Статья Детско-родительские мероприятия как одна из форм психолого-педагогической работы


Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4»
с углубленным изучением отдельных предметов городского округа Стрежевой
Тема: «Детско-родительские мероприятия как одна из активных форм психолого-педагогической работы в воспитательном процессе».
Для классных руководителей, педагогов-психологов.
Автор: Белых Любовь Петровна
2015 год
Слайд №1
Мастер - класс «Детско-родительские мероприятия как одна из активных форм психолого-педагогической работы в воспитательном процессе».
Сегодня мне хотелось представить вам, одну из активных форм психолого-педагогической работы, такой как детско-родительские мероприятия.
Работу с родителями я считаю одной из главных направлений в своей работы. Поскольку они являются главными воспитателями ребенка и поэтому, осуществляя с ними сотрудничество можно добиться больших результатов.
Слайд №2
Целью групповой работы с родителями является формирование вокруг ребенка общего воспитательного «поля», обеспечивающего согласованность воздействий взрослых – родителей, педагогов, психологов.
Слайд №3
Согласованность является важнейшим условием эффективности воздействий взрослых. Иначе возникает ситуация как в известной басне Крылова «Лебедь рак и щука».
Слайд №4.
Задачи работы с родителями:
Согласование ценностных основ воспитания ребенка…
Согласование проблемных и ресурсных областей в развитии детей, то есть определение того, какие проявления считать проблемными и к каким следует стремиться, «прорисовывание» желаемого образа ребенка.
Согласование поведенческих действий в отношении ребенка, то есть определение зон ответственности родителей и педагогов, выяснение того, кому и как воздействовать дома, в школе, чтобы добиваться желаемых в нем изменений.
Слайд №5
Одна из активных форм работы это - детско-родительские мероприятия (ДРМ), которые проводятся в нашей школе мною совместно с классными руководителями.
ДРМ – что это? Игра, тренинг, праздник, урок, путешествие. Почему именно эта форма? Потому что…
Слайд №6
Активные методы обеспечивают не только внутреннее проживание участниками темы встречи, но и предполагают их какие-либо внешние действия, то есть внешнего проявления внутренних потребностей, отношений, способностей. Активные методы побуждают самовыражение участников, создавая для этого условия и позволяя им реализовать их в комфортной форме.
Например:
Слайд №7
Игра «Океан чудес» (для обучающихся начальной школы). Представляет собой воображаемое путешествие по океану. Сейчас я предлагаю вам пройти часть этого пути.
Оборудование: цветная бумага, ножницы, клей, карандаши, маркеры
Ход работы группы:
Перед началом вам необходимо разделиться на пары, где один участник будет играть роль родителя, а другой – ребенка. При большом количестве участников создать две-три команды
Участники делятся на пары (родитель – ребенок). (Участникам, выполняющим роль ребенка прикрепляются эмблемы.)
Ведущий:
Сегодня мы с вами будем путешествовать по волшебному океану чудес.
Вот мы на берегу океана (слайдовая презентация, музыка с шумом океана). Чтобы отправиться, в путешествие нам нужны корабли.
Задание№1.
Каждая пара – изготовьте для себя лодку, мачту, паруса и скрепите их. Это будут наши корабли.
Все группы парами (родитель + ребенок) создают модели своих кораблей в виде моделей-аппликаций.
Слайд №8
Ведущий: Ну, вот наша команда действительно готова. Вперед! (На экране появляется корабль и звучит музыка с шумом океана).
В жизни мы любим, мечтать и очень хотим, чтобы наши желания исполнились, и нередко судьба преподносит нам подарки, наши желания исполняются. Но часто они остаются только в мечтах, так как мы боимся высказать свое самое сокровенное близкому человеку – маме, отцу, бабушке, дедушке, брату, сестре.
Слайд + №8
Ведущий: Посмотрите, впереди появились «Розовые облака» (На экране появляются розовые облака),
Сейчас каждый участник пусть запишет на своем корабле и парусе пожелания (дети – родителям, а родители – детям.)
Каждая группа делает совместную аппликацию пожеланий. Каждой группе выдается заранее подготовленное из бумаги розовое облако и на него участники группы приклеивают свои корабли, (Прикрепите свои корабли на это облако,после чего облако прикрепляется на доску).
Эти облака помогут нам сегодня услышать невысказанные пожелания членам своей семьи.
Аппликацию презентует представитель каждой группы у доски.
Музыка…
Задание№2.
Ведущий: Наша жизнь представляет череду белых и черных полос, радости и ссор, примирений и недомолвок.
Слайд №9
Ведущий: Поможет нам, как выйти из сложных ситуаций «остров ссор». (На экране появляется остров).
Каждой группе дается описание определенной жизненной ситуации. Вначале каждая группа предлагает свой выход из сложившейся ситуации (Можно разыграть сценки, где дети играют роль взрослых, а родители – роль детей), а затем идет обсуждение всеми участниками. (15 – 20 минут)
Ситуации:
Мама просит детей убрать в комнате и помыть посуду. Дети находят много причин, чтобы уйти от выполнения задания.
