Обобщающий урок в 10 классе тема: ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ
ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ Обобщающий урок в 10 классе
Цели урока:
закрепить умение правильно использовать числительное в речи;
развивать навыки грамотного письма, устной связной речи;
поощрять познавательные интересы, расширять кругозор, развивать логическое мышление;
показать связь с жизнью, научить правильно определять время.
Наглядность: цветные шары (на шарах цифры первого десятка), фишки, слайды, опорная схема «Имя числительное» (бабочка), изображение автобуса с названиями маршрутов, бирки с названиями «остановок».Эпиграф урока: «Дорогу осилит идущий».
Форма урока: урок-путешествие.
Методы и приемы: инсценировка, исполнение песен, работа с пословицами, загадками, работа с текстом «Океанариум в казахстанской степи».
Ход урока:
1.Организационный момент
Здравствуйте!
Вы проснулись и сразу посмотрели на часы. Уже ... часов ... минут. Взглянули на календарь. Сегодня ... число ... февраля. Вы учитесь в ... классе. Сегодня ... уроков, а в ... часов у вас тренировка. Итак, вы догадались, что нам не хватает одной части речи, которая ведет счет нашему времени, обозначает количество и порядок. Назовите что это за часть речи? Это имя числительное!
2.Работа с интерактивной доской
Расскажите об имени числительном, используя схемы на интерактивной доске.
3.Слово учителя
Сегодня у нас необычный урок.
На нем подведем мы работы итог,
О числах поговорим,
Что уже знаем обобщим,
Будем думать и рассуждать,
Новое для себя открывать...
А сейчас: т-с-с... тишина.
Нас ждёт чудесная и сказочная страна.
Мы сегодня совершим путешествие в сказочную страну в Королевство числительных. Отправимся в путешествие на автобусе. Наш автобус будет делать остановки. На каждой остановке мы будем выполнять задания. Итак, что мы будем делать на уроке?
Отвечать на вопросы, выполнять упражнения, вспоминать числительные, петь и т.д. Молодцы, ребята! Вот вы сами определили задачи нашего урока. Итак, мы в Королевстве числительных. Выясним, как вы подготовились. Сделаем разминку.
4.Фронтальный опрос
1)Сколько учеников нашей школы участвовало в районной олимпиаде? 35 учеников.
2)По скольким предметам проводилась олимпиада? По 10 предметам.
3)Сколько наших учеников заняли лучшие места? 9 учеников.
4)Назовите вопросительные слова, которые использовала в своих вопросах? Сколько, по скольким, сколько.
5)Это вопросы числительных. А теперь выделите в ответах те слова, которые непосредственно отвечают на поставленные вопросы. 35, 10, 9.
Это и есть числительные.
5.Запись в тетради
Итак, цифры окружают нас всюду. Мы их видим в газетах, журналах, слышим по телевизору. Цифры - не пустые значки. Они говорят об очень многом, интересном. Без чисел немыслима наука, сама жизнь. Наши планы, развитие науки и техники, покорение космоса еще больше увеличивает значение чисел.
Особенно большую роль в жизни челе века играют числа первого десятка.
Хором произносим: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, S 9, 10 (показываю 10 разноцветных шаров цифрами). Запишем в тетрадях:
Урок-путешествие.
Дорогу осилит идущий.
6.Словарная работа
Океанариум - искусственный водоём: для содержания рыб.
Осилит - победит.
7.Маршруты путешествия
1. «Теоретическая». 2. «Орфографическая».
3. «Практическая». 4. «Грамматическая».
5. «Театральная». 6. «Творческая».
7. «Музыкальная». 8. «Занимательная».
8.Остановка «Теоретическая»
Что такое имя числительное? Это самостоятельная часть речи.
На какой вопрос отвечают количественные числительные? Сколько.
Какие бывают числительные по составу? Простые и составные.
На какой вопрос отвечают порядковые числительные? Который.
В каких числительных -ь пишется конце? От 5 до 20, 30.
В каких числительных -ь пишется середине? 50-80, 500-900.
В каких числительных пишутся удвоенные согласные? Одиннадцать.
Как можно записать числительные Словами и цифрами.
9.Остановка «Орфографическая»
Вставить пропущенные буквы.
Пят?надцат?, шест?надцат?, пят?д( сят?, шест?десят?, пят?сот, шест?сот10.Остановка «Практическая»
Прочитать текст. Найти числительные.
Океан в казахстанской степи
Капля мирового океана посреди песчаных степей - так называют городской океанариум в путеводителях по казахстанской столице. Пока он единственный в СНГ, и самый удалённый от океана в мире.
В центре Казахстана, в 3 тысячах километров от мирового океана, плавает более 2000 морских и океанских рыб. В океанариуме Астаны представлены такие обитатели Южного полушария, как акулы, скаты, мурены и прочие экзотические особи с оригинальными или наоборот вполне обычными названиями.
Например, рыба-сержант, своими полосками напоминающая жезл «гаишника» Вместе с крупными обитателями морской фауны «сержант» живет в большом аквариуме, вдоль которого проложен 70 метровый стеклянный туннель.
