Рабочая программа по внеурочной деятельности «Ключ и Заря» 2 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа «Ключ и Заря» для учащихся 2 классов разработана на основе авторской программы внеурочной деятельности научного клуба младших школьников «КЛЮЧ И ЗАРЯ» по программе УМК «Перспективная начальная школа» автор: С.Н. Ямшинина, рекомендованной Министерством образования РФ, в соответствии с Федеральными Государственными стандартами образования и учебным планом образовательного  учреждения.
Данная программа представляёт собой вариант организации деятельности младших школьников (1-4 классы) в школьном научном сообществе (научном клубе) «Ключ и Заря». Темы занятий представлены в соответствии 6 основными содержательными линиями программы по русскому языку: фонетика, орфография, морфемика, словообразование, морфология, лексика, синтаксис, пунктуация, развитие речи и с основными содержательными линиями программы по литературному чтению: виды речевой и читательской деятельности, литературоведческая пропедевтика, элементы творческой деятельности, круг детского чтения.

Форма организации внеурочной деятельности: школьное научное сообщество.

Формы организации деятельности учащихся: групповая, парная, индивидуальная, коллективная.

Цель деятельности научного клуба младшего школьника «Ключ и Заря» формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы методом прямого диалогового общения с «умным взрослым» (носителем информации) посредством электронной или почтовой переписки.

Начиная со второго класса, осуществляется непосредственная деятельность школьного научного сообщества.
Продолжительность: в течение учебного года аудиторное или внеаудиторное занятие 1 раз в неделю.
Объем часов - 34 часа в год.
Ожидаемые результаты.

В области личностных планируемых результатов будут формироваться УУД:
готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;
принятие образа «хорошего ученика»;
самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровье-сберегающего поведения;
гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
сознание ответственности человека за общее благополучие;
осознание своей этнической принадлежности;
гуманистическое сознание;
социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам;
начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;
мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя;
самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности;
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
эстетические потребности, ценности и чувства;
этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
гуманистические и демократические ценности многонационального российского общества.

Коммуникативные УУД:
обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
задавать и отвечать на вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
формулировать собственное мнение и позицию; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
предлагать помощь и сотрудничество;
определять общую цель и пути ее достижения;
осуществлять взаимный контроль;
проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;
вести устный и письменный диалог;
оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;
разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников;
координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Регулятивные УУД:
формулировать и удерживать учебную задачу;
ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
составлять план и последовательность действий;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок; предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;
устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;
соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкрет- ной задачи;
сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
различать способ и результат действия; осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия.

Познавательные УУД:
поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема);
сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников);
обработка информации (определение основной и второстепенной информации);
передача информации (устным, письменным, цифровым способами);
анализ; синтез; сравнение; сериация; классификация по заданным критериям;
установление аналогий;
установление причинно-следственных связей;
осуществлять рефлексию способов и условий действий, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
ставить, формулировать и решать проблемы; самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера; построение рассуждения; обобщение; интерпретация информации (структурировать; переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
применение и представление информации; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
осуществлять смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели;
узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
моделировать, т.е. выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.
В области предметных планируемых результатов обучающиеся научатся: писать письма в процессе предметной переписки с научным клубом «Ключ и Заря» и освоят жанр письма; свободно работать с текстом; свободно работать с разными источниками информации; устно и письменно делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями.
Обучающиеся получат возможность научиться: понимать разные основания для оценки (жанровой, этической, эстетической) одного и того же текста; понимать прозаические и поэтические тексты, посвященные формированию базовых нравственно- этических ценностей.


































КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Дата

п/п

№ занятия в теме
Тема аудиторного
и внеаудиторного
занятия

Форма организации внеурочной
деятельности /форма занятия

Содержание занятия
Учебное пособие

Кол-
во
часов


1
1
Как написать письмо, или что такое адресат и адресант? Учащиеся знакомятся с основными требованиями к написанию письма.

Аудиторное. Форма проведения занятия практическая работа.


Учащиеся знакомятся с основными требованиями к I писанию письма. Учатся подписывать конверт, отличать понятия «адресат» и «адресант».
Учебник русского языка (2 класс, часть 2, с. 25).

