Конспект урока по литературе для 6 класса М.Пришвин «Кладовая солнца»
Тема: «Дорогою добра…» по были-сказке М.Пришвина «Кладовая солнца»
Цель: На основе прочитанного учить выделять черты характера главных героев; повторить теорию литературы (портретная характеристика, эпитет, олицетворение);
Развивать: Умение работать в группе, мышление, устную речь, пополнять словарный запас;
Воспитывать: Чуткость, любовь ко всему живому, желание жить в мире и гармонии с окружающими.
Ход урока:
(звучит музыка «Дорогою добра»)
Организационный момент.
Вступительное слово учителя.
- Знакома ли вам эта песня? О чем она?
-Что, по-вашему входит в понятие «доброта»?
III .Составление кластера
верность
радость
Доброта
взаимовыручка
отзывчивость
сочувствие
любовь
-Как вы думаете, почему наш урок называется «Дорогою добра…»? ( Вся сказка наполнена добротой, любовью к природе и людям)
Учитель: Удивительным человеком был Михаил Михайлович Пришвин. Только обладая огромной любовью ко всему живому, можно было создать это полное добра произведение.
IV.Выступление учащихся, презентация.
Слово об авторе произведения.
Михаил Михайлович Пришвин родился 23 января (4 февраля) 1873 года в Елецком района в фамильном имении. В детстве он учился в сельской школе, а затем в Елецкой гимназии, откуда его исключили за дерзость учителю. Образование пришлось продолжить в Александровском реальном училище. Дядя Михаила предлагал ему развивать совместно семейный бизнес, однако тот предпочел дальше учиться и поступил в Рижский политехникум.
. Несмотря на то, что по основной профессии был агрономом, Пришвин предпочитал работать корреспондентом в различных газетах. Параллельно увлекался этнографией и фольклором. По этой причине он решил путешествовать на север, где писал самобытные очерки. Он бывал в Карелии, Норвегии, где знакомился с бытом местных жителей и записывал их сказы. Так, у него появились книги путевых очерков: «В краю непуганых птиц» (1907) и «За волшебным колобком» (1908). После успеха в литературных кругах стал общаться с А. Ремизовым, А. Толстым, М. Горьким.
В 1908 году писатель предпринял путешествие в Заволжье, о чем потто написал в своей книге «У стен града невидимого». Были поездки и в Крым, и в Казахстан. Первое собрание сочинений писателя относится к 1912-1914 годам. В период Первой мировой войн он выступал военным корреспондентом, а в после Октябрьской революции переехал на Смоленщину, где занимался преподавательской деятельностью. Страстно увлекался охотой, что отразилось в его детских рассказах.
С 1923 года работал над автобиографическим романом «Кащеева цепь». Эту работу он писал до последних дней. В 1930-е годы продолжал путешествовать, сначала на Дальний Восток, затем в Костромскую и Ярославскую области. В это время у него появились повести «Жень-Шень» и «Неодетая весна». В последние годы жизни Пришвин много работал над своими дневниками. Почти все его работы связаны с его личными впечатлениями от взаимодействия с природой. Окружающую среду он описывал необычайно красивым языком. М. М. Пришвин скончался 16 января 1954 года в Москве.
Пришвин один из своеобразнейших писателей, он ни на кого не похож. Секрет его колдовства в зоркости. Пришвин прост как сама природа, и как природа действует на наше сердце.
Паустовский сказал о Пришвине: «Мы глубоко благодарны Пришвину за радость каждого нового дня, что синеет рассветом и заставляет молодо биться сердце»
Учитель: Л.Н.Толстой сказал: «Чем человек добрее и умнее, тем больше он замечает добра в людях». Эти слова в полной мере можно отнести к Пришвину. Именно о любви ко всему живому, о природной мудрости и доброте сказка-быль «Кладовая солнца».
V. Беседа с классом (текст заранее прочитан)
- Какими вы увидели главных героев сказки-были?
-Докажите примерами из текста, что Настя и Митраша отличаются трудолюбием, деловитостью, хозяйственностью. Они помнят и любят своих родителей.
- Как автор относится к детям?
-Почему он из называет «Мужичок в мешочке», «Золотая курочка»?
- В какое время происходят события?
-Почему автор не описывает игры и забавы детей?
-Как автор описывает хозяйственные заботы детей?
VI. Чтение эпизодов
- Какое событие является завязкой повествования?
VII. Инсценировка эпизода ссоры брата и сестры.
Учитель: Как могло случиться, что такие дружные ребятишки не просто поссорились, а покинули друг друга, разойдясь по разным тропам? Нарушились законы доброты. Настя рассердилась, Митраша заупрямился, никто не захотел уступить.
VIII. Работа в группах.
1 группа:
-Найдите в тексте эпизод, как самонадеянность Митраши чуть не погубила его.
-Почему Митраша становится пленником болота?
- Найдите и прочитайте «загадочные» слова Антипыча. Что не договаривал лесник?
- Увидев Травку и почувствовав надежду на спасение, Митраша уже не повторял ошибок, а действовал осмотрительно. Докажите это примерами из текста.
- Какой вывод можно сделать из прочитанного?
2 группа.
- Как Настя ведет себя в лесу? За что осуждает ее автор?
- Что заставило девочку осознать свой поступок?
- Как Настя исправила свою ошибку?
- Как относится автор к своей героине?
- Какой вывод можно сделать о характере Насти из прочитанного?
3 группа.
- Какую роль в развитии событий играет природа?
-Каков смысл притчи о судьбе сосны и ели?
- Писатель наделяет природу и ее явления признаками живых существ. Как этот прием называется в литературе?
-Приведите примеры использования этого приема
IX. Выступление групп.
X.Итоговая беседа:
-Что осуждает автор в поведении детей?
-В чем, по мнению автора проявляется великая сила природы?
- Устояла ли дружба детей под натиском обид и раздражения?
-От чего предостерегает нас автор?
XI.Рефлексия.
Что вам понравилось на уроке?
Какие моменты стали самыми яркими? Что вызвало трудности?
XII. Заключительное слово учителя:
«Кладовая солнца»- удивительная сказка-быль, которая заставляет задуматься о своем отношении друг к другу и к миру вокруг нас, дает нам новые знания о жизни, учит любви и внимательному отношению к природе. Какие бы дороги ни ждали вас впереди, всегда выбирайте единственно верную дорогу ДОБРА.
XIII. Домашнее задание.
Подумайте, почему произведение называется «Кладовая солнца»? Почему это –сказка-быль?
Перескажите близко к тексту одно из описаний природы.
Нарисуйте иллюстрации: «У лежачего камня», «Ели и сосна на Блудовом болоте».