Научная работа по социально-психологической адаптации у людей с ограниченными физическими возможностями
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ФИЗИЧЕСКИМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
Социально-психологическая адаптация - процесс приспособления индивида к социальной среде, что изменилось. Средством социально-психологического адаптации является принятие индивидом норм и ценностей новой социальной среды (например, в жилищных условий вследствие болезни или инвалидности, организации, в которую он приходит), сложившихся в ней форм социального взаимодействия (например, стиля руководства, круга общения) и характерных для нее форм деятельности [30]Проблема социально-психологической адаптации инвалидов к условиям жизни в обществе является одной из важнейших граней общей интеграционной проблемы. В последнее время этот вопрос приобретает дополнительную важность и остроту в связи с большими изменениями в подходах к людям, которые являются инвалидами. Несмотря на это, процесс адаптации этой категории граждан к основам жизнедеятельности общества остается практически неизученным, а именно он решающим образом определяет всю эффективность тех коррекционных мероприятий, которые делают специалисты, работающие с инвалидами.
Настал момент представить инвалидность не как проблему определенного круга "неполноценных людей", а как проблему всего общества в целом. Ее сущность определены правовыми, экономическими, производственными, коммуникативными, психологическими особенностями взаимодействия инвалидов с окружающей действительностью. Серьезные аспекты проблемы инвалидности связаны с возникновением многочисленных социальных барьеров, не позволяющих инвалидам и лицам с хроническими заболеваниями, а также многодетным семьям, пожилым людям, детям-сиротам, детям с нарушениями социального поведения активно включиться в жизнь общества. Данная ситуация-следствие неверной социальной политики, ориентированной только на часть "здорового" населения и выражает интересы этой категории граждан. Именно поэтому структура производства и быта, культуры и досуга, социальных услуг остается неприспособленным к нуждам больных людей. Потребности инвалидов можно условно подразделить на две группы: - общие, то есть аналогичные потребностям остальных граждан и особые, то есть потребности, вызванные той или иной болезнью. Наиболее типичными из "особых" потребностей инвалидов являются:
- В восстановлении (компенсации) нарушенных способностей к различным видам деятельности;
- В передвижении;
- В общении;
- В свободном доступе к объектам социально-бытовой, культурной и др. сферы;
- В возможности получать знания;
- В трудоустройстве;
- В комфортных бытовых условиях;
- В социально-психологическом адаптации;
- В материальной поддержке.
Удовлетворение перечисленных потребностей - непременное условие успешности всех интеграционных мер в отношении инвалидов. В социально-психологическом плане инвалидность ставит перед человеком множество проблем, поэтому необходимо особо выделить социально-психологические аспекты лиц с ограниченными возможностями.
Инвалидность - это специфическая особенность развития и состояния лица, часто сопровождается ограничениями жизнедеятельности в самых разнообразных ее сферах. Вследствие этого инвалиды становятся особой социально-демографической группы. В них низкий уровень дохода, невысокая возможность получения образования. Нарастают трудности участия этих людей в производственной деятельности, немногое число инвалидов занято трудом. Свои семьи имеют единицы. В большинстве наблюдается отсутствие интереса к жизни и желание заниматься общественной деятельностью. На наш взгляд, важнейшим условием достижения целей социально психологическом адаптации является внедрение в общественное сознание идеи равных прав и возможностей для инвалидов. Социальное психологическая адаптация НЕ будет достигнуто, пока общество не осознает правильность этой идеи. Нужен переход от сигрегированных видов помощи инвалидам (в виде специальных медико-учебных и производственных учреждений) к более качественным методам, позволяющим людям находиться в "струе" общественной жизни.
