Конспект урока по ОБЖ на тему: Формирование личности подростка во взаимоотношении со взрослыми


Урок 27. ОБЖ. 7 класс.
Дата проведения урока: ______________________
Слайд 1. (Приложение № 1)
Тема: ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА ПРИ ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ СО ВЗРОСЛЫМИ.
Цель:
Обучающие:
1. Рассмотреть особенности формирования личности подростка при взаимоотношениях со взрослыми.
2. Рассмотреть стратегии поведения в конфликтных ситуациях.
Развивающие:
1. Способствовать развитию умения понимать и уважать чувства других людей.
3. Содействовать развитию у обучающихся умений общаться.
Воспитывающие:
1. Показать важность, значение для личного развития доброжелательных, уважительных отношений со взрослыми.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: ноутбук, проектор, раздаточный материал, учебник.
Ход урока:
Организация класса.
Приветствие. Проверка списочного состава класса.
Актуализация знаний.
В чём заключаются особенности развития человека в подростковом возрасте?
Каково значение личной гигиены для сохранения и укрепления здоровья?
Проверка домашнего задания.
1. Заслушивание ответов нескольких учеников на домашнее задание (по выбору учителя).
2. Проверка письменной домашней работы.
1. Таблица.
Слайд 2.
Проанализировать и охарактеризовать основные особенности развития человека в подростковом возрасте.
Особенности развития подростка Их характеристики
2. Спроектировать индивидуальный план соблюдения норм здорового образа жизни на ближайший год с учетом своих возможностей и планов на ближайшее будущее.
Работа над новым материалом.
1. Рассказ учителя.
Слайд 3.
Подростковый возраст относится к так называемым критическим периодам жизни человека (периодам возрастного кризиса). Причины возникновения, характер и значение подросткового кризиса понимаются по-разному.
С одной стороны-, для этого сложного периода показательны негативные проявления, дисгармоничность личности, свертывание и изменение установившихся интересов ребенка, протестующий характер его поведения по отношению к взрослым.
Слайд 4.
С другой стороны+, подростковый возраст отличается и массой положительных факторов — возрастает самостоятельность ребенка, более многообразными и содержательными становятся все отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется и существенно изменяется сфера его деятельности, развивается ответственное отношение к себе и к другим людям и т. д. Главное, данный период отличается выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, в которой реально формируется его сознательное отношение к себе как члену общества.
Смысл подросткового кризиса заключается в том, что через него, через борьбу за независимость и освобождение от опеки взрослых, происходящую в относительно безопасных условиях и не принимающую крайних форм, человек удовлетворяет свои потребности в самопознании и самоутверждении, у него не просто возникает чувство уверенности в себе и способность полагаться на себя, но формируются способы поведения, позволяющие ему и в дальнейшем справляться с жизненными трудностями. Сила духа формируется в преодолении трудностей, так же как сила мышц – в преодолении тяжестей.
Слайд 5.
Установлено, что кризис подросткового возраста проходит три фазы:
• фазу ломки старых привычек;
• кульминационную точку кризиса (как правило, в 13 лет);
• период формирования новых отношений.
Считается также, что глубина подросткового кризиса во многом зависит от взаимоотношений родителей и детей в этот период, отношения к проблемам подростков родителей и общества в целом.
Любое общество представляет собой систему взаимодействия возрастных слоев, а его развитие может быть представлено как последовательная смена и преемственность поколений.
Психологи считают, что главным личностным изменением подросткового возраста является «чувство взрослости». Подросток желает быть взрослым и в то же время знает, что уровень его социальной готовности далеко не отвечает требованиям, предъявляемым к взрослому человеку. Отсюда и возникает противоречивость подросткового чувства взрослости.
Слайд 6.
Подростковый возраст включает в себя как бы два ряда процессов: биологическое созревание организма и социальное созревание подростка (образование, подготовка к профессиональной деятельности, готовность создать семью). Процессы биологического и социального созревания человека идут далеко не синхронно. Социальное созревание по времени не тождественно физическому.
Слайд 7.
Социальную зрелость человека принято характеризовать рядом критериев:
- завершением образования,
- приобретением стабильной профессии,
- экономической самостоятельностью, политическим и гражданским совершеннолетием,
- способностью создать прочную семью.
