Рабочая программа по внеурочной деятельности Ключ и Заря
1. Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе программы внеурочной деятельности научного клуба младших школьников «Ключ и Заря» под редакцией С.Н. Ямшининой – Программы по учебным предметам. План и программы внеурочной деятельности, 1-4 классы: в 2 частях/ составитель Р.Г. Чуракова – М.: Академкнига/Учебник, 2012. – Ч.2: 344 с. и обеспечена УМК (учебники, методические рекомендации для учителя).
Данная программа представляет собой вариант организации деятельности младших школьников в школьном научном сообществе (научном клубе) «Ключ и Заря». Темы занятий представлены в соответствии с основными содержательными линиями программы по русскому языку: фонетика, орфография, морфемика, словообразование, морфология, лексика, синтаксис, пунктуация, развитие речи и основными содержательными линиями программы по литературному чтению: виды речевой и читательской деятельности, литературоведческая пропедевтика, элементы творческой деятельности, круг детского чтения.
Форма организации: школьное научное сообщество.
Форма организации деятельности учащихся: групповая, парная, индивидуальная, коллективная.
Цель деятельности группового занятия научного клуба младшего школьника «Ключ и Заря»:
формирование универсальных учебных действий методом диалогового общения с «умным взрослым» посредством электронной или почтовой переписки;
научить речи;
развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях;
решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь.
В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, поэтому данное научное сообщество, как инновационный, практико-ориентированный предмет, помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне, этот предмет способствует развитию качеств личности, «отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального состава российского общества»
2. Общая характеристика учебного предмета
Являясь предметом гуманитарного цикла, групповое занятие научного клуба «Ключ и Заря» даёт возможность младшему школьнику познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.
В структуре курса можно выделить два смысловых блока:
Первый блок – «Общение» даёт представление о сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой (коммуникативной) ситуации;
компонентах коммуникативной ситуации: кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит (пишет). Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении.
Второй блок – «Речевые жанры» – даёт сведения о тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях; типологии текстов (повествовании, описании, рассуждении); речевых жанрах как разновидностях текста, то есть текстах определённой коммуникативной направленности. В детской риторике изучаются не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр просьбы, пересказа, вежливой оценки, сравнительного высказывания, объявления и т.д.
Изучение моделей речевых жанров, а затем реализация этих жанров (в соответствии с условиями речевой ситуации) даёт возможность обучить тем видам высказываний, которые актуальны для младших школьников.
Обучение риторике, безусловно, должно опираться на опыт учеников, приводить их к осмыслению своего и чужого опыта общения, успешному решению практических задач, которые ставит перед школьниками жизнь. Такие творческие, продуктивные задачи – основа учебных пособий, а теоретические сведения, понятия даются лишь постольку, поскольку они необходимы для решения практических задач.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане.
Преподавание группового занятия научного клуба младших школьников «Ключ и Заря» как предмета филологического цикла может осуществляться за счёт часов, отведённых на изучение предметов этого цикла (так предусматривается в базисном учебном плане, предлагаемом Образовательной системой «Перспективная начальная школа»). Объём учебного времени, отводимого на изучение с 1-го по 4-й класс – 1 час в неделю, 34 часа для каждого класса, общий объём учебного времени составляет 136 часов. Групповое занятие научного клуба «Ключ и заря» даёт широкие возможности для проведения школьных праздников, конкурсов, внеклассных мероприятий, выставок достижений учащихся – письменных работ (альбомов, газет, фотовыставок) и т.д.4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Одним из результатов обучения является решение задач воспитания – осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей.
Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.).
Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.
Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Эти результаты в обобщенном виде можно охарактеризовать с точки зрения достижения установленных стандартом требований к результатам обучения учащихся:
на уровне личностных результатов – «овладение начальными навыками адаптации в динамично развивающемся мире», «развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе»; «развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей» и т.д.;на уровне метапредметных результатов – «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах»; «овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, <…> построения рассуждений»; «готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий»; «<…> готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета»; опираться на «использование знаково-символических средств представления информации для <…> решения учебных и практических задач» и т.д.;
на уровне результатов в предметной области «Филология» – «овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач» и т.д.
Таким образом, групповое занятие научного клуба младших школьников «Ключ и Заря», как предмет филологического цикла, помогает решению задач, которые ставятся новым стандартом при обучении русскому языку и литературному чтению.
Безусловно, результаты данного занятия достигаются учащимися постепенно, при освоении ими программы обучения в каждом классе. Охарактеризуем эти результаты.
1 КЛАСС
Первый класс считается подготовительным к вступлению в научный клуб «Ключ и Заря» . Одной из главных задач первого класса является задача обучения чтению и письму. Для решения данной задачи необходимо, чтобы у каждого ребёнка был сформирован фонематический слух. Программа внеурочной деятельности для 1 класса ориентирована на постоянную тренировку фонематического слуха учащихся, что позволяет осознать ребёнку связь между звуком и обозначающей его буквой, и, как следствие, грамотно читать и писать. Для реализации программы рекомендуется использовать учебное пособие «Кронтик осваивает звуки»( И.С. Рукавишников, Т.Г. Раджувейт)
В конце первого класса, на основе сформированных навыков, учащиеся выполняют практическую работу ( задания находятся в учебнике «Русский язык» и в тетради для самостоятельной работы по литературному чтению, 1 класс)которая позволит им стать членами научного клуба. Начинея со второго класса осуществляется непосредственная деятельность школьного научного сообщества.
