Литературный вечер Жизнь и творчество А.С.Пушкина


Литературный вечер "Жизнь и творчество А.С. Пушкина"
Цели урока:
образовательная: познакомить более глубоко с творчеством А.С. Пушкина;
развивающая: развитие кругозора, речи, творческой активности;
воспитательная: воспитывать любовь к литературе, русской поэзии прививать любовь к родному языку, книге.
Оборудование:
портрет А.С. Пушкина
предметы и рисунки для проведения викторины;
выставка рисунков по произведениям А.С.Пушкина.
компьютер, проектор, экран, презентация.
надувные шары;
плакат "А.С. Пушкин – великий русский поэт", "солнцем русской поэзии"
запись музыкального сопровождения (музыка П.И. Чайковского «Времена года», Людвиг ванн Бетховен «Прелюдия № 5», Моцарт «Реквием» и др.);
элементы костюмов для инсценировки отрывков из сказок.
Пушкин – солнце русской поэзии, великий русский поэт
Подготовительная работа:
выставка рисунков к произведениям А.С. Пушкина;
репетиции с детьми инсценирования сказок А.С.Пушкина.
Орг.момент.
Музыка Людвиг ван Бетховен «Вечер на ферме»
Инсценировка «Сказки о царе Салтане».
Музыка. «Прелюдия №5» Людвиг ван Бетховен
(слайд 1) Учитель. Добрый день!
-Вы посмотрели отрывок из сказки, а знаете, как она называется?
Сегодня мы проводим литературный урок, посвященный памяти великого русского поэта и писателя Александра Сергеевича Пушкина.
Вы уже знакомы с творчеством поэта, читали многие его произведения, и сегодня вы узнаете еще много нового и интересного.
С самого детства входит в нашу жизнь веселое и звучное имя – Пушкин, и до конца жизни сопровождает нас великий поэт как верный друг, воспитатель прекрасного и доброго в человеке.

П.И.Чайковский «Времена года»
(сл. 2) Вед. 1 Александр Сергеевич Пушкин родился в начале лета, когда природа цвела и благоухала яркими, сочными красками. Великий русский поэт родился 6 июня 1799 года в Москве.
Вед. 2.  Александр Сергеевич был очень образованным, знал французский (на нём говорили все в доме), английский, немецкий, итальянский, испанский, латинский, греческий и польский языки. Некоторыми из них он владел в совершенстве, другие постоянно изучал.
(сл. 3) Вед. 1 Отец поэта, Сергей Львович, происходил из старинного дворянского рода. Предки Пушкина со стороны отца были уважаемыми людьми при царском дворе. Отец дружил с известными литераторами и имел в доме большую библиотеку.
(сл. 4) Вед. 2 Мать Пушкина, Надежда Осиповна, была внучкой Ганнибала, арапа Петра великого. А родился прадед Пушкина в Африке, в богатой княжеской семье. Маленьким мальчиком он был взят в плен, привезен в Россию и подарен русскому царю Петру.
Вед. 1 За большие умственные способности Петр 1 отправляет арапа учиться во Францию. Вернувшись в Россию он стал русским генералом.
Вед. 2. Надежда Осиповна любила театры, балы и поэтому мало внимания уделяется детям, которых в семье трое.
Характер имела самый неровный: то гневалась, да так, что не только прислуга, но и дети, и муж старались не попадаться на глаза.

