Презентация по Основам экономики на тему Налоговая система


Вопросы для повторения 1.Первичное и вторичное распределение доходов. 2. Социальное регулирование 3.Перераспределение доходов КГБПОУ «Международный колледж сыроделия и профессиональных технологий»Налоговая система1.Налоги и их функции.2.Виды налогов3.Кривая ЛаффераПреподаватель Бубнова Е.В. 1.Налоги и их функции. Налоги – это обязательные платежи, которые государство взимает с налогоплательщиков. По своему экономическому содержанию налоги представляют собой форму отчуждения части доходов физических и юридических лиц в государственную казну (централизованные ресурсы государства). Основными рычагами перераспределения первичных доходов, образующихся в микроэкономике, является система налогов и их использование для государственных расходов.   Налоговая система – это совокупность налогов, форм и методов налогообложения, а также налоговых органов. На практическом уровне налогообложение выполняет несколько функций, в каждой из которых реализуется то или иное назначение налогов. Взаимодействуя, данные функции образуют систему. На данном этапе налоги выполняют следующие основные функции: фискальную, распределительную (социальную), контрольную, поощрительную, регулирующую. 2.Виды налогов По уровням взимания налоги, например в России, делятся на федеральные, региональные и местные.    • По федеральным налогам объекты налогообложения, ставки и плательщики устанавливаются законодательными актами Российской Федерации. По всей территории страны взимается более 20 налогов (например, налог на прибыль с предприятий; подоходный налог с физических лиц; таможенная пошлина и др.).    • По налогам субъектов Российской Федерации объекты налогообложения, границы ставок и плательщики устанавливаются законодательными актами Российской Федерации, а конкретные ставки – законодательными актами субъектов Федерации.   • Местные налоги могут вводиться местными органами власти в пределах перечня налогов и границ ставок, установленных законодательными актами. Виды налогов – в зависимости от форм и методов налогообложения налоги в разных странах подразделяются на прямые и косвенные.   • Прямыми являются налоги, взимаемые государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика (подоходный налог, налог с наследства и дарений, налог на имущество и т. д.).   • Косвенными называют налоги на товары и услуги, которые устанавливаются в виде надбавок к цене товаров или к тарифам на услуги и не зависят от доходов налогоплательщика. Производители (продавцы) товаров и услуг продают их по ценам и тарифам с учетом налоговой надбавки, которую затем передают государству. Косвенные налоги наиболее распространены в виде:   а) акцизов (ими облагаются алкогольные напитки, табачные изделия, ювелирные изделия, легковые автомобили, бензин автомобильный, отдельные виды минерального сырья; б) налога с продаж; в) пошлин (взимаются при заключении договоров об аренде, регистрации предприятий, оформлении наследства, провозе товаров через границу и др.; г) таможенных сборов (дополнительных сборов, взимаемых сверх таможенных пошлин для возмещения таможенных расходов). В. Налоговые ставки – это размеры налогов на единицу обложения. Различаются следующие ставки налога:   • прогрессивные, которые возрастают с увеличением доходов;  • пропорциональные – единый процент налогов независимо от размеров доходов;   • регрессивные, которые снижаются с ростом величины облагаемых доходов;   • твердые, которые уплачиваются в абсолютной сумме независимо от величины дохода. В налоговую систему входят налоговые органы.  • Государственная налоговая служба поддерживает единый контроль над соблюдением налогового законодательства. Она проверяет точность исчисления и полноту внесения налогов и других платежей.   • Налоговая полиция – правоохранительные органы, которые обеспечивают экономическую безопасность страны. Они выполняют следующие основные задачи: а) выявляют, предупреждают и пресекают налоговые преступления и правонарушения;   б) обеспечивают безопасность деятельности налоговых инспекций; 3.Кривая Лаффера    Практика показывает, что при чрезвычайно высоких ставках налогов подрываются материальные стимулы к труду и новаторству.    Напротив, снижение ставок налогов может способствовать стремлению работников и предпринимателей увеличивать производство и получать большие доходы. Одновременно расширяется налогооблагаемая база – заработная плата и прибыль. Группа американских специалистов во главе с профессором А. Лаффером изучила зависимость суммы налоговых поступлений в бюджет от ставок подоходного налога. Эта зависимость отражена в кривой Лаффера      Было теоретически доказано: ставка налога в 50 % является оптимальной (наилучшей). В таком случае достигается максимальная сумма налогов При ставке налога, близкой или равной 100 %, полностью исчезают стимулы к трудовой деятельности и предпринимательству. Признано, что высшая ставка налогообложения (для самых высоких доходов) должна быть 50–70 %.    В течение 80-х – начале 90-х гг. XX в. в ведущих странах Запада проводились налоговые реформы. Их цель – ввести более равномерное налогообложение равных по величине доходов, уменьшить налог на прибыли фирм, снизить прогрессивность налогообложения, ликвидировать ряд налоговых льгот. С самого начала экономических преобразований в России правительство взяло ориентир на введение чрезвычайно высокого налогообложения на доходы фирм (все виды федеральных и местных налогов и взносов в различные фонды доходили до 85–90 %), что отрицательно сказалось на состоянии национальной экономики и перспективах ее подъема. Не случайно стала широко развиваться теневая экономика (укрывательство работников и предпринимателей от уплаты налогов).    С начала XXI в. в стране проводится налоговая реформа. Вместо множества федеральных законов и других законодательных постановлений с 2001 г. введен новый Налоговый кодекс Российской Федерации. В нем предусмотрены следующие предписания и нормы.  • Отменено налогообложение физических лиц по совокупному годовому доходу и прогрессивной налоговой ставке. Для всех физических лиц налоговая ставка установлена на самом низком уровне – 13 %.   • Несколько снижены ставки налогов на доходы предприятий.   • Отменяются неэффективные налоговые льготы.   • Расширены основания для освобождения от налогообложения (вычеты многих затрат на лекарства и другие нужные блага для наименее обеспеченных лиц). • Существенно облегчается налоговое бремя для мелкого предпринимательства.   Все эти и другие меры благотворно сказываются на состоянии «налогового климата» в стране, способствуют прогрессивному развитию государственной экономики.