Взаимоотношения инвалидов и здоровых мощный фактор процесса адаптации. Как показывает зарубежный и отечественный опыт, инвалиды нередко даже имея всю потенциальную возможность активно участвовать в жизни общества, не могут их реализовать так как остальные сограждан не хочет общаться с ними.Идею социального приспособления инвалидов на словах поддерживают большинство, однако углубленные исследования обнаружили сложность и неоднозначность отношения здоровых к больным. Это отношение можно назвать амбивалентно: с одной стороны инвалиды воспринимаются как отличные в худшую сторону, с другой лишены возможностей многих. Это порождает как неприятие больных сограждан остальными членами общества, так и сочувствие по отношению к ним, но в целом отмечается неготовность здоровых многих к тесному контакту с инвалидами и к ситуациям, позволяющим инвалидам реализовать свои возможности наравне со всех. Взаимоотношения инвалидов и здоровых подразумевают ответственность за эти взаимоотношения обеих сторон. Поэтому следует отметить, что инвалиды в этих взаимоотношениях занимают не совсем приемлемую позицию. У многих из них не хватает социальных навыков, умение выразить себя в общении с коллегами, знакомыми, администрацией, работодателями. Инвалиды далеко не всегда могут уловить нюансы человеческих отношений, воспринимают других людей несколько в общих чертах, оценивая их на основании лишь некоторых нравственных качеств -Доброта, отзывчивости и т.п. Не вполне гармонично складываются и взаимоотношения между инвалидами. Принадлежность к группе людей с ограниченными возможностями вовсе не означает, что другие члены этой группы будут настроены к нему соответствующим образом. Опыт работы общественных организаций инвалидов показывает, что инвалиды предпочитают объединяться с людьми, имеющими идентичные заболевания, и негативно относятся к другим. Одним из главных показателей социально-психологического адаптации лиц с ограниченными возможностями является их отношение к собственной жизни. Практически половина инвалидов (по результатам специальных социологических исследований) оценивают качество своей жизни как неудовлетворительное (в основном, это инвалиды 1 группы). Около трети инвалидов (в основном 2-й и 3-ей групп) характеризуют свою жизнь как вполне приемлемую.
Важным элементом психологического самочувствия и социально-психологического адаптации лиц с ограниченными возможностями является их самовосприятие. Опросы, проведенные показали, что только каждый десятый инвалид считает себя счастливым. Треть инвалидов считала себя пассивными. Каждый шестой признавал себя необщительным. Четверть инвалидов считают себя грустными. Наиболее благоприятная самооценка у инвалидов 1 группы. Среди них больше "хороших", "товарищеских", "веселых". Хуже положение у инвалидов 2 группы. Обращает на себя внимание то, что среди инвалидов 3 группы меньше "несчастных" и "грустных", но гораздо больше "злых", что характеризует неблагополучие в социально-психологическом плане. Это подтверждается и рядом более глубоких индивидуально-психологических экспериментов, выявляющих психологическую дезадаптации, ощущение ущербности, большие трудности в межличностных контактах у инвалидов 3 группы.
Итак, можно констатировать, что в настоящее время процесс социальной адаптации инвалидов затруднен, поскольку:
удовлетворенность жизнью у инвалидов низка (причем, по результатам наблюдений московских и ярославских специалистов, этот показатель имеет отрицательную динамику)
самооценка также имеет отрицательную динамику;
существенные проблемы встают перед инвалидами в области взаимоотношений с окружающими;
эмоциональное состояние инвалидов характеризуется тревожностью и неуверенностью в будущем, пессимизмом.
В нынешние времена время процесс социально-психологической адаптации является предметом исследования специалистов отраслей многих научного знания. Психологи, философы, социологи, педагоги, социальные психологи и т.д. раскрывают различные аспекты этого процесса, исследуют механизмы, этапы и стадии, факторы социальной реабилитации. [30] Успешность и скорость адаптации не одинакова у разных людей. В этом смысле принято говорить о степени социальной адаптированности или дезадаптированности индивида. Поскольку социальная адаптацияпротикае в условиях социального взаимодействия людей, то степень адаптированности субъекта к группе или социума определяться, с одной стороны, свойствами социальной среды, а с другой - его собственными свойствами и качествами. К числу социальных (или средовых) факторов, определяющих успешность адаптации, относятся однородность группы, значимость и компетентность ее членов, их социальное положение, жесткость и единообразие требований, предъявляемых численность группы, характер деятельности ее членов. К личным или субъективных факторов - уровень тревожности, компетентности человека, его самооценка, степень идентификации себя с группой или иной социальной общностью и приверженности ей, а также пол, возраст и некоторые типологические особенности [8] .По данным ООН, в мире насчитывается примерно 450 000 000 людей с нарушениями психического и физического развития. Это составляет 1/10 годинижителивнашоипланеты.
