Урок мужества 23 февраля День Защитника Отечества — День воинской славы России… мет.рекомендации
Методические рекомендации
по проведению в общеобразовательных учреждениях
Урока мужества
23 февраля День Защитника Отечества - День воинской славы России…
Что значит для российского воина в современных условиях быть верным воинскому долгу? Ответ на этот вопрос очень четко дается в Федеральном законе «О статусе военнослужащих» (1998 г.). «Защита государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, обеспечение безопасности государства, отражение вооруженного нападения, а также выполнение задач в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации, – отмечается в Законе, – составляют существо воинского долга, который обязывает военнослужащих:
– быть верными Военной присяге, беззаветно служить своему народу, мужественно и умело защищать свое Отечество;
– строго соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, требования общевоинских уставов, беспрекословно выполнять приказы командиров;
– дорожить честью и боевой славой защитников своего народа, честью воинского звания и войсковым товариществом;
– совершенствовать воинское мастерство, содержать в постоянной готовности к применению вооружение и военную технику, беречь военное имущество;
– быть дисциплинированными, бдительными, хранить государственную и военную тайну;
– соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации».
Тот, кто знает эти требования и повседневно, ежечасно следует им в своих делах и поступках, тот и проявляет верность воинскому долгу.
Настоящий гражданин, воин-патриот всегда помнит о своем долге перед Отечеством и сверяет по нему, как по компасу, свой жизненный путь.
История войн, которые пришлось вести народам России в защиту Родины, – это история воинской доблести и солдатской славы.
В тяжелые годы для Родины всегда ощущался подъем нравственности россиян. Высокое слово «Отечество» связывалось с такими понятиями, как «присяга», «долг» и «подвиг» во имя его защиты и независимости. В России нарушение присяги, измена Родине всегда не только осуждались, но и жестоко карались.
Одним из ярких примеров массового патриотизма народов России явилась Отечественная война 1812 г. В этот период на защиту Родины встали все – и богатые, и бедные, и пожилые, и молодые, и мужчины, и женщины, то есть все, кому дороги свобода и независимость Родины.
Традиции патриотизма и верности Родине в наибольшей мере проявились в годы Великой Отечественной войны, когда решался вопрос о судьбе страны Отечественная война изобилует тысячами примеров самопожертвования русских людей, когда солдат закрывал грудью амбразуру дзота, подрывал последней гранатой себя и врагов, летчик шел на таран вражеского самолета или направлял горящий самолет на скопление врага, партизан погибал на виселице, но не становился предателем.
За мужество и героизм, проявленные в боях против фашистов, свыше 11,6 тыс. воинов были удостоены высшей степени отличия – звания Героя Советского Союза и более 7 млн. человек награждены орденами и медалями.
В настоящее время российские воины, в значительной мере воспитанные на подвигах героев Великой Отечественной войны, чтят и приумножают их славные боевые традиции. Так было в 1969 г. на острове Даманский, в 1978–1989 гг. в Афганистане, так повторилось и в Чеченской Республике в 1995–1996 гг. и в конце 90-х.
Казалось бы, годы предательства, лжи и равнодушия должны были вытравить в людях, особенно в молодежи, историческую память самопожертвования, но такого не произошло. Подвиг псковских гвардейцев-десантников явил всему миру, что русские люди и в наше время не утратили готовность отдать свою жизнь «за други своя».
Их было 90. Девяносто десантников, преградивших путь боевикам Басаева и Хаттаба на безымянной высоте у селения Улус-Керт, в Аргунском ущелье Чечни. Девяносто героев, принявших неравный бой с двумя тысячами вооруженных до зубов бандитов. 84 гвардейца геройски погибли, но не пропустили врага Их подвиг можно сравнить с битвой в Фермопильском ущелье трехсот спартанцев против полчищ персов, шедших завоевывать Грецию. Они все погибли, но своим подвигом-примером спасли свою Родину.
Под Улус-Кертом рота псковских гвардейских десантников шагнула в бессмертие, в жизнь вечную. Много было сказано о них красивых слов политиками, маршалами, полами. Но разве могут они сравниться со словами вдовы Героя, Алексея Владимировича Воробьева, Людмилы, прозвучавшие на всю страну: «Я хочу, чтобы Алеша знал, что его сына я воспитаю таким же, как он».
А те, кто любит Россию, всегда будут помнить, что наши ребята гам, на безымянной высоте, стояли насмерть. За нас, за наших детей, за нашу Родину!