Вед. 1. Мать раздражало в Саше всё: упрямство, его некрасивость и, главное, его непохожесть на других детей. Надежда Осиповна наказывала за малейшие проступки.
Вед. 2. У маленького Саши в детстве была привычка тереть ладони одну о другую. Мать на целый день завязывала ему руки назад и морила голодом.
У. Из воспоминаний соседей о маленьком Саше: «Бывало, придём к Пушкиным, а Саша сидит с зале в углу, огорожен стульями, что-то накуролесил, вот и оштрафовали; а иногда с другими детьми пустится в плясы, а т.к. неловок над ним засмеются, он весь покраснеет, сядет на стул и его уже весь вечер никто не поднимет».
Его брат Лев писал впоследствии о детских годах Александра: "До одиннадцатилетнего возраста он воспитывался в родительском доме. Мальчик, как будто соткан из противоречий нескладный и живой, порывистый, вспыльчивый, весёлый и угрюмый, застенчивый и насмешливый, угловатый и изящный; откровенный и замкнутый. (Не о таком ребёнке мечтала Надежда Осиповна).
Его заставляли быть любезным, светским ребенком, но он и в детстве не терпел насилия, оно пробуждало в нем гнев.
(сл. 5) У Саши была сестра Ольга и брат Лев, но в детстве Пушкина связывала нежная дружба с сестрой, она была первой слушательницей стихов Пушкина-мальчика. 
(сл.6) Воспитанием Саши и Оли занимались гувернеры - французы, которые были плохими учителями и воспитателями, поэтому часто менялись. Но в доме поэта были люди, которые помогли Саше узнать и полюбить родной русский язык.
Когда Саша подрос, то к нему приставляют Никиту Тимофеевича Козлова объявляя его дядькой маленького барина; ему доверили растить Сашу, учить жизни, уму-разуму. С этих пор Никита Тимофеевич становится спутником всей жизни Пушкина, до его гробовой доски. Он был при маленьком мальчике в Москве. Водил его на народные гулянья, показывал кремлевские древности и святыни. С Пушкиным-юношей он жил в Петербурге после лицея.
(сл.7) Бабушка, Мария Алексеевна Ганнибал очень любила внука. Когда Саше исполнилось 5 лет, Мария Алексеевна Ганнибал стала учить его читать и писать по - русски.
В комнате бабушки Саша нередко забирался в большую корзину, в которой лежали клубки, нитки для шитья и вязания, корзина стояла рядом с креслом бабушки, и, тихонько сидя в ней, слушал полные живых подробностей рассказы о старине.
Ах! Умолчу ль о мамушке моей,О прелести таинственных ночей,Когда в чепце, в старинном одеянье,Она, духов молитвой уклоня,С усердием перекрестит меня,И шепотом рассказывать мне сказки станет.От ужаса не шелохнусь, бывало:Едва дыша, прижмусь под одеялом,Не чувствуя ни ног, ни головы.
Под образом простой ночник из глины,Чуть освещал глубокие морщины.
У. Позднее Александр Сергеевич нигде не пишет о своём детстве. О нём говорят, как о человеке без детства.
(сл.8) У. И вот, замкнутый, молчаливый, бегающий от гостей Саша в семь лет впервые попал в деревню, в подмосковное имение Захарово. Здесь характер его резко изменился. Он стал резвым, живо интересующимся окружающим миром. Родители теперь были уже в отчаянии от шалостей Саши.
Даже добрая бабушка говаривала про своего любимца: то его не расшевелишь, не прогонишь играть с детьми, то вдруг так развернется и расходится, что ничем его не уймешь, нет у него середины».
(сл.9) Неизменными спутниками жизни поэта были книги. Он любил их с детства и очень бережно относился к ним. Он всегда брал книги с собой в путешествие и очень переживал, что в дороге они могут "перебиться и потрепаться". Позднее Пушкин часто посещал книжные лавки и тратил на покупку книг значительные суммы денег. В его личной библиотеке насчитывалось 3560 томов.
В доме Пушкиных часто собиралось общество знаменитых в то время писателей. Отец разрешал Саше присутствовать на собраниях. Там шли горячие литературные споры, гости читали стихи, поэмы, прозу. Мальчик внимательно слушал, и в нем рано пробудилось желание писать.
(сл.10) Когда Саше исполнилось 12 лет, Сергей Львович и Надежда Осиповна определили своего сына в Царскосельский лицей, который находился недалеко от Петербурга.
Пребывали в лицее целый день, занятия проходили с небольшими перерывами.
Из Царского Села воспитанников не выпустили за шесть лет обучения ни разу, а первые три или четыре года не выпускали даже из здания Лицея.
Пушкин имел замечательную черту характера – дружелюбие, у него было много хороших друзей-лицеистов, которые позднее помогали Пушкину в тяжёлые годы.
(сл.11) Пушкин окончил лицей и уезжает в Петербург.
Он полюбил театр, балет. Возвратившись далеко за полночь домой, он удобно устраивается за своим письменным столом и пишет, пишет, пишет…
(сл.12) В первые годы по окончании лицея Пушкин написал поэму «Руслан и Людмила»
Язык этого произведения простой, шутливый, истинно народный. Читатель видит поэтическую картину русской земли, преданья старины глубокой. А вступление к поэме вам хорошо известно.
У лукоморья дуб зеленый; Златая цепь на дубе том…
-А кто может продолжить эти строки?