Нетрудоспособные граждане в каждой стране составляют предмет заботы государства, социальную политику ставит во главу угла своей деятельности. Основной заботой государства по отношению к пожилым людям и инвалидов является их материальная поддержка (пенсии, пособия, льготы и т.д.). Однако нетрудоспособные граждане нуждаются не только материальной поддержке. Важную роль играет оказание им действенной физической, психологической, организационной и другой помощи. Инвалидность является социальным феноменом, избежать которого не может ни одно общество, и каждое государство согласна уровню своего развития, приоритетам и возможностям формирует социальную и экономическую политику в отношении инвалидов. Однако возможности общества в борьбе с инвалидностью как социальным злом в конечном итоге определяются не только степенью понимания самой проблемы, но и существующими экономическими ресурсами. Конечно, масштаб инвалидности зависит от множества факторов, как-то: состояние здоровья нации, развитие системы здравоохранения, социально-экономическое развитие, состояние экологической среды, исторические и политические причины, в частности, участие в войнах и военных конфликтах и др. В УКРАИНЕ все из перечисленных факторов имеют ярко выраженное негативное направленность, которая предопределяет значительное распространение инвалидности в обществе. В настоящее время численность инвалидов приближается к 10 млн. Чел. (Около 7% населения) и продолжает расти. Особенно рост численности инвалидов значительное за последние 3 года и не будет, пожалуй, преувеличением утверждение, что в не столь отдаленной перспективе Украина грозит "инвалидизация всей страны", во всяком случае, всего ее населения в пенсионных возрастах. Несмотря на существующие макроэкономические и финансово-бюджетные ограничения, с которыми сталкивается переходная экономика, очевидно, что при таких масштабах и процессах игнорировать проблему инвалидности государство позволить себе не может. [16]
ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ФИЗИЧЕСКИМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
С целью реализации поставленных целей и задач исследования, а также подтверждение гипотезе исследования мы организовали и провели эмпирическое исследование.
В начале работы была определена гипотеза исследования, которая заключалась в том, что социально-психологическая адаптация проходит быстрее у человека с ограниченными физическими возможностями, которая находится в домашних условиях чем у человека с ограниченными физическими возможностями которая находится в интернатных условиях.
Исследование проходило в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все испытуемые выразили согласие на долю в исследовании.
В исследовании приняли участие 30 человек. Данная выборка была гетерогенной (мужчины и женщины). В группу вошли испытуемые в возрасте от 25 - 45 лет. В ходе исследования респонденты были разделены на две группы по месту пребывания.
В ходе исследования были использованы следующие методики:
Тест «Исследование тревоги» (Спилберг)
Методика «Личностная шкала проявления тревоги» (Дж. Тейлор, адаптация Т. А. Немчинова)
Методика личного дифференциала (вариант адаптирован в НИИ им.В.М.Бехтерева)
При обработке получены результатов использовался Т-критерий Стюдента. В ходе исследования применялся метод тестирования, является получением информации об индивиде опосредованного (тестирование) общения экспериментатора и респондента - лица исследования, отвечает на вопросы. Тест «Исследование тревоги Автор: Спилберг
Инструментарий: 40 вопросов, бланк для ответов.
Инструкция: Шкала самооценки состоит из 2 частей, раздельно оценивающих ситуативную (СТ, высказывания 1-20) и личностную (ЛТ, высказывания 21-40) тревожности. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и обведите соответствующую цифру справа залежь от того, как Ви себе чувствуете в последний час. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет ". (Удивляйся Приложение А)
А - нет, это не так.
В - Пожалуй, так.
С - Верно.
D - Совершенно верно
Показатели СТ и ЛТ подсчитываются по формулам:
РТ = Σ1-Σ2 + 35
Σ1где - сумма зачеркивания цифр на бланке по пунктам шкалы 3, 4, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18; ? 2сумма остальных зачеркивания цифр (пункты 1, 2, 5, 8, 10, 11, 15, 16, 19, 20).
ЛТ = Σ1-Σ2 + 35
где Σ1- сумма зачеркивания цифр на бланке по пунктам шкалы 22, 23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 35, 37,38, 40, ? 2 сумма остальных цифр по пунктам 21,26, 27, 30, 33, 36, 39.
Обработка данных: Считаем сумку баллов, набранную по каждой шкале.
