Методическая разработка: Методика обучения техническим приёмам игры в волейбол
15379704806950
Выполнил:
учитель физической культуры
МОУ Медянская СШ – филиал Княжегорская ОШ
Игнатьев Алексей ВалерьевичПояснительная записка
Методическая разработка позволяет решать задачи физического воспитания школьников 5-6 классов.
Методика учитывает возрастные и физические возможности учащихся, материальную базу школы, интерес учащихся к волейболу.
Углубленное обучение достигается за счет сокращения часов гимнастики до 8 и часов лыжной подготовки до 6 часов
Не каждому виду спорта в нашей стране удается завоевать всенародное признание. Многие из них слишком сложны по выполнению, другие очень сложны по оснащению, третьи интересны спортсменам высокого класса. А вот волейбол счастливо вобрал в себя лучшие качества: и простоту, и зрелищность, и доступность, и эмоциональность, и, главное, способность увлечь любого человека независимо от его возраста, физических способностей и профессии. Оставаясь игрой, развлечением, волейбол является отличным средством физического развития человека. Тот, кто с раннего возраста занимался волейболом, отличается красивым телосложением, ловкостью, выносливостью, смекалкой.
Материал даётся в трёх разделах: основы знаний, общая физическая подготовка, специальная подготовка.
В разделе «Основы знаний» представлен материал, способствующий расширению знаний учащихся о собственном организме, о гигиенических требованиях, об избранном виде спорта, о возможностях человека и его культуре.
Теоретический материал этого раздела лучше всего давать блоками,
которые обозначены в методике. Изучение его осуществляется в форме бесед. Они проводятся до начала, после или во время урока. Сообщение знаний учащимся направлено на то, чтобы усвоение сведений, принципов, правил опиралось на индивидуально возникающие у них ощущения, мышечные напряжения, функциональные и психические состояния, необходимые для решения учебной задачи.
В разделе «Общая физическая подготовка» даны упражнения и необходимые двигательные действия. В зависимости от возраста учащихся подбор средств и объем ОФП представлен неодинаково. Так, на начальном этапе обучения /5 класс/, когда эффективность средств волейбола ещё незначительна /малая физическая нагрузка в упражнениях по технике и в двухсторонней игре/ объем ОФП доходит до 60% времени отводимого на занятие. Периодически целесообразно выделять на ОФП отдельные занятия. Постепенно, по мере овладения учащимися определенными двигательными навыками и умениями, доля ОФП и общеразвивающих упражнений должна снижаться: 6-7 классы до 50%, 8-9 классы – 40%,
В то же время значительно возрастает доля специальных упражнений
В разделе «Специальная физическая подготовка» представлен материал, непосредственно связанный с обучением учащихся технике и тактике волейбола. Основным средством этого раздела, кроме средств волейбола, являются специальные подготовительные упражнения. Особенно большую роль эти упражнения играют на начальном этапе обучения, когда воздействие средств собственно волейбола ещё незначительно. Подготовительные упражнения развивают качества, необходимые для овладения техникой и тактикой игры: укрепление кистей, развитие силы и быстроты сокращения мышц, участвующих в выполнении технического приема, упражнения для развития прыгучести, упражнения с набивными и теннисными мячами, развитие быстроты реакции и быстроты перемещения в ответных действиях на сигналы, различные игры и т.д. Систематическое применение подготовительных упражнений ускоряет процесс обучения техническим приемам волейбола и создает предпосылки для формирования более прочных двигательных навыков. Среди средств физической подготовки значительное место занимают упражнения с предметами: набивными, баскетбольными, теннисными мячами, со скакалкой и др.
Формирование тактических умений начинается с первых шагов – с развития у учащихся быстроты реакции и ориентировки, сообразительности, а также умений, специфичных для игровой деятельности. Сюда относятся: умение принять правильное решение и быстро выполнить его в различных играх, умение взаимодействовать с другими игроками, умение наблюдать и быстро выполнять ответные действия и др.
Актуальность выбранной темы обусловлена проблемой развития функциональных и физических качеств школьников, а проблема обусловлена тем , что при существующих нагрузках в режиме дня двигательная активность неуклонно снижается, это чревато многими последствиями для здоровья растущего поколения. Волейбол, как спортивная игра, своими техническими и методическими средствами эффективно позволяет обогатить внутренний мир ребёнка, расширить его информированность в области оздоровления и развития организма.
Занятия волейболом способствуют развитию и совершенствованию у занимающихся основных физических качеств, формированию различных двигательных навыков, укреплению здоровья.
Педагогическая целесообразность позволяет привить интерес к игре и к дополнительным занятиям в спортивной секции, что позволяет решить проблему занятости свободного времени детей, формированию физических качеств, пробуждение интереса детей к новой деятельности в области физической культуры и спорта.
цель:
Создание условий для развития физических качеств, личностных качеств, овладения способами оздоровления и укрепления организма учащихся посредством занятий волейболом.
задачи:
1. Образовательные:
учить учащихся техническим приемам волейбола;
дать представление об оздоровлении организма и улучшении самочувствия;
дать необходимых дополнительных знаний и умений в области раздела физической культуры и спорта – спортивные игры (волейбол);
учить учащихся техническим и тактическим приёмам волейбола;
учить правильно регулировать свою физическую нагрузку.
2. Развивающие:
развивать координацию движений и основные физические качества.
