Урок Н.А.Некрасов Железная дорога


Картины подневольного труда в стихотворении Н. А. Некрасова «Железная дорога».
Цели урока: способствовать формированию представлений о Н. А. Некрасове как великом русском поэте, мастере поэтического слова, о народности лирики Некрасова; создать условия для ознакомления с картинами-образами в стихотворении «Железная дорога».
Тип урока: постановка и решение учебных задач.
Оборудование: портрет Н. А. Некрасова; репродукция картины «Ремонтные работы на железной дороге» К. А. Савицкого.
Благослови же работу народную и научись мужика уважать.
Н. А. Некрасов
I. Постановка целей и задач урока.
II. Изучение нового материала.
1. Устный рассказ учителя «Неоправданные надежды, связанные с реформой 1861 года». (См. Ресурсный материал.)
– Что предваряет текст стихотворения? (Эпиграф.)
– В чем особенность эпиграфа? (Написан в форме диалога.)
– Кто участвует в диалоге? (В диалоге участвуют отец и сын.)
– На что настраивает нас эпиграф? Можно ли предположить, о чем пойдет речь в стихотворении, исходя из эпиграфа? (Эпиграф говорит нам о том, какой замечательный человек этот Петр Андреевич Клейнмихель, потому что построил железную дорогу.)
– Действительно ли об этом пойдет речь в стихотворении? (В стихотворении же говорится о том, что строителем железной дороги является народ, а граф лишь руководил работой.)
– Таким образом, мы убедились, что Н. А. Некрасов как бы противопоставил эпиграф и само содержание стихотворения. Поэт показал не труд графа Клейнмихеля, а страшные картины подневольного труда.
К какой важной мысли поэт хочет нас подвести? (Истинным строителем железной дороги явился многострадальный  народ.)
4. Анализ стихотворения.
– Из скольких частей состоит стихотворение? (Из 4-х частей.)
– О чем говорится в первой части? (Поэт размышляет о картинах осенней природы, об осени, мелькающей за окном вагона.)
– Природа предстает перед нами во всем великолепии.
А какие художественные приемы помогают создать всю прелесть осеннего пейзажа? (Эпитеты: славная осень; здоровый, ядреный воздух; лед неокрепший; речка студеная; морозные ночи. Сравнения: лед… словно тающий сахар; листья лежат, как кове; выспаться можно около леса, как в мягкой постели.)
– Давайте выразительно прочитаем эту часть, пытаясь передать великолепие природы.
– Поезд весело мчался по рельсам, а поэт думал думу свою. А вот о чем думает лирический герой, мы узнаем из второй части стихотворения. Что нам рассказывается в этой части? (Во 2-й части показаны страдания мужиков-строителей.)
– Как можно соотнести 1 и 2 части? Соответствуют ли они по тональности, настроению? (Они как бы противопоставляются друг другу. В первой части мы восхищаемся осенним пейзажем, а во второй – ужасаемся картинами подневольного труда.)– Какие картины вы рисуете в своем воображении?
– Как называет голод поэт? (Царем.)
– Какой художественный прием используется здесь? (Метафора.)
– Что же сделал голод? Найдите ответ в тексте.
...Водит он армии; в море судами
Правит, в артели сгоняет людей,
Ходит за плугом, стоит за плечами
Каменотесцев, ткачей...
– Какой художественный прием встретился нам здесь? (Олицетворение.)
– Какие глаголы помогают представить страшную картину подневольного труда? (Согнал, надрывались, мерзли и мокли, болели, секли, грабили.)
– Картину подневольного труда венчает и образ больного белоруса. Невозможно без сострадания читать его описание. Какие эпитеты здесь используются? (Губы бескровные, веки упавшие, спина горбатая, тощие руки, больной...)
– Что из себя представляет третья часть? (Спор поэта и генерала.)
– Каковы взгляды генерала на народ? (Он их называет варварами, диким скоплением пьяниц.)