ФизминуткаВы так заслушались, что я хочу узнать, не забыли ли вы сказки А.С.Пушкина и его героев.
Будьте внимательны! Я назову персонажей различных сказок, и если эти герои – из сказок Пушкина поднимайте руки. Но если герои не относятся  к произведениям Пушкина – руки не поднимать! Приготовились…
Царевна Лебедь, черт, лиса, братья-богатыри, комар, поп, колобок, кот Леопольд, царь Салтан, сестрица Аленушка, конек-горбунок, Чебурашка, месяц, журавль, князь Гвидон, Балда, доктор Айболит, царь-Дадон, сварливая старуха, пират, петух, белка, Иван-царевич, дядька Черномор.
(сл. 13) 2. А теперь скажите, из какой сказки эти предметы: сеть, цепь, орешки, корыто, мешок веретено, зеркало, яблоко, верёвка?Музыка «Реквием»
В годы петербургской жизни Пушкин создает ряд стихотворений, где резко осуждает крепостное право, призывает к борьбе с самовластием.
Царь Александр I решает: «Пушкина надобно сослать в Сибирь: он наводнил Россию возмутительными стихами; вся молодёжь наизусть их читает». За Пушкина похлопотали друзья и его сослали на юг, в г. Екатеринославль.
(сл.14) Из письма Пушкина брату: «Приехав в Екатеринославль, я поехал кататься по Днепру, выкупался и схватил горячку. Генерал Раевский, который ехал на Кавказ, нашёл меня в бреду, без лекаря, за кружкой оледенелого лимонада. Он взял меня в путешествие по Кавказским Водам..я лёг в коляску больной; через неделю вылечился». Так закончилась южная ссылка.
Егор. (сл. 15) За вольнолюбивые стихи вскоре А.С. Пушкин был отправлен в ссылку в село Михайловское. В Михайловском Пушкина встретила вся семья, недовольная опальным поэтом. В первые дни ссылки деревня показалась Пушкину тюрьмой. Всё его раздражало. С утра приказывал седлать коня и уезжал в никуда. Стремительно несущегося всадника можно было встретить очень далеко от Михайловского. И конь, и седок возвращались домой в мыле. Он исколесил всю округу — деревни и села.
(сл. 16) Радовалась своему питомцу только Арина Родионовна, няня поэта, теперь уже старушка. 
С самых малых лет она была замечательной подругой, спутницей всей его жизни…
Пушкин и няня
Мастерица ведь была…И откуда что брала!И куда разумны шутки, Поговорки прибаутки,Небылицы, былиныПравославной старины!Слушать так душе отрадно,И не пил бы, и не ел,Все бы слушал да сидел. (Музыка сказочная)
Пушкин.
(сл. 17) Долгими зимними вечерами горел огонь в комнате няни. В эту светлицу я часто приходил, особенно, когда мне было очень одиноко. Чуть встану утром, и бегу её глядеть. Здесь, у няни, я чувствовал себя как у Бога за пазухой. Тут было тепло. На лежанке в углу, свернувшись в клубок, дремал серый кот. Я и сам взбирался на лежанку. Мы с Ариной Родионовной много болтали, хотя няня всегда была за работой: вязала чулки, латала старую юбку, вертела нить на веретене. Я полюбил ее нежной, детской любовью и на всю жизнь привязался к ней, как к самому близкому человеку.
Пушкин. -Здорова ли мама?
Няня (нараспев) -Здорова, Батюшка! Ты за что это меня все мамой зовешь, какая я тебе мать?”
Пушкин. Разумеется, ты мне мать: не та мать, что родила, а та, что своим молоком вскормила.”Няня. Я часто вспоминаю тебя маленьким. У тебя были кудрявые волосы каштанового цвета, ослепительно белые зубы, смуглое лицо, взгляд быстрый и пронзительный. Ты был небольшого роста, крепко сложен. Любил много ходить, прекрасно фехтовал. А смех у тебя был громкий, заливистый и заразительный.
Бывало вечером, от духов злых перекрещу тебя, и шёпотом рассказывать я сказку стану. От ужаса не шелохнёшься, а едва дыша прижмёшься к одеялу, не чувствуя ни ног, ни головы. Какие чудесные были вечера (уходит).
Пушкин. Да, самым замечательным в эти долгие зимние вечера были нянины сказки. Она их мастерски сказывала. Позднее я посвятил мамушке такие стихи.
Пушкин
Подруга дней моих суровых,Голубка дряхлая моя!Одна в глуши лесов сосновыхДавно, давно ты ждешь меня.Ты под окном своей светлицыГорюешь, будто на часах,И медлят поминутно спицыВ твоих наморщенных руках.Глядишь в забытые воротыНа черный отдаленный путь;Тоска, предчувствия, заботыТеснят твою всечасно грудь…
Позднее к Пушкину шли письма от няни, написанные под диктовку: “ Вы у меня беспрестанно в сердце и на уме… Приезжай, мой ангел, к нам в Михайловское, всех лошадей на дорогу выставлю. Целую ваши ручки, мой дорогой.” Эта бессмертная любовь няни была охранным талисманом для поэта.
(сл.18) Учитель. В ссылке Пушкин узнаёт об арестах в Москве его друзей декабристов, которых отправили в Сибирь на каторгу.
Поэт мечтал о тех днях, когда восторжествует свобода и каторжникам будет возвращено их человеческое достоинство, их дворянское звание.
Пушкин пишет послание «В Сибирь» и передаёт его с женой декабриста.
Стих «В Сибирь»
Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье,
 Не пропадет ваш скорбный труд
 И дум высокое стремленье.
  