Интерпретация результатов:
К 30-низкая тревога
31-45 средняя тревога
46 и больше -высокая тревога
(Приложение Б). [29]
Методика «Личностная шкала проявления тревоги»
Автор: Дж. Тейлор (адаптация Т. А. Немчинова)
Цель: С помощью этой методики можно изучмит эмоционально - волевую сферу по уровням: очень высокий, высокий, средний с тенденцией к высокому, средний с тенденцией к низкому, низкий.
Инструментарий: 60 вопросов, бланк для ответов.
Инструкция: «Опитувальник состоит из 50 утверждений. Отвечая на каждый из них, выберете ответ «да» или «нет» залежь от Вашего отношения к себе. Не тратьте много времени на обдумывание ответов, старайтесь отвечать искренне ». (Приложение В).
Обработка данных: оценка результатов исследования по опроснику проводиться путем подсчета количества ответов обследуемого, свидетельствующих о тревожности. Каждый совпадает с ключом ответ оценивается в 1 балл.
ключ:
Каждый ответ «да» на высказывания 14, 15, 16
17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32
33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40,41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48
49, 50 ответ "нет" на высказывания 1, 2, 3, 4, 5, 6,7, 8, 9, 10, 11, 12, 13 оценивается в 1 балл .:
Оценка по шкале тревоги:
• 40 - 50 баллов рассматривается как показатель очень высокого уровня
тревоги;
• 25 - 39 баллов - свидетельствует о высоком уровне тревоги;
• 15 - 24 балла - о среднем (с тенденцией к высокому) уровню;
• 5 - 14 баллов - о среднем (с тенденцией к низкому) уровню;
• 0 - 4 балла - о низком уровне тревоги
(Удивляйся Приложение В). [25]
Методика личного дифференциала
Автор: вариант адаптированный в НИИ им.В.М.БехтереваЦель: изучение определенных свойств личности, ее самосознания, межличностныхотно шенийИнструментарий: 21 вопрос, бланк для ответов.
Инструкция Порядок работы с методикой очень прост и заключается в следующем:
выбор знака того или иного качества;
определение степени его проявления по баллам:
3 - оказывается очень сильно и очень часто;
2 - выражаемое достаточно заметно и часто встречается;
1 - оказывается иногда и слабо;
0 - трудно сказать, является и то, и другое.
(Приложение Г).
Обработка данных: обработка результатов теста проводится с помощью ключа - бланка. Подсчитываются значения О (оценки), с (силы), А (активности). Их максимальные значения могут колебаться от +21 до -21.
Оценка по шкале тревоги:
17-21 - высокий уровень;
8-16 - средний уровень;
7 и менее - низкий уровень [24]
бработка и анализ результатов исследования
После подбора психодиагностических методик мы перешли к их проведению, после чего обработали полученные результаты и представили в таблицах их количественные и качественные характеристики. Показатели по тесту При рассмотрении результатов мы оценивали показатели до 30 - низкая тревожность; 31-45 - средняя тревожность; 46 и более - высокая тревожность.
Анализ полученных данных по тесту «Исследование тревоги» (опросник Списберга) свидетельствует, о том, что по шкале СТ высоких показателей тревоги не диагностируется то есть имеет показатели до 30 баллов, а за школой ЛТ показатели высокой тревоги диагностируются у 7 человек в первой группе и 3 мужчины 1 второй. Об этом свидетельствуют данные в таб.2.1
Таблица 2.1
Результаты по тесту «Исследования тревожности»
Шкала СТ Инвалиди в условиях интернтаИнвалиди в домашних условияхвисокаясредняя1 (7%) 2 (13%)
низкая14 (93%) 13 (87%)
Шкала ЛТ високая7 (47%) 3 (20%)
средняя8 (53%) 9 (60%)
низкая3 (20%)
Количественный анализ данных:
В 7 (47%) первой группы испытуемых и 3 (20%) второй группы по шкале ЛТ диагностируется высокий уровень тревоги.Уровень тревоги по группам: средний уровень тревоги СТ 1 (7%) в первой группе, 2 (13%) во второй группе. За школой ЛТ составляет 8 (53%) в первой, 9 (60%) во второй группе. Низкий уровень в первой группе по СТ составляет 14 (93%) во второй 13 (87%). По шкале ЛТ в первой группе низкий уровень не диагностируется, а во второй 3 (20%).
