СТАТЬЯ ОБ ИСТОРИЧЕСКОМ ДЕЯТЕЛЕ УИЛЬЯМ КИДД — ПИРАТ ПОНЕВОЛЕ
Уильям Кидд - пират поневоле
Вторая половина XVII века отметилась в истории не только революциями и
войнами. Среди событий ярко блеснула судьба капитана Уильяма Кидда и его
сокровищ. Он не хотел быть пиратом. Но судьба распорядилась иначе – он закон-
чил свой путь на виселице. 23 мая 1701 года по старым традициям Кидд и шесте-
ро его подручных были повешены в Уоппинге на берегу Темзы, несмотря на то,
что верёвка при казни дважды обрывалась. Труп бывшего капитана, просмолен-
ный и опутанный цепями, долгое время висел на берегу в назидание морякам, а
потом еще несколько веков беспокоил живых, являясь им по ночам в кошмарах.
Но многие историки до сих пор считают казнь несправедливой, совершённой к
выгоде британской верхушки. Кидд стал пешкой в большой политической игре,
своей жизнью заплатив за интересы знатных покровителей. И тому есть вескиедоказательства. Один из видных мореходов был казнён как пират, потому что
властям Британии потребовалось скрыть компромат на многих знатных особ. Это случай, когда преступником становится государство и суд становится явно пред-
взятым и зависимым от воли знати и чиновников.
В 1695 году каперская война Франции против Британии возле американскихколоний резко усилилась. Английская верхушка, обеспокоенная огромными убыт-
ками, решила подорвать французскую торговлю в Индийском океане с помощью опытных мореходов. Действия капитанов-каперов должны были защитить интере-
сы Британии, а заодно ликвидировать и пиратов, безнаказанно подрывавших торговлю с Индией.
Глубоко сомневаясь, что парламент даст деньги на эту опасную миссию, знать и лорды решили вести дело за свой счет, надеясь поживиться. Душой замысла стали сэр Ричард Кут, граф Белломонт, новый губернатор Нью-Йорка, первый лорд Адмиралтейства адмирал сэр Руссель, граф Орфорд, статс-секретарь герцог Шрусбери, хранитель большой печати сэр Джон Соммерс и другие особы. Джентльмены решили, что будет лучше отнять у пиратов награбленное, но не для воз-
врата его законным владельцам, а чтобы пополнить свои карманы.
Исполнителя по рекомендации графа Белломонта быстро нашли в лице Уильяма Кидда, капитана с очень тёмной биографией. Бравый моряк находился под следст-
вием по делу о подтасовке результатов выборов в местные нью-йоркские органы
власти. Это был опытный "морской волк", владелец нескольких кораблей, торго-
вавший с Вест-Индией.
Предложение стать "охотником за пиратами", Кидд счёл как очень опасное и
сомнительное , но губернатор Нью-Йорка быстро объяснил: или Кидд соглаша-
ется или пожалеет об отказе. И капитан после раздумий принял это предложение. Уильям, родившийся в семье пастора-шотландца, с юности мечтал о море. К 40 годам стал опытным мореходом, побывал в самых опасных переделках. За его
плечами были захваты французских судов в Атлантике, нападения на форпосты Франции в Америке, покровительство и дружба с пиратами на Карибах, прочие мутные дела, из которых он успешно выбирался. Но английские адмиралы отме-
чая храбрость Кидда, закрывали глаза на его сомнительные подвиги.
В награду за службу короне Уильям получил захваченное французское судно,
поселился в Нью-Йорке и в 1691 году выгодно женился на Саре Коксуорт–одной из самых богатых леди Нью-Йорка, чем вызвал большие сплетни. Тем не менее, Кидд присягнул на верность новому королю Вильгельму III и, войдя в круг богачей города, получил покровительство губернатора города графа Белламонта.
Дав согласие на каперство в Индийском океане, Кидд не мог знать, что роль охотника за пиратами быстро превратит его в морского разбойника и волею
покровителей быстро приведёт на виселицу.
В 1695 г в Лондоне он получает два каперских патента – один документ от имени короля Вильгельма III давал право грабежа судов противника или его со-
юзников в Индийском океане. По другому патенту «Верноподданному и возлюб-
ленному капитану Уильяму Кидду» поручалось преследовать «пиратов, флибусть-
еров и пенителей морей». «Экспедицию» Кидда одобрили в палате лордов, коро-
левская казна денег почти не дала, и львиную долю составили взносы знатных
особ-организаторов авантюры, также и губернатора Нью-Йорка. По контракту, основную часть добычи должны были получить вкладчики, десять процентов шла королю, а Кидду и команде оставалась лишь пятая часть. Доход от узаконенногограбежа должен был покрыть затраты и принести прибыль, иначе Кидд обязы- вался возместить убытки.
