Урок по литературе на тему:М.Пришвин. Кладовая солнца.Нравственная сущность взаимоотношений Насти и Митраши.

Урок литературы.
Бабенко Ирина Владимировна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ Шахунской СОШ №2
Тема: «М.Пришвин. «Кладовая солнца». Нравственная сущность взаимоотношений Насти и Митраши».
Цели:
1.Раскрыть характеры героев, замысел писателя - показать единство человека и природы.
2.Развивать речь, творческие способности учащихся.
3.Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, бережное отношение к природе.
Форма: работа в группах.
Оборудование: презентация, кроссворды.
Ход урока.
I. Орг. момент.
Настрой на урок. Тренинг «В природе есть солнце. Оно всем светит, всех греет. Давайте попробуем сотворить солнце в себе. Закройте глаза. Представьте в своём сердце сияющий солнечный шар. Он излучает прекрасные качества, необходимые каждому человеку: любознательность, настойчивость, трудолюбие, старание, ответственность, целеустремлённость, упорство. Солнце несёт вам свет знаний. Откройте глаза».
II. Постановка темы и целей урока.
Раскрыть суть взаимоотношений главных героев. Показать замысел автора – единство человека и природы.
III. Работа над темой урока.
Рассказать о главных героях сказки-были по заранее данному плану (1 группа – о Насте, 2 группа – о Митраше).
- Как автор относится к детям?
(Автор описывает детей с большой любовью и нежностью: “Они были очень милые”; “И какие это были умные детишки!”; “наши любимцы”.)
- Почему автор не описывает игры детей, забавы, развлечения?
( Детям некогда было играть и развлекаться. На их плечи легла забота о большом хозяйстве, “о всех живых существах”. Автор и восхищается, и гордится ими: “Но с такой ли бедой справлялись наши дети в тяжкие годы Отечественной войны!”)
2. Чтение короткого диалога в начале повествования ( со слов “Очень хорошо.” до слов “или картошку сажать.”)
- Как этот диалог помогает понять характеры брата и сестры?
(Дети подражают поведению своих родителей. Митраша вспоминает, “как отец наставлял его мать” и пытается учить Настю. Настя ведет себя подобно покойной матери: не спорит с Митрашей, улыбается, тот “начинает злиться и хорохориться”. Настя сначала поддразнивает, потом ласково гладит брата по затылку. Маленькая перепалка заканчивается примирением и дружной работой.)
3. Чтение по ролям диалога в эпизоде “Настя и Митраша собираются за клюквой” ( “Настя, начиная собираться,где растёт сладкая клюква”, 3 группа).
- Какую роль играет этот диалог в дальнейшем повествовании?
(Настя невнимательно слушала брата, когда тот рассказывал о “палестинке” в лесу. У нее свои, женские, хозяйственные заботы, она заботится о том, чтобы они были сыты в дороге. Митраша уже решил, что пойдет искать палестинку. Он – мужчина, исследователь, ищет новых путей. Так начинается конфликт повествования).
4. Описание Блудова болота.
- Какую роль в развитии событий играет природа?
Приключения Насти и Митраши в походе за клюквой начинаются с описания Блудова болота. Чтение описания болота.
- Как птицы реагируют на появление детей в лесу?
Но Блудово болото представляется тревожным, опасным, страшным местом. Сама природа здесь пугает не только человека, но и зверя. Обратим внимание, как показаны тревога и страх лисы: уменьшительные суффиксы в ее описании делают ее маленькой и беззащитной.Здесь же противопоставлены собака и волк – друг и враг человека: “одичавшая собака.выла от тоски по человеку, а волк выл от неибывной злобы к нему”. Сюда–то, в это нехорошее место, и пришли Настя и Митраша, охотники за клюквой.
Природа предвещает недоброе. Ещё один сигнал о приближающемся разладе между братом и сестрой – облако, которое “как холодная синяя стрелка пересекло собой пополам восходящее солнце”.Тревоги добавляет ветер, из-за которого “сосна простонала”, а “ель зарычала”.
5. Притча о сосне и ели.
- Каков смысл притчи о судьбе сосны и ели?
(Два дерева, обреченных жить вместе, описываются как живые существа. Большие деревья должны были бы расти самостоятельно, отдельно друг от друга. Они выросли вместе, но они разобщены, не помогают друг другу, желая самоутвердиться за счет другого. Смысл притчи в том, что люди должны помогать друг другу, поддерживать друг друга).
6. Ссора Насти и Митраши.
- Какое событие является завязкой повествования?
(Спор, а потом и ссора ребят, которая едва не привела к трагедии. Рассудительная Настя попыталась убедить брата идти по широкой, плотной тропе, но Митраша заупрямился и отправился “сам по себе, по своей тропке”. Тут уж Настя рассердилась, так и вышло, что ребята пошли разными дорогами.)
Инсценировка «Ссора Насти и Митраши» (4 группа).
- Кто из ребят был, по-вашему, прав и почему?
- Как могло случиться, что дружные ребята не просто поссорились, а и покинули друг друга?
7. Пересказ эпизода «Митраша в беде»(2 группа).
-Как природа предупреждает мальчика об опасности?
Земля под ногой стала как гамак, подвешенный под тинистой бездной” - тревога уже в этом. Елочки-старушки пугают Митрашу, преграждают ему дорогу.)
-Как автор относится к Митраше?
(Автору нравится отвага Митраши, когда тот идет по страшному лесу, его смекалка, когда догадывается, как сократить дорогу. Автор тревожится, переживает за мальчика, сочувствует ему словно хочет предостеречь его от опасности. Автор всей душой болеет за Митрашу, описывая его беспомощность”)
- Помнил ли Митраша, что обязан оберегать сестру, как отец оберегал мать, что он охотник, что у него ружьё?
8. Пересказ эпизода «Настя собирает клюкву».
-Почему Настя забыла о брате? Как относится к Насте автор? Кто помогает выразить авторское мнение?
- Помнила ли она, что должна заботиться о брате, как мать заботилась об отце, что у неё в корзине хлеб, молоко, картошка?
(Настя набрела на палестинку, обсыпанную красной клюквой, и забыла обо всем на свете. Автор спрашивает: “Откуда же у человека при его могуществе берется жадность даже к кислой ягоде клюкве?” Он как будто не осуждает Настю, а только удивляется. Авторское отношение к детям выражается и через отношение к ним животных).
9. Спасение Митраши.
- Какой эпизод является кульминацией произведения?
- Кто и как спас Митрашу от неминуемой гибели?
- Почему Травка не сразу откликнулась на зов Митраши?
- Когда произошло настоящее чудо, в понимании Травки?
- Что, кроме сметливости, отваги, терпения, помогло Митраше спастись?
- Почему почти одичавшая собака послушалась человека и пришла ему на помощь?
- Какую правду перешептывал Антипыч и собакам, и людям?
- В чём, по мнению писателя, проявляется великая мудрость человека?
10. Кроссворды. Ответить на вопрос: «Какое слово является ключевым? Какое отношение к тексту оно имеет?» (Травка, любовь, компас, солнце).
- Что такое компас? Какие человеческие качества являются компасом в жизни?
- Почему произведение названо «Кладовая солнца»? (Слова М. Пришвина ).
- Какие пословицы, афоризмы о дружбе, взаимовыручке, доброте вы знаете? (Задание заранее дано детям). Запишите их каждый на своём лучике и добавьте свои лучи к нашему солнышку.
Чтение стихотворения.
В этом мире огромном, в котором живём я и ты,
Не хватает тепла, не хватает людской доброты.
Будем вместе учиться друг друга беречь и любить,
Будем вместе учиться друг другу, как звёзды, светить.

