Конспект занятия Маска, я тебя знаю! /декоративно-прикладное творчество, работа с бумагой, тканью, др. материалами/

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр внешкольной работы»
Петропавловск – Камчатского городского округа













Конспект занятия
«Маска, я тебя знаю!»











Разработала
педагог дополнительного образования,
руководитель объединения «Звёздный дождь»
Загарева София Дмитриевна












г. Петропавловск-Камчатский
2015 г.
Тема: «МАСКА, Я ТЕБЯ ЗНАЮ!»

Тип занятия: урок знакомства с историей возникновения масок и обучающий практическим навыкам работы с бумагой, тканью.

Цель занятия: изготовление новогодних полумасок.

Задачи:
Обучающие:
Познакомить учащихся с историей возникновения масок.
Учить изготавливать карнавальные полумаски из картона с применением лоскутов, тесьмы, кружева, пайеток и других материалов.
Развивающие:
Развивать мышление, устойчивость внимания, художественный вкус, фантазию.
Совершенствовать координацию движения.
Воспитывающие:
Воспитывать чувство взаимопомощи, культуру поведения на занятии, аккуратность при работе с ножницами, красками, клеем.

Материал: картон, лоскуты ткани, тесьма, кружево, перья, пайетки, открытки с цветами, проволока, резинка «венгерка».

Оборудование: доска, иллюстрации масок, образцы-маски, трафареты; клей, ножницы, шило, подкладные доски, краски, кисти, материал для масок на рабочих столах учащихся.

Эскиз доски:
Маска, я тебя знаю!
1 часть занятия:
маски образцы, трафареты, схемы

итог занятия:

выставка готовых масок


Литература:
1. Высотская О., сборник «Круглый год», М., издательство «Детская литература»,1973г.
2. Гальперштейн Л.Я., «Карнавал. Маски. Костюмы», М., РОСМЭН, 1997г.
3. «Карнавал», статья в Большой советской энциклопедии, том №11, М., изд. Советская энциклопедия, 1975г.
4. «Маски», статья в Большой советской энциклопедии, том № 15, М., изд. Советская энциклопедия, 1975г.
5. Могилевская С., «Девочки, книга для вас!», М., изд. «Детская литература»,1974г.
6. Приходько В., сборник «Круглый год», М., изд. «Детская литература», 1973г.

План занятия:
1.Целеполагание. - 5 мин.
* Оргмомент.
* Художественное слово.
* Слово педагога.
2.Рассказ педагога об истории возникновения масок. - 10 мин.
3.Объяснение технологии выполнения масок. - 13 мин.
* Показ образцов масок.
* Объяснение последовательности выполнения.
4.Практическая часть. - 45 мин.
* Индивидуальная работа.
* Показ приёмов вырезывания.
5.Игровая пауза. - 10 мин.
6.Практическая часть. - 45 мин.
* Индивидуальная работа.
* Показ приёмов приклеивания.
7.Подведение итогов - 7 мин.
* Слово педагога.
* Художественное слово.
* Анализ детских работ.

Ход занятия:
1. Целеполагание
Педагог:
- Сегодня наше занятие посвящено маскам. Вы узнаете о том, как в нашу жизнь пришли маски, а затем мы начнём готовиться к предстоящему новогоднему празднику – делать маски.
Полюбуйтесь – маскарад!
Лес меняет свой наряд.
Снял зелёный – мерит новый:
Жёлтый, красный и лиловый, -
Собирается на бал!
Закружился клён с осиной,
Утки крячут над лозиной, -
Лес танцует карнавал. ( «Лес» Вл. Приходько )

- Как удачно подметил поэт явление природы и сравнил осеннее разноцветье листопада, его яркие краски с маскарадом и карнавалом. Давайте попробуем определить – что же такое «маска»? Как вы это понимаете?
Учащиеся:
- Маска – это что-то скрывающее лицо.
- Маска – это нарядная накладка для лица.
- Маска накладывается на лицо и изображает какое-нибудь животное или разные лица людей.
Педагог:
- Молодцы. Обобщая ваши ответы, можно сказать, что маска – это специальная накладка с каким-либо изображением, накладываемая на лицо человека. На маске может быть изображение человеческого лица, звериной морды, маска может быть головой мифического существа и так далее. Изготавливаются маски из различных материалов.

