«Рождается искусство вопреки…» О творчестве Лидии Васильевны Коваленко-художницы, поэтессы, общественном деятеле.


«Рождается искусство вопреки…» О творчестве Лидии Васильевны Коваленко-художницы, поэтессы, общественном деятеле.
Бедарёва Ксения,6 «В» класс, средняя школа имени Магжана Жумабаева , село Койлык, Сарканский район , Алматинская область,рук.:Мадьярова М.М.,Мулькибаева Д.Ж.
Гипотеза:Достаточно ли изучено в наши дни творчество Л.В..Коваленко как видного деятеля искусств РК? Какой вклад в развитие духовного наследия вносят её картины и стихотворения?
Актуальность темы исследования.
Не приходится говорить о важности воспитания чувства любви к своей родине у подрастающего поколения. Отрадно, что после нравственных потрясений 90– ых годов XX столетия в нашей стране вновь обратили внимание на вечные ценности. В связи с чем актуальным для всех стал поиск различных методов, способствующих развитию стойкого интереса у учащихся к истории родного края, культуре своей малой Родины.
Несмотря на экономическое положение в обществе ,для настоящего искусства всегда будет время и место, и оно всегда будет вызывать интерес ценителей. Стихи, поэмы, дневники Лидии Коваленко— ценнейшие свидетельства о духовной жизни нашего края и, на наш взгляд, их необходимо включить для изучения в школьную программу. 
Цель:
Изучить творчество Лидии Коваленко, привлечь внимание к красоте окружающего мира,
способствовать развитию умения видеть прекрасное в обыденном, чувствовать красоту произведений искусства в словесном его выражении.Задачи:
-Собрать и систематизировать материал о жизни и деятельности художницы из сети Интернет, сборников стихотворений, СМИ.
-Подготовить презентацию собранного материала.
-Посетить Государственный музей имени А.Кастеева, художественную галерею ARVEST в Алматы и познакомиться с выставкой картин Л.Коваленко.
-Прочесть сборники стихотворений поэтессы.
-Подготовить и провести в школе творческий вечер, посвященный 70-летию известной художницы.
- Способствовать  развитию у молодёжи «духовного зрения».
Исследовательская часть.
Творческая биография.
Творчество известной казахстанской художницы Лидии Коваленко давно знают и любят в Казахстане и за его пределами. Ее картины хранятся в частных коллекциях и музеях многих стран мира. Теперь Казахстан уже невозможно представить без её удивительно яркого искусства.
Лидия Коваленко родилась 16 января в 1946 году в селе Антоновка (Койлык) Талдыкорганской области в семье педагогов: Коваленко Василия Степановича и Елизаветы Епифановны. Была третьим и младшим ребёнком. Родители отца и их родители приехали в Казахстан вначале 20-го века с Украины через Сибирь. Родители по материнской линии тоже попали в Казахстан с той лишь разницей, что были вначале сосланы в Сибирь за сочувствие к коммунистам. Впоследствии дед становится коммунистом и организатором коммун.
Мать, Елизавета Епифановна, работала в школе учителем начальных классов, у которой не было ни одного отстающего. Была избрана депутатом Верховного Совета СССР третьего созыва. Отец,Василий Степанович, был учителем географии и истории. Участник Великой Отечественной войны ,был ранен . В семье царила атмосфера доброты и взаимодоверия. Родители прививали в детях любовь к чтению классической литературы, заучивали стихотворения. Несколько поколений учили, давали путёвку в самостоятельную жизнь педагоги, Елизавета Епифановна и ВасилийСтепанович Коваленко.
Рисовать Л.Коваленко начала с 2-х лет, «расписывая» стены отчего дома. Первый вернисаж произошёл в районном центре городе Сарканд, когда юной художнице было всего 4 года. За год до окончания школы родители повезли детей смотреть города Советского Союза:Москва, Новосибирск,Калуга, Киев. Перед девушкой возник вопрос: «Кем быть? Куда поехать учиться?»
В 1964 году поступила на архитектурный факультет Казахского политехнического института. Ей интересны рисунки и живопись Кенбаева М.С., Мамбаева, С.А.Темиргалиева М.Т., скульптура Усачёва П.
В 1965 году талантливая студентка с группой направляется на практику в город Ленинград, где занимается реставрацией с золочением деревянной резьбы в Эрмитаже. Обходя самостоятельно музеи и выставки, наткнулась в Кунст-камере на свиток Ци Бай-ши «Пионы».Это был подарок Мао Цзедуна Сталину. С этого момента для неё начинается новое видение в искусстве. До закрытия музея простояла завороженной перед этим свитком. Поражало мастерство автора и движение акварельных красок. Они втекали одна в другую, образуя красивейший и невиданный сплав.
