«Практическая направленность урока, как цель достижения успеха каждым учеником на учебном занятии»


«Практическая направленность урока, как цель достижения успеха на уроке каждым учеником»
Потребность общества в личности  творческой, способной к самопознанию и самореализации не может быть удовлетворена при несформированности у школьников интеллектуально - познавательной мотивации при изучении учебных дисциплин, поэтому в настоящее время в педагогической теории и практике актуальной является проблема формирования познавательной мотивации учащихся, развитие творческой активности учащихся.
В современных школах для решения этой задачи применяются многочисленные инновационные технологии, наиболее адекватны из которых  метод проектов,  обучение индивидуальное и дифференцированное, разноуровневое обучение, модульное обучение, развивающие обучение.  Кроме выше названных технологий обучения эффективным  средством  повышения мотивации у учащихся является  и использование на уроках компьютерных технологий.
Реализовать новый стандарт, ориентированный на развитие личности ребенка, невозможно без формирования универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком, собственно психологическом, смысле универсальные учебные действия — это совокупность способов действия учащегося, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер, обеспечивают целостность общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития ребенка, обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса, лежат в основе организации и регуляции любой деятельности ученика независимо от ее специально-предметного содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирование психологических особенностей учащегося.
Наша задача обеспечить практическую направленность урока, как цель достижения успеха на уроке каждым учеником. Поэтому при составлении Рабочих программ, в КТП уже учитывается данный подход в планируемых результатах деятельности учеников.
Нестандартные способы организации уроков возбуждают интерес и живое участие школьников. Методическим средством организации могут стать инсценировки, использование музыкальных фрагментов, компьютерных презентаций, видеосюжета и др., которые вызывают любопытство детей, побуждают к обмену впечатлениями – общению. Так как все это - яркие, зримые образы, музыка, дикторские тексты, что существенно обновляет методику проведения уроков.
Практическое внедрение данной модели обучения показало, что такая работа способна стимулировать познавательный интерес к истории, придать учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер, во многом способствовать обновлению содержательной стороны предмета истории, индивидуализировать процесс обучения, развивать самостоятельную деятельность школьников, повышать мотивацию учебной деятельности, уровень качества знаний, вовлечь каждого ученика в практическую деятельность. Приведу несколько примеров практической направленности уроков истории.
В настоящее время методу проектов придается большое внимание в связи с переходом к новым образовательным стандартам, подразумевающим приобщение учеников к поиску информации и самостоятельному анализу ее содержания. Метод проектов открывает значительные возможности для формирования основных компетенций учащихся в процессе их включения в практическую и научно-исследовательскую деятельность. Проекты в классическом понимании предполагают большой объем времени и усилий, как со стороны учителя, так и со стороны ученика. Проект должен быть основан на прочном знаниевом фундаменте, и в то же время подразумевать индивидуальное представление и личностное отношение к изучаемому периоду истории. Я в своей работе со школьниками средних классов предпочитаю мини – проекты. По способам своей реализации их можно разделить на несколько видов: творческие домашние задания, проблемные задачи на уроке, комбинированные, индивидуальные, групповые. Из опыта работы можно предложить несколько примеров применения метода мини-проектов.
В 5 классе при изучении истории Древнего мира само содержания образования предоставляет широкие возможности для реализации данного метода. Учащимся предлагается после изучения соответствующих разделов выполнить дома следующее задание: изготовить из различных материалов, имитирующих настоящие, образцы древней письменности: глиняных таблички ( можно использовать пластилин, покрытый лаком), папирус ( на особой бумаге, которую можно предварительно искусственно состарить), пальмовые листья( можно использовать засушенные листья комнатных растений), шелковая ткань, бамбуковые дощечки( в качестве заменителя моно использовать скрепленные линейки), навощенные таблички, берестяная кора и т.д.
На уроке учащимся предлагается самостоятельно составить и проиллюстрировать , т.е. создать рисунок с отображением особенностей объекта, события, явления. Составить рассказ с элементами сравнения, анализа, обобщения. В этом участвуют все ученики класса. Например по теме «Древнейшие люди» изобразить отличительные их черты (тело покрыто шерстью, сутулость, отсутствие одежды и т.п)
Тексты с пропущенными словами и историческими ошибками – наиболее любимые задания для пятиклассников. Можно их использовать: при изучении новой темы (изучив материал параграфа, вставьте пропущенные слова, восстановите последовательность событий, найдите исторические ошибки и т.п.) ; при закреплении изученного материала; при контроле знаний; творческая работа учащихся («придумай задание другу»).
. Более сложной формой задания является составление отрывков из утерянных летописей и записей древних историков на определенную тему, например, неизвестный источник по истории Греко-персидских войн, воспоминания ветерана Цезаря, письмо Александра Македонского Аристотелю из Восточного похода и т.д. В этом случае можно усложнить задание и поставить перед учениками проблему проверки подлинности документа путем совместного критического анализа и поиска исторических ошибок, допущенных в нем (намеренно или случайно).
Поиск неточностей и фальсификаций заставляет учеников более внимательно и критично относиться к информации и подстегивает желание самостоятельно продолжить работу по ее расширению и освоению.
После изучения темы “Счет лет в истории” ученики самостоятельно составляют сложные задачи на хронологию, включая их в определенный исторический контекст, иллюстрируя их с помощью собственных рисунков.
Использование такой традиционной формы творческой работы, как составление авторского кроссворда на историческую тему также предоставляет большие возможности для развития самых разнообразных умений и компетенций. В 5 классе хорошие результаты дает использование ребусов или кроссвордов, в которых часть вопросов заменяется на рисунки, фрагменты картинок, символов, карт, репродукций и т.д. Тем самым привлекаются для составления кроссвордов самые разнообразные источники информации, актуализируются межпредметные связи и развиваются коммуникативные навыки. Такая творческая работа требует большого объема времени и поэтому правильнее ее организовать в виде домашнего мини-проекта, тем более что он требует индивидуальной творческой работы, создавая тем самым условия для самореализации учащихся с разным уровнем подготовки. Ученики пытаются в электронном виде составлять кроссворды, ребусы, загадки. Находят необходимый иллюстративный материал по теме урока. Использование мини-проектов позволяет формировать позитивную динамику мотивации образовательного процесса, создать ситуацию успеха и творческой атмосферы на уроке и дома. Приветствуется помощь членов семьи.
. В требованиях, предъявляемых к обучающимся, предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:знание хронологии, работа с хронологией, знание исторических фактов, работа с фактами. Работа с историческими источниками: читать историческую карту с опорой на легенду; проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.Описание (реконструкция) решается путем методики «озвучь слайд»· рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;· характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;· на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.Анализ, объяснение, например, при работе с документами - текстами:· различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);· соотносить единичные исторические факты и общие явления;· называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;· раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;· сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;· излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.Применение знаний и умений в общении, социальной среде хорощо помогает метод «Чистая доска», когда при решении каждой проблемы убирается (стирается) с доски решенный вопрос.:· применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;· использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;· способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).