Качественный анализ
В большинстве исследуемых уровень по шкале СТ и ЛТ находится в интервале до 45 баллов, что свидетельствует о среднем уровне тревоги. Это говорить об уравновешенности, хороший эмоциональный контроль и самочувствие, стабильность.
В 7 (47%) первой группы испытуемых и 3 (20%) по шкале ЛТ диагностируется высокий уровень тревоги. Эта категория людей склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выразительным состоянием тревожности. Таблица 2.1
Данные показывают, что 7 (47%) первой группы испытуемых и 3 (20%) второй группы по шкале ЛТ диагностируется высокий уровень тревоги. Средний уровень тревоги СТ 1 (7%) в первой группе, 2 (13%) во второй группе. За школой ЛТ составляет 8 (53%) в первой, 9 (60%) во второй группе.
Низький уровень в первой группе по СТ составляет 14 (93%) во второй 13 (87%). По шкале ЛТ в первой группе низкий уровень не диагностируется, а во второй 3 (20%)
Таким образом, мы можем предположить, что место пребывания людей с ограниченными физическими возможностями влияет на социально-психологическую адаптацию.
Данные по методике «Личностная шкала проявления тревоги» (Дж. Тейлор, адаптация Т. А. Немчинова), приведены в табл. 2.2.
Таблица 2.2.
Результате по методике «Личностная шкала проявления тревоги»
Уровень тревоги Инвалиди в условиях интернатаИнвалиды в домашних условиях
Очень высокий- 2 (13%)
высокий4 (26%) 1 (7%)
середний з тенденцией к высокому- 2(13%)
середний з тенденцией к низкому8 (54%) 5 (33%)
низкий 3 (20%) 3 (20%)
Количественный анализ: По приведенным данным мы можем констатировать, что очень высокий уровень тревоги диагностировался у людей с ограниченными возможностями находящихся в домашних условиях 2 (13%); высокий уровень тревоги наблюдался у 4 (26%) мужчины яки находятся в условиях интерната, 1 (7%) мужчины находящихся в домашних условиях; средний с тенденцией к высокому - в 2 человек (13%) в домашних условиях; средний с тенденцией к низкому - у 8 человек (54)% которые находится в условиях интерната, 5 (33%) человек находящихся в домашних условиях; низкий уровень - в 3 человек (20%) в условиях интерната и 3 (20%) мужчины находящихся в домашних условиях.
Качественный анализ: тревожное состояние проявляет себя в психической сфере - чувство постоянного внутреннего напряжения, невозможность расслабиться, беспокойство по мелочам, нарушение концентрации внимания и памяти, а также в соматической - нехватка воздуха, сердцебиение, потливость, головные голытьбы и боли в области сердца , трудности засыпания и др. В данном исследовании очень высокий уровень тревоги наблюдается у 13% испытуемых находящихся в домашних условиях, и высокий уровень тревоги 26% в первой группе, 7% во второй группе. На этом основании будут сформулированы коррекционная работа.
Таким образом, данные свидетельствуют о том, что очень высокий уровень тревоги диагностируется у 2 (13%) инвалидов в домашних условиях, высокий уровень 4 (26%) в первый группы. 1 (7%) во второй группе. Средний уровень с тенденцией к высокому диагностируется у людей прибывающий в домашних условиях 2 (13%). В обеих группах низкий уровень тревоги составляет 20%. Средний уровень с тенденцией к низкому наблюдается в первой группе и составляет 8 (54%)% испытуемых, второй группе - 5 (33%).
Данные по методике «Личного дифференциала» В.М.Бехтерев приведены
в табл. 2.3.
Таблица 2.3
Результате по методике «Личного дифференциала» В.М.БехтереваУровеньИнвалиди в условиях интерната Инвалиды в домашних условиях
О
(оценка) С
(сила) А
(активность) О
(оценка) С
(сила) А
(активность)
Высокий 6 (40%) 2 (13%) 4 (27%) 5 (33%) 3 (20%) 1 (7%)
Середний9 (60%) 12 (80%) 11 (73%) 10 (67%) 12 (80%) 14 (93%)
Низкий 0 1 (7%) 0 0 0 0
Количественный анализ: По приведенным данным мы можем констатировать, что высокие показатели фактора О выявленных в первой группе, в которой инвалиды находятся в интернат ней учреждении, он составляет 40%, фактора С наблюдаются во второй группе 20%, фактора А в первой группе 27% . Средний уровень фактора О диагностируется в первой группе 60% во второй 67%. Фактор С составляет в первой группе и второй группе 80%. Фактор А составляет в первой группе 73%, во второй 93%. Низкий уровень диагностируется первой группе (7%) Фактор С.