В 1969 году оканчивает институт и 10 лет посвящает архитектуре, которая не приносит художнице творческого удовлетворения. Работала по приглашению в элитном проектном институте«Алма-Атагипрогор» руководителем группы художников-архитекторов. В основном занимались над малыми архитектурными формами.
С 1979 года по 1983 годы работала художником-декоратором фирмы «Восход», где получила собственную мастерскую. Знакомится с видными художниками -декораторами и оформителями города.
С 1984 года является членом Союза Архитекторов Казахстана.
С начала 90-х годов начинает собирать свои картины, эскизы и участвует в сезонных коллективных выставках, организованных Союзом архитекторов. Кроме этого занимается монументальной живописью, делала искусственные витражи, пространственные композиции, декоративные панно в смешанной технике, оформляла графикой стихи казахстанских поэтов.
В 1998 году приняла активное участие в оформлении картинами Детской деревни и награждена председателем детского фонда «Бобек» Сарой Алпысовной Назарбаевой Почетным дипломом за благотворительную помощь.В 1999 году получила в подарок путешествие по Китаю от правительства родины акварельной живописи.
В 2004 году поэзия Л.Коваленко одобрена Министерством образования и науки РК и её имя вошло в школьную программу большим количеством стихотворений наряду с великим Абаем Кунанбаевым, Джамбулом Джабаевым,Мухтаром Шахановым, Олжасом Сулейменовым(Хрестоматия «Самопознание», 8 класс).
В 2005 году ей было присвоено звание Почётного Доктора Московской государственной академии Творчествоведенияи и в этом же году выходит пятитысячным тиражом сборник стихотворений «Леди Осень».
Совместно с Диной Лукьянец выпустила клип «Я в мирах».
В 2006 году за заслуги в искусстве, литературе и общественной деятельности и в связи с 60-летним юбилеем ей присвоено звание «Заслуженный деятель культуры Республики Казахстан». . А недавно художнице было присвоено почетное звание “Заслуженный деятель культуры Республики Казахстан”.
Призвание.
Архитектор по образованию, она проявила огромный интерес к акварельной живописи, в результате чего в мировом искусстве теперь существует то, что изобрела Лидия. Этому невозможно подражать, как нельзя и скопировать.  Ни для кого не секрет, что ею сделана буквально "мировая революция" в технике акварельной живописи, названная "теплый иней", которой восхищаются Ватикан, Япония, Франция, а правительство Китая сделало ей подарок в виде замечательного путешествия в Пекин, Шанхай, СУАР, и встреч со своими выдающимися деятелями литературы и искусстваАвтор уникальной акварельной техники, названной «теплый иней». Посредством своих уникальных работ восхваляет природу Казахстана, а своим поэтическим творчеством способствует дружбе народов и межнациональному согласию . О художественном и поэтическом творчестве Лидии Васильевны сняты фильмы, созданы клипы, написаны исследовательские статьи. Репродукции ее картин украшают казахстанские и российские литературные, художественные, поэтические и периодические издания, на ее стихи написаны циклы романсов и песен. Картины Лидии Коваленко сегодня украшают частные и государственные коллекции во многих странах мира. Любуешься ее акварелями и, как будто в старой доброй сказке, попадаешь в волшебную страну, где царят «Сакура. Звезды. Луна. Море. Бамбук. Тишина… Ветер. Вулканы. Вода. Белый мираж. Города. В горной речушке форель. Травы. Тянь-шаньская ель. В стихах «Мои акварели» художница кратко и емко рассказала, о чем говорят ее картины .Живопись, поэзия, графика в творчестве Лидии Коваленко настолько тесно переплелись, что стали неразделимы. Цветы и пейзажи в ее акварелях поэтичны, а стихи красочны. Любой графический рисунок – это целый сонет или ,по крайней мере, лирическое четверостишие. Впереди еще столько планов: издать книжку «Маленькие кавказские приключения»(юмористические заметки об отдыхе и работе в Аджарии), опубликовать путевые заметки «Мой китайский альбом», «Степь поет», а также сборники шаржей, пародий, эпиграмм «Есть мужчины!» и «Азбука архитектора». И, наконец, собрать в серьезный альбом всю свою графику и акварельную живопись. А еще художница сажает деревья в алматинском микрорайоне «Аксай», совершенно искренне считая, что сделать свою собственную жизнь светлее, добрее и полезнее человек должен сам, своими руками. Если, конечно, очень хочет.
