Урок литературного чтения в 3 классе Родная сторона в произведении К. Паустовского Стальное колечко


Урок литературного чтения в 3 « Г» классе по системе Л.В.ЗанковаТема:«Рассказ о родной стороне. К.Паустовский « Стальное колечко»
Цели:
1.Образовательные:
-создать условия для формирования активной читательской позиции, которая помогает увидеть внутренний мир героя;
-формировать собственное суждение и высказывания по теме;
-раскрыть нравственный смысл произведения;
-обогащать словарный запас.
2.Развивающие:
-развивать умения самостоятельно работать с книгой, свободно ориентироваться в прочитанном тексте и пользоваться выборочным чтением для подтверждения своих суждений;
-развивать устную речь учащихся, умения слушать ;-развивать образное и логическое мышление, умение анализировать, обобщать, сопоставлять;
-способствовать развитию творческих способностей детей.
3.Воспитательные:
-показать через образ Вари положительную героиню, любящую свою родину и людей, способную прийти на помощь и помочь;
-воспитывать любовь к Родине;
-желание и умение совершать добрые поступки;
- общаться через работу в паре, группе.
Личностные универсальные учебные действия:
– интерес к миру чувств и мыслей Варюши;
– основы эмоционального сопереживания прочитанному художественному произведению;
– эмоциональное отношение к чертам характера и поступкам Варюши;
– начальные понятия (основы)об ответственности человека о близких, о внимании, заботе, чувстве любви.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- принимать учебную задачу, отбирать способы ее решения;
– оценивать результаты работы себя и своих одноклассников;
– видеть ошибку и исправлять ее с помощью взрослого.
Познавательные универсальные учебные действия:
– отличать художественный текст от научного и научно-популярного;
– находить в тексте ответ на заданный вопрос;
– искать информацию, представлять найденную информацию.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
-проявлять устойчивый интерес к общению и групповой работе;
– участвовать в учебном диалоге;
– принимать участие в коллективном выполнении заданий.
Формы работы учащихся: коллективная, групповая.
Орг. момент.
- Всем здравствуйте! Ребята к нам на урок сегодня пришли гости. Давайте их поприветствуем. Приятно общаться с человеком веселым, доброжелательным.
- А теперь возьмитесь за руки и улыбнитесь.
Привет, сосед, улыбнись мне в ответ
Я желаю, чтоб ты не грустил
И по теме урока со мной говорил.
- Нам сегодня необходимо показать, как вы умеете читать, рассуждать и дружно работать. Прежде чем начать давайте повторим правила работы в группе.( Слайд)
Актуализация знаний.
1 слайд. Портрет К. Паустовского.
« Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной странички из новой книги».
К. Паустовский
-О чем просит вас автор?
- О ком писал Паустовский? ( Всю свою любовь писатель отдавал трем основным темам – людям, искусству и природе) в своих книгах он рассказывал о людях мужественных, добрых, трудолюбивых, любящих свою родину и способных ради нее совершить героический подвиг.
- Чего хотел К.Паустовский ? ( он хотел чтобы, все люди были счастливы)
Цель его творчества – чтобы сделать людей лучше, добрее, научить их любить жизнь, понимать красоту природы, искусства.
“Есть у русского человека одно слово, самое дорогое, важное. Это слово Родина. Его можно заменить другим, не менее важным словом: родная сторона. У каждого человека есть свой маленький уголок – улица, дом, где он родился. Это его маленькая родина. А из множества таких маленьких разных уголков и состоит наша общая Родина. Страна, где человек родился”
Постановка цели урока.
-Как вы думаете, почему я прочитала вам эти строки?
-(Мы сегодня будем говорить о Родине, о родной стороне. Цели:
1. Провести анализ художественного произведения.
2. Какую роль играет родная сторона в произведении?
- Что для этого нужно? (Ответы детей. Они определяют задачи).Задачи:
1.хорошо знать содержание;
2. быть читателем внимательным, вдумчивым, читателем-критиком;
3.понять точку зрения автора. 
- Сегодня на уроке мы постараемся показать, что автор в рассказе о конкретных людях, их жизни и переживаниях затрагивает тему любви к своей родине, привязанности к месту, в котором живут. При этом вам надо быть очень внимательными. 
- А что для вас означает слово “Родина?” (ответы детей)
- Эпиграфом к нашему уроку будут вот такие слова. Прочитайте.
Слайд 2.«Родина! Она всегда прекрасна. И в осеннем пламени лесов, и в снежном январском раздолье, и в первых весенних цветах, и в золотом разливе хлебных полей.
- Что обозначают эти строки?
Работа с текстом..- Вчера мы познакомились с произведением Паустовского “Стальное колечко”.
- Вам понравилось это произведение? Чем понравилось?
- Кто из персонажей понравился вам больше всех?
- Дома вы были в роли читателей.
- Поднимите руку, кто считает, что дома был внимательнымчитателем?