способствовать повышению работоспособности учащихся,
развивать двигательные способности,
формировать навыки самостоятельных занятий физическими упражнениями во время игрового досуга;
3. Воспитательные:
воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи и взаимовыручки;
воспитывать дисциплинированность;
способствовать снятию стрессов и раздражительности;
способствовать работе в коллективе, подчинять свои действия интересам коллектива в достижении общей цели.
Психолого-педагогические и возрастные особенности освоения учебного материала.
В зависимости от возраста учащихся подбор средств и объем ОФП представлен неодинаково. Так, на начальном этапе обучения /5 класс/, когда эффективность средств волейбола ещё незначительна /малая физическая нагрузка в упражнениях по технике и в двухсторонней игре/ объем ОФП доходит до 60% времени отводимого на занятие. Периодически целесообразно выделять на ОФП отдельные занятия. Постепенно, по мере овладения учащимися определенными двигательными навыками и умениями, доля ОФП и общеразвивающих упражнений должна снижаться: 6-7 классы до 50%, 8-9 классы – 40%, 10-11 классы – 30%.
В то же время значительно возрастает доля специальных упражнений.
Ожидаемые результаты освоения раздела программы
5 КЛАСС
уметь останавливаться в стойке после передвижения;
выполнять передачи сверху двумя руками над собой и партнеру с
места.
Знать:
гигиенические правила занятий физическими упражнениями.
Правила безопасности выполнения физических упражнений.
Питание и двигательный режим школьников.
Правила игры в волейбол /упрощенные/. Состав команды, расстановка и перемещение игроков. Начало игры и подача. Выход мяча из игры.
Проигрыш очка и подачи. Счет и результат игры.
Оборудование площадки и инвентарь для игры
Уход за инвентарём.
6 КЛАСС
уметь:
выполнять передвижения и остановку прыжком;
выполнять передачу мяча двумя руками сверху в парах в движении;
выполнять прием и передачу мяча снизу двумя руками
выполнять нижнюю прямую подачу
Знать:
Значение физических упражнений для поддержания
работоспособности.
Правила безопасности при выполнении физических упражнений
в спортивном зале, на улице, в бассейне и на водоеме.
Гигиена одежды и обуви при занятиях волейболом.
Понятие о технике игры в волейбол. Основные технические приемы и значение технической подготовки.
Методы организации деятельности учащихся
метод строго регламентированного упражнения,
игровой,
соревновательный,
круговой тренировки.
Метод строго регламентированного упражнения реализуется с возможно полной регламентацией, которая состоит:
в точно предписанной программе движений (техника движений, порядок их повторения, изменения и связи друг с другом);
в точном нормировании нагрузки и ее динамичном изменении по ходу упражнения, а также в нормировании интервалов отдыха и их чередовании с нагрузками;
в создании внешних условий, облегчающих управление действиями ребенка (распределение групп на местах занятий, использование пособий, снарядов, тренажеров, способствующих выполнению учебных заданий, дозированию нагрузки, контролю за ее воздействием, и т.д.).
Метод регламентации направлен на обеспечение оптимальных условий для освоения двигательных умений и навыков, развития психофизических качеств.
Игровой метод дает возможность совершенствовать двигательные навыки, самостоятельные действия, проявления творчества. Игровые действия развивают познавательные способности, морально-волевые качества, формируют поведение ребенка. Наиболее активно этот метод используется в младших классах.
Соревновательный метод используется во всех возрастных группах. Это эстафеты с элементами технических приёмов игры ,соревнования по пионерболу, волейболу. Этот метод позволяет совершенствовать движения, развивать творчество
Метод круговой тренировки заключается в том, что ребенок как бы передвигается по заданному кругу, выполняя определенные упражнения или задания, позволяющие разносторонне воздействовать на различные мышцы, органы и системы организма. Цель метода состоит в достижении оздоровительного эффекта от упражнений и в повышении работоспособности организма..Формы организации деятельности учащихся
Фронтальная
Коллективная
Групповая
В парах
Индивидуальная
Фронтальное обучение предполагает работу учителя со всем классом в едином темпе, с общими задачами. Эта традиционная организационная форма используется при реализации словесного, наглядного и практических методов, а также в процессе контроля знаний.
Коллективная форма обучения отличается от фронтальной тем, что учащиеся класса рассматриваются как целостный коллектив со своими лидерами и особенностями взаимодействия.
В групповых формах обучения учащиеся работают в группах, создаваемых на различной основе и на различный срок. Усвоение знаний и умений происходит результативнее при работе учащихся с более подготовленными товарищами.
В парном обучении основное взаимодействие происходит между двумя учениками, которые могут обсуждать задачу, осуществлять взаимообучение или взаимоконтроль. Часто для учащегося помощь товарища оказывается полезнее, чем помощь учителя.
Пары учеников меняются в определенной последовательности, что позволяет интегрировать парную форму обучения с коллективной.
Индивидуальная форма обучения подразумевает взаимодействие учителя с одним учеником.
