Повторительно – обобщающий урок. Деловая игра по теме «Имя прилагательное».

Тема: Повторительно –обобщающий урок.
Деловая игра по теме «Имя прилагательное».

Класс: 6-б.

Тип урока: урок – обобщение.

Вид урока: деловая игра «Заседание редакционного совета».

Цели и задачи урока:

Обучающая :
- обобщить, систематизировать изученный материал по разделу «Имя прилагательное»;
- осуществить контроль знаний, умений и навыков учащихся по пройденным темам;
- формировать умения уместно употреблять прилагательные в речи, правильно согласовывать их с существительными.

Развивающая :
- обогащать лексический запас учащихся новыми словами;
- развивать связную речь, логическое мышление;
- формировать коммуникативные умения;
- совершенствовать у школьников умение сравнивать, обобщать, делать выводы, работать в группах.

Воспитательная:
- способствовать воспитанию индивидуальных творческих способностей учащихся;
- способствовать созданию ситуации успеха для каждого ученика;
- создать условия для воспитания чувств, взаимовыручки, дружбы.

Речевое развитие:
- формирование умения анализировать, устанавливать причинно – следственные связи;
- развивать умение аргументировать и доказывать своё мнение.

Используемые формы и методы:
- работа в группах;
- наглядный, проблемный методы.

Оборудование урока:
- слайды с текстами, пейзажными зарисовками о зиме;
- карточки с заданиями для работы групп;
- таблички: на столе учителя – «Главный редактор», на столах учащихся – «Отдел писем», «Отдел новостей», «Отдел информации», «Отдел корректоров».

Дети заранее разделены на группы.


Ход урока.

Организационный момент.
Учитель: Ребята, сегодня у нас необычный урок русского языка, который пройдёт в форме деловой игры «Заседание редакционного совета газеты». Надеюсь, что такая форма работы поможет нам обобщить и систематизировать изученное по разделу «Имя прилагательное» и выяснить, какую роль играют они в речи.
Работать мы будем по группам (отделам).
Итак, уважаемые коллеги! Откройте ваши деловые блокноты и запишите
число. Результативность работы ваших отделов будет оцениваться начальниками
отделов. ЖЕЛАЮ ВАМ УДАЧИ!

II Учитель: Как вы думаете, какие умения и навыки необходимы журналисту в его работе?

Ученики: Умение правильно высказывать свои мысли. Умение видеть, замечать
что-то интересное и рассказывать об этом, причём так, чтобы это было
интересно всем. Грамотно и красиво писать.

Учитель: А сейчас сотрудник отдела информации нам сообщит, откуда к нам пришло слово «газета».

Слово «газета» пришло к нам из итальянского языка, где оно имело значение «мелкая монета». Появившиеся в 1563 году в итальянском городе Венеция газеты были рукописные и продавались только для прочтения. За прочтение платили мелкую монету, потом газету возвращали продавцу. В России первая печатная газета «Ведомости» вышла в 1703 году при Петре I. В связи с этим с 1992 года 13 января ежегодно отмечается День Российской печати.

III Учитель: Чтобы газету было интересно читать, материалы в ней должны
быть разнообразными и интересными. Сейчас отдел новостей и отдел информации
получат задание: по опорным словам – прилагательным нужно составить заметку в
газету на следующие темы:

1)Отдел новостей:

«У природы нет плохой погоды» или «Зима» :

Зима вьюжная, холодная, морозная, суровая, неповторимая, прекрасная; краски зимы, сказочные картины на оконном стекле, наряжает деревья, серебряный иней, ледяные мосты, дворцы, зимний пейзаж.

2) Отдел информации:

«Наша школа».

Очень хорошая, два блока: старший и младший; классы уютные, светлые, спортивный зал, соревнования, замечательные учителя, вежливые, отзывчивые ученики, добрые.

IV Учитель: Пока отдел информации и отдел новостей составляют свои заметки, отдел писем займётся разбором корреспонденции. К нам в редакцию пришло письмо от нашего читателя, ученика 6 класса Бирюкова Пети.
«Уважаемая редакция! Помогите, пожалуйста, справиться с заданием:

ВСТАВИТЬ ПРОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ, НАЙТИ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ, ОПРЕДЕЛИТЬ РАЗРЯД, ПОДЧЕРКНУТЬ КАК ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.