2-й класс
Личностными результатами группового занятия научного клуба младших школьников «Ключ и Заря» во 2-м классе является формирование следующих умений:
осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения;
осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях;
оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации;
анализировать тактичность речевого поведения в семье;
объяснять правила вежливого поведения, опирающиеся на учёт особенностей разных коммуникантов.
Метапредметными результатами является формирование следующих учебных действий:
формулировать задачу чтения, выбирать вид чтения (ознакомительное, изучающее);
пользоваться приёмами чтения учебного текста: ставить вопрос к заголовку и от заголовка, выделять ключевые слова;
отличать подробный пересказ от краткого;
знать два основных приёма сжатия (компрессии) текста для реализации краткого пересказа;
пользоваться приёмами сжатия текста для продуцирования сжатого пересказа;
пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
реализовывать устные и письменные рассуждения как текстов определённой структуры, определять цель рассуждения (доказать, объяснить), формулировать тезис (то, что доказывается или объясняется) и приводить в качестве доказательства ссылку на правило, закон;
реализовывать устные и письменные высказывания – описания хорошо знакомых предметов, животных, подчиняя описание его основной мысли, анализировать и учитывать особенности описания в учебно-научной речи;
при выполнении некоторых заданий учебника осознавать недостаток информации, использовать дополнительные сведения из словарей;
делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса.
Предметными результатами является формирование следующих умений:
характеризовать речь (как успешную или неуспешную) с точки зрения решения поставленной коммуникативной задачи;
определять вид речевой деятельности, характеризовать её особенности;
планировать адекватный для данной ситуации вид речевой деятельности;
осознавать значение тона, смыслового ударения как несловесных средств устного общения;
уместно пользоваться изученными свойствами устной речи для реализации задачи своего высказывания;
оценивать правильность речи с точки зрения (известных ученикам) орфоэпических, грамматических, лексических норм, обращаться к нормативным словарям за справкой;
анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров просьбы, вежливого отказа на просьбу в различных ситуациях общения;
продуцировать уместные, эффективные жанры просьбы и вежливого отказа, применительно к разным ситуациям общения;
определять тему, основную мысль несложного текста;
определять структурно-смысловые части текста (начало, основную часть, концовку);
подбирать заголовки к готовым и продуцируемым текстам (в соответствии с темой, основной мыслью и т.д.);
анализировать и продуцировать невыдуманные рассказы, соотносить речевое содержание рассказа с задачей рассказчика;
разыгрывать диалоги, пользуясь риторическими заданиями учебника;
сочинять продолжение диалогов разных персонажей, сказочных историй;
давать оценку невежливому речевому поведению.
3-й класс
Личностными результатами группового занятия научного клуба младших школьников «Ключ и Заря» является формирование следующих умений:
оценивать свою вежливость;
определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо);
осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений;
осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово;
понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.
Метапредметными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий:
формулировать тему урока после предварительного обсуждения;
определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии;
осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач;
учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия;
анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения;
продуцировать тексты сравнительного описания в зависимости от задачи сравнения (выявления сходства и/или различия), последовательной или параллельной структуры;
перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста;
осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план;
анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность выводов;
аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты;
продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод;
знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;
пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио- , видео- ) сопровождением;
в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.
Предметными результатами является формирование следующих умений:
приводить примеры задач общения и речевых ролей коммуникантов;
отличать подготовленную и неподготовленную речь;
знать особенности неподготовленной речи;
осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения;
знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;
реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации;
знать особенности диалога и монолога;
анализировать абзацные отступы, шрифтовые и цветовые выделения в учебных текстах;
использовать различные выделения в продуцируемых письменных текстах;
знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение ненужного, вставка и т.д.);
пользоваться основными способами правки текста.
4-й класс
Личностными результатами группового занятия научного клуба младших школьников «Ключ и Заря» является формирование следующих умений:
объяснять значение эффективного общения, взаимопонимания в жизни человека, общества;
осознавать важность соблюдения правил речевого этикета как выражения доброго, уважительного отношения в семье и к посторонним людям;
отличать истинную вежливость от показной;
адаптироваться применительно к ситуации общения, строить своё высказывание в зависимости от условий взаимодействия;
учитывать интересы коммуникантов при общении, проявлять эмоциональную отзывчивость и доброжелательность в спорных ситуациях;
осознавать ответственность за своё речевое поведение дома, в школе и других общественных местах;
анализировать свои речевые привычки, избавляться от плохих привычек;
поддерживать нуждающихся в помощи не только словом, но и делом.
Метапредметными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий:
формулировать задачу урока после предварительного обсуждения;
оценивать выполнение своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неуспехи в общении;
осознанно строить речевое высказывание (в устной и письменной форме) в соответствии с задачами коммуникации, соблюдая нормы этики и этикета;
анализировать рассуждение, в структуре которого представлены несколько аргументов, оценивать их значимость, достоверность фактов;
классифицировать различные типы аргументов: научные и ненаучные (житейские), обобщённые и конкретные;
реализовывать рассуждение (устное и письменное), которое включает в себя тезис, убедительные аргументы (иногда также вступление и заключение), соблюдая нормы информационной избирательности;
признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою;
различать описания разных стилей – делового и художественного;
продуцировать описания разных стилей в зависимости от коммуникативной задачи;
анализировать словарные статьи;
реализовывать словарные статьи к новым словам;
осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять опорный конспект прочитанного или услышанного;
воспроизводить по опорному конспекту прочитанное или услышанное;
анализировать газетные информационные жанры, выделять логическую и эмоциональную составляющие;
слушать собеседника, кратко излагать сказанное им в процессе обсуждения темы, проблемы;
редактировать текст с недочётами.