Планирование учебного материала по специализации «волейбол»
Составлено на основе программы общеобразовательных учреждений
Автор-составитель А.П. Матвеев
Учебный план
реализации программы по физической культуре для 5 - 9 классов
(340 часов) в связи со специализацией "волейбол"
Содержание разделов К-воклассы
часов 5 6 7 8 9
1 Основы физкультурных знаний 30ч 6 6 6 6 6
2 Способы физкультурной деятельности с общеприкладной направленностью 190ч 38 38 38 38 38
2.1. Гимнастика с элементами акробатики 40ч 8 8 8 8 8
2.2. Лыжная подготовка 30ч 6 6 6 6 6
2.3. Баскетбол 12ч - - 4 4 4
2.4. Легкая атлетика 100ч 20 20 20 20 20
2.5. Футбол 8ч 4 4 - - -
Всего: 220ч 44 44 44 44 44
3 Способы физкультурной деятельности со спортивной направленностью “волейбол” 120 24 24 24 24 24
3.1. Подача 12ч 4 4 2 1 1
3.2. Прием мяча 18ч 6 6 4 1 1
3.3. Передача мяча 18ч 6 6 4 1 1
3.4. Нападающий удар 32ч 8 6 6 6 6
3.5. Действия игрока в нападении 30ч - 2 8 10 10
Итого: 340ч 68 68 68 68 68
Распределение разделов в учебном году образовательной программы по физической культуре и объема учебных часов со спортивной направленностью “волейбол”
5 класс
четверть разделы программы кол-во
уч.годаобщей направл. спортивн.направл. часов
теория практика теория практика I 1 л/атл. 10ч 1 в/б 6ч 18
II 1 гимн.- 8ч.
1 в/б 6ч 16
III 1 лыжи 6ч
ф/б - 4 ч 1 в/б 6ч 18
IV - л/атл. 10ч
- в/б 6ч 16
Итого 3 38 3 24 68
6 класс
четверть разделы программы кол-во
уч.годаобщей направл. спортивн.направл. часов
теория практика теория практика I 1 л/атл. 10ч 1 в/б 6ч 18
II 1 гимн.- 8ч.
1 в/б 6ч 16
III 1 лыжи 6ч
ф/б - 4 ч 1 в/б 6ч 18
IV - л/атл. 10ч
- в/б 6ч 16
Итого 3 38 3 24 68
О С Н О В Ы З Н А Н И Й
КЛАСС
1. Гигиенические правила занятий физическими упражнениями.
Правила безопасности выполнения физических упражнений.
Питание и двигательный режим школьников.
2. Правила игры в волейбол /упрощенные/. Состав команды, расстановка и
перемещение игроков. Начало игры и подача. Выход мяча из игры.
Проигрыш очка и подачи. Счет и результат игры.
3. Оборудование площадки и инвентарь для игры. Уход за инвентарем.
6 КЛАСС
1. Значение физических упражнений для поддержания работоспособности.
Правила безопасности при выполнении физических упражнений в
спортивном зале, на улице, в бассейне и на водоеме. 2. Гигиена одежды и обуви при занятиях волейболом.
3. Понятие о технике игры в волейбол. Основные технические приемы и
значение технической подготовки.
4. Права и обязанности игроков. Упрощенные правила игры.
Н А В Ы К И И У М Е Н И Я
5 КЛАСС
1. Общая физическая подготовка.
Бег: встречная эстафета, ускорения на 10-20 м, бег 30 и 60м с высокого старта, преодоление препятствий в беге, подвижные игры с бегом и прыжками. Прыжки: в глубину с высоты 60-70см, запрыгивание, прыжки в длину с места сериями. Метание малого и набивного мяча из различных положений одной и двумя руками. Силовые упражнения: подтягивания, отжимания, висы, передвижения в висе.. Гимнастические упражнения: ОРУ без предметов и с предметами, упоры, лазания, переноска мячей.
2. Специальная подготовка.
Стойка игрока: основная, высокая, низкая. Стойки и передвижения: шагом в различных направлениях, то же с бегом. Остановка шагом, прыжком. Передвижения с бросками и ловлей мяча, подвижные игры и эстафеты.
Верхняя передача мяча двумя руками: исходное положение, броски и ловля мяча из исх. положения, имитация передач, передачи над собой и партнеру, передачи в парах. Нижняя прямая подача/техника/. Подвижные и подготовительные игры.
6 КЛАСС
1. Общая физическая подготовка.
Старт из положения с опорой на одну руку. Эстафеты, челночный бег, бег с ускорениями, бег с максимальной скоростью на расстояние до 60м. Прыжки в длину с места и с разбега, запрыгивание и прыжки в глубину с высоты 60-70см, прыжки через скакалку.
Метание набивного мяча из различных исходных положений двумя и одной рукой. Метание малого мяча на дальность и в цель. Силовые упражнения:
Подтягивания на перекладине, упоры, передвижения в висе. Гимнастика с предметами, ОРУ.
2. Специальная подготовка.
Стойки и передвижения. Чередование способов передвижения. Верхняя передача мяча в движении. Прием мяча снизу двумя руками. Нижняя прямая подача с 4 метров. Игры, подготовительные к волейболу.
КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО ВОЛЕЙБОЛУ
5 КЛАСС - уметь останавливаться в стойке после передвижения;
выполнять передачи сверху двумя руками над собой и партнеру с места.
6 КЛАСС - уметь выполнять передвижения и остановку прыжком;
выполнять передачу мяча двумя руками сверху в парах в движении; выполнять прием и передачу мяча снизу двумя
руками с места. Выполнять нижнюю прямую подачу.
М Е Т О Д И К А О Б У Ч Е Н И Я
5 К Л А С С
При прохождении раздела программы «Элементы строя и строевые упражнения» следует познакомить учащихся с разметкой волейбольной площадки, давая задания: «Ходьба по заданным линиям».
Стойка игрока. Базовым элементом является исходное положение рук и ног. Стойка должна обеспечить постоянную готовность к выполнению игровых приемов.
1. Учащиеся располагаются на площадке – стопы на ширине плеч, одна впереди другой. Ноги согнуты так, чтобы колени находились в одной проекции с носками, туловище наклонено вперед, кисти находятся на уровне пояса ладонями друг к другу – среднее положение стойки готовности.
