Конспект урока по литературе на тему: М. М. Пришвин «Кладовая солнца». Особенности жанра.
Тема урока: М. М. Пришвин «Кладовая солнца». Особенности жанра.Цель: раскрыть особенности жанра произведения М. М. Пришвина «Кладовая солнца».
Задачи:
Познакомить с некоторыми фактами биографии писателя, особенностями его жизни;
Повторить сведения по теории литературы (рассказ, повесть, сказка), выявить особенности жанра сказка – быль:
Развивать монологическую речь учащихся, навык выразительного чтения по ролям;
Воспитывать смелость, решительность, умение противостоять жизненным трудностям.
План урока
Организационное начало урока
Сообщение темы и цели урока
Подготовка к восприятию произведения
Рассказ учителя об авторе
Чтение сведений об М. М. Пришвине, помещенных в учебнике стр. 38 - 39
Беседа по вопросам
Рассказ о выставке книг М. М. Пришвина
Работа над портретом М. М. Пришвина
Антиципация названия произведения
Чтение первых эпизодов произведения
Беседа по вопросам
Рассмотрение иллюстраций к произведению, их антиципация
Подведение итогов урока
Информация о домашнем задании
Ход урока
Организационное начало урока
Сообщение темы и цели урока
Подготовка к восприятию произведения
Рассказ учителя об авторе
М. М. Пришвин родился в 1873 году в селе Хрущёво Елецкого уезда орловской губернии. Дед будущего писателя. Купец, приобрёл это имение у местного помещика. Миша был младшим ребёнком в семье. Ему шёл восьмой год, когда отца парализовало.
Пришвин закончил сельскую школу и поступил в Елецкую гимназию. Первый класс гимназии в то время соответствовал третьему или четвёртому классу современной школы. Туда поступали дети, уже умеющие читать и писать. Всего в гимназиях того времени было семь классов. После года учёбы мальчик был оставлен в первом классе повторно за неуспеваемость с выводом: «безнадёжен по малоспособности».
В 1885 году Пришвин с друзьями-гимназистами попытался совершить побег в «Азию». Спустя много лет он говорил, что это было его первое устремление к мечте.
В учёбе Пришвину везло и не везло одновременно. Учителем географии у него был Василий Васильевич Розанов, который вскоре стал известен всему миру как выдающийся русский философ. Розанов защищал мальчика от града насмешек после неудачного побега в «Азию». Но, оскорбив Розанова в споре, Пришвин был исключён из гимназии без права поступления в другое учебное заведение – «с волчьим билетом». Тогда Пришвину было 16 лет, и он увлекался чтением нелегальной, то есть запрещённой литературы.
В 1889 году Пришвин переехал в Тюмень к дяде, крупному промышленнику. Он учился в реальном училище, а затем экстерном сдал экзамены за седьмой класс и в 1893 году поехал в ригу, где поступил в политехникум на агрономическое отделение химического факультета. Пришвину в этом году исполнилось 20 лет.
В те годы открытия, сделанные великими русскими химиками, произвели настоящую революцию в науке. Бурно развивались новые отрасли знания: почвоведение, агрохимия, агрономия, одно за другим совершались открытия, которые будоражили умы всего мира. По всей России путешествовали исследователи, в поле и в лабораториях изучали свойства воздуха, почв, растений и способы обработки земли. Учёные открывали великие тайны природы. Пришвина увлекла эта волна, но ещё более захватил его марксизм и деятельность в «школе пролетарских вождей». В 1897 году Пришвина арестовали и приговорили к году тюремного заключения, а затем выслали в Елец под надзор полиции, запретив учиться в России.
В 27 лет Пришвин уезжает в Германию, где поступает в Лейпцигский университет. В течение двух лет учёбы он слушает лекции самых выдающихся профессоров, ездит на лекции в Берлинский и Венский университеты. Больше всего Пришвина в эти годы увлекает вовсе не литература: с увлечением он занимается в лаборатории физика, химика и философа В. Ф. Оствальда.
В 29 лет Пришвин возвращается в Россию. Он работает агрономом на опытной сельскохозяйственной станции, стремится к работе в лаборатории выдающегося русского учёного-биохимика – академика Дмитрия Николаевича Прянишникова. Редактирует сельскохозяйственную энциклопедию. Пишет научные и популярные статьи, например на такую тему: «как удобрять поля и луга» (1905), «Картофель в полевой и огородной культуре» (1908). Но эта работа оставляет у него чувство неудовлетворённости.
И вот происходит неизбежное в человеке, который чувствует в себе особое призвание: в 1906 году тридцатитрёхлетний Пришвин по совету друга отправляется для сбора фольклора в Заонежье – в Выговский край Олонецкой губернии, куда в то время ещё не проникла цивилизация и где жила, может быть, в первозданном виде народная культура. 38 сказок записал там Пришвин. Но главным результатом экспедиции для него стала книга «В краю непуганых птиц. Очерки Выговского края» (1907). С любовью рассказывая о жителях Заонежья, Пришвин открыл в себе писателя.
Через несколько лет, уже в Петербурге, Пришвин вновь встретился и стал общаться с Розановым, с другими известными русскими писателями и философами. Так в творчестве Пришвина слились глубокое знание природы, философская мысль и любовь к людям.
Чтение сведений об М. М. Пришвине, помещенных в учебнике стр. 38 - 39
Беседа по вопросам
- Что интересного вы узнали об авторе?
- Что особенно ценит в М. М. Пришвине К. Г. Паустовский?
- Какие произведения Пришвина вы читали?
Рассказ о выставке книг М. М. Пришвина
Работа над портретом М. М. Пришвина
- Ребята, что вы можете сказать о человеке, изображенном на портрете?
- Обратите внимание на его глаза. Они добрые, внимательные?
Антиципация названия произведения
- О чем пойдет речь в произведении?
- Что такое кладовая солнца?
Чтение первых эпизодов произведения
- Сначала читает учитель, затем по цепочке учащиеся. Диалоги читают по ролям.
Беседа по вопросам
- Где и когда происходят события?
- Кто главные герои произведения?
- Как вы думаете, автор изобразил реальные события?
- Есть ли эпизоды и образы, напоминающие сказку?
- Как правильнее назвать жанр произведения: повесть, рассказ, сказка, сказка – быль?
- Почему? Докажите примерами из текста?
«Сказка-быль» - это жанровое определение произведения. Сказка – это повествование, основанное на вымысле. Быль – это история о том, что действительно было. Пришвин подчёркивает, что в его произведении вымысел переплетается с реальностью. Автор хочет, чтобы читатели воспринимали это повествование не просто как историю о двух детях, которые заблудились. Автор хочет, чтобы читатели почувствовали обобщающий характер этого произведения.
Рассмотрение иллюстраций к произведению, их антиципация
- Рассмотрите иллюстрации к сказке – были.
- Какие персонажи появятся на страницах произведения, какие события произойдут?
- Как закончится история ссоры Настеньки и Митраши?
Подведение итогов урока
- Что такое сказка – быль?
- Что характерно для сказок?
- Почему произведение называется «Кладовая солнца»?
Информация о домашнем задании
Прочитайте произведение до конца. Выделите сказочные персонажи, события.