Для социального созревания особое значение имеет семья и общение с родителями. Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяют вам жизненный путь. Семья обеспечивает вашу подготовку к общественной и трудовой деятельности, к ведению семейного хозяйства и планированию семейного бюджета, к культуре общения, организации досуга, умению воспитывать детей в семье.
В процессе ваших взаимоотношений с родителями часто возникают конфликтные ситуации на почве взаимных претензий и упрёков, часто необоснованных. Отметим, что эти конфликты неизбежны и играют в процессе социального развития каждого взрослеющего человека определённую роль. Она выражается в приобретении опыта выхода из конфликтных ситуаций, который пригодится во взрослой жизни.
Слайд 8.
Конфликты возникают при наличии трех основных условий:
присутствие двух или более людей;
наличие противоположных взглядов, позиций и мнений;
столкновение противоположно направленных взглядов, позиций и мнений.
Конфликтуют не люди сами по себе, а их мотивы, цели, взгляды и пр.
Попробуем с вами, разделившись на группы, разобрать конфликтные ситуации и найти из них выход.
(Учащиеся разбирают конфликтные ситуации, пробуют разрешить конфликт)
(3 мин.)
2. Работа в группах.
Вариант 1.
Дочь отправляется в школу холодным утром, надев легкий жакет. 
(- Надень сейчас же пальто, - говорит ей мать. - Этот жакет слишком легкий. В ответ следует: - Не хочу!. Мать настаивает: -Я твоя мать, и ты будешь делать то, что я скажу. Девочка с еще большей решимостью говорит: - Не буду!)
Вариант 2.
Заметив беспорядок в комнате, мама указывает тебе на это. Между вами происходит следующий конфликт.
(– Когда же ты наконец начнешь убирать за собой вещи?!
– Уберу когда-нибудь, отстаньте!
– Ты как со мной разговариваешь?
– А что я такого сказал?
– Ты еще и препираться со мной будешь. Сейчас же приберись!
– Когда захочу, тогда и приберусь, а сейчас мне некогда!)
Вариант 3.
Ты хочешь сегодня подольше гулять, а родители не разрешают, между вами возникла конфликтная ситуация.
Вариант 4.
Ты любишь смотреть громкую музыку, а родители предпочитают тишину в доме, по этому поводу у тебя с ними часто возникают конфликты.
Вариант 5.
Перед сном ты часто просматриваешь любимые журналы. Это занятие настолько захватывает тебя, что ты не можешь оторваться и лечь, наконец, спать. Из-за этого у тебя возникают конфликты с родителями.
Вариант 6.
Необходимо приступить к выполнению домашнего задания, а вам хочется посмотреть любимый фильм. Родители просят заняться учебой. Возникает конфликт.
Распределите роли. Проинсценируйте свою конфликтную ситуацию. Озвучьте свой вариант разрешения конфликта.
3. Вопросы к группам:
Легко ли было найти путь выхода их конфликта на основе взаимовыгодных уступок и соглашений?
Поднимите руку, если данное качество было свойственно вам:
-способность уступать;
-наглость;
-трусость;
-равнодушие;
-мягкотелость;
-стремление к справедливости;
-миролюбие.
Учитель: Психологи выделяют пять типовых стратегий поведения в конфликтных ситуациях, которыми вы должны владеть.
- Попробуйте их сформулировать сами! (Рассуждения учащихся.)
Слайд 9.
Это:
приспособление;
компромисс;
сотрудничество;
уклонение от конфликта;
соперничество.
Слайд 10.
Стратегии поведения в конфликте
Кеннет Томас выделил пять основных стратегий:
• Конкуренция, соперничество («акула») — стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому.
• Сотрудничество («сова») — выбор альтернативы, максимально отвечающей интересам обеих сторон.
• Компромисс («лиса») — выбор, при котором каждая сторона что-то выигрывает, но что-то и теряет.
• Избегание, уклонение («черепашка») — уход от конфликтных ситуаций, отсутствие как стремления к кооперации, так и попыток достижения собственных целей.
• Приспособление («медвежонок») — принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого.
- Как вы думаете, какой стиль разрешения конфликта в басне «Лебедь, Рак и Щука»? В каком случае они смогли бы столкнуть воз с поклажей?
Басня «Лебедь, Рак и Щука»
Когда в товарищах согласья нет,На лад их дело не пойдет,И выйдет из него не дело, только мука.Однажды Лебедь, Рак и ЩукаВезти с поклажей воз взялись;Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!Поклажа бы для них казалась и легка:Да Лебедь рвется в облака,Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.Кто виноват из них, кто прав, — судить не нам;Да только воз и ныне там.