- Проверим. Мини тест "Самый внимательный".  Рядом с предложениями напиши да или нет.(листочки раздать)
Дед Данил и Варюша жили в деревушке Моховое. (да)
В субботу Варюша пошла за махоркой в соседнее село Переборы. (Нет)
На платформе девочка встретила двух бойцов. (да)
Боец попросил подарить ему махорки. (нет)
Боец отсыпал в карман шинели добрую горсть махорки. (Да)
Боец надел Варюше на средний палец маленькое серебряное колечко.(нет)
Слайд.
Проверка с доски: Да, нет, да, нет, да, нет. Найдите ошибки.
Повторное восприятие текста.
С чего начинается история? (со вступления)
- Найдите и прочитайте его. Это первый эпизод, в котором мы в первый раз встречаемся с Варюшей.
- Какой вы ее представили? Как автор относится к нашей героине?
(возраст, внешние данные)
2. Что идет дальше? ( Завязка – это начало события). Прочитайте.
-Как вы думаете почему Варюша пошла посмотреть на поезда, какая это девочка? (любопытная)
-Как развивались события дальше? ( читают)
- А вы догадались какие события происходили в стране в это время?( Шла ВОВ. Паустовский был на южном фронте, работал военным корреспондентом).- Что подарил солдат Варюше?
- А почему она поверила бойцу, рассказавшему ей о волшебном колечке? (доверчивая)
- Какие чудеса можно было совершить с помощью волшебного колечка?
Средний палец – здоровье
Безымянный – большущая радость
Указательный палец – посмотреть белый свет со всеми ее чудесами
Игра « Колечко»
- Повторите названия пальцев. На правой, потом на левой.
- поставьте руку на локоток, называем пальчик и соответствующее чудо, которое может произойти.
Средний- здоровье
Безымянный –большущая радость
Указательный – увидишь весь мир
- А как вы думаете, почему именно кольцо он подарил, а не что- то другоe?
3. А что происходит на вершине этого треугольника? Кульминация.
- Варюша потеряла кольцо, а потом искала его.
- Найдите в тексте эпизод, в котором говорится о том , что сделала Варюша, чтобы запомнить место, где она потеряла кольцо.
- Какая она была?
4. Развязка.
Так прошла холодная зима… И вот однажды …
- Что же увидела Варя?
- Назовите черты характера Варюши?( она доверчивая, сообразительная.
Самооценка.
Кластер – заботливая, добрая, доверчивая, любопытная, любит свою землю.
Физминутка-Релаксация.
-Каким себе вы представляете добро?
-Нарисуйте его мысленно, используйте только яркие краски. Оно как солнышко нам светит. А теперь поднимите руки вверх и потянитесь к добру. Но что это? На вашем пути вдруг выросли густые заросли, колючие кустарники. Вам необходимо преодолеть все препятствия и прикоснуться к добру. Вот оно. Такое нежное, ласковое, теплое, как руки мамы. Все дотянулись? Возьмите его в руки. Приятно держать добро в руках? А теперь медленно опустите руки, прижмите их к сердцу и откройте глаза. Пусть добро навсегда поселится в вашем сердце и никогда не охладится. Побеждайте зло добром.
Слайд : Правила работы
Работа в группе.
- Как надо работать в группе? (ответы детей)
- А теперь вы будете работать самостоятельно. С последней частью.
1 задание:
- Докажите, приводя цитаты из текста, что произведение К.Паустовского повествует не только о жизни Варюши и деда Кузьмы, но и о красоте природы, о родном крае.
10 минут.
- Скажите принесло ли колечко Варюше счастье, радость? (да, Нашла свое счастье на родине. Ей нравится жить в родной деревне, рядом с дедом Кузьмой, заботиться о нем. Она способна тонко чувствовать и любить природу, родную землю)-Так бывают ли чудеса на свете? Кто творит чудеса?
- Почему Варюша не захотела покинуть свой край?
2 задание.
-Составить Синквейн (Варюша).
Итог урока. Рефлексия.
- О чем важном хотел нам сказать автор этим произведением ?( добре, о вере, заботе о ближних, любви к родине)
В произведении выражена мысль о том, что не надо далеко ходить за счастьем: счастье – оно рядом, надо просто уметь его разглядеть: надо воспитывать глаз и развивать душу, чтобы уметь наслаждаться красотой мира, который окружает тебя.
- Кому было на уроке легко и комфортно?
- Посмотрите на доске вазу. Если вам все понравилось то положите в вазу розовые цветочки, а если не понравилось – желтые.
Д/з. Написать сочинение « Моя малая Роди-С помощью текста подтвердим черты характера героини ( любит свою землю ,отказывается от третьего желания, не хочет в другие земли) и будем дописывать их по ходу анализа текста.
1группа – подтвердите текстом, что Варюша добрая, щедрая, отзывчивая, заботливая
2 группа –найдите в тексте образные выражения, которыми называет Варюшу боец.
- Какой художественный прием использован в этих прозвищах?(сравнение . метафора)
- можно ли по этим словам определить как автор относится к Варюше?
3 группа –Найдите в тексте глаголы, которые помогают определить эмоциональное настроение Варюши.
4 группа -
Синквейн.(Родина, Варюша, колечко, природа)