Что сделать, чтобы задание было выполнено без ущерба обеих сторон? Обсудите варианты взрослых и детей и найдите решение, приемлемое для всех.
У всех, ну почти у всех взрослых сейчас есть мобильные телефоны. Дети тоже хотят иметь мобильные телефоны. Родители знают, что мобильники приносят не только пользу, но и довольно большой вред. Ребенок постоянно носит при себе мобильный телефон, делает с ним уроки под музыку, пишет бесконечные SMS, часто звонит друзьям и на замечания родителей либо отмахивается и продолжает делать то, что делал, либо начинает противоречить и упрямиться.
Что предпринять родителям? А что могут посоветовать дети своему сверстнику? Обсудите варианты взрослых и детей и найдите решение, приемлемое для всех.
Карманные деньги. Всем хочется их иметь, чтобы распоряжаться по своему усмотрению, а не так, как скажут родители. Где их взять? Можно ли заработать в семье? Если «да», то за что и каким образом? Обсудите варианты взрослых и детей и найдите решение, приемлемое для всех.
Сын (дочь) стал(а) резок (резка), груб (груба). Разговаривает только на повышенных тонах. Папа принимает крайние меры и накладывает на ребенка домашний арест: в течение недели ребенок после школы идет домой и не выходит на улицу. Как «разрулить» эту ситуацию? Обсудите варианты взрослых и детей и найдите решение, приемлемое для всех.
Два ученика поссорились в классе, потом ссора продлилась на улице и закончилась дракой. Никто виновным себя не признает. Родители одного из мальчиков написали заявление директору школы, в милицию, требуя принять меры к сопернику. Дети по истечении времени уже не имеют друг к другу претензий, а вот родители никак не могут успокоиться.
Как бы следовало поступить родителям? Что могут посоветовать дети в этой ситуации? Обсудите варианты взрослых и детей и найдите решение, приемлемое для всех.
Родители решили купить ребенку одежду. Придя вместе с ребенком в магазин, мама с папой начинают подбирать одежду на свой вкус и в соответствии со своими возможностями. Ребенку нравятся другие модели, которые современнее и дороже. Возникает ссора, ребенок отказывается надеть то, что хотят приобрести родители.
Ведущий:Как бы следовало поступить родителям? Что могут посоветовать дети в этой ситуации? Обсудите варианты взрослых и детей и найдите решение, приемлемое для всех.
Музыка…
Слайд №10
Задание№4.
Ведущий: В каждой семье есть совместные любимые дела, хобби и увлечения. Кто–то ходит в кино, кто–то - в поход, а кто–то любит вместе смотреть телевизор и обсуждать телепередачи или читать книги. Наш новый остров в океане «Остров увлечений» поможет нам приоткрыть занавес над вашими семейными интересами.
Команда (все участники) на заранее подготовленном листе ватмана в форме калейдоскопа должна составить композицию из рисунков каждой семьи по теме «Семейные увлечения».
После этого каждая пара представляет свою работу в форме рекламы, так чтобы другие участники непременно заинтересовались.
Музыка…
Слайд №11
Ведущий: Наш путь все дальше и дальше, навстречу островку «Вместе весело»
Задание№5.
Ведущий: Здесь можно показать пантомиму совместной трудовой деятельности (уборка квартиры, поход в магазин…). Остальные команды угадывают. Командам предлагаются темы для пантомим.
Темы для пантомим:
В вашей семье праздник. Вы накрываете на стол, моете и укладываете фрукты в тарелку, чистите и начинаете жарить картошку. Вас отвлекает телефонный звонок. Через какое-то время вы чувствуете запах сгоревшей картошки.
Поход в магазин за покупками.
Поход в зоопарк.
Дети и родители на спортивной площадке, совместные игры.
Музыка…
Слайд №12
Ведущий: Вот мы и прибываем к противоположному берегу океана. А теперь давайте представим, что стоя на разных берегах, мы наконец-то встретились, я попрошу вас взять друг друга за руки и замереть пока не закончиться музыка.
Слайд +№12
Ведущий: Подобная форма работы напоминает спасательный круг для родителей и детей в их взаимоотношениях.
Сегодняшних участников я попрошу выбрать спасательный круг для своего корабля такого цвета, который соответствует вашему настроению и прикрепить его, ведь не один корабль не может отправиться в плавания без надежды на спасения в случае катастрофы.
А сейчас я прошу участников обсудить предложить каких результатов, по Вашему мнению, можно достичь в процессе такой работы?
Запишите их на голубых облаках? (облака прикрепляются на доску и каждая команда презентует свое облако)
Слайд №13 Путь к сотрудничеству – путь к успеху!
Слайд №14 Спасибо за внимание и участие.