Память поколений – дни воинской славы России
Победы русского оружия над врагами Отечества всегда широко отмечались российской общественностью. В дооктябрьский период Русской Православной Церковью были установлены так называемые викториальные дни, в которые совершались молебны и другие праздничные мероприятия. Это были особые дни, когда общество, чествуя армию и флот, воздавало дань воинскому подвигу, славе и доблести своих защитников, а служивые люди, поднимаясь над буднями, по-особому представляли смысл ратной службы, глубже ощущали свою сопричастность к славным деяниям наших предков.
Возрождая одну из лучших российских военных традиций, 13 марта 1995 г. был принят Федеральный закон «О днях воинской славы (победных днях) России» (№32-ФЗ), в список которых вошли часть викториальных дней и наиболее выдающиеся события военной истории как дооктябрьского, так и советского периодов. Один из дней воинской славы
23 февраля День Защитника Отечества
Во все века героизм, мужество воинов России, мощь и слава русского оружия были неотъемлемой частью величия Российского государства.
История Дня защитника Отечества – неотъемлемая часть истории нашей страны. Более 80 лет 23 февраля в России отмечается как праздник. Первоначально это был день Советской армии и военно-морского флота. С 10 февраля 1995 года Государственная Дума России приняла федеральный закон “ О днях воинской славы России”, в котором этот день назван “День защитника Отечества”. В этот день мы отдаем дань уважения и благодарности тем, кто мужественно защищал родную землю от захватчиков, а также тем, кто в мирное время несет нелегкую и ответственную службу. К празднованию Дня защитника Отечества рекомендуется провести следующие мероприятия: - организация тематических экспозиций и выставок; - проведение тематических лекций, бесед и уроков мужества; - организация проектной деятельности учащихся; - показ и обсуждение военно-патриотических фильмов; - организация и проведение конкурсов рисунка и поздравительных открыток; - организация и проведение культурно-массовых мероприятий; - организация и проведение встреч с ветеранами Великой Отечественной войны, с Героями Советского Союза и России, воинами-интернационалистами, военнослужащими Российской Федерации; - организация и проведение интеллектуально-познавательных игр, викторин, олимпиад, и др. При подготовке и проведении мероприятий рекомендуется учитывать возрастные особенности учащихся и их познавательные возможности.
Предлагаемая методическая разработка урока мужества « День Защитника Отечества - День воинской славы России!» должна содержать фактический материал, рассказывающий о героях, которые стояли и стоят на защите Отечества.
Урок мужества проводится накануне или в дни государственных и региональных праздников, а также накануне важных военно-исторических дат - Дня Победы, Дня защитника Отечества, Дня воинской славы России.
Цели и задачи
Целью проведения урока мужества является историческое, культурно-нравственное и военно-патриотическое воспитание обучающихся, формирование их личностных качеств и свойств как патриотов своей страны, способных встать на защиту Отечества.
Задачи:
- воспитание у подрастающего поколения чувства любви к Родине, гордости за свою страну, уважительного отношения к государственным и общественным ценностям;
- формирование глубокого осознания гражданского и воинского долга перед своим Отечеством;
- сохранение памяти о воинской славе России, ее героях, содействие проявлению заинтересованности в изучении исторического наследия своей Родины;
Подготовительный этап
Для успешного проведения «урока мужества» прежде всего, необходимо собрать как можно больше информации о событии или герое, которым посвящено данное мероприятие. По возможности целесообразно сделать выставку по теме урока мужества в кабинете, музее или комнате Боевой славы. Если школа названа именем героя, то целесообразно рассказать об этом герое.
Для того чтобы в «уроке мужества» обучающиеся приняли активное участие, целесообразно дать им задание на подготовку рефератов (сочинений) по тематике проводимого занятия, а также коротких сообщений по отдельным вопросам. Кроме написания рефератов и подготовки сообщений желательно предложить ребятам изготовить разнообразные поделки изобразительного творчества (рисунок, графика, чеканка, мозаик лепка, резьба по дереву и др.) и компьютерные проекты (презентация, сайт и т. п.).
Для проведения «урока мужества» можно также подготовить кинофильм, аудиозапись. Если «урок мужества» посвящен живому герою или событию участниками, которого являются живые люди, то целесообразно связаться с ними и, по возможности, обеспечить их прибытие на проводимое мероприятие, организовать аудио-, видеозапись или просто запись воспоминаний о памятном дне.
