Разработка урока на тему «Настя и Митраша. Нравственная суть взаимоотношений» ( по сказке – были К. Г. Паустовского «Кладовая солнца» )










«Настя и Митраша. Нравственная суть взаимоотношений» ( по сказке – были
К. Г. Паустовского «Кладовая солнца» )







Выполнил учитель
русского языка и литературы
Виденина О. В.



















Воронеж 2015






Цели:
1.Знакомство с литературным произведением,
посвящённым общечеловеческим ценностям.
2.Формирование умения анализа эпического текста.
3.Развитие умения давать оценку событиям художественного текста, определять свойства характеров героев.

Задачи:

1.Установить причину ссоры героев.
2. Найти связь философской притчи и поведения героев.
3.Определить авторскую позицию в произведении.
4.Формировать навык художественного пересказа, чтения по ролям.
5.Расширять словарный запас учащихся.
6.Научить учащихся строить собственное высказывание.

Тип урока: ролевая игра.
Формы обучения: коллективная, индивидуальная, групповая
Методы: репродуктивный, поисковый, исследовательский.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, раздаточный материал, таблица.
УМК: программа по литературе 6 класс (Автор Г.С. Меркин); учебник литературы 6 класс.
Эпиграф к уроку:
Я ведь, друзья мои, пишу о природе,
сам же только и думаю о людях.
М. М. Пришвин.


Ход урока

Ученики распределены на группы, расположенные полукольцом, на каждом столе таблица- указатель с названием программы, участниками которой являются учащиеся, атрибуты телепередачи.


Вступительное слово учителя.

Ребята, рада видеть вас на сегодняшнем уроке, он не совсем обычный потому, что каждому из вас предстоит побывать участником той или иной известной телепередачи. А сейчас посмотрите срочный выпуск «Новостей».

Просмотр видеосюжета (Известный режиссёр А. Кончаловский рассказывает о М.М. Пришвине) Слайд № 1,2

Беседа- вовлечение в деятельность.

Какое произведение М. М. Пришвина упоминает
А. Кончаловский?
Почему режиссёр рассказал нам о гимназическом прошлом
М. Пришвина?
Как оно связано с текстом сказки- были «Кладовая солнца?» (ссора)
О чём мы будем говорить сегодня на уроке?

II. Анализ высказываний известных авторов, постановка целей урока. Слайд № 3

- Найдите ключевые слова, опираясь на них, определите цели урока, начав свою фразу словом «доказать»

1. От упорства в ссоре больше потеряешь, чем выиграешь. (Грасиан – и - Моралес)
2. Из двух ссорящихся виноват тот, кто умнее. (Гёте)
3. Любовь заставляет нас осознать эгоизм. ( А. Камю)

Учитель:
- Что такое эгоизм?
- Замените его сложным исконно русским существительным.

III.Анализ сказки- были «Кладовая солнца».
1. Слово учителя.

Ребята, дома вы уже самостоятельно познакомились с текстом произведения и выполнили задание по группам. Попрошу озвучить результаты вашего исследования. Читаем задание, а затем ответ.

2. Работа в творческих группах. (Перед выступлением каждой группы просмотр телевизионной видеозаставки, соответствующей названию группы.)

* Следственный отдел. Слайд № 5. (Видеозаставка из кинофильма «Тайны следствия»)

- Где происходит действие сказки-были?
- Кто является главным участником событий?
- Какова семейная ситуация героев?
- Каков их возраст?
- Назовите особые приметы главной «виновницы» событий, опишите её характер и привычки.
- Назовите особые приметы главного «виновника» событий, опишите его характер и привычки.
- Каков род их деятельности?
- Назовите домашних животных, за которыми ухаживают дети. О чём свидетельствуют их «имена» (клички)?
- Каковы взаимоотношения между членами семьи?


Учитель: сегодня у нас в гостях иностранная делегация-

*внештатные корреспонденты канала BBC NATIONAL GEOGRAPHIK, которые подробно изучили природу разных уголков России. (Видеозаставка). Дадим им слово. Слайд № 6

- Какие географические названия упоминаются в тексте произведения?
- Что такое палестинка?
- Дайте справку о клюкве и месте её произрастания.
- Когда лучше собирать эту ягоду?
- Что такое Слепая Елань?
- Какие предметы необходимы путешественникам в лесу?
- Какие птицы и животные упоминаются в тексте сказки- были?
- Какими местными названиями их именуют?
- Какие звуки издают птицы и животные? Произнесите эти звукоподражательные слова.
- Какие наблюдения над природными явлениями содержатся в «Кладовой солнца»?

