Технологическая карта урока по литературе на тему Стихотворение Н.А.Некрасова Железная дорога
Ф.И.О. учителя: Пронина Елена Сергеевна
Предмет: литература
Класс: 6а, 6б
Тип урока: открытие новых знаний. Анализ лирического произведения
Технология: ТРКМЧП
Тема Н.А.Некрасов. Стихотворение «Железная дорога». Картина подневольного труда в произведении.
Цель Создать условия для формирования умений проводить комплексный анализ
поэтического текста.
предметные планируемые образовательные результаты
будут знать содержания изучаемого произведения, смогут воспринимать и анализировать текст, будут уметь
определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать
характеристику героям.
метапредметныепознавательные: выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы;
коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, слушать и отвечать на вопросы, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения, строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач;
регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану;
личностные: осознают свои трудности и будут стремиться их преодолевать, смогут оценить свои действия, поступки.
личностные осознают себя гражданином своего Отечества, проявят интерес и уважение к другим народам,
признают общепринятые морально-этические нормы.
Основные
понятия Анализ художественного текста, художественные приемы, композиция, жанр «стихотворение», проблематика произведения.
Ресурсы мультимедийная презентация, раздаточный материал (тест); Полухина В.П. и др. Литература. 6
класс: Учебник в 2-х частях с приложением на электронном носителе (фонохрестоматия) / Под ред. В.Я.Коровиной. –
М.: Просвещение, 2014.
организация образовательного пространства
Этап урока/
время Деятельность
учителя
(методы, приемы, задания
для учащихся, формы контроля) Деятельность
учащихся
(форма организации познавательной
деятельности) универсальные учебные действия
Познавательные
Регулятивные
Коммуникативные
Мотивация к учебной деятельности.
2-3 минуты. - Обратите внимание на эпиграф к статье о Некрасове: «Воля и труд
человека Дивные дивы творят…».
Как вы понимаете эти слова? Я желаю вам, чтобы ваш труд на уроке принёс успешный результат.
Улыбнитесь друг другу и мысленно
пожелайте удачи. Фронтальная работа
Отвечают на вопрос,
высказывают своё
понимание. Планирование своих действий в
соответствии с поставленной задачей. Уметь формулировать
собственное мнение и позицию.
Актуализация знаний
5-6 минут Повторение сведений о с биографии поэта.
Презентация о жизни и творчестве
Н.А. Некрасова.
- Какие черты личности проявились
у молодого Некрасова?
Фронтальная работа
Вспоминают содержание статьи учебника
о Некрасове Н.А.
Закрепляют прочитанное
по презентации.
Отвечают на вопрос.
Осуществление поиска
необходимой информации для выполнения
учебных заданий с использованием учебной
литературы; умение строить рассуждения в форме
связи простых суждений об объекте, его строении,
свойствах и связях. Уметь формулировать
собственное мнение и позицию; уметь
использовать речь для регуляции своего действия
Постановка цели и задач урока
3-4 минуты - В каких своих произведениях Некрасов проявил эти черты? Какие произведения поэта нам уже знакомы? С каким произведением мы будем знакомиться сегодня? Какова тема нашего урока? Что мы будем делать, чтобы раскрыть нашу тему?
Прием «Глаголы характеризующие деятельность на уроке». Фронтальная работа
Отвечают на вопросы.
Формулируют тему урока, записывают ее в тетради.
Индивидуальная работа
Записывают глаголы.
Целеполагание. Способность формулировать и удерживать учебную цель. Открытие новых знаний и первичное закрепление
15-20 минут Предлагает прослушать стихотворения
«Железная дорога» по
Фонохрестоматии.
Комплексный анализ текста.
- Какое значение имеет эпиграф
перед стихотворением?
Работа по группам. Анализ текста.
Работа с тестом.
Групповая работа
Слушают стихотворение.
Высказывают собственное
мнение.
1 группа: Что представляет
собой картина, созданная в 1 части? Каким
настроением проникнуто?
Как рисуется Некрасовым
образ родины в 1 части?