Качественный анализ: Высокие значения по фактору О говорят о том, что испытуемый принимает себя как личность, склонен осознавать себя как носителя позитивных, социально желательных характеристик, в определенном смысле является доволен собой. Низкие значения фактора (О) указывают на критическое отношение человека к самому себе, его неудовлетворенность собственным поведением, уровнем достижений, особенностями лица, недостаточный уровень принятия самого себя. Особенно низкие значения этого фактора при самооценке свидетельствуют о возможных невротические или других проблемах, связанных с ощущением малой ценности своей личности.Высокие значения фактора С говорят об уверенности в себе, независимости, склонности рассчитывать на собственные силы в трудных ситуациях. Низкие значения свидетельствуют о недостаточном самоконтроль, неспособность держаться принятой линии поведения, зависимости от внешних обстоятельств и оценок. Особенно низкие оценки свидетельствуют и указывают на астенизацию и тревожность. В взаимных оценках фактор (с) выявляет отношения доминирования-подчинения, как они воспринимаются субъектом оценки.
Фактор активности (А) в самооценках интерпретируется как свидетельство экстравертированности лица. Высокие значения указывают на высокую активность, общительность, импульсивность; Низкие - на интровертированность, определенную пассивность, спокойные эмоциональные реакции. В взаимных оценках отражается восприятие людьми личностных особенностей друг друга.
Вывод
Таким образом, на основании этого исследования можно сделать заключение, что поставленная гипотеза подтвердилась: у людей с ограниченными физическими возможностями проживающие в интернате социально-психологическая адаптация проходит медленнее.
В большинстве исследуемых уровень ситуативной депрессии находится в интервале до 30 баллов, что свидетельствует о низком уровне рассмотренных характеристик. Это говорить об уравновешенности, хорошем эмоциональном контроле и самочувствии, стабильности. По личному тревожностью высокий уровень 47% у инвалидов находящегося в интернатных условиях. Результаты по методике «Личностная шкала проявления тревоги» показали, что тревожное состояние проявляет себя в психической сфере - чувство постоянного внутреннего напряжения, невозможность расслабиться, беспокойство по мелочам, нарушение концентрации внимания и памяти, а также в соматической - нехватка воздуха, сердцебиение, потливость, головные голытьбы и боли в области сердца, трудности засыпания и др. В данном исследовании высокий уровень тревоги высокий (7%) средний с тенденцией к высокому (13%) наблюдается у инвалидов находящегося в интернатных условиях
По методике «Личного дифференциала» В.М.Бехтерева по факторам О (оценка), из (сила), А (активность) в большинстве исследуемых уровень находится в интервале до 16 баллов, что свидетельствует о среднем уровне рассмотренных характеристик. Это говорить о критическом отношении к самому себе, зависимость от внешних обстоятельств и оценок, пассивность.
Список использованных источников1.Айшервуд М.М. Полноценная жизнь инвалида / Пер. с англ. - М .: Педагогика, 2001.
2.Андреева М. Социальная психология: учеб. для высш. шк. - М .: Аспект-Пресс, 2003.-357с.
3.Андрусенко В.Н. Социальный страх / В.Н. Андрусенко. - Свердловск .: Издательский центр «Академия», 1991. - 456 с.
4. Балл Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопросы психологии .- 1989. - № 1. - С. 92-100.
5.Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой доли.- СПб .: Специальная литература, 1995-405с
6.Бочко М.Э. Занятость инвалидов в регионе: проблемы, пути решения // Вестник Челябинского университета - 2007. - №1. С117-122.
7 Василюк Ф.Е. Типология переживания различных критических ситуаций .// Психологический журнал, 1995, т.16 № 5, с. 104-115.
8.Ветрова И. Ю. Проблемы социального приспособления инвалидов / «Рецепт - Спорт». Сайт социального интернет-проекта «Единая страна
9.Витенберг Е.В. Адаптация к новым социальным и культурным условиям в России. СПб, 1994-243с.
10.Гартман Г. Философские проблемы теории адаптации, Нью-Йорк
, 1958-307с.