   Несчастью верная сестра,
   Надежда в мрачном подземелье
   Разбудит бодрость и веселье,
   Придет желанная пора:
  
   Любовь и дружество до вас
   Дойдут сквозь мрачные затворы,
   Как в ваши каторжные норы
   Доходит мой свободный глас.
  
   Оковы тяжкие падут,
   Темницы рухнут - и свобода
   Вас примет радостно у входа,
   И братья меч вам отдадут.
Закончилось время ссылки и Пушкин, по настоянию Николая 1, едет в Москву.
Пушкин въехал в Москву – город своего детства, который он не видел 15 лет. Он был на свободе, среди друзей, он был на вершине славы.
(сл. 19) В своих стихах Пушкин описал все четыре времени года, весну, с ее ручейками, первыми пчелами, песней соловья. Есть у Пушкина стихи о лете.
Игра «Времена года»
-А какое время года больше всего любил Александр Сергеевич?
Правильно, он очень любил осень и часто описывал в стихах именно это время года. "Уж небо осенью дышало…"
А сейчас прозвучат стихи о зиме, с ее бодрящим холодом и красотой рассыпчатого снега. "Вот север, тучи нагоняя…" Бауэр Настя
...Вот север, тучи нагоняя, Дохнул, завыл, и - вот сама Идёт волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками Повисла на суках дубов; Легла волнистыми коврами Среди полей, вокруг холмов. Брега с недвижною рекою Сравняла пухлой пеленою; Блеснул мороз. И рады мы Проказам матушки-зимы.
Любимыми в творчестве А.С.Пушкина для всех людей являются, конечно же, сказки. И мы предлагаем вашему вниманию отрывок из сказки:
(сл. 20) «Сказка о попе и работнике его Балде»

