Статья Предметные недели как форма активизации познавательной деятельности


Предметные недели как форма активизации познавательной деятельности в школе
В условиях модернизации образования главным направлением развития школы является повышение качества образования, создание условий для развития личности каждого ученика через совершенствование системы преподавания. Невозможно добиться успехов в решении задач, поставленных перед учителем, без активизации познавательной деятельности, внимания учащихся, формирования и развития устойчивого познавательного интереса к изучаемому материалу. Формирование познавательных интересов и активизация личности - процессы взаимообусловленные. Познавательный интерес порождает активность, но в свою очередь, повышение активности укрепляет и углубляет познавательный интерес. Успех любой деятельности в большей мере зависит от ее мотивации.
Весь многовековой опыт прошлого дает основание утверждать, что интерес в обучении представляет собой важный и благоприятный фактор развития активности и самостоятельности учения. Показателями нейтрального, а в ряде случаев отрицательного познавательного интереса к обучению являются несформированность умений работать с информацией, размещенной в различных источниках; неумение организовать самостоятельную деятельность по выполнению исследовательских работ, четко выражать свои мысли и анализировать способы собственной деятельности при работе с данными. В результате у учащихся со сниженным познавательным интересом не вырабатывается целостный взгляд на мир, задерживается развитие самосознания и самоконтроля, формируется привычка к бездумной, бессмысленной деятельности, привычка списывать, отвечать по подсказке, шпаргалке.
Работа над этой проблемой побудила к поиску таких форм обучения, методов и приёмов, которые позволяют повысить эффективность усвоения знаний, помогают распознать в каждом ученике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству. Это возможно только при целостном подходе к учебной деятельности. Нетрадиционные методы и средства являются важным средством активизации познавательной деятельности, а их применение актуальной проблемой.
Без мотивации возможна лишь малоэффективная деятельность по принуждению. Но если для создания внешней мотивации учитель располагает целым арсеналом средств обучения (отражающих в той или иной степени принцип наглядности, создающих интерес учащихся к предмету изучения), то формирование внутренней мотивации - проблема сложная. Но именно она создает основу для успешного продвижения от незнания к знанию.
Предметные недели как традиционная часть внеучебной деятельности достаточно привычны для любой школы. Как правило, это некий набор мероприятий, специализирующихся либо в гуманитарной, либо в физико-математической, либо в иной другой области учебной деятельности. Предметные недели являются многолетней традицией для нашей школы
Предметная неделя в школе - это не только традиционное внеучебное мероприятие, преследующее определенные учебные и воспитательные цели, это многоцелевое единство мероприятий, объединенных общими задачами, видимыми не только преподавателем, но и учащимся, и подчиненной решению этих задач рационально отстроенной системой конкурсов, игр, олимпиад, тематических клубов, обществ.
Мотивация учебной деятельности учащихся может включать в себя разные аспекты: желание получить высокую оценку, одобрение родителей, преподавателей и т.п. Наиболее плодотворным является формирование у учащихся устойчивого познавательного интереса ради самого процесса познания, закрепление отношения к познанию как к форме получения интеллектуального удовольствия. И учебно-развлекательные мероприятия предметной недели как нельзя лучше решают эту задачу. векПродуманная предметная неделя дает прекрасную возможность показать не с академической, приевшейся школьнику, стороны различные учебные дисциплины. Задача перед организаторами - "сломать" стандарт восприятия, показать ребятам известные учебные предметы с неизвестной им стороны: не как набор правил, догм, а как нечто живое, постоянно развивающееся. Предметная неделя переориентирует восприятие учебных дисциплин: учащиеся имеют возможность во внеучебной игровой обстановке использовать полученные в ходе школьных занятий умения и навыки.
Предметная неделя помогает формированию целостного взгляда на мир и челоа. Крайне сложно создать интегрированный курс хотя бы в рамках предметов одного цикла (например, гуманитарного). Ведь интегрированный курс представляет факт реальной действительности не в виде отрывочных мозаичных сведений, полученных на разных предметах в различные годы обучения, а в виде единого блока знаний, освоенных единовременно, формирующих целостный взгляд на мир. Мероприятия, в ходе которых объединяются и взаимодействуют различные учебные дисциплины, например, русский язык, иностранные языки, литература, история, являются одной из необходимых составляющих этого учебно-воспитательного действа. Можно привести пример проведения недели естественно - научного цикла.
Цель проведения предметной недели: повышение мотивации к обучению, развитие самостоятельной познавательной активности.