2. Из среднего положения стойки готовности принять высокое, а затем низкое положение. Для того, чтобы ученики не были скованы можно переступать с ноги на ногу.
Стойки и перемещения. После ознакомления с основной стойкой, занимающие учатся принимать их при перемещениях в различных направлениях, постепенно увеличивая расстояния и скорость передвижения. Из разнообразных способов и разновидностей передвижений вначале разучиваются передвижения шагом вперед, назад, в сторону. То же, передвигаясь бегом. Базовым элементом является положение на полусогнутых ногах и равновесие.
1. Ходьба в полуприседе, ходьба с выпадами.
2. В среднем положении стойки готовности шагом переместиться вперед,
назад, в сторону. То же бегом, скачком.
3. Передвижение в колонне по одному вдоль границ площадки – по сигналу
изменять скорость передвижения.
4. Бег отрезков 10-15м с ускорениями, передвижение по зрительным и
звуковым сигналам.
5. Остановки после передвижения шагом, прыжком и принятие по сигналу
стойки готовности.
6. В парах. Подброс мяча одним игроком является сигналом для другого –
принять высокую стойку; подброс мяча с имитацией удара – принять
низкую стойку.
7. В парах. Игрок выполняет перемещение, другой, не отставая, повторяет
его движения как бы в зеркальном отображении.
8. То же, около сетки
9. Броски и ловля мяча в колоннах с выходом под мяч и принятием средней стойки.
10. Учащиеся построены в колонну в зоне 1. Водящий из зоны 6
бросает мяч в зону 2; из колонны направляющий передвигается к сетке и
ловит мяч , затем возвращает его водящему, а сам передвигается в конец
колонны и т.д. То же, но учащиеся построены в зоне 5, водящий бросает
мяч в зону 4.
11. Перемещение шагом вперед, в сторону, назад, выполняя броски мяча над собой. То же, но передвигаться бегом.
12. В парах. Один игрок набрасывает мяч вправо, влево от другого игрока.
Тот, выполняя выпады ловит мяч.
Важным средством в освоении передвижений и стоек являются подвижные игры:
Игра «Салки» в пределах волейбольной площадки. Все игроки передвигаются в средней стойке готовности.
«Море волнуется» Все игроки произвольно передвигаются по площадке. После фразы водящего: «В средней /высокой, низкой/ стойке – замри!» игроки принимают нужную стойку. Водящий оценивает правильность стойки.
«Совушка». В углу волейбольной площадки кружком отмечают «гнездо», в которое становится водящий. По сигналу учителя «утро» все бегают по площадке в высокой стойке, по сигналу «день» - в средней, по сигналу «вечер» - в низкой. По сигналу «ночь» все мгновенно замирают в той стойке, которая оказалась к тому моменту. «Совушка» вылетает из гнезда и отбирает неправильно выполняющих задание.
Для развития прыгучести применяют игры: «Прыжки по кочкам».
Для развития быстроты реакции:, «третий лишний» различные эстафеты с бегом.
Верхняя передача мяча. Базовыми элементами является расположение кистей и пальцев рук на мяче и место соприкосновения рук с мячом – вверху над лицом.
Подготовительными упражнениями для обучения верхней передаче мяча двумя руками должны включать упражнения, способствующие укрепления мышечно-связочного аппарата кистей и пальцев рук.
1. Сжимание и разжимание пальцев рук в положении рук вперед, в стороны,
вверх.
2. Сжимание теннисного /резинового/ мячика.
3. Стоя у стены одновременно и попеременно отталкиваться ладонями и
пальцами рук от стены.
4. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа.
5. Передвижение в упоре на руках вправо, влево по кругу, носки ног на месте /упор на ладони/.
6. В парах. Сгибание и выпрямление рук с сопротивлением партнера.
7. Броски набивного мяча из различных исходных положений: от груди, из-
за головы, снизу-сбоку.
П о д в о д я щ и е у п р а ж н е н и я.
1. Обучение расположения кистей и пальцев рук на мяче. Накрыть лежащий на полу мяч двумя руками, кисти располагаются таким образом, чтобы
большие пальцы были направлены друг к другу, указательные под углом
друг к другу, а все остальные пальцы обхватывают мяч снизу сбоку. Таким
способом мяч поднимается в исходное положение над лицом. Упражнение
выполняется 3-4 раза.
2. То же, только мяч передать партнеру кистевым движением, полностью
выпрямляя руки и приподнимаясь на носки. Партнер, поймав мяч,
повторяет движение. 3. Имитация передачи мяча над собой на месте и после передвижения.
Упражнение начинать с основной стойки. Внимание акцентировать на следующих основных моментах техники:
мяч приближается – выпрямиться и поднять руки вверх;
погасить скорость полета мяча в момент касания – незначительно согнуть
руки в локтях и ноги в коленях;
передать мяч – потянуться вперед-вверх, выпрямляя ноги и руки, пальцы
продолжают двигаться вслед за мячом; принять исходное положение.
4. Броски волейбольного мяча вперед вверх. Учащиеся в исходном положении удерживают мяч в кистях, широко расставив пальцы, локти
направлены вперед в сторону. Одновременным и полным разгибанием
рук, туловища и ног произвести бросок мяча. Упражнение выполняется в медленном темпе.
5. Имитация передачи мяча. Учащиеся, подбросив мяч, ловят его, приняв
исходное положение, а затем, имитируя движение при передаче, бросают
его партнерам. Основное внимание обращать на согласованность
движений рук, ног и туловища.