– Он не просто так упоминает о произведениях искусства: Ватикан, Колизей, святой Стефан, Аполлон Бельведерский. Давайте обратимся к сноске в учебнике. Генерал утверждает, что все произведения искусства творят личности, а не народ. А каков взгляд генерала на воспитание детей? (Дети должны видеть только прекрасное, а страшными картинами жизни нельзя ранить их душу.)
– А вы согласны с таким мнением? (Высказывания учащихся.)
– Что мы видим в четвертой части? (Картину завершения строительства. Гулянье, веселье народное.)...Труды роковые кончены...
Мертвые в землю закрыты; больные
Скрыты в землянках...
– О чем свидетельствуют эти строки? (Мы видим, что труды окончены, но они повлекли за собой болезнь и смерть.)
– А какие строки, на ваш взгляд, содержат в себе нотки радости?
...С Богом, теперь по домам, – поздравляю!
Шапки долой – коли я говорю!
Бочку рабочим вина выставляю
И – недоимки дарю.
– Что такое недоимки, почему получились эти недоимки? Найдите ответ в тексте.
...Все заносили десятники в книжку –
Брал ли на баню, лежал ли больной...
– Человек был болен, но все равно должен был идти на эту каторжную работу. Это нормально? (Высказывания учащихся.)
– Картину ли радости мы видим в этой части? (Высказывания учащихся.)
– Прав ли К. И. Чуковский, когда говорил, что «“Железная дорога” – есть... поэма о творческом народном труде».
Ш. Практическая деятельность: сопоставление стихотворения Н. А. Некрасова и картины К. А. Савицкого. (См. Ресурсный материал.)
– Перед нами иллюстрация картины К. А. Савицкого «Ремонтные работы на железной дороге» 1874 года и текст стихотворения Н. А. Некрасова «Железная дорога». Давайте попытаемся сравнить эти две работы.
Вопросы для сравнения:
– Какова главная мысль художника? Поэта?
– Какие краски выбрали поэт и художник для выражения своей основной мысли?
– Что мы видим на полотне художника и какие возникают при этом мысли и чувства?
– Видит ли К. А. Савицкий выход из данного положения?
– Какие картины рисует поэт в стихотворении, что за мысли и чувства вызывают у нас как читателей?
– Как природа помогает понять авторский замысел?
– Что сближает поэта и художника?
– Является ли картина К. А. Савицкого иллюстрацией к стихотворению «Железная дорога»?
IV. Сообщение учащегося «Народность лирики Н. А. Некрасова».
Учитель вносит свои дополнения, уточнения.
V. Итог урока. Рефлексия деятельности.
– Как мы увидели, главная мысль, пронизывающая все стихотворение, – мысль народная. Именно своими думами о народе делится Некрасов с молодым поколением, рассказывает о жизни простых людей вам, молодым.
Мы поняли, что болеет за свой народ поэт не случайно: доля его тяжела. Но поэт возмущен пассивностью народа, его долготерпением.
Однако Некрасов призывает «мужика уважать», особенно его труд, тяжелый, непосильный, изнурительный. Труд, как замечает Некрасов, тяжел, он уродует человека, но он необходим.
На примере строительства железной дороги Петербург – Москва можно понять, какая огромная работа произведена! И в то же время надо помнить, как велика цена преобразований в России! Труд завершен. Труд огромный, но созидательный, а не разрушительный. Поэтому и народ по праву следует назвать творцом, созидателем.
– Что нового вы сегодня узнали на уроке?
– Какой этап урока вызвал у вас особый интерес?
Домашнее задание. Выучить наизусть стихотворение Н. А. Некрасова «Железная дорога», подготовиться к участию в конкурсе выразительного чтения.
Тема: «Железная дорога». Картины подневольного труда. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа
Цель: продолжить работу над стихотворением «Железная дорога».
Ход урока.