2 группа: Выпишите
лексику, создающую
настроение в 1 части
Самостоятельная, индивидуальная работа
Работают самостоятельно,
ищут ответы в тексте
стихотворения.
Осуществление поиска
необходимой информации для выполнения
учебных заданий с использованием учебной
литературы. Планировать свое действие в
соответствии с поставленной задачей и условиями
ее реализации, вносить необходимые коррективы в
действие после его завершения на основе его
оценки и учета характера сделанных ошибок Уметь формулировать
собственное мнение и позицию. Слушать и воспринимать речь других. Взаимодействовать с одноклассниками в учебных целях.
Контроль усвоения. Коррекция и обсуждение допущенных ошибок
6-8 минут
Прием « Словесное рисование». Работа с деталями:
В чём созидательная сила труда?
Почему лирический герой
обращается к Ване?
Каково авторское отношение к изображаемому?
3.Учитель предлагает написать
мини – сочинение по
предложенному началу: « В
стихотворении « Железная дорога»
Н.А. Некрасов пишет о ….» Фронтальная работа.
Учащиеся рассказывают,
какие картины они
воображают.
Отвечают на вопросы.
Пишут мини - сочинение Использование символических
средств для решения задач. Вносить необходимые коррективы в
действие после его завершения на основе его
оценки и учета характера сделанных ошибок Уметь формулировать
собственное мнение и позицию.
Рефлексия домашнее задание
4-5 минут Прием «Хайку»
1 строка: «Я узнал или увидел что-то»
2 строка: «Какого..»
3 строка: «Как»
2. Предлагает заполнить карточки
(самооценка за каждый вид работы)
3. Дает дифференцированное
домашнее задание.
4. Выставляет отметки за урок. Составляют хайку,
выставляют себе оценки за урок, подводят итоги
урока, выбирают домашнее задание.
ХайкуЯ увидел народ,
Изнурительно
трудившийся
Несправедливо Осознанное и произвольное
построение речевого высказывания в устной и
письменной форме. Осуществлять итоговый и
пошаговый контроль по результату;
адекватно воспринимать оценку учителя Уметь формулировать
собственное мнение и позицию; уметь задавать
вопросы.
Ресурсный материал
Работа с текстом
1. Н.А.Некрасов использует
звукопись в строках «...Быстро лечу
я по рельсам чугунным,/Думаю
думу свою...» для передачи
а) скорости движения поезда
в) звука свиста ветра
б) звучания перестука колес
г) внутреннего состояния героя
2. Какое слово в монологе заменяет
определение «железная дорога»,
«рельсы чугунные»?
а) насыпи узкие
в) коробушка
б) дороженька
г) дебри бесплодные
3. С какой целью Н.А.Некрасов
вводит в стихотворение «Песню
мертвецов»?
а) напугать читателя
б) показать широкую панораму
России
в) изобразить реалистичную
картину строительства железной
дороги
г) вызвать сострадание к тяжелому
положению народа.
4. Сопоставьте строки. Что в них
выражено?
1) ...любо нам видеть свой труд...
2) Мы надрывались под зноем, под
холодом, С вечно согнутой спиной.
Жили в землянках, боролися с
голодом, Мерзли и мокли, болели цингой...
а) авторское противоречие
б) жалоба труженика
в) осознание значения понесенных
жертв
5. Как показан автором генерал?
а) сочувственно
б) иронически
в) сатирически
6. В чем суть спора и разногласий
генерала и попутчика?
а) в том, кто является строителем
дороги
б) во взглядах на роль народа в
истории развития общества
в) в понимании значения культуры
для народа.
7. С какой целью автор вводит в
стихотворение четвертую часть?
Ведь основная тема стихотворения
(вера автора в торжество народа)
исчерпана уже во второй части.
а) показать долготерпение,
забитость народа
б) выразить авторское негодование
по поводу слепого подчинения
народа эксплуататорам
в) показать «светлую сторону»
отношений рабочего и хозяина.
8. Почему стихотворение
посвящено детям?
а) связь с будущим России
б) попытка пробудить молодое
поколение к действию
в) тема детства является одной из
излюбленных для писателя.