Биология 8 класс. Тема урока: Значение нервной системы. Строение нервной системы. Спинной мозг.
Биология 8 класс.
Тема урока: Значение нервной системы. Строение нервной системы. Спинной мозг.
Цель урока: формирование знаний об особенностях строения и функционирования нервной системы. Изучить строение и функции спинного мозга.
Тип урока: изучение нового материала.
установить значение всех звеньев рефлекторного пути.
ЗАДАЧИ УРОКА.
Образовательная: раскрыть значение и изучить строение нервной системы; сформировать знания о строении спинного мозга в соответствии с выполняемыми функциями; развивать понятие рефлекса и рефлекторной дуги. Систематизировать знания о строении нейрона;
Развивающая: формировать умения самостоятельно работать с текстом и рисунками, данными в учебнике, извлекая из них нужную информацию; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной речи.
Воспитывающая: воспитание бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих людей.
ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, проектор, экран, карточки с заданиями, видеофильмы «Строение нервной системы», «Спинной мозг», презентации.
Ход урока
1. Организационный момент.
Проверка готовности к уроку: наличие учебных принадлежностей, учебника, рабочей тетради. Сообщение темы и плана урока.
2.Изучение нового материала.
Сообщение: «Значение нервной системы. Функции нервной системы»
( Учащиеся делают записи в рабочих тетрадях. Анализ записей)Строение нервной системы.
Группа№ 1 Используя материалы учебника, ответить на следующие вопросы:
1) На какие два отдела делится нервная система?
2) Что значит ЦНС, что значит - периферическая?
3) Какой принцип деятельности нервной системы?
Группа№ 2 Используя материалы учебника, ответить на следующие вопросы:
1) Какой принцип деятельности нервной системы?
2) Что такое рефлекс?
3) Какие бывают рефлексы?
Группа№ 3 Используя материалы учебника, ответить на следующие
вопросы:
1) Что такое рецепторы? Какова их функция?
2) Какую роль играют синапсы?
3) Перечислите составляющие рефлекторной дуги.
Просмотр и анализ видеофильма «Строение нервной системы»
Строение и функции спинного мозга.
Группа№4 Используя материалы учебника, ответить на следующие
вопросы:
1) Где располагается спинной мозг?
2) Как он защищен от толчков и сотрясений?
3) Каково строение спинного мозга?
Выяснить функции спинного мозга.
Выяснить последствия повреждения спинного мозга.
Просмотр и анализ видеофильма «Спинной мозг»
Закрепление изученного материала.
Определить верные суждения:
Серое вещество спинного мозга образовано отростками нейронов.
Белое вещество спинного мозга образовано отростками нейронов.
Серое вещество находится в спинном мозге на периферии.
В спинномозговом канале проходят нервы и кровеносные сосуды
От спинного мозга отходит 31 пара спинномозговых нервов.
Толщина спинного мозга около 2 см.
Спинной мозг выполняет проводниковую функцию.
Спинной мозг выполняет рефлекторную функцию.
При поврежденном спинном мозге на уровне шейного отдела возможны повороты головы, можно говорить, совершать жевательные движения.
Домашнее задание
Параграф 43; 44;
В рабочей тетради: с. 17, рисунок 5: «Строение спинного мозга».
Творческое задание. Изучить поведение и жизнедеятельность домашних животных. Описать проявление безусловных и условных рефлексов.
Итоги урока.
Рефлексия
Что нового узнали на уроке?
Чтобы хотели ещё узнать?
Группа№5 Используя материалы учебника, ответить на следующие
вопросы:
1)Чем образовано серое вещество? Белое вещество?
2) Где расположены вставочные, исполнительные и
чувствительные нейроны?
3) Чем образованы передние корешки, задние
корешки спинного мозга?