Организованное и содержательное проведение урока мужества невозможно без тщательного и продуманного плана. Необходимо тщательно распределить роли для каждого обучающегося, поминутно рассчитать время на все акты и мероприятия (построение, сообщения, выступления, просмотр фильма, прослушивание аудиозаписи т. п.), предусмотреть и проверить все необходимое оборудование и оснащение проводимого мероприятия.
Методика проведения
Урок мужества целесообразно начинать с прослушивания государственного гимна. Затем в кратком вступлении зачитать обращение к участникам от имени представителей государственных организаций или общественных объединений и дать краткую историческую справку о той дате или героях, которым посвящено занятие.
Во вступительном слове можно напомнить учащимся о том, что теме мужества и героизма посвятили свои мысли и размышления выдающиеся политические и государственные деятели, писатели и поэты нашего Отечества (привести примеры и несколько высказываний).
После вступительного слова необходимо представить учащимся приглашенных на урок героев, представителей государственных организаций, общественных объединений, предложить им рассказать о примерах проявления мужества и героизма. Затем дают возможность обучающимся задать вопросы участникам встречи и самим выступить по тематике проводимого занятия, используя при этом домашние заготовки.
Организовав просмотр кинофильмов (видеофильмов) или прослушивание аудиозаписей по теме проводимого занятия. Для закрепления информации возможно проведение викторин, опросов с использованием интерактивной доски.
Подводя итоги проведения «урока мужества», следует обратить внимание обучающихся на то, что признаком культуры и образованности человека является знание истории своего Отечества, его героев, стремление следовать историческим и воинским традициям, уважительное отношение к государственным и общественным ценностям.
В заключение необходимо поблагодарить всех участников занятия, особенно отметить приглашенных и по возможности вручить им памятные знаки, посвященные проводимому мероприятию.
Заканчивать «урок мужества» целесообразно государственным гимном или гимном Краснодарского края и Динского района.
Урок мужества только тогда достигнет своей цели, если в ходе его проведения каждый обучающийся почувствует себя наследником и продолжателями культурно-исторических и воинских традиций своего Отечества, своего народа.
История праздника
После победы в октябре 1917 г. социалистической революции, одновременно с демобилизацией старой армии разрабатывались проекты строительства новой. 15 января 1918 г. Совет Народных Комиссаров принял Декрет о создании Красной Армии, а 29 января – об организации Рабоче-Крестьянского Красного Флота. По всей стане развернулась работа по созданию отрядов Красной Армии.
Одновременно советская делегация вела переговоры с Германией, предлагая ей заключить мир без аннексий и контрибуций. Но цели германских империалистов были далеко не мирными. Они потребовали, чтобы к Германии отошла территория размером свыше 150 тыс. кв. км. Польшу. Украину, Литву, Латвию, Эстонию германские империалисты хотели превратить в зависимые государства. Советское правительство вынуждено было пойти на эти тяжелые условия мира. Вести войну при фактическом отсутствии армии, в условиях разрухи в стране и при нежелании масс воевать значило погубить Советскую республику.
Однако главными противниками заключения мира выступили Троцкий и «левые коммунисты». Троцкий возглавлявший советскую мирную делегацию в Бресте выдвинул лозунг «Ни мира, ни войны» и заявил, что Советская страна аннексионистского мира не подпишет, но войну прекращает и полностью демобилизует армию. Мирные переговоры были прерваны.
Воспользовавшись этим, германское командование 18 февраля начало наступление крупными силами по всему русско-германскому фронту. На защиту Отечества поднялся и стар, и млад. 22 и особенно 23 февраля в Петрограде, Москве, Екатеринбурге, Челябинске и других городах с огромным подъемом прошли митинги рабочих, на которых принимались решения о вступлении в ряды Красной Армии и партизанские отряды. На отпор врагу только в столице было мобилизовано около 60 тыс. человек, из них около 20 тыс. сразу же отправлено на фронт.
23 февраля 1918 г. молодая Рабоче-Крестьянская Красная Армия приостановила продвижение немецких войск под Псковом и Нарвой. Этот день и стал считаться днем рождения Красной Армии, а позже – Днем защитников Отечества.
3. Дронов С.Г. История России (учебное пособие) - М., 2006.
4. Иванов А.Н. Дни воинской славы России. - М.. 2006.