      I. Проверка домашнего задания       Слушаем пересказ статьи о жизни и творчестве Н. А. Некрасова. Несколько учеников читают наизусть первую часть стихотворения. Попросим их определить размер стиха в «Железной дороге» и составить его схему. Ученик на доске рисует схему дактиля. Попутно учитель предлагает вспомнить, как называются другие трехсложные размеры стиха.      II. Роль пейзажа в стихотворении (I часть)      Комментированное чтение       Обратим внимание на эпитеты. В первой строфе — «славная осень», «здоровый, ядрёный воздух», «речка студёная» противопоставлены «усталым силам» человека. Важно, чтобы ученик в первых двух строках увидел антитезу.      — Найдите сравнения в первых двух строфах.      «Лед неокрепший» лежит, «словно как тающий сахар», около леса можно выспаться, «как в мягкой постели», листья желты и свежи, «как ковер».      — Какое желание высказывает автор во второй строфе?       Автор высказывает желание выспаться, потому что чувствует в природе покой и простор.      Ответим на 2-й вопрос учебника (с. 224, ч.1).      Мы можем сказать, что человек, который так увидел картину природы, чувствует себя очень уставшим, он не высыпается, тоскует по «родимой Руси». Простонародные слова «ядрёный» и «студёный» говорят нам о том, что человек этот не чуждается народного языка и смело употребляет в поэтической речи слово, которое в то время не относилось к поэтической лексике. Автор любуется гармонией природы. «Кочи», «моховые болота» и «пни» могут показаться некрасивыми, безобразными. Но для автора все это — «родимая Русь», и поэтому он любит ее целиком — с прекрасными лесами, с кочками и болотами.      — Найдите инверсии в первой части стихотворения. Для чего, по-вашему, автор использует этот прием?      «Лед неокрепший», «на речке студеной», «под сиянием лунным», «по рельсам чугунным».      Важно, чтобы ученики почувствовали народный, песенный ритм первой части. Особенно ярко он выражен в четвертой строфе. Это поможет тем, кто еще не ответил наизусть выученный отрывок из стихотворения, лучше подготовить его выразительное чтение.      Картина природы противопоставлена разговору автора с соседями по вагону. Некрасов использует прием антитезы, чтобы подчеркнуть контраст между гармонией природы и противоречием в мире людей.      III. Картины подневольного труда. Сочетание реальных и фантастических картин. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа       Вторая часть стихотворения — обращение автора к Ване, к детям вообще, которые имеют право знать правду о том, что происходит в реальной жизни.      — Почему автор называет голод царем? В чем проявляется власть этого царя?      Некрасов называет голод царем, потому что голод заставляет людей выполнять часто тяжелую, непосильную работу. Чтобы избавиться от голода, люди должны зарабатывать деньги, выращивать хлеб, заниматься ремеслом, торговлей:
Водит он армии; в море судамиПравит; в артели сгоняет людей,Ходит за плугом, стоит за плечамиКаменотесцев, ткачей.
      Н. А. Некрасов намекает на то, что в голоде, который испытывает большое количество работающих людей, не получающих достаточного вознаграждения за свой труд, виноват существующий строй.      С одной стороны, голод убивает людей, с другой стороны, голод творит, т. е. заставляет людей в борьбе за жизнь создавать новое.      Перечитаем строки:
Многие — в страшной борьбе,К жизни воззвав эти дебри бесплодные,Гроб обрели здесь себе.
      Некрасов в этих строках противопоставляет жизнь и борьбу бесплодным дебрям и гробу, т. е. смерти. С помощью антитезы выражена мысль о том, какой тяжелый труд, какое напряжение всех сил требуется для созидания, что людям приходится отдавать свои жизни для того, чтобы вдохнуть жизнь в бесплодные дебри.      С помощью учителя ученик услышит интонации русской народной песни в строфе:
Прямо дороженька: насыпи узкие,Столбики, рельсы, мосты.А по бокам-то все косточки русские...Сколько их! Ванечка, знаешь ли ты?