Задачи:
- обобщить результаты проектной и исследовательской деятельности; учить применять знания и умения из различных областей наук, получая реальныйощутимый результат;
- приобщить учащихся к краеведческой поисково-исследовательской деятельности, сохранению исторического наследия;
-внедрить современные технологии в образовательный процесс;
-реализовать принцип партнерства «Школа - окружающий социум»
Понедельник.
5-11 классы
Конкурс рисунков и фотографий на тему: «Хочешь познать мир - изучай естественные науки» Зал возрожденных ценностей (экологическая выставка)
7 класс Игра
«Вокруг света»
Вторник
5-6 классы
Интеллектуально-спортивная викторина
9-11 классы
Устный журнал
«Наука ковала Победу» (компьютерные презентации)
Среда.
5-6 классы
Интеллектуально-спортивная викторина
Экологический ринг
Четверг.
7-8 класс
«По дорогам сказки» - театральные постановки
Все о кошках
Пятница.
10-11 классы
Брейн - ринг
5-9 классы
Выставка животных «Модный зоопарк»
5 класс
Практикум «Мы химичим, мы физичим...»
Тематические недели особенно хороши тем, что позволяют дать ученикам целостное восприятие того или иного научного факта. Они наиболее сложны в подготовке, потому что представляют особую, авторскую учебно-методическую разработку, требуют усиленной подготовки, предполагают активное участие и взаимодействие практически всех преподавателей.
Специфика организации учебного процесса в старших классах такова, что классы или группы специализируются в той или иной учебной области. Это совершенно оправдано необходимостью более глубокого погружения учащимися в учебные дисциплины в соответствии с их интересами, а также необходимостью получить качественную подготовку в виде основательных знаний для успешной сдачи ЕГЭ . Но существует и обратная сторона: гуманитарии лишаются возможности глубоко поработать в сфере логических задач, увидеть в физике не столько скучную науку с бессмысленным набором формул, сколько захватывающее учение о мире, в котором мы живем. Будущие физики невольно оказываются обделены знаниями о культуре и истории своей страны, что напрямую связано с проблемой формирования собственной внутренней культуры. Предметные недели, где учебная дифференциация классов старшего звена является основой учебного процесса, помогают качественно решать задачу формирования гармоничного мировоззрения учащихся. Гуманитарная предметная неделя - это вовсе не неделя для гуманитариев, естественно-научная неделя - не неделя для физиков, химиков и биологов, это попытка показать пути познания мира во всей многогранности, будь то физический эксперимент или осмысление действительности через художественные образы. Предметная неделя - это возможность для физиков попробовать себя в гуманитарных науках, для гуманитариев - оценить свои силы в логических математических играх, викторинах. С точки зрения необходимость изучения любого предмета будет более осознана учеником, если учитель примет следующие позиции:
1. Расширение кругозора.
2. Актуализация ведущих идей науки и глобальных проблем человечества, связанных со своим предметом.
3. Акцентирование внимания на необходимых элементарных знаниях по предмету для повседневной жизни и быта.
4. Создание условий для реализации возрастных психологических потребностей ученика - подростка в процессе обучения.
5. Предоставление возможностей для приобретения личного опыта познания, мышления и творчества через процесс обучения.
6. Приобщение учащихся к процессу познания.
Иными словами, это возможность расширить свой кругозор, понять, насколько увлекательна, сложна и необходима другая, не твоя, область знания. Ученик становится активным, заинтересованным, равноправным участником обучения. У него происходит отход от стандартного мышления, стереотипа действий, что позволяет развить стремление к знаниям, создать мотивацию к обучению. При применении нетрадиционных методов и приёмов обучения у детей развивается образное, систематическое и логическое мышление. Использование нетрадиционных подходов в преподавании является важным средством для формирования личности, гуманного отношения ко всему живому, творческого воспитания и развития.
Семинар. КАК СПЛАНИРОВАТЬ И ПРОВЕСТИ ПРЕДМЕТНУЮ НЕДЕЛЮ
Цель: выработать концепцию проведения школьной Предметной недели.
Задачи:
Определить этапы подготовки и проведения Предметной недели;
Систематизировать формы проведения Предметной недели;
Обсудить структуру, план Предметной недели;
Обсудить формы подведения итогов;
Разработать Положение о школьной Предметной неделе;
Участники: педагоги.
Регламент: 1час
Форма проведения: методический семинар-практикум с использованием групповой работы.