Однажды ей задали вопрос : « Лидия Васильевна, вы родом из удивительно края – Джунгарии. Надо полагать, что это изумительная красота родных мест пробудила талант будущей художницы?»
На этот вопрос Л.Коваленко ответила так : «Конечно, разнотравье лугов, хрустальные горные ручьи, сказочное озеро Жасылколь – все это нашло отражение в моих картинах. Природа – вечная, неисчерпаемая тема. А еще мне нравится космос. Люблю все таинственное, недосказанное, то, что может питать воображение человека. Фантастические образы сопровождают меня с ранней юности, когда я полюбила братьев Стругацких, Станислава Лемма, Клиффорда Саймака, Рэя Брэдбери… Мною создана новая акварельная техника, которая помогает раскрыть космические темы. Была счастлива, когда наш казахстанский космонавт Талгат Аубакиров в фильме «Наш дом» высоко оценил мое творчество».
«Тёплый иней».
Лидия Коваленко- единственный художник в Казахстане, который использует новую акварельную технику в сфере живописи. Эксперты назвали её «мировой революцией». Как она ее придумала? Из слов самой художницы:
– В 1965 году в ленинградской Кунсткамере я увидела акварель китайского художника Ци Бай-ши. Это был подарок Мао товарищу Сталину. Тогда меня поразили красота, цвет и необыкновенное изображение пионов на рисовой бумаге. Краски как будто втекали одна в другую и давали чистый сплав. Прошло двадцать лет, и я, стремясь разгадать тайну Ци Бай-ши, долго и тщательно изучала поведение красок на воде. Путем долгих экспериментов, через удачи и неудачи открыла собственную технику, которую назвала «теплый иней», на китайском – «нуан шуань» – два очень красивых иероглифа. Вот этот «теплый иней» и позволяет мне лихо и виртуозно справляться с задачами, непостижимыми в любой другой технике. Я писала китайские, корейские, японские пейзажи, ни разу не побывав в этих странах. «Страны, где никогда не бывала, По которым грущу и тоскую, Может, зная о них слишком мало, Все же я их рисую – рискую…».
В её работах много фантастики, сказок, притчей и легенд. Она верит в параллельные и прозрачные миры, для неё, как для китайцев, корейцев, японцев, природа имеет свою философию: она – единое целое с человеком и космосом.
Джунгария - родные горы.
Поскольку каждый поэт и художник с детства пропитан, кажется, даже самим воздухом родных мест, им объясняется страсть и любовь Л. В. Коваленко к пейзажам Талды-Курганской области.
К горам, ручьям, водопадам, и к людям, с которыми пришлось расти и учиться, и кому она щедро помогает по мере сил сегодня, - старым, и молодым, кому - морально, кому - материально.Художницу нельзя упрекнуть в эгоизме или скупости - ей чужды такие качества. Так, в 2003-м году, во время поездки в родные места, Лидия Васильевна подарила сотни своих книг школьникам из тех мест, где сама когда-то училась.
В Казахстане есть два знаменитых озера : Жаланашколь, изумрудно-зеленого цвета, овальной формы, и Алаколь, с райской бирюзово-голубой гладью воды, особенно в ясную погоду, когда в ней отражается, кажется, вся синева неба.
Алаколь лишь немногим уступает по площади Иссык-Кулю, но вполне может стать и местом паломничества туристов хоть из США, хоть из ФРГ, - у них нет подобных водных жемчужин.
Сокровища Джунгарии отражены и на полотнах художницы, и воспеты в ее стихах, поэтому, наверное, ее картины увозят с собой те казахстанцы, кто по разным причинам переезжает в Канаду, в Австралию, и т.д.
Чудо природы заключается и в знаменитых "Джунгарских воротах", которые как бы служат единением двух этих озер, - изумительной долине длиною около 10 км. Именно разнообразие красок казахстанской природы - в разное время года, в разное время суток - совершенно новые оттенки и виды прекраснейшего из самых лучших уголков нашей флоры и фауны - поражают воображение, что, несомненно, отражается в акварельных работах Лидии Васильевны Коваленко и в ее стихах.
Но и другие озера, и даже маленькие речки - все исходила пешком, вдоль и поперек, и не раз (часто - без гида), - художница и поэтесса, что также отразилось в ее творчестве. Поэтому вполне заслуженна и награда - медаль "За вклад в культуру Казахстана", которой была справедливо удостоена Лидия Васильевна Коваленко, в 2006-м году.