6. Передача мяча, подвешенного к баскетбольному щиту. Ученики из исходного положения пружинящим движением пальцев, отбивают
падающий сверху мяч. Руки, туловище и ноги разгибаются одновременно.
У п р а ж н е н и я п о т е х н и к е.
1. В парах. Передача мяча двумя руками над собой и ловля мяча с последующим перебрасыванием партнеру.
2. Передача мяча над собой и вторая передача партнеру. Партнер ловит мяч
и выполняет то же.
3. Три передачи над собой с ловлей его и перебрасыванием партнеру.
4. Короткая, высокая и короткая передача над собой, ловля и
перебрасывание партнеру.
5. Передача над собой и передача партнеру, который в свою очередь
выполняет то же задание.
6. Ученик набрасывает мяч партнеру, который обратной передачей двумя
руками сверху возвращает мяч. Набрасывающий ловит мяч. После 3-4
передач игроки меняются местами.
7. Передачи между партнерами на расстоянии 3м по средней траектории.
8. Учащиеся расположены в колонну по одному лицом к преподавателю.
Преподаватель поочередно направляет им мяч, ученики возвращают мяч
выполняя передачу.
9. В тройках. Ученики располагаются у вершин воображаемого треугольника на расстоянии 3м друг от друга. Передачи мяча слева
направо в средней стойке. Следить за тем, чтобы в момент передачи
стопы были направлены в сторону передачи. То же в другую сторону.
Нижняя прямая подача /обучение/.
Базовым элементом является удар выпрямленной рукой, основанием напряженной кисти.
П о д г о т о в и т е л ь н ы е у п р а ж н е н и я.
1. Броски набивного мяча весом 1кг одной рукой снизу, сверху, сбоку,
вперед-вверх. Внимание акцентировать на движение прямой рукой.
Очень важно при этом выполнять броски с ограниченной амплитудой
движения руки: не поднимать её выше уровня плеч после броска снизу.
2. То же, но толчки набивного мяча из исходного положения
П о д в о д я щ и е у п р а ж н е н и я.
1. Имитация подачи мяча. Внимание акцентировать на согласованную работу туловища и рук.
2. Обучение подбрасыванию мяча и замаху. Высокое подбрасывание
отрицательно влияет на точность подачи и достижения точного удара в среднюю часть мяча. Мяч подбрасывать вертикально вверх на 20-30см.
3. Подачи в стену на расстоянии 4-5м.
4. Подача на партнера, располагающегося на расстоянии 8-9м.
5. Подачи через сетку с укороченного расстояния.
6. Игра «Подай и попади». Игроки двух команд располагаются на указанной линии площадки. У каждой команды по 5 мячей. По сигналу игроки обеих команд поочередно выполняют по пять подач, стремясь попасть в пределы площадки. Игроки обеих команд, ожидающие очереди на подачу, собирают мячи и отдают их подающим. Побеждает команда, у которой больше попаданий в площадку.
П о д в и ж н ы е и п о д г о т о в и т е л ь н ы е и г р ы.
1. «Пионербол» с элементами волейбола. Ученики ловят мяч и делают передачи со своего набрасывания. Играть в три касания.
2. «Эстафета с передачей мяча». Две команды с равным количеством игроков располагаются во встречных колоннах на расстоянии 8м. По сигналу первый игрок колонны ударяет мячом об пол и перемещается в конец встречной колонны. Первый игрок встречной колонны выбегает вперед, ловит отскочивший от пола мяч и передает его двумя руками сверху в обратном направлении на второго игрока и т.д. Игра проводится на время. Побеждает команда, допустившая меньше ошибок в передачах.
3. «Кто быстрее». Играют две команды 3-5 мячами. По сигналу игроки перебрасывают мячи через сетку. Проигрывает команда на чьей стороне окажутся все мячи.
4. Эстафеты для развития ловкости. Две-три команды с равным количеством игроков располагаются в колоннах в3-4м от сетки. По сигналу первый игрок колонны ударяет мячом об пол так, чтобы мяч, отскочив от пола, перелетел над сеткой на противоположную сторону, выбегает вперед, старается поймать перелетевший мяч и бежит к своей колонне, передает мяч следующему игроку. Побеждает команда, которая быстрее закончит эстафету.
Для развития быстроты и ловкости применяют игры: «Перестрелка», «Гонка мячей», «Борьба за мяч» и другие.
6 К Л А С ССтойки и перемещения. Чередование способов передвижения.
Основными способами при обучении данному техническому приему являются разновидности бега и подвижные игры. На уроках постоянно уделяется внимание закреплению рациональных исходных положений, а так же способов передвижений в стойке готовности. Применяются различные виды ходьбы: в полуприседе, на всей ступне, на носках и боковых сводах стопы; прыжки толчком двух ног одновременно /в приседе и полуприседе/, прыжки толчком одной или двух ног с доставанием руками предмета двумя руками и одной рукой. При выполнении упражнений следует обращать внимание на то, чтобы руки были согнуты в локтях и активно содействовали передвижению; на полное выпрямление ноги при отталкивании.
Для привития навыков быстрого рывка с места и быстроты отдельных действий применяют бег по сигналу /преимущественно зрительному/ на 10-15м из различных исходных положений: из стойки волейболиста – лицом, боком, спиной к стартовой линии; из упора – в различных положениях по отношению к стартовой линии /сидя, лёжа и т.д./; разновидности челночного бега с использованием разнообразных шагов /приставной шаг, с подскоком и т.д./ с касанием руками линий на полу.
С п е ц и а л ь н ы е у п р а ж н е н и я.