(сл. 21) В Москве на балу А.С. Пушкин встретился со своей будущей женой.
В белом воздушном платье с золотым обручем на голове Наталья Николаевна Гончарова сразу покорила сердце русского поэта.

Она кругом себя взирает:Ей нет соперниц, нет подруг;Красавиц наших бледный кругВ ее сиянье исчезает.
С этой женщиной связана жизнь и гибель величайшего гения России – Александра Сергеевича Пушкина. Наталья Николаевна была частью Пушкинской души. По воспоминаниям современников она была одарена божественной красотой и могла бы выйти замуж за самого царя, ведь он покровительствовал этой юной красавице. Но любовь Пушкина была всепокоряющей.
Родители Натали не принимали Пушкина. Он не слишком богат, на плохом счету у правительства. Но все-таки перед их любовью они были вынуждены отступить.
Во время венчания случайно поэт уронил кольцо, а потом у него погасла свеча. Для Пушкина это было плохим предзнаменованием будущего, а поэт верил в приметы.
Пушкин с тревогой видел, что дела его всё ухудшаются. Семья росла, появилось четверо детей, а жизнь в Петербурге стоила дорого. Материальное положение стало катастрофическим.
(сл. 22) Враги Пушкина оклеветали его жену, связывая с именем барона Дантеса, ухаживавшего за Натальей Николаевной. Чтобы защитить честь своей жены, Пушкин вызвал Дантеса на дуэль.
После первого выстрела Дантеса Пушкин был ранен, он упал на шинель, но сумел лечь на живот, прицелился и выстрелил в Дантеса, попав ему в руку.
Когда раненого Пушкина привезли домой, он больше всего волновался, чтобы Наталья Николаевна не узнала о тяжести его ранения.
А Наталья Николаевна лежала без памяти, потрясенная горем, когда она увидела умирающего Пушкина, то бросилась к нему, упала перед ним на колени и, рыдая, восклицала: “ Пушкин, мой Пушкин…”
Перед смертью Пушкин позвал жену и детей, перекрестил их и благословил. Последние его слова были: «Кончена жизнь, тяжело дышать».
29 января 1837 года в 2 часа 45 минут пополудни Пушкина не стало.
Прощаться с любимым поэтом пришли женщины, старики, дети, простолюдины в тулупах, а иные даже в лохмотьях.
(сл.23) 37 лет было отпущено судьбой Пушкину и им было создано столько произведений, что трудно определить, кто же такой Пушкин: поэт, писатель, историк или сказочник.
(Звучит музыка П.И. Чайковского, литературный праздник завершается.)
Читая Пушкина, мы видим
Картины милой старины,
И перед взором возникают
Виденья, сказочные сны.
Чтоб не грустить в пору ненастья,
Чтобы не слышать ветра стон,
В мир сказок Пушкин возвращался,
Которым был всегда пленен.Конечно, Пушкин беспределен,
Неиссякаем, как родник.
Но завершить нам выступленье
Граница времени велит.
Наш урок подошёл к концу. Наверное, все вы согласитесь с тем, что Александра Сергеевича Пушкина по праву называют "солнцем русской поэзии". Без Пушкина мы не представляем себе нашу поэзию. Его произведения учат нас добру, великой любви к народу и Родине.
Мультфильм «Сказка о золотом петушке»