"Джунгарские форельные ручьи
И замшевые камни, чьи вы, чьи?
Моей душе вы дороги всегда -
И черные форели, и вода
(Зеленая вода лесных озер) -
В моей душе вы с детства до сих пор
Живете в сокровенном уголке"
(стихи "Моя Джунгария", из книги "Леди Осень").
Акварели и стихи - воспоминания о Китае.
Как известно, любое путешествие для творческого человека - новое знакомство с некоей прежде незнакомой (малознакомой) гранью глобального мира, и каждому автору путешествие приносит свежие, оригинальные идеи, - так свежий порыв морского ветра - наполняет парус на яхте, продвигая ее по волнам в нужном направлении.
Очередная волна творческого вдохновения охватила поэтессу и художницу Л. В. Коваленко, после путешествия в Китай: на крыльях своего богатого воображения она теперь вновь и вновь уносится к рассветам с "пылающими красными солнцами".
Ведь такой цвет солнца - огненно-красный, в китайском повседневном пейзаже - непременный космический атрибут неба, над многомиллионными городами с их историческими памятниками и новыми небоскребами на берегах заливов, где кричат чайки и пахнет свежей рыбой на приморских проспектах.
Пылающие шары солнца с тех пор стали неотъемлемой частью многих ее акварелей.
Впрочем, знакомство и с древней, и с современной китайской культурой Лидии Васильевны Коваленко произошло гораздо раньше, чем она сошла с трапа самолета, на котором казахстанская делегация деятелей культуры (в составе из пяти человек) по приглашению посла КНР в Казахстане - Ли Хуэя прибыла в сентябре 1999 года в страну.
Лидия Коваленко задолго до поездки читала стихи древних китайских поэтов (7-8 век) - Ли Бо (701-762 гг..), Ду Фу (712-770 гг..), а роман писателя Ши Най Ань "Речные заводи", где около 180 героев (!), произвел на нее неизгладимое впечатление - ничего подобного до него не было в литературе Востока.
Поездка по маршруту: Алматы - Пекин - Шанхай - Урумчи - Алматы была столь интересной, впечатляющей, богатой на экскурсии, что отголоски того периода всегда будут волновать воспоминаниями и обогащать культурный почерк автора замечательных акварелей и прекрасных стихов. В которых, безусловно, есть творческий отблеск, озарение вдохновением, навеянным китайскими мотивами, пейзажами и - колоритом величайшей из человеческих цивилизаций, давшей миру шелк, акварель, кисти и бумагу.
Те трудные километры Великой Китайской стены, которые Л. В. Коваленко прошла во время путешествия, оставили неизгладимые впечатления в ее поэтической душе:
"На отвесных хребтах
Среди зарослей дикой хурмы,
К горизонту уходит от нас
Рукотворное мощное чудо:
Над Китайской Стеною не властны века"…
(из книги "Леди Осень").
Прогулки по губернаторскому парку Шанхая, благоухающему зарослями орхидей, где плещутся в изумрудно-зеленоватых прудах сотни красно-золотистых рыбок (символ процветания и богатства), нашли свое отражение и в акварелях Лидии Васильевны.
Тема "девяти рыбок" - это очень важный момент в теории процветания и прогресса "Фен-Шуй".
Девять рыбок - символ богатства, впрочем, мы находим и в редких научных книгах, посвященных китайскому художнику Ци Бай-Ши (именно его Лидия Коваленко и называет в стихах своим учителем - "Мой учитель Ци Бай-Ши"), изображения рыб, раков, а чаще всего карпа, которого великий китаец часто изображал плывущим, точно, выразительно и эмоционально.
Клен склонился тихо к светлым водам,
Наблюдая за движеньем рыбок,
Что в прозрачном зеркале полощут
Красные тончайшие хвосты…".(из книги "Леди Осень").
Из газетных статей.
Газета «Свобода Слова» 22 февраля 2014 год. Статья Елены Карчевской «Лидия Коваленко: «Я верю в параллельные миры».
В Главном Государственном музее РК (г. Алматы) успешно прошла очередная выставка работ художницы Л. В. Коваленко. На выставке было представлено более 60 работ, и из них большая часть - акварели в эксклюзивном авторском стиле, - работы кисти самой Лидии Васильевны, малая часть - гобелены ее дочери Елены, также два гобелена - Василия Коваленко, сына знаменитой художницы.