Предметными результатами является формирование следующих умений:
различать общение для контакта и для получения информации;
учитывать особенности коммуникативной ситуации при реализации высказывания;
уместно использовать изученные несловесные средства при общении;
определять виды речевой деятельности, осознавать их взаимосвязь;
называть основные признаки текста, приводить их примеры;
называть изученные разновидности текстов – жанры, реализуемые людьми для решения коммуникативных задач;
продуцировать этикетные жанры вежливая оценка, утешение;
вести этикетный диалог, используя сведения об этикетных жанрах, изученных в начальной школе;
анализировать типичную структуру рассказа;
рассказывать (устно и письменно) о памятных событиях жизни;
знать особенности газетных жанров: хроники, информационной заметки;
продуцировать простые информационные жанры (типа что–где–когда и как произошло) в соответствии с задачами коммуникации;
объяснять значение фотографии в газетном тексте;
реализовывать подписи под фотографиями семьи, класса с учётом коммуникативной ситуации.
6. Содержание учебного предмета
1 класс (33часа). Общение
№
п/п Тема занятия Содержание Количество часов
Всего Теория Практика
1. Карта Волшебного Леса , или как вступить в клуб «Ключ и Заря» Форма проведения занятия- путешествие. Знакомство с жителями Волшебного Леса: Кронтик – белый барсучок, Елиса – его подружка, дети Маша и Миша, собираются идти в школу, Мумука – маленькая коровка, которая хочет научиться читать, Волли Волкович – учитель в волшебном лесу. 1 2. Путешествие в страну Звуков, или Кронтик осваивает звуки. Форма проведения занятия – практическое занятие , игра. Выявление уровня сформированности у учащихся фонематического слуха: умение выделить звук в слове, произнести последовательно все звуки в слове, сосчитать их количество. 1 3. Мумука ведёт своих друзей в Музейный Дом Волшебного Леса. (с.3-10) Форма проведения занятия – практическое занятие , игра. Путешествие в Волшебный лес. Знакомство с Музейным Домом.Что такое репродукция? Знакомство с волшебными инструментами для рассматривания картины: Зоркое Око (рамка с круглым окошечком), Высокое и широкое Волшебное Окно ( рамка с прямоугольным окошечком 2 4. Так много птиц в одном месте!
(с. 10 – 18) Форма проведения занятия – практическое занятие , игра.Работа в Музейном Доме. Работа с фрагментом картины Я. Бассано «Бог гневается на Адама», Д. Нолана «Святой Франциск беседует с птицами» Прочтение названия птиц по слогам, с ударением.
Звукоподражание. 4 5
Ну и зачем нам речь? (с. 18 – 23)
Форма проведения занятия – практическое занятие , игра. Речь письменная и устная. Звуки речи. Работа скартиной Д. Нолана «Святой Франциск беседует с птицами». 1
6. Все должны спастись! (с. 24 – 29) Форма проведения занятия – практическое занятие , игра. Помоги животным.
Звукоподражание.Составление рассказа «Как я помог животному» 1 7 Мишка рассматривает животных.Волли Волкович придумал игру. (с. 29- 41) Форма проведения занятия – практическое занятие , игра .Ребята в Музейном Доме.
Работа с фрагментом картины Я. Бассано «Бог гневается на Адама». Чтение слов по слогам. Звукоподражание. 4 8. Друзья учат Кронтика различать звуки. (с.42 – 48) . Форма проведения занятия – практическое занятие, игра.
Для чего нужны звуки. Интонирование звуков в определённом порядке. Количество звуков в слове. Работа в Музейном Доме. Работа с картиной Самуэля ванн Хогстратена «Вдоль по коридору». 2 9.
Кронтика тренируют Лягушка и Ворона.(с. 49 – 55)
. Форма проведения занятия – практическое занятие , игра. Выделение звуков в слове. Первый звук в слове.
Работа в Музейном Доме.
Работа с картиной Самуэля ванн Хогстратена «Вдоль по коридору».
1
10.
КВА-КВА-квартира КО-КО-комнатой и КУ-КУ-кухней (с.56-67)
Форма проведения занятия – практическое занятие , игра. Выделение звуков в слове. Работа в Музейном Доме. Работа с картиной «Читающая дама в интерьере» А. Хенрик – Хансен. 2 11
Почему жёлтый жучок ищет жабу? (с. 68-79)
Форма проведения занятия – практическое занятие , игра. Выделение звуков в слове. Работа в Музейном Доме. Работа с картиной «Натюрморт с цветочной корзиной», Балтазар ванн дер Аст; «Натюрморт с цветами, фруктами, фужером и цветочной вазой», И. Соро. 2
12.
Елиса пришла! (с. 80 – 84)
Форма проведения занятия – практическое занятие , игра. Выделение звуков в слове. Последний звук в слове. Работа в Музейном Доме. Работа с картиной «Натюрморт с цветочной корзиной», Балтазар ванн Аудиторное. Форма проведения занятия – практическое занятие , игра. Выделение звуков в слове. дер Аст.