2. Рассказ педагога об истории возникновения масок

Применение масок началось с древнейших времён у многих племён и народов мира в Африке, Северной и Южной Америке, Азии. Ритуальные маски надевались участниками различных обрядов и на охоте. Изображали они человеческие лица с разными гримасами, головы животных или мифических существ. Считалось, что использование таких масок поможет на охоте, принесёт удачу.
Так же в древности маски применялись и в ритуалах погребения, они клались на лица умерших. Такой обряд был у многих народов, например в Египетских гробницах фараонов. При захоронении своих правителей, египтяне украшали лица умерших золотыми масками. По таким маскам в наше время учёные изучают, как жили люди в те далёкие времена.
Гораздо позже появились маски театральные, как специальные накладки с вырезом для глаз, надеваемые на лицо актёра.
В древности маски изготавливались из разных материалов: древесной коры, дерева, кожи, травы, материи, кости, глины, гипса, золота и украшались драгоценными камнями. Но для изготовления театральных масок стали искать более лёгкие материалы, и в ход пошла бумага, картон, техника «папье-маше» и другие лёгкие материалы. Театральная маска заменяла мимическую игру лица, передавала разные душевные настроения актёра.
Например, маски могли изображать страдание, грусть, радость, удивление.
В Древней Руси в маски наряжались скоморохи, вспомните детский фильм «Русалочка». Там показано Средневековье и маски, выполненные из дерева. Скоморохи, которые выступали на ярмарке, прикладывали маски к лицам с весёлыми и грустными гримасами.
В 16-18 веках театральные маски носили комические персонажи итальянской комедии Дель - Арте. К 18 веку итальянский театр стал так популярен, что маскарадные спектакли переросли в целые праздничные шествия - карнавалы. Карнавалы сохранились в нашей жизни, и по сей день.
Особенно был популярен карнавал в Италии – в городах Риме, Венеции, в Германии, во Франции – в Ницце. Нынче очень популярны карнавалы в Латинской Америке, Испании, Китае.
В России они носили своеобразную национальную форму празднования проводов зимы – Масленица была праздничным карнавальным гуляньем, связанным со сменой времён года. Карнавалы с массовыми гуляньями, уличными шествиями, театрализованными играми,
· фейерверками остаются популярными и сейчас, особенно в Новогодние и рождественские праздники.
Современные материалы позволяют изготовить действительно неповторимые маски, передать яркие необычные образы плоскостные и объёмные.
В наше время в современном театре маски заменил грим. Театров, где традиционно используются маски, осталось очень мало. Таким исключением является Японский театр Кабуки, где все роли играют мужчины, поэтому, изображая женщин, они выступают в масках.
В современном театре маски используют периодически, например, в новогодних спектаклях. И сегодня мы с вами будем изготавливать новогодние полумаски, которые часто одеваем на праздниках. Полумаски – это маски, закрывающие часть лица.

3. Объяснение технологии выполнения масок

- Перед вами несколько вариантов масок: «Скачущие рыбки», «Полянка», «Сорока-белобока», «Восточная красавица», «Ночь».
Основа этих полумасок – картон, а оформлены они тканью, перьями, блёстками, тесьмой или расписаны красками. Маски «Полянка» и «Скачущие рыбки» украшены деталями на проволоке.
При изготовлении этих масок, сначала вырезаете и оформляете основу. Для этого у вас на столах есть шаблоны. Затем, вы аппликацией из открыток или рисунком оформляете бабочек, пчёлок или рыбок. При этом пофантазируйте: может быть на вашей полянке, поселятся жуки, божьи коровки, стрекозы или кузнечики. А в море - появятся не только рыбки, но и морские коньки, крабы, осьминожки. Чтобы их закрепить, необходимо вырезать специальную деталь №2, шилом проколоть отверстия, в которые вставить проволочки произвольной длины и закрутить. Другой конец проволоки вы делаете петлёй. Пчёлки, бабочки, рыбки – это двухсторонние симметричные детали. Вы вклеиваете вовнутрь, между двух деталей проволочную петлю (показываю на примере изготовления пчёлок). И, уже после этого, пчёлкам приклеиваете крылья.
Когда вы закрепите к специальной детали №2 всех рыбок или пчёлок, только тогда эту картонную деталь приклеиваете на левую сторону маски.
Если вы решили работать с перьями и сделать маску Совы или Сороки-белобоки, то должны знать, что перья наклеиваются рядами от края маски к центру. А в конце работы тесьмой оформляются глаза. Деталь №3 – это шаблон клюва.
Кроме этих образцов, я предлагаю вам варианты масок «Кинозвезда» и «Сыщик». Обратите внимание на шаблоны. Эти маски симметричные, центр симметрии выделен красной полосой, поэтому и обводить нужно так, что бы
в результате полоса оказалась в центре маски. Вырежьте картон по контуру и прорежьте отверстия для глаз. Из кальки вырежьте линзы для очков и наложите их на картонную основу. Оформить маску можно фольгой, тесьмой, пайетками. Маску «Кинозвезда» оформляем так, чтобы она сверкала. Маска «Сыщик», наоборот, выполняется в тёмных тонах. Линзы очков должны быть чёрного цвета у обеих масок. Ленту шляпы и оправу очков окрашиваем тёмно-серым цветом. Маска «Сыщик» подойдёт в подарок вашим братьям и одноклассникам.
Приступайте к работе. Сейчас ваша задача изготовить основу маски, а уже после этого оформить её.