Встав на автоматическую дорожку, которая провезет вас по всему туннелю, приготовьтесь очень быстро вертеть головой. Потому что жизнь по ту сторону стекла чрезвычайно активна. Вон очень быстро работает хвостом черноплавничная акула, которую почти всегда сопровождает рыба-прилипала, причем не одна.
Другая разновидность океанской хищницы носит абсолютно мирное название - акула- няня. Как говорят сотрудники океанариума, «няня» - самая любимая обитательница астанинского океанариума. Ее одинаково любят как дети, так и водолазы, ухаживающие за рыбами.
Из-за отсутствия в первое время специального карантинного аквариума, где привезенные полгода назад в казахстанскую столицу рыбы могли бы восстановиться после долгого перелета, многие из них не прижились. В частности, самая большая гордость астанинского океанариума - леопардовая акула.
Дважды в день - в обед и вечером - водолазы и аквариумисты казахстанского океанариума устраивают для посетителей шоу с незатейливым названием «Кормление акул». Запись в тетрадях:
6.кеанариум Астаны был открыт 6 мая 2003 года.
7.Здесь плавают более 2000 морских и океанских рыб.
8.Его емкость составляет 3 млн. литров воды.
9.Длина подводного туннеля - 70 метров.
10.Толщина стекла аквариумов - 7 см.
11.Среднее число посетителей за день - 3000 человек.
12.Для создания флоры потребовалось 120 тонн морской соли.
13.Здесь 2000 питомцев, более 100 видов морской фауны.
11.Остановка «Грамматическая»
Сделать разбор по составу.
Один, семнадцать, пятьдесят, трехсоттысячный, семь, одиннадцать, шестьдесят, пятисоттысячный.
12.Остановка «Театральная»
Заранее подготовленные ученики показывают две сценки.
Оценки
Мать: Ну, как дела твои, Егорка? Что получил?
Сын: Пятёрку, мамочка, пятёрку!
Отец: Ну, Егорка, сколько отметок сегодня принес?
Сын: Одну, одну по письму.
А что за отметка - И сам не пойму,
Похоже, четыре, а может, и пять.
Марь Ванна забыла об этом сказать.
Ты, папа, не веришь?
Да вот, посмотри.
Поставила тройку и пишет: «Не три!».
Кто сколько живет?
Учитель: Зачем ты принес ворону?
Ученик: Учёные говорят, что ворона живет 300 лет. Я хочу проверить, правда это или нет.
Учитель: Интересно, ты думаешь жить 300 лет?
Ученик: А учёный, который сказал это, жил 300 лет?
Учитель: А знаете, самым старым животным можно считать черепаху. Она живёт около 300 лет. А киты проживают более 50 лет, слоны - 70 лет. Среди птиц долго живёт попугай. Он живёт до 140 лет.
Ученица: Беркуты - 80 лет, гусь живет около 40 лет, курица - 20 лет, домашний голубь - 30 лет. Учитель: Очень хорошо, что вы это знаете.
13.Остановка «Творческая»
14.Дописать пословицы, подчеркивая имена числительные.
Один за всех, и все за ...одного.... Семь раз отмерь, а один раз отрежь.
Б) Определите, какое слово является лишним.
Первый, другой, второй. Пятый, сотый, новый.
15.Объяснить значение фразеологизма. Вместо точек вставить нужное числительное. Лить слезы в ... три ручья. Горько плакать.
Быть на ... седьмом небе. Радоваться.
Похожи как ... две капли воды. Очень сильное сходство.
Знать как свои ... пять пальцев. Хорошо изучить.
14.Остановка «Музыкальная»
Как же в путешествии без песни. Нам песня строить и жить помогает. Споем все вместе песни, где встречаются имена числительные. В путешествии нельзя без песен. Звучат песни «Учат в школе», «С днем рождения», «В землянке», «Три танкиста», «Вместе весело шагать».
15.Остановка «Занимательная»
Отгадайте загадки.70 одёжек и все без застежек. Капуста. Сидит дед - во 100 шуб одет. Кто его раздевает, тот слезы проливает. Лук.
Два кольца, два конца, посредине - гвоздик. Ножницы.
Пятеро братьев живут в одном доме, но в разных комнатах. Пальцы и перчатка.
Два братца дружно бегут рядом. Лыжи.
16.Блиц-опрос
Сколько букв в русском алфавите? Тридцать три.
Сколько гласных, согласных? 10 гласных, 21 согласная.
Сколько месяцев в году? Двенадцать.
Сколько часов в сутках? Двадцать четыре.
Сколько минут в одном часе? Шестьдесят.
Сколько пальцев на руках? Десять.
Какой год наступил? Две тысячи шестнадцатый
17.Подведение итогов урока
Подсчитываем фишки. Проставление итоговой отметки.
18.Домашнее задание
Придумать 5 предложений с именами числительными или выписать из изученных произведений художественной литературы.