1. Бег из-за линии нападения к сетке. Остановка прыжком в стойке
волейболиста, поворот направо и налево и имитация передачи.
2. То же, но передвижение приставными шагами. Остановка шагом. В
последнем шаге в зоне 2 должна быть правая нога впереди, а в зоне 4 –
левая, в зоне 3 в соответствии с тем, в какую сторону выполняется
поворот.
3. Мячи установлены в держателях над сеткой. Ученики продвигаются вдоль
сетки приставными шагами и касаются мячей ладонями.
4 Бег в сочетании с выполнением других заданий – круговые движения
руками, перебрасывание мяча из одной руки в другую, броски мяча из-за спины по ходу движения и т.д.
Э с т а ф е т ы и п о д в и ж н ы е и г р ы. «Пятнашки» . игроки передвигаются в пределах площадки находясь в стойке готовности.
«Пустое место», «чехарда», «Бой петухов», «Волки и овцы», «Слушай сигнал», «Совушка», «Воробьи и вороны», эстафеты с бегом и передачей мяча: «Передал – садись», «Мельница», «Борьба в кругу», «Борьба за мяч», «Лабиринт», «Карусель» и др.Верхняя передача мяча. /закрепление/
П о д г о т о в и т е л ь н ы е у п р а ж н е н и я.
1. Многократные броски б/б мяча из исходного положения двумя руками
над собой. Особое внимание уделять заключительному движению
кистями и пальцами.
2. Броски в парах б/б мяча вперед-вверх из исходного положения с изменением расстояния, траектории и направления. Задача партнера
заключается в том, чтобы своевременно переместиться к мячу и поймать
его вверху над лицом.
3. Упражнения для укрепления мышечно-связочного аппарата кистей и
пальцев рук: сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах;
круговые движения кистями; сжимание и разжимание пальцев рук в различных положениях; одновременное и попеременное отжимание,
опираясь о стену пальцами; отталкивание ладонями и пальцами от стены;
различные передвижения на руках из упора лёжа.
П о д в о д я щ и е у п р а ж н е н и я.
1. Прием мяча, подвешенного к б/б щиту стоя на месте. Обращать внимание
на положение рук, туловища и ног.
2. То же после передвижения и остановки.
3. Передачи мяча в парах вперед-вверх после собственного набрасывания.
Партнер ловит мяч вверху над лицом и после броска над собой на высоту
1м выполняет передачу. В этом упражнении важно добиваться плавности
движения рук до полного их выпрямления.
4. То же, но мяч набрасывает партнер. Вначале набрасывание происходит
точно по определенной траектории, затем траектория и направление
незначительно изменяются.
5. Передачи мяча в стену. Использование этого упражнения возможно
только в том случае, если учащиеся усвоили в целом технику передачи.
на данном этапе отрицательно скажется на технике передачи. Расстояние
до стены 2м, высота передач – 2,5м
У п р а ж н е н и я п о т е х н и к е.
Данный технический приём изучался в 5 классе, поэтому на первых уроках
в 6 классе идет повторение техники передачи мяча сверху двумя руками на месте, затем начинается изучение техники передачи в движении. В ходе обучения обращать внимание на быстроту, четкость и своевременный выход к мячу.
1. Передача мяча над собой, хлопок за спиной в ладоши и верхняя
передача партнеру. Партнер выполняет верхнюю передачу над собой и
ловит мяч.
2. Передача мяча над собой, присед до касания пальцами пола и передача
партнеру. Партнер ловит мяч и делает тоже.
3. Передача мяча над собой и с последующим отскоком от пола – верхняя
передача мяча партнеру. Партнер выполняет тоже. Непрерывная передача
мяча от партнера партнеру.
4. Продвижение к партнеру, выполняя 4-6 верхних передач над собой, затем
следует верхняя передача партнеру, который ловит мяч.
5. Серия встречных верхних передач мяча /3-4/ от партнера к партнеру.
6. Верхняя передача мяча в парах с продвижением приставными шагами
вдоль всего зала. Каждая последующая пара приступает к выполнению
задания в момент, когда предыдущая отойдёт от стартовой линии на 3-4
метра.
7. В парах. Партнер набрасывает мяч в 1-1,5м левее или правее
передающего.
Передающий, делая выпад, стремится встретить мяч у лица и передать его
партнеру, а затем возвращается в исходное положение.
8. В парах. Передача мяча в движении приставными шагами.
9. В парах. Верхняя передача мяча через сетку.
И г р о в ы е у п р а ж н е н и я и п о д в и ж н ы е и г р ы.
1. «Эстафета с передачей мяча». Две команды с равным количеством игроков располагаются во встречных колоннах на расстоянии 8м. По сигналу
первый игрок колонны ударяет мяч об пол, а сам перемещается в конец встречной колонны. Первый игрок встречной колонны выбегает вперед, принимает отскочивший мяч от пола и передает его двумя руками сверху в обратном направлении на второго игрока и т.д. Игра проводится на время. Побеждает команда, допустившая меньше количество ошибок в передачах.
2. «Карусель». Игроки располагаются по кругу. Один из игроков выполняет верхнюю передачу над собой и передвигается по кругу. Следующий игрок ловит мяч в стойке, выполняет верхнюю передачу и убегает по кругу и т.д.
3. «Кто точнее?» Перед игрой две команды выстраиваются в колонны по одному в 3м от б/б щита. Игроки обеих команд по очереди выполняют верхнюю передачу, стремясь попасть в щит, а затем уходят в конец своей колонны. Побеждает команда, больше попавшая в щит.
