Технологическая карта урока по ОРКСЭ модуль ОСЭ по теме Совесть

Технологическая карта к уроку ОРКСЭ модуль ОСЭ

1. Общая часть

Предмет
ОРКСЭ. Основы светской этики
Класс
4

Тема урока
Совесть

Планируемые образовательные результаты

Предметные
Метапредметные
Личностные


Объяснить значение этической категории «совесть» в жизни человека.
Развивать ответственность за свои поступки.


П. Овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремление его выполнять, отвечать на вопросы, обобщать собственные представление
Р. Умение определять цель на уроке с помощью учителя; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей
К. Формирование умений высказывать свои мысли используя различные выразительные средства; умений понять и принять точку зрения другого человека
формулировать собственное мнение и позицию;

Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения морально-этических норм. Воспитывать уважительное отношение друг к другу, к окружающим.


Цель урока
Формирование осознанного нравственного поведения детей через знакомство с понятием «совесть»




Задачи урока
-на основании формирования этического понятия совести стимулировать самооценку и их самоконтроль в повседневном поведении обучающихся
-формировать у учащихся культуру общения (коммуникативные умения);

-развивать умение высказывать свое мнение, отстаивать его, а также умение признавать свои ошибки, анализировать их и делать выводы.




Основные понятия, изучаемые на уроке
Совесть, стыд

Средства ИКТ, используемые на уроке
Компьютер, проектор, экран, электронная презентация


Ресурсы , используемые на уроке
Учебное пособие для обучающихся «Основы светской этики», толковый словарь; А. Гайдар «Совесть» аудио текст

2. Организационная структура урока

Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Оборудование, источники

1.Орг.момент
Учитель приветствует детей и желает радости познания



2.Создание мотивации
Предлагает послушать стихотворение «Три мудреца» и ответить на вопрос что считал главным в человеке третий мудрец?
Учащиеся слушают стихотворение и высказывают свои мысли.



3. Актуализация знаний
Предлагает объяснить смысл написанных на доске пословиц
В ком стыд, в том и совесть.
Совесть без зубов грызет.
Исходя из анализируемых пословиц, предлагает предложить сформулировать тему урока и его цель, а также поразмышлять над вопросом, как совесть помогает нам различить добро и зло.
Учащиеся объясняют смысл пословиц








Учащиеся высказывают свои предположения о теме, выдвигают гипотезы


4. Постановка и формулирование проблемы
Организует обсуждение, какие основные вопросы стоят перед учащимися на этом уроке, и записывает их на доске. Помогает сформулировать учебную задачу: узнать , что такое совесть человеческая и нужна ли она человеку.
Что такое совесть?
Нужна ли она человеку?
Что значит поступать по совести?
Какая совесть бывает чиста?

Ответы детей


















5. Планирование деятельности
Организует обсуждение : можем ли мы с уверенностью сейчас сразу ответить на стоящие перед нами вопросы.
Организует беседу: что поможет нам разрешить проблему и выйти из ситуации затруднения. Что сделать, чтобы проверить правильность предположений?
Предлагает определить последовательность действий на уроке.
1. Чтение учебника.
2.Работа со словарем
3. Ответы на вопросы.
4. Поиск ответов на поставленные вопросы. Корректировка вопросов и запись их на доске.
Рассуждают , предлагают и аргументируют свои ответы.



Планируют свою деятельность, опираясь на опыт прошлых уроков.



Записывают на доске


6.Решение проблем, применение знаний и умений
Организует работу со словарем по нахождению значения слова «совесть» предлагает его обсудить;
Предлагает найти определение слова «совесть» в учебнике на стр. 48;
Организует беседу по итогам сравнения этих двух определений;
Обращает внимание на историю происхождения слова «совесть», на подборку однокоренных слов.
Организует прослушивание аудиозаписи рассказа А.П.Гайдара «Совесть» и обсуждение по следующим вопросам (по рядам):
1 группа: Как вы думаете, почему девочка услышала голос своей совести только после того, как проводила мальчика?
2 группа: Почему А.П.Гайдар назвал рассказ «Совесть», а не «Как Нина Карнаухова прогуляла уроки» или «История с Ниной Карнауховой»?
3 группа: Надо ли человеку слушать голос своей совести? Может ли совесть замолчать, и ты ее никогда не услышишь?




Выслушиваются ответы детей





















Стараются найти ответы на поставленные вопросы, обсуждают и высказывают свои мнения
Работа со словарем, статья учебника
















Аудиозапись

7.Рефлексия и оценивание
Учитель создает игровую ситуацию «Игра со словом» (слова внутри слова «совесть» - совет, весть, сеть, вето )
Помогает прийти к выводу: у каждого из нас есть мудрый советчик и строгий судья, нужно уметь прислушиваться к голосу совести, нужно учиться говорить правду, признавать свои ошибки, уметь просить прощение, чтобы не мучила совесть.
Организует беседу о проделанной работе на уроке , предлагает вспомнить, какие цели ставили перед собой в начале урока. Какие достигли? Все ли у нас получилось? У вас перед глазами вопросы, на которые мы сегодня искали ответы. Предлагает оценить свою работу на уроке . Помогает сформулировать ответы на вопросы: что понял, что «приобрел» каждый из детей на уроке? Как это повлияет на их отношение к себе и окружающим людям. Подводит детей к пониманию важности изучения модуля и данной темы. Организует обсуждение вопроса «Как с помощью совести мы различаем добро и зло?»
Дети в игре закрепляют и упражняются в трактовании слова «совесть», учатся оценивать свои поступки и прислушиваться к голосу совести.












Учащиеся заполняют лист самооценки






Дети делают выводы и приводят примеры, которые им помогли прийти к такому выводу.


8.Домашнее задание
Предлагает прочитать дома учебник стр.48-49, найти пословицы о совести. Дополнительное задание для тех, кого заинтересовала тема урока – подобрать литературные произведения , в которых герои испытывают муки совести или совершают поступки по совести.
Планируют свою дальнейшую работу по теме, исходя из личных предпочтений





Приложение к уроку
Стихотворение «Три мудреца»
Однажды предрассветною порой
Три мудреца склонились надо мной,
И я спросила их, поднявши веки:
-Что главное, скажите, в человеке?
-Конечно, РАЗУМ, - первый мне ответил.
( прикрепляю карточку со словом «разум»)
С ним каждый путь и правилен и светел.
-Благодарю, что просветил меня.
Я поклонилась, голову склоня.
Второй ответил:- ВОЛЯ на пути,
(прикрепляю карточку со словом «воля»)
Который нужно с гордостью пройти,
Чтобы достойно подойти к концу.
Я поклонилась в пояс мудрецу.
-Да нет, не то, - заволновался третий
Послушайте, что строго он ответил ( пауза)
-Как вы думаете, что считал главным в человеке третий мудрец?
Давайте сравним с ответом мудреца:
-Да нет, не то, - заволновался третий.
Дослушайте, что строго он ответил!
-Невелика моя об этом повесть,
Но главное у человека- СОВЕСТЬ!
Игра «Слово в слове»
Совет – внутри нас.
Весть – то, что дает нам весточку, правильно ли мы поступаем.
Сеть – то, что ловит наши поступки.
Свет – внутри нас.
Сос – то, что подает сигнал бедствия.
Ось –стержень внутри нас.
Вето – накладывает запрет на поступки.











“ђ Заголовок 115