Метод проектов как средство формирования УУД


Метод проектов как средство формирования УУД
Одна из приоритетных задач школы в условиях реализации ФГОС – создание условий для личностного развития школьника, его творческих способностей, самостоятельности мышления. Ученик должен обучиться универсальным способам действий, которые помогут ему развиваться, самосовершенствоваться и самореализовываться в современном информационном обществе.
Одним из эффективных методов формирования универсальных учебных действий является проектный метод обучения, предполагающий высокую степень инициативности и самостоятельности, активизирующий познавательные и творческие способности школьников.
Применение метода проектов на уроках и во внеурочной деятельности учителем информатики продиктовано особенностью предмета: учащиеся всех возрастов с особенным интересом работают с компьютером, а метод проектов ориентирован на самостоятельную (индивидуальную, парную, групповую) деятельность учащихся.
Чтобы получить итоговый продукт, школьники прогнозируют свою деятельность, намечают промежуточные задачи, самостоятельно ищут пути их решения, отбирают материал из разных источников, анализируют и корректируют его. В процессе всей деятельности они осуществляют самоконтроль, самокоррекцию и самоанализ.
Проектная деятельность в информатике базируется на прикладных программах, таких как электронные таблицы, презентации, базы данных, язык гипертекстовой разметки HTML.
Уроки информатики дают возможность учащимся создавать свой продукт, например, при изучении темы «Растровый редактор Paint» они работают над краткосрочным проектом, изучая текстовый редактор, выполняют мини-проекты.
Внеурочная деятельность позволяет в полной мере реализовать требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.    Учащиеся, занимаясь в кружках по информатике: «В мире презентаций», «Юный информатик», «Создание Web-сайта», – создают кроссворды, буклеты, презентации, коллажи, Web-сайты класса, диаграммы. Школьники учатся работать с различным программным обеспечением и довольно основательно его изучают. Преимущество метода проектов и в том, что при решении определенной проблемы происходит интеграция знаний из разных областей, т.е вырабатываются УУД (универсальные учебные действия). Полученные при работе над проектами по информатике навыки учащиеся успешно применяют на других уроках и во внеурочной деятельности.
Учащиеся лицея активно участвуют во всех мероприятиях, применяя на практике свои знания. К различным конкурсам и мероприятиям, проводимым в лицее, они создают электронные презентации, снимают видеофильмы, мультипликационные фильмы; участвуют со своими исследовательскими работами в НПК.
Проектный метод высокоэффективен, способствует мотивации обучения, снижению перегрузки и повышению творческого потенциала учащихся.
Способы деятельности, которыми школьники овладевают в процессе проектирования, формируют ключевые компетентности: коммуникативные, социальные, информационные.
Проектирование как метод познания позволяет учащимся переосмыслить роль знаний в социальной практике. Рефлексивная оценка планируемых и достигнутых результатов помогает осознать, что знания — это не столько самоцель, сколько необходимое средство, обеспечивающее способность человека грамотно выстраивать свои мыслительные и жизненные стратегии, адаптироваться в социуме, самореализоваться как личность.
Учащиеся, получившие в школе навыки работы над учебными проектами, будут более приспособлены в жизни: смогут планировать собственную деятельность и объективно ее оценивать, работать в команде, лучше ориентироваться в различных ситуациях.