      Именно эти интонации без громких слов убеждают читателя в сочувствии автора народному страданию и труду.      Автор создает фантастическую картину, рисует «толпу мертвецов», которые бегут по сторонам дороги в свете луны. Но в песне мертвецов обозначается совершенно не фантастическая, а глубоко реалистическая картина угнетения народа:
«Мы надрывались под зноем, под холодом,С вечно согнутой спиной.Жили в землянках, боролися с голодом,Мерзли и мокли, болели цингой.Грабили нас грамотеи-десятники,Секло начальство, давила нужда...»
      Слова «Божии ратники, мирные дети труда» означают, что Бог все равно на стороне тех, кто мирно и честно трудится на пределе сил, как бы ни складывалась их жизнь.      Из песни мы узнаем о тяжелых условиях, в которых работали строители железной дороги, об угнетении и жестокостях со стороны начальства, о том, что много людей погибло на строительстве железной дороги для того, чтобы другие могли ездить на поездах, т. е. «плоды пожинать». Она вызывает чувство тоски и возмущения несправедливостью «грамотеев-десятников» и начальства. Страдания людей могли бы быть намного меньше, если бы такие же люди, как и они, но занимающие определенные должности, относились к рабочим, как к братьям, с уважением к их труду. Прочитаем обращение автора к Ване:
Не ужасайся их пения дикого!С Волхова, с матушки-Волги, с Оки,С разных концов государства великого —Это все братья твои — мужики!
      Дети должны понять: в этой строфе важно утверждение поэта, что нет людей голубой крови, так называемых «благородных», что презрение к простонародью, которое воспитывалось в дворянских детях, — это сословный предрассудок. Все люди равны на Земле, и генеральские дети такие же братья детям, родившимся в деревне. Благородна одна лишь привычка к труду, и жить, не работая, за чужой счет — это нарушение высшей справедливости. Автор призывает Ваню и всех своих читателей:
Благослови же работу народнуюИ научись мужика уважать.
      Привычка к труду, народное терпение и выносливость — качества, которые позволяют Н. А. Некрасову верить в лучшее будущее народа. Он говорит о будущем с надеждой и сожалением оттого, что ему, видимо, не придется «жить в эту пору прекрасную».      Литература и изобразительное искусство       Обратим внимание на репродукцию картины К. А. Савицкого «Ремонтные работы на железной дороге». Хорошо, если есть возможность показать цветную репродукцию картины, где на фоне коричневатой глины, серого неба и испачканных холщовых одежд рабочих выделяется одно яркое пятно: толстый приказчик с рыжей бородой, в красной рубахе. Рабочие, среди которых есть дети, надрываясь, катят тачки с глиной. Лишь приказчик один стоит неподвижно, надзирая за работами, в любую минуту готовый резко окликнуть решившего передохнуть человека.      — Чем идея картины близка стихотворению Н. А. Некрасова и чем отличается от мысли поэта?      Картина художника К. А. Савицкого показывает тяжелый физический труд русских мужиков. Но в стихотворении есть надежда на лучшее будущее; глядя на картину, зритель такой надежды не ощущает.       Домашнее задание       I часть стихотворения выучить наизусть.      Перечитать части III и IV. Ответить на вопросы 7—9 учебника (с. 225, ч. 1).      Повторить размеры стиха по записям в тетради и по 1-му заданию учебника (с. 244, ч. 1).
Ресурсный материал. Неоправданные надежды, связанные с реформой 1861 года
19 февраля 1861 года Александр II издал манифест и Положение, отменившее крепостное право. Что же получили мужики от господ?
Крестьянам обещали личную свободу и право распоряжаться своим имуществом. Земля же признавалась собственностью помещиков. Крестьяне должны были выкупать землю у помещиков. Переход к выкупу земельного надела зависел не от желания крестьян, а от воли помещика. За право же пользованием земли до уплаты выкупа мужики должны были платить помещику оброк или отрабатывать барщину. Нищенский надел не мог прокормить крестьянскую семью, приходилось идти к тому же господину с просьбой принять на работу. Некоторые крестьяне шли на заработки в город.