Обеспечение: информационные материалы по теме семинара; проектор, экран для демонстрации презентаций.
Ход семинара
Вступительное слово ведущего
Традиция проведения предметных, недель, декад, месячников у нас в школе существует давно. Так давно, что, наверное, некоторые элементы её проведения мы или забыли, или не придаём им значения. К тому же возросли требования к уровню образования, а наши подходы к проведению ПН изменились не в полной мере. Этими причинами и вызвана актуальность проведения семинара.
Работа в группах
Не редко задаётся вопрос: «Надо ли проводить Предметные недели?»
Ответ на него у нас однозначен (на сегодняшний день), тем не менее, у этой формы организации деятельности есть свои плюсы и минусы.
Необходимость проведения предметных недель обусловлена тем, что они позволяют рассматривать с разных сторон одну проблему – проблему обучения и развития школьников, с широким использованием внутренних ресурсов активизации познавательной деятельности.
Сущностью любой предметной недели является создание эффективной системы взаимодействия учащихся и учителей, направленного на развитие познавательных и творческих способностей школьников и пропаганду престижа знаний.
Предметная неделя - это не только традиционное внеучебное мероприятие, преследующее определенные учебные и воспитательные цели, это многоцелевое единство мероприятий, объединенных общими задачами, по возможности прозрачными, видимыми не только преподавателям, но и учащимся, и подчиненной решению этих задач рационально отстроенной системой конкурсов, игр, олимпиад, тематических клубов и т.п.
Информационный блок
- Каковы цели ПН?
Развитие познавательного интереса. Мотивация учебной деятельности учащихся может включать в себя разные аспекты: желание получить высокую оценку, одобрение родителей, преподавателей и т.п. Самая главная – это формирование у учащихся устойчивого познавательного интереса ради самого процесса познания, закрепление отношения к познанию как к форме получения интеллектуального удовольствия. И учебно-развлекательные мероприятия предметной недели как нельзя лучше решают эту задачу.
Переориентация восприятия учебных дисциплин. Продуманная предметная неделя дает прекрасную возможность показать не с академической, уже вполне приевшейся школьнику, стороны различные учебные дисциплины. Задача перед организаторами стоит не из легких - "сломать" стандарт восприятия, показать ребятам известные учебные предметы с неизвестной им стороны: не как набор правил, догм, а как нечто живое, постоянно развивающееся.
Информальное (неформальное, неофициальное) использование учебных знаний, навыков, умений. Одной из причин "прохладного" отношения школьников к учебе является кажущаяся невостребованность полученных ими знаний в реальной жизни. Дайте ребятам возможность во внеучебной игровой обстановке использовать полученные в ходе школьных занятий умения и навыки, и, возможно, это послужит первотолчком для формирования нового отношения к учебе как к чему-то ценностному, необходимому, востребованному не только на уроке, но и вне его.
Формирование целостного взгляда на мир и человека. Для школьных преподавателей не секрет, что крайне сложно создать интегрированный курс хотя бы в рамках предметов одного цикла (например, гуманитарного), курс, в котором тот или иной факт реальной действительности представлялся бы не в виде отрывочных мозаичных сведений, полученных на разных предметах в различные годы обучения, а в виде единого блока знаний, освоенных единовременно, формирующих целостный взгляд на мир. Предметная неделя может помочь решить и эту задачу. Мероприятия, в ходе которых объединяются и взаимодействуют различные учебные дисциплины, например русский язык, иностранные языки, литература, история, являются одной из необходимых составляющих этого учебно-воспитательного действа. Наиболее выраженной эта цель может проявиться на неделе истории, географии.
Расширение кругозора. Чаще всего учащиеся проявляют интерес к какой-либо одной группе предметов, с одной стороны, это совершенно оправданно необходимостью более глубокого погружения учащимися в учебные дисциплины в соответствии с их интересами, а также необходимостью получить качественную стартовую площадку в виде основательных знаний для успешного прохождения вступительных экзаменов в вуз. С другой - не обходится без жертв, что напрямую связано с проблемой недооформления собственной внутренней культуры.
Предметная неделя помогает качественно решать задачу формирования гармоничного мировоззрения учащихся.
Неформальное общение преподавателей и учащихся. В традиционной учебной практике, хотят этого преподаватели или нет, психолого-педагогические роли расписаны заранее. Учителя и те, кого они учат, разведены по разные стороны педагогического "барьера". Как и всякая жестко закрепленная, не имеющая движения структура, эта также бездушна. Поэтому так ценны любые проявления неформального учебного взаимодействия преподавателей и учеников. Видеть не просто добросовестных работников, прекрасно знающих свой предмет, а живых людей, влюбленных в свою профессию, - это ли не самый эффективный воспитательный опыт?