1
13.
Вот это картины! И с гранатом и … с ящерицей! (с. 85-89)
Форма проведения занятия – практическое занятие , игра. Выделение звуков в слове, характеристика звуков. Работа в Музейном Доме. Работа с картиной «Фруктово- цветочный картуш с фужером», Ян Давидс де Хейм, «Цветочный натюрморт» А. Босхарт Старший. 2
14.
Кронтик не отличает гусей от уток, зато Елиса узнала ирисы.. (с. 90-95)
Форма проведения занятия – практическое занятие , игра. Выделение звуков в слове, характеристика звуков, чтение слов, составление предложений. Работа в Музейном Доме. Работа с картинами «Гуси, пролетающие над бухтой», «Зимородок и ирисы», У. Хиросиге. 1 15. Кронтик и Елиса соревнуются.(с. 96-100) Форма проведения занятия – практическое занятие , игра. Выделение звуков в слове, характеристика звуков. Работа в Музейном Доме. Работа с картиной «Путешествующие при луне», У. Хиросиге. 1 16.
Кто сказал последнее слово: Кронтик или Елиса? (с. 101-104) Форма проведения занятия – практическое занятие , игра. Выделение звуков в слове, характеристика звуков, чтение слов, составление предложений. Работа в Музейном Доме. Работа с картиной «Ставрида и креветки», У.Хиросиге. 2
17.
Кронтик выбирает картину, где всех по двое.(с. 105- 109)
Форма проведения занятия – практическое занятие , игра. Выделение звуков в слове, характеристика звуков, чтение слов, составление предложений. Работа в Музейном Доме. Работа с картиной «Зимний вид склада лесоматериалов», У.Хиросиге. 1 18. Кто же победит: Кронтик или Елиса? (с.110- 115) Форма проведения занятия – практическое занятие , игра. Выделение звуков в слове, характеристика звуков, чтение слов, составление предложений. Работа в Музейном Доме.
Работа скартиной «Гора Фудзи со стороны залива», У. Хиросиге. 1 19.
Внимание, конкурс! Для будущих членов клуба «Ключ и Заря» У-1 с.90-94, Т-с. 45-48
Форма проведения – конкурс. Выполнение заданий для будущих членов клуба «Ключ и Заря». 2
20
Праздник «ПО тропинкам Волшебного Леса» Форма проведения – праздник.Подведение итогов работы клуба. 2 2 класс (34 часа). Общение
№
п/пПеречень разделов Содержание разделов Количество часов
Всего Теория Практика
1. Речевая деятельность. Научный клуб младших школьников «Ключ и Заря»
Речевая (коммуникативная) ситуация. Кто (адресант) говорит (пишет) – кому (адресат) – что – с какой целью. Речевые роли (в семье, школе и т.д.).
Виды общения. Общение в быту (обыденное – повседневное); общение личное: один – один (два – три). Речевая деятельность. Говорить – слушать, их взаимосвязь. Писать – читать, их взаимосвязь. 8 1 7
2. Слушание и говорение. Приёмы слушания: фиксация темы (заголовка) высказывания и непонятных слов. Основной тон, смысловое ударение, темп, громкость высказывания; их соответствие речевой задаче. 5 1 4
3. Чтение. Изучающее чтение. Приёмы чтения учебного текста: постановка вопроса к заголовку и от заголовка, выделение ключевых слов (в связи с пересказом). 6 6
4. Речь и текст. Письменная речь. Способы правки текста. Вычеркивание ненужного (лишнего), замена слов (словосочетаний и т.д.), вставка необходимого и т.д.
Правильная и хорошая эффективная речь. Речь правильная и неправильная (с нарушением норм литературного языка). Речь хорошая (успешная, эффективная). Речевые жанры. Тематическое единство как признак текста. Типы заголовков. Основная мысль текста. Структурно-смысловые части в разных текстах.
Типы текстов. Рассуждения с целью объяснения или доказательства. Основная мысль (тезис) в рассуждении. Смысловые части рассуждения. Пример и правило в рассуждении.
Описание в учебной речи, его цель, основные части. Описание в объявлении. Описание-загадка.
Невыдуманный рассказ (о себе). Вторичные тексты.
Понятие о пересказе. Подробный пересказ (устный). Краткий пересказ (устный). Способы сжатия текста. Отзыв-отклик (экспромт) о книге, фильме, телепередаче. 9 9
5. Речевой этикет. Способы выражения вежливой речи. Этикетные средства в устной и письменной речи.
Этикетные речевые жанры. Просьба. Скрытая просьба. Приглашение. Согласие. Вежливый отказ. 6 1 5
Всего: 34 3 31
3-й класс (34 часа). Общение
№
п/пПеречень разделов Содержание разделов Количество часов
Всего Теория Практика
1. Речевая деятельность.
Речевые (коммуникативные) задачи.
Говорение. Неподготовленная и подготовленная устная речь. Особенности неподготовленной (спонтанной) речи. Приёмы подготовки. Слушание. Приёмы слушания: запись опорных (ключевых) слов, составление плана-схемы услышанного и т.д. Словесные и несловесные сигналы внимательного слушания (повторение).