Так какой же вывод мы можем сделать о реформе 1861 года? (Она освободила крестьян от крепостной зависимости, но земля по-прежнему находилась в руках помещиков.)
А спустя 3 года автор написал свое замечательное стихотворение «Железная дорога» (1864). В основу своего произведения поэт положил факты, связанные со строительством в 1842–1851 годах Николаевской железной дороги, соединившей Москву и Петербург. Постройкой руководил прославившийся своей жестокостью граф Петр Андреевич Клейнмихель. Стремясь поскорее закончить строительство дороги и тем самым угодить царю Николаю I, он был беспощаден к рабочим. На строительство дороги были сосланы со всех концов России десятки тысяч крепостных крестьян. Строительных машин, облегчавших труд, тогда еще почти не было. Людям приходилось работать голыми руками, по колено в болотной воде. Жили они впроголодь в сырых и холодных землянках. Если кто отказывался от непосильной работы, его били плетьми. Не всякий мог выдержать такую тяжелую жизнь. Многие заболевали и падали, а иные тут же умирали.
Все это припомнилось Н. А. Некрасову, когда он ехал по железной дороге. Поезд весело мчался по рельсам, а Некрасов сидел и печально глядел в окно.
Стихотворение Н. А. Некрасова и картина К. А. Савицкого«Ремонтные работы на железной дороге» (1874)
Константин Аполлонович Савицкий (1845–1905) – активный участник «Товарищества передвижных художественных выставок». Его картины – яркий протест против войны («На войну», 1880), религиозного дурмана («Встреча иконы», 1878), эксплуатации простого народа («Ремонтные работы на железной дороге», 1874).
Картина «Ремонтные работы на железной дороге» написана в тот же год, что и «Бурлаки» И. Е. Репина: обе картины близки по идейной направленности. Рассмотрим внимательно картину
К. А. Савицкого, чтобы понять замысел художника.
Мы надрывались под зноем, под холодом,С вечно согнутой спиной,Жили в землянках, боролися с голодом,Мерзли и мокли, болели цингой.
Грабили нас грамотеи-десятники,Секло начальство, давила нужда...
Но чем же отличается главная мысль стихотворения от идеи картины? Непоэтические на первый взгляд картины природы («кочи, и моховые болота, и пни») становятся прекрасными под волшебным «лунным сиянием», это части огромного – «родимой Руси». В природе есть многое, что кажется некрасивым, но это наша Родина. И только от самого человека зависит, как он будет видеть свою родную землю: глазами любящего сына или критическим взором ценителя прекрасного. В жизни народа тоже есть много ужасного и уродливого, но, по мысли Некрасова, это не должно заслонять главного: созидательной роли простого труженика. Рассказчик именно после страшных картин подневольного труда предлагает Ване присмотреться внимательно к  строителям железной дороги и учиться «мужика уважать». Поэт говорит о том, что этот труд совсем не удовольствие, он тяжел, уродует человека, но такой труд достоин уважения, так как он необходим. Осознание созидательной силы труда дает Некрасову веру в будущее.
Тема: Диалог-спор. Своеобразие композиции стихотворения. Размеры стиха
   Цель: подвести учащихся к главному выводу Некрасова – к мысли о величии русского народа, создателя духовных и материальных ценностей.
Ход урока.