Горца В.А. Психология общения. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. зав. М, 2002.-390С.
11. Дементьева Н.Ф., Устинова Э.В. Формы и методы медико-социальной реабилитации нетрудоспособных граждан. -М., 1991, 135 с.
12Дерманова И.Б. Типы социально-психологического адаптации и комплекс неполноценности .// Вестник СПб. Университета, сер.6, выр.1 №6, с. 59-67
13.Дикая Л., Махнач А. Отношение человека к неблагоприятным жизненным событиям и факторы его формирования .// Психологический журнал, т.14 №3, 1996, с. 137-148.
14.Дияльнисть психолога в службах медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов / Метериал всероссийской научно-практической конференции в Санкт-Петербурге 25-28 сентября 2002г. - М., 2002.
15.Добровольская Т.А., Шабалина Н.Б. Социологические особенности взаимоотношений инвалидов и здоровых // Социологические исследования, 1993, №1, с. 62-66.
16.Долгалев Б.А., Ладикова В.Н. Социально психологические проблемы инвалидов // Человек: его сущность, развитие и проблемы. Вып. 1 / Под ред. В.С. Кукушин. Ростов н / Д., 2000.
17.Жмириков А.Н. Диагностика социально-психологической адаптованносты лица в новых условиях деятельности и общения. // Автореферат канд.дисс. М., 1986.-205с
18. Всеобщая декларация прав человека (есть принятый на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948) // "Библиотека Российской газеты", выпуск N 22-23, 1999 г.
19.Игнатова Е.Н., Куликов Л.В., Розанова М.А. Социальные и социально-психологические аспекты стрессоустойчивости человека. // Теоретические и прикладные вопросы психологии. Ч.2. СПб, 1995
20.Кряжева И.К. Социально-психологические факторы адаптированности человека. Автореф. Канд.психол.наук, М., 1980.
21.Маркарян Э.С. Вопросы системного исследования общества, М., 1972-346с.
22..Медведев В.Е. Классификация поведенческого приспособления .// Физиология человека № 3, 1982-112с
23.Методика личностного дифференциала (вариант, адаптированный в НИИ им. В.М.Бехтерева) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., 2002. C.20-21.
24. Налчаджян А.А. Социально-психическое адаптации лица
(Формы, механизмы и стратегии) .Издательство ан Армянской ССР. Ереван. 1988-235с
25. Личностная шкала проявлений тревоги (Дж.Тейлор, адаптация Т. А. Немчина) / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И. Б. Дерманова. - СПб., 2002. С. 126-128. (Методика Тейлора)
26. "Основы социальной работы" Москва-98, учебник;
27. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П. Д. Павленок. - Второй изд., Испр. и доп. - М .: ИНФРА - М, 2004. - (Серия «Высшее образование»). - С.196.
28. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной: Учебник для студ. высш. и средн. спец. учеб. заведений. - М: ТЦ «Сфера», -2000. - 528с.
29.Практикум по психологии состояний: Учебное пособие / Под ред. проф. А.А. Прохорова. - СПб: Речь, 2004. с.121-122.
30.Психология. Словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - Второй изд., ИСПР. И доп. - М .: Политвидав, 1990 - 494 с.
31.Психическая и социально-психологическая адаптация: проблемы теории и практики: Тематический сборник научных трудов / Отв.ред.М.И.Беребин.-Челябинск: Изд-воЮУрГУ, 2005.-155.
32. "Роль и место социальных работников в обслуживании инвалидов"
Н.Ф.Дементьева, Э.В.Устинова; Тюмень 1995г .;
33.Рубинштейн А.Н. Основы общей психологии. СПб М .: Питер ком., 2003.-397с.
34. Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие / Отв.ред. д.и.н., проф. Е.И.Холостова, д.и.н., проф. А.С. Сорвино. - М .: ИНФРА-М, 2002. С.427
35. "Социальная работа с инвалидами" Москва-96;
36. Теория и методика социальной работы ", часть-1, Москва-94.
37. Постановление Правительства РФ от 13 августа 1996 N 965 "О порядке признания граждан инвалидами" // СЗ РФ от 19 августа 1996 N 34, ст. 4127
38. Философский энциклопедический словарь, М., 1983, с.629
39.Яницкий М.С. адаптационный