Чтение учебного текста, особенности восприятия этого текста. Абзацные отступы, шрифтовые, цветовые и др. выделения. Постановка вопросов к отдельным частям текста; к непонятным словам; составление плана как приём чтения. Письменная речь. Способы правки текста: замена слов, словосочетаний, предложений, изменение последовательности изложения, включение недостающего и т.д. 2. Речевой этикет. Вежливо–невежливо–грубо. Добрые слова – добрые дела. Правильная и хорошая (эффективная) речь. Нормы – что это такое. Зачем они нужны. Нормы произносительные, орфоэпические, словоупотребления. Нормативные словари. 3. Текст. Речевые жанры
Разнообразие текстов, реализуемых людьми в общении. Диалог и монолог как разновидности текста, их особенности.
Этикетные жанры: похвала (комплимент), поздравление (устное и письменное).
Структура поздравления. Средства выражения поздравления в устной и письменной речи.
Вторичные речевые жанры.
Сжатый (краткий) пересказ, два способа сжатия исходного текста. (Повторение.) Правила пересказа. Выборочный пересказ как текст, созданный на основе выборки нужного материала из исходного текста. Цитата в пересказах, её роль. Аннотация. Сжатое изложение содержания книги в аннотации.
Типы текстов. Рассуждение, его структура, вывод в рассуждении. Правило в доказательстве (объяснении). Цитата в доказательстве (объяснении).
Сравнительное описание с задачей различения и сходства. Правила сравнения. Сравнительное высказывание, два способа его построения. Сравнительное описание как завязка (начало) в развитии действия в сказках, рассказах и т.д.
Рассказ по сюжетным рисункам. 4 класс (34 часа). Общение
№
п/пПеречень разделов Содержание разделов Количество часов
Всего Теория Практика
1. Разнообразие речевых ситуаций. Важность учёта речевой (коммуникативной) ситуации для успешного общения. (Повторение и обобщение.)
Виды общения. Общение для контакта и общение для получения информации.
Особенности употребления несловесных средств.
Речевая деятельность. Основные виды речевой деятельности. Их связь. 2. Слушание и говорение. Опорный конспект как кодирование услышанного и прочитанного с использованием рисунков, символов. Особенности неподготовленной (спонтанной) речи. 3. Речь и текст. Письменная речь. Редактирование и взаиморедактирование.
Речь правильная и хорошая (успешная, эффективная). Толковый словарь. Словарь синонимов. Словарь языка писателей. Словарь эпитетов и др.
Речевой этикет. Вежливая речь (повторение). Речевые привычки. Способы выражения вежливой оценки, утешения.
Речевые жанры.
Основные признаки текста. Смысловая цельность и связность текста.
Сжатый пересказ сказанного собеседником в процессе обсуждения (темы, проблемы).
Этикетные речевые жанры. Вежливая оценка. Утешение. Типы текстов.
Рассуждение: тезис и вывод. Вступление и заключение, их роль. Доказательства: факты (научные, житейские), ссылка на авторитеты. Несколько доказательств в рассуждении.
Описание деловое (научное); описание в разговорном стиле с элементами художественного стиля.
Словарные статьи в толковом и в других словарях. Особенности словарных статей как разновидностей текста.
Рассказ как речевой жанр, его структура, особенности. Рассказ о памятных событиях своей жизни. 4. Газетные информационные жанры.
Хроника. Фотография в газетном тексте, подпись к фотографии. 7. Календарно – тематическое планирование
1 класс
№п/пКол-во
часов Аудиторные Внеаудиторные Дата
Тема занятия Форма проведения
Основные виды деятельности
1 1 1 03.09 Карта Волшебного Леса, или как вступить в клуб «Ключ и Заря». Форма проведения занятия- путешествие. Знакомство с жителями Волшебного Леса: Кронтик – белый барсучок, Елиса – его подружка, дети Маша и Миша, собираются идти в школу, Мумука – маленькая коровка, которая хочет научиться читать, Волли Волкович – учитель в волшебном лесу.
2 1 1 10.09 Путешествие в страну Звуков, или Кронтик осваивает звуки. Форма проведения занятия – практическое занятие , игра. Выявление уровня сформированности у учащихся фонематического слуха: умение выделить звук в слове, произнести последовательно все звуки в слове, сосчитать их количество.
3-4 1 1 1 17.09
01.10 Мумука ведет своих друзей в Музейный дом Волшебного леса. Форма проведения занятия – практическое занятие , игра. Путешествие в Волшебный лес. Знакомство с Музейным Домом.Что такое репродукция? Знакомство с волшебными инструментами для рассматривания картины: Зоркое Око (рамка с круглым окошечком), Высокое и широкое Волшебное Окно ( рамка с прямоугольным окошечком
5-8 2 2 2 08.10
15.10
22.10
05.11 Так много птиц в одном месте! Форма проведения занятия – практическое занятие , игра. Работа в Музейном Доме. Работа с фрагментом картины Я. Бассано «Бог гневается на Адама», Д. Нолана «Святой Франциск беседует с птицами» Прочтение названия птиц по слогам, с ударением.
Звукоподражание.
9 1 1 12.11 Ну и зачем нам речь? Форма проведения занятия – практическое занятие , игра. Речь письменная и устная. Звуки речи. Работа скартиной Д. Нолана «Святой Франциск беседует с птицами».
10 1 1 19.11 Все должны спастись! Форма проведения занятия – практическое занятие , игра. Помоги животным.
