособия Вид пособия
1 Чуракова, Н.А. Литературное чтение. 3 класс В 2 ч. [Текст]: учебник / Н.А. Чуракова. — М.: - Академкнига, 2013.
Учебник
2 Малаховская, О.В. Литературное чтение. 3 класс. [Текст]: Хрестоматия / О.В. Малаховская.— М.: Академкнига, 2013.
Хрестоматия
3 Чуракова, Н.А., Малаховская, О.В. Литературное чтение. 3 класс. [Текст]: методическое пособие / Н.А. Чуракова, О.В. Малаховская. — М.: Академкнига, 2013.
Пособие для учителя
4 Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников [Текст]: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с. – (Стандарты второго поколения) Пособие для учителя
5 Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 215 с. – (Стандарты второго поколения) Пособие для учителя
6 Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли : пособие для учителя / А.Г. Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 152 с. – (Стандарты второго поколения) Пособие для учителя
Список используемой литературы
Аксенова, М.Д. Энциклопедия для детей «Русская литература» [Текст]: / М.Д. Аксенова.- М.: - «Аванта», 1999 г.
Александрова, З.Е. Словарь синонимов русского языка [Текст]: словарь / З.Е. Александрова. – М.: - «Баласс», 1987.
Жуков, В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка [текст]: словарь / В.П. Жуков. М.: - «Дрофа», 1997.
Львов, М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка [Текст]: словарь / М.Р. Львов. – М.: - «Дрофа», 1997.
Минков, В.Я. «Литература» Справочник школьника [Текст]: / В.Я. Минков. – М.: - «Слово», 1995 г.
Ожегов С.И. «Толковый словарь русского языка» [Текст]: / С.И. Ожегов; М.:, «Русский язык», 2012г.
Славин, В.В. «100 великих имен в литературе» [Текст]: В.В. Славин. - М.: - «Просвещение», 1998 г.