Следует сказать, что выставляемые в Госмузее работы можно рассматривать как утром, так и вечером, любую вещь, - под любым углом: замечательный купол Государственного музея был задуман и создан таким чудесным образом, что Солнце, - как в некоторых древних культовых храмах, почти всегда дарит свои теплые лучи дворцу, сквозь прозрачный центр стеклянного купола.
На этой выставке поражали воображение акварели Л. Коваленко из частной коллекции поэтессы Л. Бердыгужиной.
Газета « Караван» .Статья Аиды Калымбетовой «Грани художественного таланта».

Посещая выставку Л.В. Коваленко в Музее искусств им. Кастеева, в январе 2006 года, восхищаешься коллекционными акварелями, ставшие частной собственностью ценителей и знатоков изобразительного искусства.
В музее им. Кастеева было выставлено 100 работ Лидии Коваленко, ее акварели и графика, а также роскошные, яркие гобелены ее дочери - Елены. Изысканные вкусы коллекционеров не разочаровали посетителей. Изумительная акварель из частной коллекции Толеубека Мукашева -"Нежгучая осень" - особенно яркое, сочное, лепно богатое красками осени, творение Л.В. Коваленко, поражает воображение зрителя и дарит прекрасный настрой и жизнерадостность.
Очень яркий, огненно-красный цветущий кактус - явление редкое, ведь вечно-колючие растения цветут не часто, и оттенки красного всем своим видом как бы говорят о пламенной страсти и жаре искренней, горячей любви, вспыхивающей так же, - не часто, - именно эта акварель считается "оберегом" для дома и входит в личный фонд художницы.
"Июльские мотыльки" - акварель из частной коллекции знаменитой балерины Амангуль Оразгалиевой. Отношения двух мотыльков переданы с поразительной точностью, даже удивительно, как можно было "подсмотреть" этот "танец любви" столь крохотных существ.
А кроме того изобразить движения душ, двух - почти аморфных, и, тем не менее, великолепных созданий природы, жизнь которых так коротка, а мгновения счастья - так быстротечны, как легкий порыв ветра, уносящий в вечность белые пушинки одуванчиков.
Как в унисон настроению природы - зима, тающая по краям озера, отступающая перед теплым очарованием весны - во время переходного времени, из состояния влажного, прохладного противостояния, от холода - к теплу, когда процесс перехода кажется мучительным, но победоносным.
Все это - в работе "Джунгарская сказка", где изображено озеро Жасылколь в снежном плену (зимний вариант), и акварель теперь принадлежит скрипачке Оперного театра Марьям Джайляубековой.
Отзывы посетителей.
«Лидия Васильевна Коваленко - художница и поэтесса, архитектор и писатель, мама, бабушка, элегантная женщина, интеллектуалка и феминистка, отважно лазающая по горам, водопадам и каньонам с блокнотом, мольбертом и фотоаппаратом в руках - в постоянном творческом поиске свежих впечатлений, ощущений, свежей, очередной новой "темы", настойчиво и трудолюбиво совершенствующая свой художественный стиль и уровень мастерства».« Умная, невероятно обаятельная, "настоящая" блондинка, чьи эффектные фотографии на вершине горной скалы, или - на вершине очередного ее успеха можно часто видеть во многих изданиях».
«Творчество Лидии Васильевны Коваленко совершенно оригинально, поэтому - узнаваемо с первой секунды. Ее акварели невозможно спутать ни с чьими работами, как, впрочем, и графику, даже дружеские шаржи, и просто карикатурные портреты, которые она также иногда рисует, - полны доброжелательности, света и тепла».
Выводы:
Творчество Лидияи Коваленко уникально и самобытно. Она популярна и любима не только за необыкновенно теплую живопись, но и за ее огромный вклад в дело межнационального согласия, значение которого трудно переоценить . Ее акварели полны доброжелательности, света и тепла. Основным стимулом её творчества, по словам самой художницы-поэтессы, -это «вера в прекрасное будущее Казахстана, потому что главное его богатство – наш замечательный народ».
Литература:
1.Елена Карчевская.Свобода Слова.22 февраля 2014 год.
2.19.11.2015 Лидия Коваленко: «Я верю в параллельные миры» - Свобода Слова
3.http://erkindik.kz/lidiya-kovalenko-ya-veryu-v-parallelnyie-miryi/ 4/5
4. :http://articles.caravan.kz/articles/grani-khudozhestvennogo-talanta-articleID89192.html
5.Материалы из семейного архива.