Звукоподражание. Составление рассказа «Как я помог животному»
11-14 4 2 2 26.11
03.12
10.12
17.12 Мишка рассматривает животных. Форма проведения занятия – практическое занятие , игра .Ребята в Музейном Доме.
Работа с фрагментом картины Я. Бассано «Бог гневается на Адама». Чтение слов по слогам. Звукоподражание.
15-16 2 1 1 24.12
14.01 Друзья учат Кронтика различать звуки. . Форма проведения занятия – практическое занятие, игра.
Для чего нужны звуки. Интонирование звуков в определённом порядке. Количество звуков в слове. Работа в Музейном Доме. Работа с картиной Самуэля ванн Хогстратена «Вдоль по коридору».
17 1 1 21.01 Кронтика тренируют Лягушка и Ворона. . Форма проведения занятия – практическое занятие , игра. Выделение звуков в слове. Первый звук в слове.
Работа в Музейном Доме.
Работа с картиной Самуэля ванн Хогстратена «Вдоль по коридору».
18 1 1 28.01 КВА-КВА-квартира с КО-КО-комнотой и КУ-КУ-кухней. Форма проведения занятия – практическое занятие , игра. Выделение звуков в слове. Работа в Музейном Доме. Работа с картиной «Читающая дама в интерьере» А. Хенрик – Хансен.
19-20 2 1 1 04.02
11.02 Почему желтый жучок ищет жабу? Форма проведения занятия – практическое занятие , игра. Выделение звуков в слове. Работа в Музейном Доме. Работа с картиной «Натюрморт с цветочной корзиной», Балтазар ванн дер Аст; «Натюрморт с цветами, фруктами, фужером и цветочной вазой», И. Соро.
21 1 1 18.02 Елиса пришла! Форма проведения занятия – практическое занятие , игра. Выделение звуков в слове. Последний звук в слове. Работа в Музейном Доме. Работа с картиной «Натюрморт с цветочной корзиной», Балтазар ванн Аудиторное. Форма проведения занятия – практическое занятие , игра. Выделение звуков в слове. дер Аст.
22-23 1 1 25.02
03.03 Вот это картины! И с гранатом и … с ящерицей! Форма проведения занятия – практическое занятие , игра. Выделение звуков в слове, характеристика звуков. Работа в Музейном Доме. Работа с картиной «Фруктово- цветочный картуш с фужером», Ян Давидс де Хейм, «Цветочный натюрморт» А. Босхарт Старший.
24 1 1 10.03 Кронтик не отличает гусей от уток, зато Елиса узнала ирисы. Форма проведения занятия – практическое занятие , игра. Выделение звуков в слове, характеристика звуков, чтение слов, составление предложений. Работа в Музейном Доме. Работа с картинами «Гуси, пролетающие над бухтой», «Зимородок и ирисы», У. Хиросиге.
25 1 1 17.03 Кронтик и Елиса соревнуются. Форма проведения занятия – практическое занятие , игра. Выделение звуков в слове, характеристика звуков. Работа в Музейном Доме. Работа с картиной «Путешествующие при луне», У. Хиросиге.
26-27 2 1 1 24.03
07.04 Кто сказал последнее слово: Кронтик или Елиса? Форма проведения занятия – практическое занятие , игра. Выделение звуков в слове, характеристика звуков, чтение слов, составление предложений. Работа в Музейном Доме. Работа с картиной «Ставрида и креветки», У.Хиросиге.
28 1 1 14.04 Кронтик выбирает картину, где всех по двое. Форма проведения занятия – практическое занятие , игра. Выделение звуков в слове, характеристика звуков, чтение слов, составление предложений. Работа в Музейном Доме. Работа с картиной «Зимний вид склада лесоматериалов», У.Хиросиге.
29 1 1 21.04 Кто же победит: Кронтик или Елиса? Форма проведения занятия – практическое занятие , игра. Выделение звуков в слове, характеристика звуков, чтение слов, составление предложений. Работа в Музейном Доме.
Работа скартиной «Гора Фудзи со стороны залива», У. Хиросиге.
30-31 2 1 1 28.04
05.05 Внимание, конкурс! Для будущих членов клуба «Ключ и Заря». Форма проведения – конкурс. Выполнение заданий для будущих членов клуба «Ключ и Заря».
32-33 2 1 1 12.05
19.05 Праздник «По тропинкам Волшебного Леса». Форма проведения – праздник.Подведение итогов работы клуба.
2 класс
№п/пКол-во
часов Аудиторные Внеаудиторные Дата
Тема занятия Форма проведения
Основные виды деятельности
1-2 2 2 04.09
11.09 Задание клуба « Ключ и заря». Заседание научного клуба. Открытие первого заседания научного клуба во 2 классе. Выбор председателя. Подведение итогов за 1 класс, количество учащихся поступивших в клуб. Выполнение работы. Конкурс лучших работ.
3 1 1 18.09 Как написать письмо, или что такое адресат и адресант? Практическая работа. Учащиеся знакомятся с основными требования написания письма. Учатся подписывать конверт, отличать понятия «адресат» и «адресант».
4 1 1 25.09 Как написать письмо, или что такое адресат и адресант? Экскурсия. Как путешествует письмо? Для чего необходимо правильно подписывать индекс? Если письмо потерялось. Профессия почтальон.
5-6 2 2 02.10
09.10 Конкурс необычных историй. Творческий конкурс. Для чего необходимо составлять план? Какие бывают планы? Творческая работа «Необычная история» (серия картинок к устному рассказу).
