Статья по литературе на тему Приёмы активизации познавательной деятельности студентов на занятиях по литературе
Приёмы активизации
познавательной деятельности студентов
на занятиях по литературе
1.Methods of enhancing cognitive activity of students in the classroom for literature2. Bakhareva Yulia Vladimirovna3. Regional budget vocational educational institution of secondary professional education "Kursk technical College", lecturer, city Kursk4. 305007, Kursk, street of Engels, d. 144A, iulia.bakhareva@yandex.ru5. The article discusses methods of enhancing cognitive activity of students in the classroom of the literature: the demonstration trailer, techniques for working with text works, the electronic dictionary used in the final stage of the lesson.
Сложная экономическая ситуация, социальные изменения в обществе поставили перед образованием задачу в относительно короткий промежуток времени вооружить студента такими знаниями и навыками, которые помогут ему занять достойное место в обществе. Одним из основных направлений решения этой проблемы является интенсификация учебного процесса, то есть разработка и внедрение таких форм и способов, которые обеспечивают целенаправленное развитие умственных способностей студентов, развитие их интереса к образовательной деятельности , независимость и творчество.
Одна из проблем преподавания литературы - активизация познавательной деятельности студентов на занятиях. Общей закономерностью активизации является напряжение интеллектуальных сил, вызываемое главным образом, такими вопросами и учебными заданиями, которые требуют самостоятельности в поисках способов их решения, умения выделить существенные и несущественные признаки изучаемых объектов, обобщать и делать самостоятельные выводы из полученных данных.
В арсенале преподавателя наверняка есть множество приёмов включения студентов в работу, эффективных, приобретенных опытом и используемых в педагогической деятельности.
Предвестником хорошего урока является сильная мотивация. Ведь от того, насколько студент будет вовлечен в учебный процесс в начале занятия – удивлён, воодушевлён, – будет во многом определён успех финала урока.
В начале урока важно приоткрыть завесу над произведением, предложив просмотр буктрейлера (англ. booktrailer) — это небольшой видеоролик, раскрывающий в произвольной художественной форме сюжет, проблематику произведения. Цель видеоряда – пропаганда чтения, привлечение внимания к текстам. Большинство буктрейлеров выкладывается на популярные видеохостинги, что способствует их активному распространению в сети Интернет. Приём интриги может показаться незначительным. Однако он направлен на самое главное – на пробуждение интереса к произведению и усиление читательских эмоций.
В качестве мотивации используется стихотворение, отрывок из прозаического произведения (к примеру, письмо Желткова княгине Вере Николаевне может прозвучать в начале урока), высказывания известных людей (Достоевский: Только глубокая вера в Бога даёт твёрдую опору во всех превратностях судьбы), исполнение музыкального фрагмента… Активизации познавательной деятельности способствует демонстрация репродукций художественных произведений, использование музыкальных композиций и других эстетических средств художественного воздействия.
Значительное место на уроках литературы уделяется работе с текстом. Чтение, анализ эпизодов, обсуждение проблем произведения – все это не только обогащает внутренний мир, но и способствует развитию речи, критического мышления, умению ориентироваться в историко-культурном пространстве и соотносить его со временем, воспроизведенном в тексте.
Одной из важных составляющих учебного процесса является организация самостоятельной работы. Это могут быть задания к тексту произведения, работа с цитатами, которые ложатся в основу записи в тетрадь. Так на уроке по повести Е. И. Носова «Усвятские шлемоносцы» предлагаются следующие вопросы и задания к тексту:
- Главный герой, Касьян: его возраст, отношение к труду, мироощущение (приведите примеры из текста)
- Каково отношение Касьяна к семье? С помощью каких приёмов автор создаёт это впечатление?
- Как можно озаглавить эти эпизоды?(Семейная идиллия, счастье, опьянение миром, радость)
- Какие антонимы подберёте к эти м словам?(горе, беда, несчастье)
-С каким словом ассоциируются эти антонимы? –ВОЙНА – так студенты подводятся к теме урока. А сама работа с текстом заставляет думать, искать…
Практикуется и обратный приём: вопросы к тексту составляются студентами, ответы обсуждаются на уроке. Кроме того, используются такие творческие задания, как: создание обложки (например, создайте иллюстрацию к сборнику стихотворений поэтов 19 века: лира, виноградная лоза, контуры женского лица…), словесное рисование…
Текст художественного произведения – отражение эпохи, в которую оно было написано. Порою лексика, используемая тогда, не всегда понятна современному читателю, приходится прибегать к помощи толкового словаря. Уместно обращение к электронному словарю В. И. Даля. Словарные статьи разбиты на страницы, доступ к которым осуществляется путем последовательного выбора конкретного словаря, буквы и начального написания слов, представленных на странице. В режиме поиска отображаются словарные статьи в соответствии с запросом пользователя. В процессе ввода поискового запроса программа предлагает для выбора список подходящих слов, что позволяет существенно упростить и ускорить работу пользователя.
Закрепление материала завершается путем выполнения домашнего задания, которое должно быть посильным и интересным. Например, такой вид домашнего задания, как составление поэтических сборников, состоящих из вступительной статьи, перечня стихотворений, которые студент включает в сборник по своему усмотрению, а также из устного выступления на уроке (мотивирование выбора стихотворений для перечня и чтение наизусть стихотворения по выбору)
Завершающая стадия урока - этап рефлексии, на котором целесообразно применение такого приёма развития критического мышления, как синквейн. Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.
Основная мысль полнее воспринимается в том случае, если она чётко сформулирована в начале или, что еще благоприятнее, в конце урока.
Заканчивать урок рекомендуется активно применяя «эффект края» - эмоционального подъема, который оставляет запоминающееся ощущение от учебного занятия. Возможные приёмы: «связать» начало и конец урока в единое целое, создать нагнетание (обострить ситуацию, показав, что существуют и иные точки зрения)…
В практике накоплен немалый опыт по активизации познавательной деятельности студентов. Но нередко случается так, что описанный в метод или отдельный прием не дает ожидаемых результатов. Причина в том, что, во-первых, у каждого конкретного ученика свой опыт познавательной деятельности и свой уровень развития, во-вторых, меняются времена, а вместе с ними нравы и интересы. Поэтому проблема активизации познавательной деятельности будет существовать во все времена.