- А какой стиль разрешения конфликта должно носить ваше поведение в конфликтной ситуации с родителями?
Стратегия вашего поведения в конфликтной ситуации, возникающей при общении с родителями, прежде всего, должна носить характер сотрудничества.
В ваших взаимоотношениях с родителями должны создаваться условия, исключающие доведение конфликтной ситуации до критического состояния
Чем может закончиться конфликтная ситуация взаимоотношения с родителями?
(грубость, побег из дома и др.).
Для того, чтобы не возникало конфликтных ситуаций, вы должны постоянно воспитывать в себе ряд качеств.

- Какие, по вашему мнению, вы должны воспитывать в себе качества?
(Ответ учащихся).
Слайд 11.
Такие качества, как:
- умение анализировать поступки и взаимоотношения между людьми,
- критично оценивать свои поступки и поведение, воспитывать в себе уважительное отношение к родителям и старшим,
- научиться понимать их.
Природа человека такова, что он не способен слушать другого, если чувствует, что его самого не слышат. Он позволит себе открыться только тогда, когда почувствует, что его готовы выслушать до конца. 
Для того, чтобы хорошо понимать собеседника, необходимо прежде всего научиться слушать, а для того чтобы найти правильный выход из конфликтной ситуации с родителями, надо питать к ним добрые чувства, уважать их и беречь.
Отметим, что умение слушать является критерием воспитанности человека. Психологи считают, что многие люди не умеют слушать. Даже когда человек не перебивает собеседника и смотрит на него, многие его слова пролетают мимо.
Существует ряд правил, характеризующих умение слушать.
4. Работа в группах:
- Попробуйте сформулировать ряд правил, характеризующих умение слушать.(2-3 мин.)
(Ответ учащихся).
Слайд 12.
Вот некоторые из них:
старайтесь сдерживать попытку прервать собеседника;
дайте собеседнику время высказаться;
избегайте поспешных выводов;
спокойнее реагируйте на высказывания;
не отвлекайтесь;
ищите истинный смысл сказанных слов;
следите за главной мыслью, не отвлекайтесь на частности;
старайтесь приспособить темп вашего мышления к речи собеседника.
5. Работа с тестом.
Приложение № 2
Тест «Конфликтный ли вы человек?»
Если вы именно так, как утверждается в предложении, ведете себя в конфликтной ситуации часто, то ставьте 3 балла; от случая к случаю – 2 балла; редко – 1балл.
Угрожаю или дерусь.
Стараюсь понять точку зрения противника, считаюсь с ней.
Ищу компромиссы.
Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.
Избегаю противника.
Желаю во что бы то ни стало добиться своих целей.
Пытаюсь выяснить, с чем я согласен , а с чем - категорически нет.
Иду на компромисс.
Сдаюсь.
Меняю тему.
Настойчиво повторяю одну фразу, пока не добьюсь своего.
Пытаюсь найти источник конфликта, понять, с чего все началось.
Немножко уступлю и подтолкну тем самым к уступкам другую строну.
Предлагаю мир.
Пытаюсь обратить все в шутку.
Обработка результатов теста:
Тип «А»: сумма баллов под номерами 1, 6, 11.
Тип «Б»: сумма баллов под номерами 2, 7, 12.
Тип «В»: сумма баллов под номерами 3, 8, 13.
Тип «Г»: сумма баллов под номерами 4, 9, 14.
Тип «Д»: сумма баллов под номерами 5, 10, 15.
Интерпретация:
«А» - это жесткий стиль решения конфликтов и споров. Эти люди до последнего стоят на своем, защищая свою позицию. Это тип человека, который считает себя всегда правым.
«Б» - это демократический стиль. Эти люди считают, что всегда можно договориться, во время спора предлагают альтернативу, ищут решение, удовлетворяющее обе стороны.
«В» - это компромиссный стиль. С самого начала человек готов пойти на компромисс.
«Г» - это мягкий стиль. Человек своего противника уничтожает добротой, с готовностью встает на точку зрения противника, отказываясь от своей.
«Д» - это уходящий стиль. Кредо человека – уйти своевременно, до принятия решения. Стремится не доводить до конфликта и открытого столкновения.
6. Памятка для учащихся. (Раздать и рассмотреть).