Прием мяча двумя руками снизу /обучение/.
Базовым элементом является исходное положение игрока: ноги согнуты, одна нога впереди, туловище незначительно наклонено вперед, руки прямые, развернуты немного наружу. Правая ладонь опущена на левую и развернута вверх. Мяч принимают на предплечья, ближе к кистям, руки выпрямлены
и направлены вниз-вперед. Во время приема мяча ноги и туловище выпрямляются.
П о д г о т о в и т е л ь н ы е у п р а ж н е н и я.
1. В парах. Поднимание прямых рук вперед-вверх, вверх -в стороны с
сопротивлением партнера.
2. С резиновым амортизатором. Стоя на амортизаторе, захватить кистями
его концы. Поднимание прямых рук в стороны-вверх, вперед-вверх.
3. Броски набивного мяча двумя руками снизу вперед-вверх на месте и в выпаде вперед. То же, но сбоку вперед-вверх, в выпаде вперед в стороны,
руки прямые. Следить за согласованным движением ног, туловища и рук.
П о д в о д я щ и е у п р а ж н е н и я.
1. Обучение положению кистей и предплечий рук. Принятие исходного положения для приема мяча на зрительные сигналы учителя.
2. Имитация приема мяча стоя на месте: с выпадом вперед и в сторону;
после передвижения шагом, бегом, остановки шагом и скачком.
3. То же, но в ответ на обусловленные сигналы. Во всех упражнениях
главное внимание обращать на движение прямыми руками и их
согласование с движением ног и туловища.
У п р а ж н е н я п о т е х н и к е.
1. 2-3 передачи мяча перед собой. Ловля мяча и передача партнеру, который
выполняет то же задание.
2. Серия передач мяча перед собой с отскоком от пола, затем поймать мяч и
перебросить партеру, который в свою очередь делает то же.
3. Бросок мяча перед собой и передача снизу двумя руками партнеру.
Партнер, поймав мяч, делает тоже.
4. Верхняя передача над собой и нижняя передача партнеру. Партнер ловит
мяч и делает то же.
5. Серия нижних передач мяча перед собой и нижняя передача партнеру.
Партнер, поймав мяч, делает то же.
6. Первый игрок набрасывает мяч партнеру, который возвращает мяч,
выполняя нижнюю передачу.
7. Первый игрок верхней передачей направляет мяч партнеру, который
возвращает мяч нижней передачей. Начавший упражнение ловит мяч.
8. Нижняя передача перед собой и верхняя передача мяча партнеру. Партнер
возвращает мяч нижней передачей.
9. Нижняя передача мяча партнеру, который возвращает мяч нижней передачей. Желательна непрерывная передача мяча.
Наиболее типичные ошибки, на которые надо постоянно указывать: передача мяча сведенными кулаками; передача мяча передними сторонами предплечий при разведённых локтях или передача сильно согнутыми руками, в результате чего мяч летит вверх или за голову.
Нижняя прямая подача /совершенствование/.
1. Броски набивного мяча через сетку на точность /нижний край сетки не
закреплен/. Учитель определяет технику броска: с ограниченной амплитудой замаха или без замаха – толчком.
2. Подачи из-за лицевой линии. Следить, чтобы подача через сетку не
вызывала чрезмерных усилий, искажающих структуру техники.
3. Подачи на партнера с расстояния 8-9 метров.
4. Подача мяча после выполнения определенного упражнения: сгибание рук
в упоре лёжа, верхние передачи мяча в стену и т.д.
5. Подачи с изменением направления полёта мяча, в правую и левую часть
площадки.
6. Подачи с изменением траектории полёта мяча.
Игры: «Сумей передать и подать» - 5 передач в стену и подача на точность.
«Снайперы» - команды располагаются в шеренгах на расстоянии 5-6 метров от сетки. Игроки обеих команд по очереди выполняют по 5 подач, стремясь попасть в квадраты с цифрами от 1 до 6 и набрать наибольшую сумму очков.
И г р ы, п о д г о т о в и т е л ь н ы е к в о л е й б о л у.
1. «Пионербол» с элементами волейбола. Мяч вводится в игру броском одной рукой снизу или сверху, соперники ловят мяч двумя руками снизу и передают мяч в зону 3. Игрок зоны 3 выполняют верхнюю передачу мяча в зону 2 или 4, откуда осуществляется верхняя передача через сетку на сторону соперника
2. «Лапта волейболиста» /упрощенные правила/. По сигналу первый игрок бросает мяч через сетку, Игроки противоположной команды ловят его и разыгрывают, выполняя между собой верхние передачи. Подающий быстро обегает площадку за линиями и возвращается на свое место. Как только игрок вернулся на свое место подачи, розыгрыш мяча прекращается и т.д.
3. «Пионербол» двумя мячами.
4. «Перестрелка» через сетку 6 мячами. Игроки двух команд располагаются произвольно на своих площадках. У каждой команды 3 мяча.
По сигналу игроки перебрасывают мячи через сетку на сторону соперника. Выигрывает команда, на чьей стороне не осталось мячей. Игра продолжается до пяти побед.
Для того чтобы оценить степень эффективности данной разработки, я провёл сравнительный анализ между учащимися 6-х классов в начале учебного года
(I четверть) и в конце года(4четверть).
Я проверил техническую подготовку учащихся. Для этого я применял такие контрольные упражнения:
передача мяча сверху двумя руками над собой с места,
передача мяча двумя руками сверху в парах в движении;
приёмы и передача снизу двумя руками
нижняя прямая подача
На каждое упражнение давалось по три попытки.