Учитель: Настя и Митраша, будучи местными жителями лесного края, все особенности природы у Переславль – Залесского знали. О палестинке и об опасности, которая могла подстерегать в болотистой местности, детям некогда рассказывал отец. И вот они отправляются за полезной ягодой. Как развивались события далее, покажет нам Театральный разъезд.


* «Театральный разъезд». (Видеозаставка) Слайды № 6,7
Инсценировка эпизода ссоры Насти и Митраши (гл. IV)

- С какими интонациями говорит Митраша?
- Как Настя отвечает брату?
- Какое качество характера, не свойственное детям, проявилось в них?
- Почему Митраша наставительно обращается к сестре?
- О чём герой произведения забыл в тот момент, когда поссорился с сестрой?
- Почему Настя не хочет уступить брату?




* « Умники и умницы». Слайды № 9,10. (Видеозаставка) Вопросы читает учитель, выступая в качестве ведущего, и за правильные ответы вручает ордена.

- К какой главе отсылает нас упоминание о ели и сосне?
Чтение притчи о ели и сосне.
- Что представляет эта глава по жанру?
- Что такое притча?
-Каков её смысл в тексте сказки- были?
- Как называется литературный приём, заключающийся в созвучии состояния природы и героя произведения?
- Найдите приём психологического параллелизма в отрывке, который инсценировала предыдущая группа. ( На доске «солнце» и «туча», которая закрывает солнце)
- Какая беда случилась с Митрашей?

IV. Анализ эпизода « Спасение Митраши». (для всех групп)
- Учитель:
-Чтобы спасти Митрашу, вы должны отгадать ключевое слово кроссворда.
( Травка) Слайд 11




1.Название дорожки, по которой разошлись дети?
2.Что произошло с Антипычем?
3.Какое отчество у старого хозяина Травки?
4.Какую ягоду собирали дети?
5.Как звали тетерева?
6.Какой предмет должен был указать Митраше, где его дом?

























 
1


 
 
 
 
 






2
 
 
 
 
 
 
 
 
 








3
 
 
 
 
 
 
 



4
 
 
 
 
 
 
 
 







 
 
 
5
 
 
 
 
 



6
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 





















Учитель:
- Конечно, Травка спасает Митрашу.
Видеосюжет из кинофильма « Ветер странствий». ( Травка спасает Митрашу) Слайд № 12

Беседа- вовлечение в деятельность
- Расскажите историю Травки.
- Как случившееся повлияло на судьбу Травки?
- Кого можно противопоставить Травке?
- Опишите события, которые происходят с Настей в тот момент, когда Митраша попадает в беду.
- Докажите словами текста, что Настя в этот момент «теряет человеческий облик».
- Что заставляет Настю вспомнить о Митраше?

* Отчёт группы психологов- исследователей (диаграмма) (видеозаставка) Слайды № 13, 14,15

Параллели 6-ых классов были заданы вопросы:
- Способны ли вы, отстаивая свою точку зрения, пойти на конфликт с родственниками?
- Способны ли вы после ссоры пойти на примирение первым?
- Вывод психологов: Как мы видим, многие из нас готовы ради мира, спокойствия и безопасности преодолеть эгоизм, поступиться своим мнением и даже первыми пойти на примирение, а это значит, что семья в настоящее время остаётся самой большой ценностью в жизни человека.

- Демонстрация диаграммы опроса

V. Рефлексия. (С «солнца» на доске уходит «туча») Слайд 16
Учитель:
- Какое слово нужно написать в центре «солнца»? (семья)
- С какими понятиями ассоциируется слово «семья»? ( каждый ученик получает маленькое «солнышко» из цветного картона, на лучах «солнца» ученики вписывают слова: « забота», «взаимопонимание», «любовь», «доброта» и др.
- В семье Насти и Митраши после испытаний произошло радостное событие, об этом вы можете прочитать в произведении Пришвина
« Корабельная роща», а пока посмотрим маленький видеосюжет и предположим, какое сообщение содержится в письме, пришедшем детям.
VI. Домашнее задание. Слайд 17
-Вспомнить произведения, где ссора героев приводит к трагическим последствиям, а любовь, доброта и взаимопонимание спасают.
- Посмотреть фильм « Ветер странствий» или прочитать
« Корабельную рощу» и найти ответ на вопрос: « О чём сообщалось в письме, пришедшем Насте и Митраше?»








Муниципальное бюджетное образовательное учреждение гимназия № 7 им. Воронцова В. М. администрации городского округа города Воронеж. «Настя и Митраша. Нравственная суть взаимоотношений». Учитель русского языка и литературы Виденина О. В.