IV. Итог урока.
Замысел М. Пришвина – показать единство человека и природы. Мы видим, что в природе, как и в человеческой жизни, есть добро и зло. На стороне добра – собака Травка, лось, ёлочки - старушки, птицы; на стороне зла – змея, волк Серый Помещик, ворон, сороки. Природа не оставляет человека в беде.
Выставление оценок.
V. Домашнее задание: составить композиционную схему сказки – были.








Приложение 1.

1. Птицы, чей голос назван стрёкотом или треском.
2. Какая птица озвучена «дрон-тон»?
3.Первое слово в названии произведения.
4.Имя главной героини.
5.Что солили в кадушечках, которые делал Митраша?
6.Как звали козу в хозяйстве детей?

Какое отношение к тексту имеет ключевое слово, которое у вас получилось?























1
 
 
 
 
 
 




2
 
 
 
 
 










3
 
 
 
 
 
 
 
 






4
 
 
 
 
 




5
 
 
 
 
 
 










6
 
 
 
 
 
 


































Приложение 2.

Название дорожки, по которой разошлись дети?
Что произошло с Антипычем?
Какое отчество у старого хозяина Травки?
Какую ягоду собирали дети?
Как звали тетерева?
Какой предмет должен был указать Митраше, где его дом?

Какое отношение к тексту имеет ключевое слово, которое у вас получилось?

























 
1
 
 
 
 
 






2
 
 
 
 
 
 
 
 
 








3
 
 
 
 
 
 
 



4
 
 
 
 
 
 
 
 







 
 
 
5
 
 
 
 
 



6
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 



































Приложение 3.

Один из трёх продуктов, которые Настя взяла с собой?
За какой ягодой пошли дети?
Как называется место, где росла ягода?
Название инструмента, которым пользовался Митраша для изготовления посуды.
Кто первый из птиц заметил Митрашу на болоте?
Самое большое животное в произведении.

Какое отношение к тексту имеет ключевое слово, которое у вас получилось?
























1
 
 
 
 
 







2
 
 
 
 
 
 









3
 
 
 
 
 
 


4
 
 
 
 
 
 
 
 
 





 
 
 
 
5
 
 
 
 
 





6