 I. Проверка домашнего задания       Слушаем выразительное чтение наизусть первой части стихотворения «Железная дорога».      II. Диалог-спор       Комментированное чтение      Третья часть стихотворения представляет собой разговор Вани, генерала и рассказчика. Теоретически эту часть можно назвать диалогом, но последнее время мы вкладываем в это понятие дополнительное значение. Диалогом мы называем разговор, когда обе стороны хотят понять друг друга. Но после обращения Вани к отцу тот вовсе не старается понять рассказчика, хотя и адресует свои слова ему. Автор однозначно определяет эту ситуацию словами: «Но генерал возражать не давал...»      Начнем на уроке читать и комментировать третью часть.      Как в сказках привидения исчезают при первом крике петуха, так в стихотворении Н. А. Некрасова видения исчезли от резкого свистка паровоза. Ваня обращается к отцу с рассказом об увиденном. Что видел Ваня — сон или что-то другое? Если рассказчик, сосед по вагону, обращается к мальчику со словами об истинных строителях дороги, то почему генерал не слышит этих слов? Кто показывает Ване картины тяжкого труда народа? Вспомним, что рабочие во второй части названы «Божьими ратниками». В рассказе мальчика важно слово он, выделенное курсивом. Можно думать, что он — это рассказчик, но этим словом часто обозначается высшая сила, стоящая над людьми.      Генерал в ответ захохотал. Он говорит о своей поездке в Европу, в Рим и Вену, стараясь показать себя культурным человекам. Но генерал разоблачает сам себя:
Вот ваш народ — эти термы и бани,Чудо искусства — он все растаскал!
      Тéрмы — это и есть бани, только в Древнем Риме (обратим внимание учеников на примечания в сносках).      Рассказчик не желает ввязываться в спор с генералом. Но генерала уже не остановить. Из уст его вылетает злобная брань:
— Ваш славянин, англосакс и германецНе создавать — разрушать мастера,Варвары, дикое скопище пьяниц!..
      Авторское отношение к изображаемому противоположное. Рассказчик хочет донести до мальчика Вани, что именно простой народ создает богатства, которыми гордятся страны.      После того как генерал зачисляет в варвары целые народы, создавшие богатейшую культуру, он лицемерно обращает внимание на «Ванюшу», которому нельзя смущаться «зрелищем смерти, печали», но можно слышать злобную брань отца:
Вы бы ребенку теперь показалиСветлую сторону...
      III. Горькая ирония автора при описании «светлой стороны»       Продолжаем комментированное чтение.      «Следует рассказ об ужасном труде людей, — пишет Н. Н. Скатов. — Явной иронии нет. Она лишь в начальном определении новой картины как светлой. Есть опять подчеркнуто объективный, почти сухой рассказ о том, что скрыто за занавесом конечного итога:
...труды роковыеКончены — немец уж рельсы кладет.Мертвые в землю зарыты; больныеСкрыты в землянках...
      Затем картина все светлеет, и чем более светлой она становится, согласно генеральскому пожеланию и пониманию, тем более внутренней горечи вызывает она, тем ироничнее автор» HYPERLINK "http://www.prosv.ru/ebooks/Eremina_Uroki-literaturi_6kl/3.html" \l "_edn2#_edn2" \o "" 2.      Понятие иронии будет новым для учеников.      В «Кратком словаре литературоведческих терминов» ирония определяется как выражение насмешки.      Если быть более точным, то ирония — это не явная насмешка, ее может обнаружить, почувствовать только чуткий читатель. К иронии Н. А. Некрасова примешивается чувство горечи и грусти.      «Немец уж рельсы кладет». Наиболее тяжелую работу, требующую невысокой квалификации, выполняют русские люди. «Немцы» — так называли в народе всех иностранцев вообще. Фраза означает, что на работах, требующих высокой квалификации, заняты иностранцы.      Постараемся донести до детей абсурдность ситуации, которую они обычно не сразу понимают: рабочие после окончания работ остались должны подрядчику! Как такое могло произойти? Расскажем, что действовала система штрафов: например, с человека, который не вышел на работу из-за болезни, брали штраф. Своих денег у рабочих не было, они брали в кредит на самые неотложные нужды, в том числе на баню, а потом это высчитывалось из заработной платы. В основном на строительстве железных дорог работали крестьяне, которые почти все были неграмотными. Они не могли проверить правильность записей десятников и «махнули рукой», понимая, что их обманывают. Многоточие и интонация фраз показывают, что рабочие не верят тем, кто ими руководит, но отчаялись найти правду.      Следующая сцена — появление «почтенного лабазника». Уже само описание этого персонажа — яркое противопоставление «рабочему народу». Предложим детям сравнить его портрет с описанием «больного белоруса». Детей поражает это сопоставление.      Прочитаем фразу «Пот отирает купчина с лица...». Рабочие вытирают пот от напряженного труда. Какой пот вытирает «купчина»?      Следующая строфа своей абсурдностью вызывает ощущение ужаса:
«...Бочку рабочим вина выставляюИ — недоимку дарю!..»