Работа в группах
Основные этапы подготовки и проведения предметной недели:
Методико-мотивационный
Подготовительный
Организационный
Реализационный
Рефлексивный
Обсудим задачи каждого этапа, основных участников, длительность (См. Приложение №1).
- Какие формы мероприятий Вы могли бы предложить в рамках предметной недели?
Предложить обсудить некоторые формы
Виды мероприятий
нетрадиционные уроки по предмету;
внеклассные мероприятия на параллели учебных классов и между параллелями;
общешкольные мероприятия.
Формы мероприятий
Учебные мероприятия:
олимпиады;
стендовые предметные задания;
занимательные уроки.
Учебно-развлекательные мероприятия:
марафон-пазл;
антинаучный конгресс;
турнир "Умники и умницы";
интеллектуал-турнир.
Развлекательно-учебные мероприятия:
музыкально-поэтический вечер "При свечах";
интеллектуальное казино;
аукцион;
дискотека.
Как отмечалось ранее ПН - это комплекс взаимосвязанных мероприятий. Как организовать проведение ПН, чтобы она не представляла собой набор отдельных мероприятий?
Обсуждение в группах.
- Как оформить неделю?
- Что должно стать результатом Предметных недель?
- Анализ результатов проведения предметной недели.(Приложение №2)
Заключение
Предложенные методические рекомендации по проведению школьных предметных недель не есть обязательное, безоговорочное руководство к действию. Творческие группы преподавателей школы, участвующие в разработке и проведении предметных недель, одним из основных принципов своей деятельности должны считать неповторимость, особость каждого подобного мероприятия. Следующая предметная неделя не должна повторять предыдущую, она заново должна претерпеть муки рождения, и, наверное, в этом тоже кроется один из секретов ее успеха.
Приложение №1
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПЛАНИРОВАНИЮ И ПРОВЕДЕНИЮ ШКОЛЬНОЙ ПРЕДМЕТНОЙ НЕДЕЛИ
Название этапа Задачи этапа Основные участники этапа Длительность этапа
Методико-мотивационный Изучение опыта работы учителей школы и других ОУ, методической литературы по проведению предметных недель.
Формулировка основных целей и задач ПН.
Определение основных мероприятий, их форм, содержания и участников.
Мотивация и привлечение активных ребят, родителей и учителей других предметов к проведению ПН.
Создание оргкомитета ПН. Учителя-предметники МО 1, 2 месяца
Подготовительный Утверждение плана ПН. Утверждение положений, председателей и состава жюри конкурсов. Распределение обязанностей между учителями МО, членами оргкомитета по проведению ПН.
Выпуск расширенного объявления по проведению ПН. Определение творческих групп школьников, учителей, родителей для проведения ПН (распределение ролей, подготовка костюмов, оформления, первые репетиции). Формирование актива ПН. Оргкомитет ПН (учителя-предметники МО, методсовет) неделя
Организационный Организация методической выставки и достижений учащихся.
Самоопределение ребят для участия в конкурсах.
Создание творческих групп учащихся для итоговых мероприятий ПН.
Работа творческих групп. Актив ПН (учащиеся, учителя, родители) неделя
Реализационный Работа по утвержденному плану недели ПНУчащиеся школы, учителя неделя
Рефлексивный Подведение итогов ПН, награждение победителей и активных участников.
Анализ проведенной работы.
Выработка рекомендаций по проведению ПН. Учителя-предметники, администрация школы, методсоветнеделя
Приложение №2
Методические рекомендации по составлению аналитической справки по итогам предметной недели
Структура справки и её основные компоненты
Вводная часть:
Тема аналитической справки;
Цель и программа аналитической справки.
Основная часть:
Общая характеристика;
Достоинства и недостатки;
Факторы, условия, причины проявления как положительных, так и отрицательных сторон; установление причинно-следственных связей, обеспечивающих получение тех или иных результатов.
Таким образом, в основной части справки необходимо дать оценку достоинств мероприятий, ответить на вопрос, что способствовало удачам и негативным явлениям.
Заключительная часть:
Обобщить результаты анализа, сделать выводы;
Определить конкретные рекомендации;
Указать сроки и формы подведения итогов.
Подпись автора справки__________Дата составления справки_________