Приложение № 3
ПАМЯТКА
Друзья! Конфликтная ситуация может коренным образом изменить вашу жизнь! Постарайтесь, чтобы эти изменения были в лучшую сторону!
1. Прежде, чем вступить в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат вы хотите получить.
2.Убедитесь в том, что этот результат для вас действительно важен.
3. В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другого человека.
4. Соблюдайте этику поведения в конфликтной ситуации, решайте проблему, а не сводите счеты.
5. Будьте тверды и открыты, если убеждены в своей правоте.
6. Заставьте себя слышать доводы своего оппонента.
7. Не унижайте и не оскорбляйте другого человека для того, чтобы потом не сгореть со стыда при встрече с ним и не мучиться раскаянием.
8. Будьте справедливы и честны в конфликте, не жалейте себя.
9. Умейте вовремя остановиться, чтобы не остаться без оппонента.
10. Дорожите собственным уважением к самому себе, решаясь идти на конфликт с тем, кто любит вас или слабее вас.
Учитель: В заключение необходимо подчеркнуть, что ваши взаимоотношения с родителями и взрослыми должны пробуждать у вас желание проверить свои возможности, выяснить свои сильные и слабые стороны, научиться добиваться успеха и уделять внимание реальным проявлениям взрослости (воспитание ответственности, определение своих обязанностей, умение строить взаимоотношения с окружающими).
V. Итог урока.
Слайд 13.
Контрольные вопросы.
Почему подростковый возраст считается критическим периодом жизни человека?
(С одной стороны-, для этого сложного периода показательны негативные проявления, дисгармоничность личности, свертывание и изменение установившихся интересов ребенка, протестующий характер его поведения по отношению к взрослым. С другой стороны+, подростковый возраст отличается и массой положительных факторов — возрастает самостоятельность ребенка, более многообразными и содержательными становятся все отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется и существенно изменяется сфера его деятельности, развивается ответственное отношение к себе и к другим людям и т. д. Главное, данный период отличается выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, в которой реально формируется его сознательное отношение к себе как члену общества.)
Какими критериями определяется социальная зрелость человека? (Социальную зрелость человека принято характеризовать рядом критериев: завершением образования, приобретением стабильной профессии, экономической самостоятельностью, политическим и гражданским совершеннолетием, способностью создать прочную семью.)
3. Перечислите пять типовых стратегий поведения в конфликтных ситуациях, которыми вы должны владеть. (Приспособление; компромисс; сотрудничество; уклонение от конфликта; соперничество.)
4. Перечислите ряд правил, характеризующих умение слушать. (Старайтесь сдерживать попытку прервать собеседника; дайте собеседнику время высказаться; избегайте поспешных выводов; спокойнее реагируйте на высказывания; не отвлекайтесь; ищите истинный смысл сказанных слов; следите за главной мыслью, не отвлекайтесь на частности; старайтесь приспособить темп вашего мышления к речи собеседника.)
Релаксация:
Люди разные бывают:
Хорошие, плохие.
Бывают очень сильные
И подвластные стихии,
Способные и так себе,
Горькие и сладкие,
Бывают очень добрые,
Бывают очень гадкие.
Серые, дождливые,
Гнусные, искусные,
Приятные, счастливые,
Веселые и грустные...
Помните это всегда и пытайтесь находить выход из любой конфликтной ситуации!
- У каждого из вас есть три цветных квадратика: красный, зеленый, черный. Вы сейчас должны подумать и ответить на мой вопрос с помощью этих квадратиков.
Считаете ли вы обсуждение данной темы полезным, и изменит ли оно ваше поведение в конфликтных ситуациях?
«Да» – красный квадратик
«Нет»– черный
«Сомневаюсь» – зеленый
Слайд 14.
Успех и счастье в жизни в значительной степени обусловлены гармонией отношений с окружающими и с самим собой. Важно чувствовать себя уверенно, и тогда возникающие на вашем пути препятствия будут преодолены, вы сможете достигнуть нужной цели, жить радостной и полнокровной жизнью.
Я надеюсь, что смогла помочь вам поверить в свои силы, в возможность удачного разрешения большинства проблем.
Слайд 15.
Будьте счастливы!
VI. Домашнее задание.
Изучите § 6.4 учебника.
Определите основные направления работы над собой, чтобы избегать ненужных конфликтов с родителями и другими взрослыми.
Выставление и комментирование оценок.