      Ученики прочитают в сносках, что такое недоимка. Казалось бы, такое заявление подрядчика должно было вызвать возмущение рабочих. Но они кричат «ура!» и впрягаются вместо лошадей в повозку «купчины». Н. Н. Скатов пишет: «Самая светлая картина оказалась в произведении самой безобразной».      У современных детей такое поведение рабочих обычно вызывает глубокое недоумение. Предложим им вспомнить стихотворение Н. А. Некрасова «На Волге»:
Унылый, сумрачный бурлак!Каким тебя я в детстве знал,Таким и ныне увидал:Все ту же песню ты поешь,Все ту же лямку ты несешь,В чертах усталого лицаВсе та ж покорность без конца...Прочна суровая среда,Где поколения людейЖивут и гибнут без следаИ без урока для детей!Отец твой сорок лет стонал,Бродя по этим берегам,И перед смертию не знал,Что заповедать сыновьям.И, как ему, — не довелосьТебе наткнуться на вопрос:Чем хуже был бы твой удел,Когда б ты менее терпел?
      Поэта мучит не только впечатление от картин подневольного труда, но и мысль о том, почему народ терпит и покоряется своим угнетателям.      Ответим на 8 и 9-й вопросы учебника к стихотворению (с. 225, ч. 1).      — Почему стихотворение посвящается детям?       Стихотворение посвящается детям, потому что именно дети имеют возможность, когда вырастут, исправить что-то несправедливое в мире.      — В стихотворении нарисована картина далекого прошлого. Что оно открывает нам, живущим сегодня?      Несмотря на то, что стихотворение написано о прошлом, оно помогает нам лучше разглядеть те же проблемы в наше время, обратить внимание на современную нам несправедливость и попытаться ее исправить.      IV. Своеобразие композиции стихотворения       Проблемы, отраженные автором в стихотворении, сложны и неоднозначны. Поэтому композицию стихотворения тоже нельзя назвать линейной. Предложим детям озаглавить каждую его часть. Это позволит окинуть взглядом все произведение в целом.      Вариант плана      1) «Славная осень!» Осенний пейзаж.      2) «Божии ратники, / Мирные дети труда!» Сон Вани.      3) «Захохотал генерал!» Диалог-спор.      4) «Отрадная картина». Описание праздника.      Различные по характеру части стихотворения связаны единым ритмом и чувством любви к родному народу. В этом особенность композиции стихотворения.      Подчеркнем, что, показывая разговор в вагоне, автор раскрывает перед нами картины прошлого и намечает контуры будущего. Таким образом, временные границы стихотворения широко раздвигаются, заставляя человека вдумываться в смысл этого стихотворения. Вот почему К. И. Чуковский назвал это произведение Н. А. Некрасова поэмой. Дело не только в количестве строк, но и в широте осмысления, и в глубине постановки проблем.      V. Размеры стиха       Обращаемся к заданиям учебника, посвященным размерам стиха (с. 244, ч. 1), и проверяем ответ на 1-й вопрос.      Далее выполняем 2-е задание (3—4 примера).      Если позволяет время, оставшиеся примеры можно дать в качестве небольшой самостоятельной работы. Если время урока подошло к концу, то предложим определить размер оставшихся примеров дома.       Домашнее задание       2-е задание учебника (с. 244, ч. 1) выполнить до конца.      Прочитать самостоятельно поэму Н. А. Некрасова «Дедушка» и статью о ней в учебнике (с. 225—226, ч. 1), приготовить по ней вопросы к учителю (отметить, если что-то непонятно).