Открытый урок по литературе на тему М.Пришвин . Кладовая солнца (6 класс)


Открытый урок литературы
Тема: Анализ произведения М.М.Пришвина «Кладовая солнца»

МОУ-СОШ с. ЛепехинкаКласс: 6
Учитель 1 категории:
Нургалиева Нагима Хадыровна2014-2015 г
Открытый урок литературы в 6 классе
Тема: Анализ произведения М.М.Пришвина «Кладовая солнца»
Цель урока: подвести итоги изучения произведения
Задачи урока:
- раскрыть замысел писателя – показать единство человека и природы
- обратить внимание на портретные характеристики героев
- показать значение пейзажа в раскрытии переживаний героев
- раскрыть особенности жанра произведения
Оборудование урока:
- презентация к уроку
- подготовить блиц-опрос
- подготовить инсценировку
- черный ящик: компас, хлеб, ружье, деревянная посуда
Ход урока:
У поэта Евгения Баратынского есть такие строчки:
С природой одною он жизнью дышал:
Ручья разумел трепетанье,
И говор древесных листов понимал,
И чувствовал трав прозябанье. (жизнь)
- Ребята, какому писателю можно посвятить эти строчки?( Ответ детей)
- Действительно эти строчки как будто бы написаны о М.М.Пришвине - писателе-философе, лирике природы, художнике-мыслителе.
- Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите это имя? М.М. Пришвин.
(Ответы ребят)
- Вы правы, Пришвин открыл простую красоту родной земли. Русская природа стала для него источником поэзии, а великая любовь писателя к природе, по словам К.Г.Паустовского, родилась из любви к человеку.
Впрочем давайте послушаем самого М.М. Пришвина
(Учащийся) Слайд №1
«Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю. В своих произведениях описываю природу, рассказываю о героях, размышляю о смысле жизни, о ее законах, о месте человека в этом мире, о его взаимоотношениях с природой.»Итак, кто же автор произведения о котором мы будем говорить
сегодня на уроке ?( М.М. Пришвин) Слайд №2
Михаил Михайлович Пришвин никогда не считал себя детским писателем, но многие его произведения о детях. В этом мы сейчас убедимся, послушав нашего школьного библиотекаря Султанову Г.К.
( Выступление библиотекаря –вручение буклетов)
Ребята мы познакомились с удивительным произведением о детях, сказкой – былью «Кладовая солнца» М.М. Пришвина.
Запись даты и темы в тетрадь.
Эпиграф нашего урока: « Охранять природу – значит любить Родину» М.М. Пришвин.
Нашу исследовательскую работу я предлагаю начать с блиц – опроса.
БЛИЦ-ОПРОС:
В каком году написана сказка – быль « Кладовая солнца»? (1945г.)
Имена героев произведения ? ( Настя, Митраша)
Название болота , возле которого жили дети?( Блудово)
Топкое место в болоте? ( Слепая Елань)
Как вы поняли выражение « Осиротели двое детей» ( потеряли родителей)
Что случилось с родителями Насти и Митраши?
О какой Отечественной войне идёт здесь речь?
А что значит Отечественная?
А какое большое событие в мае будет отмечать наша страна?
Какое хозяйство досталось детям после родителей? ( изба пятистенная , корова Зорька, телушка Дочка, коза Дереза, овцы, куры, петух Петя и поросёнок Хрен)
Почему автор называет это хозяйство «богатством» ( война , но сохранено крестьянское хозяйство)
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ СТУДИЯ:
Продолжим свою работу в исследовательских студиях
Студия исследовательская « Настя»
Студия исследовательская « Митраша»
Задание №1: Описать внешность, характер
Портрет Насти
Внешний Внутренний
Возраст: 12 с хвостиком (Митраша был моложе своей сестры на два года. Ему было всего десять лет с хвостиком).Внешность: волосы ни тёмные, ни светлые, отливали золотом; веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые; носик был чистенький и глядел вверх.
Трудолюбивая: как мать,
вставала далеко до солнца…
хлопотала по хозяйству до ночи.
Хозяйственная: выгоняла своё любимое хозяйство, растопляла печь,
чистила картошку, заправляла обед…
Уступчивая и благоразумная: мало слушается,
стоит и улыбается; оглаживает брата по затылку
Портрет МитрашиВнешний Внутренний
Возраст: десять лет с хвостиком.
Внешность: коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий, золотые веснушки, носик чистенький глядел вверх.
. Трудолюбивый: выучился у отца делать деревянную посуду.
Хозяйственный: на нём лежит всё мужское хозяйство и общественные заботы.
Строптивый (упрямый) – начинает злиться, хорохориться и всегда говорит задрав нос
.
СИНКВЕЙН:
Ребята , чтобы лучше представить литературные портреты Насти и Митраши
вам в этом поможет синквейн. Это будет вторым вашим заданием.
