Презентация по русскому языку . Урок — подготовка к ГИА.


с1 изложение Самая большая ценность народа – язык, на котором он пишет, говорит, думает(Д.Н. Лихачев) Задания А1-А7 открытого типа ( с выбором ответа) и В1-В9(с кратким ответом) проверяют языковую и лингвистическую компетенции, ( умение анализировать прочитанный текст с использованием знаний орфографии, пунктуации и синтаксиса. А-1 В каком предложении содержится информация, необходимая дляобоснования ответа на вопрос: «Почему рассказчик так наслаждался взятой в библиотеке книгой?»1) (1)Я читал свою толстую библиотечную книгу очень долго – месяц или полтора.2) (3)Иногда казалось, что война идёт всегда, что отец целую вечность на фронте.3) (8)Но затянувшаяся временность, понятно, требовала хотькоротких прикосновений к постоянству.4) (22)Закончив читать её, я с надеждой отправился в библиотеку. (9)Может, я потому так долго и читал книгу о довоенной жизни, что это было воспоминание о постоянстве? Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «постоянство»(предложение 9).1) неизменность 2) верность 3) твёрдость 4) неподвижность Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет. 1) Я купался в счастье, в солнце и беззаботности довоенной жизни, которая уже стала забываться, отодвигаться в даль памяти, словно в театральные кулисы.2) Может, эта книжка была маленьким островком мира в моревойны?3) Книга делала чудо: она разговаривала со мной разными голосами детей и взрослых.4) Будто волшебная власть уносила меня в другое пространство и время, и раскрывались безмерные дали, расступались облачные небеса. А - 4 1) В слове ДВОРЦУ все согласные звуки имеют пару по мягкости.2) В слове ПОДВИГ последний звук – [к].3) В слове МАЯ 4 звука.4) В слове ШКОЛЬНИКОВ мягкость согласного [л’] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак) . Задания А5, А6, А7Орфография 1. Правописание чередующейся безударной гласной в корне2. Правописание приставок3. Правописание суффиксов Правописание о-а в корнях с чередованием зависит от - А- согласной ударения значения -лаг- (-а)-кас- (-а-)-лож-(-а-)-кос- (-а-) -раст-(перед ст)-ращ-(перед щ)-рос-(нет ст, щ)Скак-скоч(перед к – а,перед ч – о) -гар--гор--зар--зор- МАК – МОКРАВН - РОВН Искл.: росток, ростовщик, Рос-тислав, Ростовна вырост;отрасль. Искл.: зоревать А-5 Укажите слово с чередующейся гласной в корне слова.1. меняет2. горевать3. избирать4. зароптала Правописание приставок и суффиксов Приставки Неизменяемые На з-, с- При-, пре- Правописание суффиксов Н-прилагательныепричастия- наречия НН-прилагательныепричастия-наречия А-6 В каком слове правописание приставки определяется глухостью последующего согласного?1. разбираться2. обмениваться3. разглядывал 4. рассказать А-7 В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В суффиксе отглагольного прилагательного пишется одно Н»?1. интереснее2. полезнее3. цветные4. толчёные Задание В 1Лексика, стилистика Синонимы- это слова одной части речи, у которых лексические значения полностью или в основном совпадают. Существуют лексические, фразеологические, морфологические, синтаксические, стилистические и контекстные синонимы. Укажите строку, в которой все слова являются синонимами Тихий, беззвучный, бледный, безмолвный. Неповторимый, своеобразный, особенность, самобытный. Безграничный, бескрайний, необъятный, необозримый. Выдающийся, замечательный, видный, заурядный. В-1 Замените разговорное слово «послонялся» в предложении 24 стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово ____________________________________________________________________ В-2 Выпишите грамматическую основу предложения 5.Ответ: ____________________________________________________________ Задание В3Синтаксис. Словосочетание. Словосочетание- единицасинтаксиса СогласованиеКакой?Сущ.+прил.Сущ.+причаст.Местоим.+прилаг. УправлениеПадежные вопросыГлагол+сущ.Сущ.+сущ.Глаг.+местоим. ПримыканиеГлаг.+нареч.Нареч.+деепр. В-3 Замените словосочетание «временно закрыта» (предложение 23),построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием сосвязью управление. Напишите получившееся словосочетание.Ответ: ____________________________________________________________ Замените словосочетание бесконечная равнина синонимичным, основанном на связи управление.Замените словосочетание горное село синонимичным, основанном на связи управление.Замените словосочетание голос отца синонимичным, основанном на связи согласование.Замените словосочетание яростно хлестали синонимичным, основанном на связи управление. В-4 Среди предложений 22–24 найдите предложение с обособленнымсогласованным определением. Напишите номер этого предложения.Ответ: ___________________________ В-5 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованывсе запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при вводном слове.Может,(1) я хотел подольше задержаться там,(2) на мирной и тихойВолге,(3) представляя героя книжки,(4) моего сверстника,(5) самим собою?Ответ: ___________________________ В-6 Укажите количество грамматических основ в предложении 16. Ответзапишите цифрой.Ответ: ___________________________ В-7 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованывсе запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частямисложного предложения, связанными подчинительной связью.Всё,(1) что происходило сейчас,(2) казалось временным. Но затянувшаясявременность,(3) понятно,(4) требовала хоть коротких прикосновений к постоянству.Ответ: ___________________________ В-8 Среди предложений 1–6 найдите сложноподчинённое предложение соднородными придаточными. Напишите номер этого предложения.Ответ: ___________________________ В-9 Среди предложений 11–15 найдите сложное бессоюзное предложение.Напишите номер этого предложения.Ответ: ___________________________