Полученные результаты были занесены в таблицу.
№
п/п Упражнения 6 «а» 6 «б»
Низкий Средний Высокий Низкий Средний Высокий
1 Передача мяча сверху двумя руками над собой с места 56% 44% 0% 37% 50% 13%
2 передача мяча двумя руками сверху в парах в движении; 67% 33% 0% 50% 37% 13%
3 приёмы и передача снизу двумя руками
72% 28% 0% 62% 25% 13%
4 нижняя прямая подача
67% 33% 0% 56% 25% 19%
Из результатов видно, что их уровень подготовки примерно равный.
В дальнейшем велась работа с обоими классами. Учащиеся 6 «а» класса занимались по данной методической разработке, главный смысл которой увеличение количества часов по теме волейбол, и развитие физических качеств посредством игры волейбол. Учащиеся 6 «б» класса занимались по обычной программе.
В конце учебного года вновь проверил подготовку учащихся, по тем же контрольным упражнениям.
Полученные результаты были занесены в таблицу.
№
п/п Упражнения 6 «а» 6 «б»
Низкий Средний Высокий Низкий Средний Высокий
1 Передача мяча сверху двумя руками над собой с места
39% 33% 28% 31% 50% 19%
2 передача мяча двумя руками сверху в парах в движении; 39% 28% 23% 44% 37% 19%
3 приёмы и передача снизу двумя руками
54% 23% 23% 44% 37% 19%
4 нижняя прямая подача
50% 33% 17% 50% 31% 19%
Вывод: прирост технической подготовки наблюдается в обоими классах, так как развитие шло и в том и в другом классе, но если сравнить прирост показателей в 6 «а» с приростом показателей в 6 «б» классе, то мы увидим, что 6 «а» класс показал результаты выше, чем 6 «б» класс. Это говорит о том, прохождение программы с углублённым изучением темы по данной методике значительно эффективней, чем прохождение программы по традиционной школьной программе.
Примерное распределение учебного времени на различные виды программного материала (сетка часов) при 2-х разовых занятий в неделю
№
п/п Вид программного материала Количество часов
Класс
5 6 7 8 9
1. Базовая часть 50 50 54 56 56
1.1. Основы знаний о физической культуре В процессе урока
1.2 Спортивные игры 12 12 12 12 12
1.3 Гимнастика с элементами акробатики 12 12 12 12 12
1.4 Легкая атлетика 14 14 14 14 14
1.5 Лыжная подготовка 12 12 12 12 12
1.6 Элементы единоборств - - 4 6 6
2. Вариативная часть 18 18 14 12 12
2.1 Связанная с региональными и национальными особенностями 10 10 8 6 6
Список используемой литературы:
Вайнбаум Я.С. Дозирование физических нагрузок школьников. М. Просвещение, 1991, 64
Кузнецов В.С. Физическая культура. Планирование и организация занятий. 5 кл.: Метод. пособие/ В.С.Кузнецов, Г.А.Колодницкий. - - М.: Дрофа, 2003. – 256 сПодвижные игры: Методическое пособие / Под. ред. Игнатьева П.УВ., Богатыревой Л.Н. – Н.Новгород, НГЦ, 2002. – 3
Теория и методика физического воспитания: Учебник для пединститутов 1й/ Под ред. Б.А. Ашмарина. – М., 1997.
Физическая культура. 1-11 кл.: Программы для общеобразовательных учреждений / Авт.-сост. А.П. Матвеев, Т.В. Петрова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2004. – 96 с.
Чичикин В.Т. Контроль эффективности физического воспитания учащихся в образовательных учреждениях. – Н.Новгород: НГЦ, 2001. – 132 с.
Киселев П. А. Меры безопасности на уроках физической культуры - Волгоград: ООО «Экстремум», 2004 – 236с
Гуревич И. А. 300 соревновательно – игровых по физическому воспитанию: Практ. пособие. – 2-е изд., стереотип. – Мн.: Высш. шк., 1994. – 319с.
Лях В.И. Физическая культура: учеб. для учащихся 8 – 9 кл. общеобразовательных учреждений/В.И. Лях, А.А.Зданевич; под общей ред.В.И.Ляха. – 3-еизд.-М.: Просвещение,2007. – 207 с.
Минаев Б.Н., Шиян Б.М. Основы методики физического воспитания
школьников: Учеб. пособие для студентов пед. спец. высш. учеб.
заведений. – М.; Просвещение, 1989. – 222 с.
Оценка качества подготовки выпускников основной школы по
физической культуре/Авт.- сост.А.П. Матвеев, Т.В. Петрова. – 2-е изд.,
стереотип. – М.: Дрофа, 2001. – 160 с.
Матвеев А.П. Мельников С. Б. Методика воспитания с основами
теории: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов и учащихся пед. уч-щ.
– М.: Просвещение, 19.
Амалин М.Е. Тактика волейбола. – М.: Физкультура и спорт, 1962
Ахмеров Э.К. Волейбол в школе – М.: Физкультура и спорт, 1974
Ахмеров Э.К., Волейбол в школе. – М: Физкультура и спорт,1981
Голомазов В.А., Ковалев В.Д.; Мельников А.Г. Волейбол в школе. – М.: Просвещение, 1989.
Железняк Ю.Д., Клещев Ю.Н., Чехов О.С. Подготовка юных волейболистов: Учеб. пособие для тренеров. – М.: Физкультура и спорт, 1967
Железняк Ю.Д. Волейбол: методика обучения школьников 11-14 лет. – М.- 1961.