1







2

Внеаудиторное . Форма проведения занятия - экскурсия.
Как путешествует письмо? Для чего необходимо правильно подписывать индекс. Если письмо потерялось? Профессия-почтальон.

1


2
3-4
Заседание клуба «Ключ и заря», или как вступить в клуб во 2 классе.

Аудиторное Форма проведения занятия заседание
Открытие первого заседания научного клуба во 2 классе. Выбор председателя. Подведение итогов за 1 класс количество учащихся, научного клуба, поступивших в клуб по результатам практической работы. Выполнение работы во втором классе. Конкурс лучших работ.
Учебник русского языка (2 класс, часть с. 98-99).
2


3
5-6
Конкурс необычных историй, или как составить план?
Аудиторное. Форма проведения занятия творческий конкурс.
Для чего необходимо составлять план? Какие бывают планы? Творческая работа «Необычная история» (серия картинок к устному рассказу).
Учебник русского языка (2 класс, часть 2, с. 27).

2


4
7-8
Путешествие в страну словарей.

Аудиторное. Форма проведения занятия путешествие.
Что такое словарь? Какие бывают словари? Как прочитать словарную статью (возможно использование учебника русского языка, 2 класс, часть 2)?
Учебник русского языка (2 класс, часть 2, с. 98-159).

2


5
9
В гостях у гостеприимного барсука, или что такое на- стоящее богатство.
Внеаудиторное. Форма проведения занятия экскурсия парк, лес.
Фотоконкурс «Красота рядом!»
Учебник по литературному чтению (2 класс, часть 1, с. 144).
1



10-12

Аудиторное. Форма проведения занятия проектная работа.
Защита проекта «Что такое настоящее богатство?».

3


6
13-14
Внимание, конкурс! «Вопросы от Учёного Кота».

Аудиторное (2 ч). Форма проведения занятия конкурсная работа.
На основе материалов учебника по литературному чтению (2 класс, часть 1) организуется конкурс «Вопросы от Учёного Кота». Выявляются победители конкурса. Работа с портфолио. Лучшие работы целесообразно отправить в клуб «Ключ и Заря».
Учебник по литературному чтению (2 класс, часть 1, с. 174).

2


7
15-16
Как написать поздравление?

Аудиторное. Форма проведения занятия – творческая работа.
Оформление поздравительной открытки. Соблюдение норм речевого этикета при составлении поздравления. Защита мини-проекта «Поздравляю с Новым годом!».
Учебник русского языка (2 класс, часть 2, с. 49)

2


8
17-18
Путешествие по детским журналам.
Аудиторное. Форма проведения занятия творческая работа
Какие бывают журналы. Что такое периодика? Презентация «Мой любимый журнал».
Учебник литературного чтения (2 класс, часть 2, с. 103).
2


9
19-22
Как написать поздравление?

Аудиторное. Форма проведения занятия проектная работа.
Проект поздравительной открытки. Соблюдение норм речевого этикета при составлении поздравления. Защита проекта «Поздравляю с 8 Марта!».
Учебник русского язык (2 класс, часть 2, с. 73)

4


10
23-24
Необычные слова.

Аудиторное. Форма проведения занятия творческая работа.
Словообразование слов. Образование сложных слов. Соединительная гласная. Творческий конкурс «Необычные слова»
Учебник русского языка (2 класс часть 3, с. 158-159).
2


11
25-28
Работа с картиной. Конкурс сочинений.

Аудиторное (4 ч). Форма проведения занятия творческая работа.
Для организации конкурса возможно использование живописных произведений в разделе «Музейный Дом» а также можно организовать экскурсию для знакомства и изучения живописных произведений, расположенных в музеях города. Подведение итогов конкурса
Учебник литературного чтения, 2 класс, части 1-2)
4


12
29-30
Внимание, конкурс! «Вопросы от Учёного Кота»
Аудиторное (2 ч). Форма проведения занятия конкурсная работа.
Организуется конкурс «Вопросы от Учёного Кота». Выявляются победители конкурса. Работа с портфолио. Лучшие работы целесообразно отправить в клуб «Ключ и Заря»
Учебник литературного чтения (2 класс, часть 2, с. 175).
2


13
31-34
Конференция. Защита портфолио.

Аудиторное. Форма проведения занятия конференция.
Подведение итогов работы школьного научного клуба «Ключ и Заря» за 2 класс.

4