Слово “синквейн” происходит от французского слова, означающего “пять”. Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк:
Первая строка – существительное, обозначающее тему синквейнаВторая строка – два прилагательных, раскрывающих какие-то интересные, характерные признаки явления, предмета, заявленного в теме синквейна.
Третья строка – три глагола, раскрывающие свойственные данному явлению или предмету действия, воздействия и т. д.
Четвертая строка – фраза, раскрывающая суть данного явления, предмета, усиливающая две предыдущие строки.
Пятая строка – существительное, выступающее как итог, вывод, подводящее черту.
Настя
Сестра
Трудолюбивая, хозяйственная
Топит печь , выгоняет стадо, готовит обед
Хлопотала по хозяйству целый день
Золотая курочка
МитрашаБрат
Трудолюбивый, хозяйственный
Делает посуду, ходит на собрание, помогает сестре
На нём лежит всё мужское хозяйство.
Мужичок – в- мешочке.
Автор описывает детей с большой любовью и нежностью. Вы согласны со мной?
( Они очень милые, наши любимцы, умненькие детки) так называет их писатель.
Почему в произведении не описываются игры детей , их забавы , развлечения?
( На их плечи легли все заботы по хозяйству)
ФИЗМИНУТКА
РАБОТА С УЧЕБНИКОМ:
- За какой ягодой собрались Настя и Митраша? (Клюква)
Найдите ребята на стр. 42 – что эта за ягода –клюква?
Отправимся и мы вслед за нашими героями ( по карте)
Приключения Насти и Митраши в походе за клюквой начинаются с описания Блудова болота. ( учащийся)
Блудово болото представляется тревожным, опасным, страшным местом. Сама природа здесь пугает не только человека, но и зверя.
Здесь же противопоставлены собака и волк – друг и враг человека: “одичавшая собака….выла от тоски по человеку, а волк выл от неизбывной злобы к нему”. Сюда –то, в это нехорошее место, и пришли Настя и Митраша, охотники за клюквой.
Природа предвещает недоброе. Ещё один сигнал о приближающемся разладе между братом и сестрой –облако, которое “как холодная синяя стрелка… пересекло собой пополам восходящее солнце”.
Тревоги добавляет ветер, из-за которого “сосна простонала”, а “ель зарычала”.
ИНСЦЕНИРОВАНИЕ:
Остановимся на эпизоде : «Ссора брата и сестры»
Митраша –
Настя –
Митраша: Нам надо по этой тропе на север идти.
Настя: Это не тропа!
Митраша: Вот еще! Люди шли, - значит, тропа. Нам надо идти на север. Идем, и не разговаривай больше.
Настя: Смотри, какая плотная моя тропа, тут все люди ходят. Неужели мы умнее всех?
Митраша: Пусть ходят все люди! Мы должны идти по стрелке, как отец нас учил, на север, к палестинке.
Настя: Отец нам сказки рассказывал, он шутил с нами, и, наверное, на севере вовсе нет никакой палестинки. Очень будет даже глупо нам по стрелке идти: как раз не на палестинку, а в самую Слепую елань угодим.
Митраша: Ну, ладно. Я с тобой больше спорить не буду: ты иди по своей тропе, куда все бабы ходят за клюквой, я же пойду сам по себе, по своей тропке, на север.
- Чем закончился этот спор?
( Митраша пошёл по одной тропе, а Настя по другой) показ по карте
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА: « ВОЛШЕБНЫЙ СУНДУЧОК»
Угадайте, какой предмет лежит в « Волшебном сундучке»
Чудесная, по мнению Митраши, вещь, необходимая в любом походе или прогулке по лесу, так как всегда поможет найти дорогу к дому. Досталась ему от отца. (Компас)
В ящике находится изделие юного умельца Митраши (Какой-нибудь предмет деревянной посуды: бочонок, ложка, чашка и т. д.)
Предмет, с помощью которого Митраша сумел удержаться на поверхности болота, упираясь на него (Ружье)
«Муравка, Муравка, я дам тебе…!»- крикнула ей Настя. Что предлагала Настя Травке? (Хлеб)
ПРИШВИНСКИЙ ПЕЙЗАЖ:
. «Кладовая солнца» - это не только рассказ о приключениях детей, но и рассказ о природе.