Для выполнения миссии Кидд получил 34-пушечный быстроходный фрегат «Приключение», который по тем временам давал отличную скорость в 14 узлов. В мае 1696 года, едва «Приключение» вышло из Плимута в Атлантику, начав свой гибельный путь, как его остановил королевский фрегат «Герцогиня», чтобы его офицеры отобрали из команды Кидда лучших матросов в британский флот. Кидду не помогли ни протесты, ни предъявленные им охранные грамоты.
Первой добычей каперов в Атлантике стало маленькое французское судно с грузом соли и рыболовного снаряжения, шедшее к о. Ньюфаундленд. Первый захват обрадовал моряков и 4 июня 1696 г они с удовольствием бросили якорь на нью-йоркском рейде. Но здесь капитана ожидали неприятности – команда нужда- лась в пополнении. Из нужных 150 человек у него на судне было всего 70.
Матросов удалось набрать, но это была очень опасная публика, готовая хоть
завтра грабить и убивать.6 сентября Кидд вышел из Нью-Йорка и на пути к ос-
трову Мадагаскар команда стала проявлять недовольство, как назло, встреченные корабли союзников Англии нельзя было грабить. Под давлением будущих пира-
тов капитан решил за добычей идти к Красному морю.
На Мадейре корабль остановился для пополнения запасов продовольствия и пресной воды. Обогнув Африку, судно вышло в Индийский океан. В портуХодей-
да короткая остановка–назрел новый мятеж. Отпетые головорезы потребовали от Кидда захватывать корабли. Он и не спорил, понимая, что его просто выкинут за борт. С другой стороны пираты-вожаки знали, что без Кидда управлять судном они не смогут. Долгое плавание у малабарского побережья тоже ничего не дало. Кораблей не было, кончался провиант. «Капитан-неудачник! С ним мы ни-
чего не добудем» -шептались в команде. Разбойникам хотелось действовать. Но грабить было некого. Капитану не доверяла ни команда, ни индийские власти, ко-
торых он известил о миссии. «Джентльмены удачи», ограбив очередное судно, жестоко мстили «шкиперу Кидду», заодно снимая с себя ответственность.
В один из таких неудачных дней, канонир Мур в ссоре с капитаном был убит и эта смерть также поведёт капитана к виселице.В ноябре 1697 года Кидд захватил
два небольших судна, а затем и богатую роковую добычу- купеческий корабль «Кедахский купец»,принадлежавший Ост-Индской компании. При обыске Кидд нашёл у пассажиров на корабле два французских паспорта и, разграбив товары, высадил экипаж на берег.
Окрылённый успехом, Кидд прибыл в Санто-Доминго, и известил своих хозяев о большой прибыли – 500% на вложенный капитал. Но в Англии многое измени-
лось– войны закончились и парламент занялся делами страны. В Лондоне нача-
лась борьба партий и интриги, а Ост-Индская компания сделала всё, чтобы найти и сурово наказать Кидда. Его объявили пиратом. Спрятав сокровища на Лонг-
Айленде, 28 июня 1699 года Кидд прибыл в Бостон, не зная, что идёт на виселицу. Парламент начал расследование дел Кидда, обвинив его в пиратстве, а его хозяева предпочли скрыть своё участие. Ост-Индская компания потребовала вернуть "украденные" Киддом сокровища Великого Могола.
Министры Вильгельма III пожертвовали Киддом, сделав его в козлом отпу-
щения в образцово-показательном процессе. Его покровители выбрали молчание. Прокурор доказывал, что существование паспортов - вымысел. По стран-
ным обстоятельствам, главное оправдание капитана–французские паспорта ока-зались не руках адвокатов, а в архивных папках Морского министерства. Правда, многие свидетели обвинения не отрицали, что им приходилось слышать об этих паспортах, но никто не мог их предоставить. В апреле 1701 года парламент при-
нял резолюцию о предании Кидда суду, который, скорый и неправый, состоялся 8 мая.
Михаил Андреев,
Самара,
4 апреля 2016