7-8 2 2 16.10
23.10 Путешествие в страну словарей Путешествие. Что такое словарь? Какие бывают словари? Как прочитать словарную статью (возможно использование учебника русского языка, 2 класс, часть 2)?
9-12 4 3 1 06.11
13.11
20.11
27.11 В гостях у гостеприимного барсука, или что такое на-
стоящее богатство.
Экскурсия в парк, лес. Фотоконкурс «Красота рядом!»
Аудиторное (3 ч). Форма проведения занятия — проектная работа, защита проекта «Что такое настоящее богатство?».
13-14 2 2 04.12
11.12 Внимание, конкурс! «Вопросы от Учёного Кота».
Конкурсная работа. На основе материалов учебника по литературному чтению (2 класс, часть 1) организуется конкурс «Вопросы от Учёного Кота». Выявляются победители конкурса. Работа с портфолио. Лучшие работы целесообразно отправить в клуб «Ключи Заря».
15-16 2 2 18.12
25.12 Как написать поздравление? Творческая работа. Оформление поздравительной открытки. Соблюдение
норм речевого этикета при составлении поздравления. Защита мини-проекта «Поздравляю с Новым годом!».
17-18
2 1 1 15.01
22.01
Путешествие по детским журналам.
Творческая работа. Какие бывают журналы. Что такое периодика? Презентация «Мой любимый журнал».
19-22 4 4 29.01
05.02
12.02
19.02
Как написать поздравление?
Проектная работа. Проект поздравительной открытки. Соблюдение норм речевого этикета при составлении поздравления. Защита проекта «Поздравляю с 8 Марта!».
23-24 2 2 26.02
04.03 Необычные слова.
Творческая работа. Словообразование слов. Образование сложных слов. Соединительная гласная. Творческий конкурс «Необычные слова».
25 1 1 11.03 Структура текста. Чтение и разбор разных видов текстов. Основная мысль (тезис) в рассуждении. Смысловые части рассуждения. Пример и правило в рассуждении.
Описание в учебной речи, его цель, основные части. Описание в объявлении. Описание-загадка.
26 1 1 18.03 Тема и основная мысль текста, понимание содержательности названия текста Работа с текстами. Чтение, разбор текста, выделение частей текста. Заголовок. Части текста.
27-30 4 4 25.03
08.04
15.04
22.04 Работа с картиной. Конкурс сочинений.
Творческая работа. Для организации конкурса возможно использование живописных произведений в разделе «Музейный Дом» (учебник литературного чтения, 2 класс, части 1–2), а также можно организовать экскурсию для знакомства и изучения живописных произведений, расположенных в музеях вашего города, поселка и пр. Подведение итогов конкурса.
31-32 2 2 29.04
06.05 Внимание, конкурс! «Вопросы от Учёного Кота».
Конкурсная работа. На основе материалов учебника литературного чтения (2 класс, часть 1) организуется конкурс «Вопросы от Учёного Кота». Выявляются победители конкурса. Работа с портфолио. Лучшие работы целесообразно отправить в клуб «Ключ и Заря».
33-34 2 2 13.05
20.05 Конференция. Защита портфолио.
Конференция. Подведение итогов работы школьного научного клуба «Ключ и Заря» за 2 класс..3 класс
№п/пКоличество часов Аудиторное Внеаудиторное Дата
Тема занятия Форма проведения
1-2 2 2 04.09
11.09 Внимание, конкурс! «Незаметные предметы в твоём доме». Творческая работа. Организация и проведение конкурса «Незаметные предметы в твоём доме». Целесообразно использовать материалы
учебника «Литературное чтение». Выявляются победители конкурса. Работа с портфолио. Лучшие работы можно отправить в клуб «Ключ и Заря».
3-4 2 2 18.09
25.09 Экскурсия в библиотеку. Экскурсия. Как записаться в библиотеку? Как правильно подобрать
книгу? Что такое каталог?
5-8 4 4 02.10
09.10
16.10
23.10 Учимся делать научное сообщение. Творческая работа. Что такое научный текст. Как подготовить доклад. Творческая работа — презентация научного сообщения
9-10 2 06.11
13.11 Как отстоять свою точку зрения?.Практическая работа, публичное выступление. Что такое точка зрения. Культура диалога, монолога. Публичное выступление. Критика точки зрения оппонента.
11-12 2 2 20.11
27.11 Внимание, конкурс! Сочинение «Родной уголок».. Конкурс.
Целесообразно использовать материалы учебника «Литературное чтение». Выявляются победители конкурса. Работа
с портфолио. Лучшие работы можно отправить в клуб «Ключ
и Заря».
13-16 4 4 04.12
11.12
18.12
25.12 Внимание, конкурс! «Задание для членов клуба».
Конкурс. Возможно использование материалов учебников «Литературное чтение»,«Русский язык». Выявляются победители конкурса. Работа с портфолио. Лучшие работы целесообразно отправить в клуб «Ключ и Заря».
17-20 4 4 15.01
22.01
29.01
05.02 Проект «Как появилась книга?» Проектная работа. История возникновения письменности и появления книг. Книга — носитель истории. Современная книга.