Природа играет ту или иную роль в развитии событий. Мы в этом убедились, слушая Суюнову Санию
Следующий наш этап мы так и назовём - «Пришвинский пейзаж»
(это ваше домашнее задание)
Учащиеся:
«Было совсем тихо в природе, и дети, озябшие, до того были тихи, что тетерев Косач не обратил на них никакого внимания. Синяя в глубине черного грудь его переливалась из синего на зеленое. И особенно красив стал его радужный, раскинутый лирой хвост…»
« Елочки-старушки не как деревья в бору все одинаковые. Чем старше старушка на болоте, тем кажется чуднее. То вот одна голый сук подняла, как руку, чтобы обнять тебя на ходу , а у другой палка в руке, и она ждет тебя, чтобы хлопнуть, третья присела зачем-то, четвертая стоя вяжет чулок, - и так все: что ни елочка, то непременно на что-то похожа …»
«Кто никогда не видел, как растет клюква, тот может очень долго идти по болоту и не замечать, что он по клюкве идет. Вот взять ягоду чернику, - та растет, и ее видишь. Так же брусника, кровяно-красная ягода. Еще растет в болоте голубика, ягода голубая, более крупная, не пройдешь, не заметив. В глухих местах встречается костяника, красно-рубиновая ягода кисточкой.
Учитель:
« Земля из под ног стала как гамак , подвешенный под тенистой бездной. Елочки – старушки пугали Митрашу, преграждая ему дорогу»
-Природа предупреждает мальчика об опасности . Но упрямство его характера привело его к беде
ВЫБОРОЧНОЕ ЧТЕНИЕ:
Эпизод « Митраша в беде» (стр. 56)
Кто спас Митрашу (стр. 67) (Чтение цепочкой)
- Вернёмся на дорогу, по которой шла Настя. Она выбрала правильную дорогу: не случайно именно она нашла клюквенную палестинку
- Как же ведёт себя Настя среди такого богатства?
(Её охватывает жадность)она забывает о своём братце.
«Откуда же у человека при его могуществе берётся жадность даже к кислой ягоде клюкве?» - с упрёком спрашивает Пришвин.
- Что же заставило девочку осознать свой поступок? (Встреча со змеёй)
( только тут она вспомнила о Митраше).
_ Что сделала Настя с клюквой?
( отдала больным детям эвакуированным из Ленинграда)
ТВОРЧЕСКАЯ МИНУТКА:
Учитель: Пришвин сам определил жанр своего произведения – сказка-быль. Что это такое?
Задание: студия Настя называет сказочные мотивы, а студия Митраша – черты реалистического повествования. ( быль)
(Раздаю конверты)
ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ КРОССВОРД:
Кроссворды:
Взаимоконтроль
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Учитель:
- Так что же такое Кладовая солнца? ( это только Блудово болото со своим кладом - запасами горючего торфа? Нет – это вся природа и человек – где человек « мудрый хозяин».
Соединяя жизнь людей и природы , Пришвин выражает главную мысль: человек должен быть разумным в своих отношениях с природой, понимать, любить и охранять. ( читают вместе эпиграф)
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
Составить 4-5 предложений :
Изменить сюжет: дети не ссорясь , вместе идут к палестинке
ПРИЛОЖЕНИЕ.
КРОССВОРД
5 9 7 1 8 2 3 6 4 10 11 13 12 По горизонтали:
2. Название болота
4. Имя поросенка
6. Полное имя Митраши7. Название речки
10.Имя охотника
11. Северная ягода
12. Борина
5 9 7 1 8 2 3 6 4 10 11 13 12 По вертикали:
1. Необходимая Насте вещь для сбора ягоды
3. Кличка коровы
5. их на лице Митраши было много
8. Красные ягодки на кисточке с косточкой внутри
9. Кличка собаки охотника
13. Это событие унесло жизнь отца детей
Примерный ответ команды Насти:

В произведении есть сказочный зачин (брат и сестра пошли за ягодами и заблудились).
В рассказе Пришвина как и в сказке герои стоят перед выбором пути-испытания у камня: хороший или плохой путь выбрать.
Для сказки характерны присутствие врага героя: в рассказе это волк, елочки-старушки, черный ворон.
В рассказе как в сказке есть предмет-помощник – это компас.
В сказке добро побеждает зло, и в рассказе все заканчивается благополучно.
Примерный ответ команды Митраши:
Быль – это история о том, что действительно было.
В начале рассказа писатель рисует голодную, трудовую, сиротливую послевоенную жизнь русских людей.
Герои рассказа Настя и Митраша выходят победителями из этой истории не потому, что им помогали волшебные существа и предметы, а потому ,что они любили и знали природу, повадки животных.
СИНКВЕЙН.
Слово “синквейн” происходит от французского слова, означающего “пять”. Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк:
Первая строка – существительное, обозначающее тему синквейнаВторая строка – два прилагательных, раскрывающих какие-то интересные, характерные признаки явления, предмета, заявленного в теме синквейна.
Третья строка – три глагола, раскрывающие свойственные данному явлению или предмету действия, воздействия и т. д.
Четвертая строка – фраза, раскрывающая суть данного явления, предмета, усиливающая две предыдущие строки.
Пятая строка – существительное, выступающее как итог, вывод, подводящее черту.