4. Практическая часть

Проводится индивидуальная работа: помощь в выборе вида маски, подборе материала. Педагог обращает внимание на центр симметрии, показывает приёмы вырезывания маски по трафарету, прорезывания глаз.

5. Игровая пауза
Подвижная игра «Кошки-мышки»

Перед игрой педагог обращает внимание детей на маски, подготовленные для игры:
- Сейчас я вам предлагаю отдохнуть и поиграть в игру «Кошки-мышки», но сначала обратите внимание на маски, в которых мы будем играть. Они сшиты из ткани, оформлены мехом и пуговицами, то есть полумаски можно изготовить и из ткани, таким способом.
Учащиеся играют в подвижную игру «Кошки-мышки».

6. Практическая часть
Педагог: - На столах у вас находятся детали №4 – это «ушки», которые нужны для крепления резинки, чтобы маска тесно не прилегала к лицу, а находиться в ней было удобно. «Ушки» необходимо приклеить с левой стороны маски. Затем нужно проделать на каждом ушке по два отверстия, вставить «венгерку» и завязать её. Прежде чем работать с шилом, давайте вспомним правила обращения с шилом.
Учащиеся:- Прокалывать предмет необходимо на подкладной доске.
- Прокалывая отверстие, нужно быть осторожным, не применяя излишних усилий, чтоб не соскользнула рука, чтобы не пораниться.
- Нельзя пользоваться неисправным шилом.
Педагог: - Вы всё верно отметили. Я предлагаю вам сейчас подготовить «ушки», приклеить их, и пока они будут высыхать, продолжить оформление своих масок.
Педагог продолжает проводить индивидуальную работу: помогает приклеивать детали, проколоть шилом «ушки», завязать резинку на масках.

7. Подведение итогов.
Педагог: - Предлагаю вам придумать название своей маски.
Педагог оформляет выставку готовых работ, помогает учащимся придумать название масок. Предлагаемые названия: «Русалочка», «Принцесса подводного царства», «Порхающие цветы», «Хоровод», «Звезда эстрады», «Мистер Икс», др.
Педагог: - Сегодня на занятии мне понравилось, как вы работали: организованно, помогая, друг другу. Ваши работы выполнены аккуратно. Я предлагаю вам озвучить название ваших масок.
Учащиеся по очереди называют свои маски.
Педагог:
Пришла зима с морозами,
С морозами, с метелями.
Сугробы под берёзами.
Белым-бело под елями.
Пришла зима бодрящая,
Звенящая, хрустящая,
Со школьными задачами
И печками горячими.
Мы любим дни морозные,
Катка упругий лёд,
Ночное небо звёздное
И шумный Новый год!
Пришла зима с хлопушками,
С конфетами, игрушками
И праздничными, колкими,
Наряженными ёлками.
Зима весёлой маскою
Заходит к нам в дома.
Волшебной, доброй сказкою
Нам кажется зима! О. Высотская

Педагог:
- Все ваши маски получились яркие, каждая со своей особенностью.
Педагог отмечает творческие находки учащихся, аккуратность в работе, оригинальное цветовое решение, другие особенности, - Выставка ваших работ подтверждает мои слова. Думаю, что благодаря этим маскам новогодний праздник для вас действительно станет волшебной, доброй сказкой.








Приложение № 1 к конспекту «Маска, я тебя знаю!»

«Полянка», «Пчёлки над цветами»

«Скачущие рыбки», «Русалочка»,
«Принцесса подводного царства»


Приложение № 2 к конспекту «Маска, я тебя знаю!»








Приложение № 3 к конспекту «Маска, я тебя знаю!»
«Кинозвезда»

«Сыщик»


Приложение № 4 к конспекту «Маска, я тебя знаю!»

Приложение № 5 к конспекту «Маска, я тебя знаю!»











13PAGE 15


13PAGE 141115




15