21-22 2 2 12.02
19.02 Работа с картиной. Конкурс сочинений. Творческая работа. Для организации конкурса возможно использование живописных произведений в разделе «Музейный Дом», учебник «Литературное чтение», части 1–2, а также можно организовать экскурсию для знакомства и изучения живописных произведений местных художников. Подведение итогов конкурса.
23-24 2 2 26.02
04.03 Мой любимый писатель, или для чего нужна биография? Творческая работа. Творческая биография писателя. Роль конкретных жизненных впечатлений и наблюдений в создании художественного произведения. Составление биографии писателя.
25-28 4 4 11.03
18.03
25.03
08.04 Проект «Мой родной край» (памятники культуры, му-зеи, культурные ценности, интересные люди).Проектная работа. Достопримечательности родного края. Выявляются победители конкурса. Работа с портфолио. Лучшие работы можно
отправить в клуб «Ключ и Заря».
29-30 2 2 15.04
22.04 Внимание, конкурс! Сочинение «Летние каникулы».
Творческая работа. Выявляются победители конкурса. Работа с портфолио.
Лучшие работы можно отправить в клуб «Ключ и Заря».. 31-32 2 2 29.04
06.05 Внимание, конкурс! «Задание для членов клуба».
Ттворческая работа. Выявляются победители конкурса. Работа с портфолио. Лучшие работы возможно отправить в клуб «Ключ и Заря».
33-34 2 2 13.05
20.05 Конференция. Защита портфолио.
Аудиторное (2 ч). Форма проведения занятия — конференция. Подведение итогов работы школьного научного клуба «Ключи Заря» за 3 класс.
4 класс
№п/пКоличество часов аудиторное внеаудиторное Дата
Тема занятия Форма проведения
1-2 2 1 1 07.09
14.09 История одного узора.
Экскурсия в музей. Внеаудиторное (1 ч).
Аудиторное (1 ч). Форма проведения занятия — творческая
работа. Устройство мироздания.
3-4 2 2 21.09
28.09 Учимся рассуждать. Творческая работа. Подготовка презентации для первоклассников (любоеприродное явление).
5-6 2 2 05.10
12.10 Заседание клуба «Главный закон общения».
Творческая работа. Речевые формулы, позволяющие корректно высказывать и отстаивать свою точку зрения. Тактичная критика точки зрения оппонента. Доказательное суждение в процессе диалога.
7-8 2 2 19.10
02.11 Олимпиада. Человек в мире культуры. Его прошлое,
настоящее и будущее. Олимпиада. Выявляются победители конкурса. Работа с портфолио. Работы
учащихся можно отправить в клуб «Ключ и Заря».
9-12 4 4 09.11
16.11
23.11
30.11 Конкурс «Рецепт приготовления блюда». Мои достижения (само-
стоятельная работа). Творческая работа, конкурс. Однородные члены предложения. Глагол. Кон-
курс на лучший рецепт. Работа с портфолио. Работы учащихся
можно отправить в клуб «Ключ и Заря».
13-16 4 4 07.12
14.12
21.12
11.01 Работа с картиной. Конкурс сочинений.
Аудиторное (4 ч). Форма проведения занятия — Творческая работа. Для организации конкурса возможно использование
живописных произведений в разделе «Музейный Дом», учебник
«Литературное чтение», части 1–2, а также можно организовать
экскурсию для знакомства и изучения живописных произведений местных художников. Подведение итогов конкурса.
17-20 4 4 18.01
25.01
01.02
08.02 Проект «Что человека делает человеком, или Тайна особого зрения».
Проектная работа. Особенности мировосприятия обычного человека. Особенности мировосприятия писателя, поэта, музыканта и художника: сходность мыслей и переживаний, отраженных в разных
видах искусства.
21-24 4 4 15.02
22.02
29.02
07.03
Заседание клуба «Поэты и писатели моего края».
Аудиторное (4 ч). Форма проведения занятия Заседание научного клуба. Подготовка к заседанию клуба. Диалог с писателем, поэтом. Конкурс сочинений «Портрет писателя».
25-27 3 2 1 14.03
21.03
04.04
Сочинение по наблюдениям. Экскурсия в парк, лес, зоопарк и пр. Наблюдение за природой, животными.
Творческая работа. Сочинение по наблюдениям. Выявляются победители конкурса. Работа с портфолио. Работы учащихся возможно отправить в клуб «Ключ и Заря».
28-30 3 3 11.04
18.04
25.04 Олимпиада. Человек в мире культуры. Его прошлое,
настоящее и будущее.
Олимпиада. Выявляются победители конкурса. Работа с портфолио. Работы учащихся возможно отправить в клуб «Ключ и Заря»
31-34 4 4 16.05
23.05
30.05
31.05 Конференция. Защита портфолио.
Аудиторное (4 ч). Форма проведения занятия — Конференция. Подведение итогов работы школьного научного клуба «Ключ и Заря» за 1–4 классы.
8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
В наличии Приобрести
Реализация образовательного стандарта второго поколения. Перспективная начальная школа. Программы по учебным предметам. Программы внеурочной деятельности 1-4 классы, в двух частях. Учебники. + Печатные пособия
Таблицы в соответствии с основными разделами программы обучения.
Альбомы демонстративного и раздаточного материала.
+
+
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
Электронные справочники, электронные пособия, обучающие программы по предмету. +
Экранно-звуковые пособия
Компьютер + Оборудование класса
Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
Стол учительский с тумбой.
Шкафы для хранения учебников,дидактических материалов, пособий.
Настенные доски. +
+
+