НАД ГЛУБКИМИ СВЕЖМИ СНГАМИ СИНЕЕ ОГРОМНОЕ И УДВИТЕЛЬНОЕ НЕЖНОЕ НЕБО. ТАКИЕ ЯРКИЕ РАДОСНЫЕ КРАСКИ БЫВАЮТ ТОЛЬКО ПО УТРАМ. ОСОБЕННО ХОРОШИ ОНИ СЕГОДНЯ НАД СВЕЖМ ОСЛЕПИТЕЛЬНЫМ СНЕГОМ И ЗЕЛЁНЫМ БОРОМ.

Начальники отделов не забывают оценивать работу коллег.

V Физкультминутка.

Учитель: К нам в редакцию пришло ещё одно письмо. Передаю его в отдел писем.
В письме написано о том, что качественная работа требует качественного отдыха.
Давайте сейчас и отдохнём.

ПОДНИМАЕТ РУКИ КЛАСС – ЭТО «РАЗ».

ПОВЕРНУЛАСЬ ГОЛОВА – ЭТО «ДВА».

РУКИ ВНИЗ, ВПЕРЁД СМОТРИ – ЭТО «ТРИ».

РУКИ В СТОРОНЫ ПОШИРЕ – РАЗВЕРНУЛИ НА «ЧЕТЫРЕ».

СИЛОЙ ИХ К ПЛЕЧАМ ПРИЖАТЬ – ЭТО «ПЯТЬ».

ВСЕМ РЕБЯТАМ ТИХО СЕСТЬ – ЭТО «ШЕСТЬ».


VI Учитель: А сейчас проверяем работы отдела информации и отдела новостей
(Зачитываются заметки, оцениваются другими отделами.)
-- Как вы думаете, можно такие заметки поместить в газету?

VII Учитель: Важная роль в газете принадлежит корректорам.

Отдел информации сообщает значение слова КОРРЕКТОР.

Корректор (латинского происхождения) – означает исправлять. Лицо, исправляющее ошибки и опечатки в набранном тексте.

Я предлагаю попробовать себя в роли корректоров. Текст выдаётся каждому отделу. Затем происходит взаимопроверка.



В ЗИМНЕМ ЛЕСУ.

В ЗИМНЕМ ЛЕСУ ПОД ОГРОМНЫМИ (ПУШИСТЫЙ) ЁЛКАМИ ЛЕЖИТ БЕЛЫЙ СНЕГ.
КАКАЯ КРАСОТА! ВСЕ (ДЕРЕВО) ОДЕЛИСЬ В НОВЫЙ НАРЯД, А КУСТАРНИКИ СТАЛИ БОЛЬШУЩИМИ, (КРУГЛЫЕ), КАК ШАРЫ.
СТАРУШКА – ЕЛЬ (НАКИНУТЬ) ПОВЕРХ ЗЕЛЁНОГО (ПАЛЬТА) (ЛЁГКАЯ) ШАЛЬ; БЕРЁЗА НАДЕЛА ПОДВЕНЕЧНОЕ ПЛАТЬЕ И СТОИТ, СЛОВНО (НЕВЕСТЫ). ВСЕ ДЕРЕВЬЯ СТАНОВЯТСЯ (ПОХОЖИЙ) НА ПРИЧУДЛИВУЮ (СНЕЖНАЯ) (БАБА). НА ГЛАДКОЙ СНЕЖНОЙ ПОВЕРХНОСТИ ПОЯВИЛИСЬ (ПЕРВЫЙ) УЗОРЫ.
СНЕЖИНКИ ГОРЯТ (ЗОЛОТОЙ) ОГНЁМ, КОГДА ПОПАДАЮТ В СТОЛБ (СОЛНЕЧНЫЙ) СВЕТА.


VIII Учитель: Задание даётся всем группам.
Подобрать к существительным яркие образные прилагательные с одной и двумя буквами н в суффиксах. Как называются такие прилагательные? (эпитеты).


СОН – СНЕГ –
ДЛИНА – ОКНО -
СЕРЕБРО – ЛЁД -
ГРАЧ – ЗИМА -
ГЛУБИНА – ЛИСТВА -
ГОЛУБЬ – МОРОЗ -
ЛЕБЕДЬ - СТЕКЛО -


IX Домашнее задание.

КАЖДОМУ ОТДЕЛУ НАПИСАТЬ ЗАМЕТКИ В ГАЗЕТУ НА ТЕМУ «ЗИМА».

X Подведение итогов урока.

Учитель:
- Ребята, понравился вам урок?
Что было самым интересным?
-Где могут понадобиться вам навыки, полученные сегодня на уроке?

Начальники отделов озвучивают оценки за работу.

-Спасибо за урок! Молодцы!
15