Выступление на заседании методического совета
Ильхам Рифкатович Хайруллин,
учитель географии МОУ СОШ № 53
Значимость географии в системе современного образования
Основная цель общего среднего образования в России (согласно стратегии модернизации содержания общего образования) – подготовка разносторонне развитой личности гражданина, ориентирующейся в традициях отечественной и мировой культуры, в системе ценностей и потребностях современной жизни, личности, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к началу трудовой деятельности и продолжению профессионального образования, к самообразованию и самосовершенствованию. При изучении общественно-научных предметов ( в том числе курс географии) задача развития и воспитания личности обучающихся является приоритетной. Изучение предметной области «Общественно - научные предметы» должно обеспечить:
- формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- понимание основных принципов жизни общества, роли окружающей среды как важного фактора формирования качеств личности, её социализации;
- владение экологическим мышлением, обеспечивающим понимание взаимосвязи между природными, социальными, экономическими и политическими явлениями, их влияния на качество жизни человека и качество окружающей его среды;
- осознание своей роли в целостном, многообразном и быстро изменяющемся глобальном мире;
- приобретение теоретических знаний и опыта их применения для адекватной ориентации в окружающем мире, выработки способов адаптации в нем, формирования собственной активной позиции в общественной жизни при решении задач в области социальных отношений.
Школьный курс географии, особенно география России – предмет, выполняющий, наряду с обучающей, важную идеологическую функцию. Главные личностные результаты обучения географии – осознание своей принадлежности к обществу на всех уровнях (локальном, региональном и глобальном), осознание целостности природы, населения и хозяйства, единства географического пространства России, эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее охраны и рационального использования, уважение к истории и культуре других народов.
География занимает совершенно особое место в системе наук, являясь во многом уникальной мировоззренческой дисциплиной. В чем ее уникальность?
1. География - единственная дисциплина, объединяющая естественнонаучные и социально-гуманитарные знания и поэтому дающая целостное представление о действительности, формирующее завершенные и целостные образы стран и отдельных регионов.
Комплексный страноведческий, подход к изучению территории, необходимый как для принятия экономических решений, так и для целей политического управления, возможен только в географии. Это такой подход, когда, по выражению Н.Н. Баранского характеристика страны или района "ногами упирается в землю — с геологией, геоморфологией, климатологией, почвоведением и т.п., туловищем проходит через историю, а головой упирается в политику и идеологию". Географическая характеристика охватывает еще региональные особенности хозяйства и социального комплекса, демографии, системы расселения, а также традиции, культуру и искусство региона. Именно такой подход важен для формирования образа России.
2. География — это единственная изначально региональная наука, обладающая особым — пространственным методом исследования и давно разработавшая стройную теорию районирования и территориальной дифференциации объектов и явлений "от геологии до идеологии". Методом районирования ныне широко пользуются многие науки, но именно в географии понятие "район" по справедливому утверждению Н.Н. Колосовского является ключевым, как в математике "число", а в биологии "клетка" .
3. В рамках географии возник и достиг широкого распространения особый язык - язык географической карты, картографический метод исследования, без которых немыслимо изучение многих, даже негеографических дисциплин .
4. Нельзя не отметить высокой роли географии в эстетическом воспитании учащихся: в формировании восприятия прекрасного и развитии творческих способностей. Воспитательный потенциал географии этим не исчерпывается: толерантность, гражданская позиция, политическая грамотность, патриотизм, выносливость, чувство коллективизма и взаимовыручки — неполный перечень важнейших качеств, приобретаемых в процессе географического образования.
5. География, несмотря на свою древность, очень восприимчива к инновационным технологиям. Важность применения информационных и компьютерных технологий в преподавании географии осознана уже давно. Географию можно по праву считать одной из первых дисциплин, в которых активно начали использоваться компьютерные технологии. Информатизация органично вошла в географию, благодаря, прежде всего, картографии и картографическому методу исследования — важнейшему исследовательскому методу нашей науки. Уже утвердились в практике преподавания географии несколько основных направлений использования компьютерных технологий и мультимедиа. К числу таких направлений относятся: демонстрация наглядных пособий и карт; показ географических процессов, организация самостоятельной работы по географии, проверка знаний.
6. География, являясь, по сути, междисциплинарной интегрированной наукой, прекрасно формирует междисциплинарное мышление, образует на стыке множество интересных и познавательных направлений: историческая и политическая география, география туризма, география культуры и искусства, геодемография, этногеография и др.
Вклад школьной географии в развитии личности определяется тем, что:
географические знания вносят вклад в формирование научного мировоззрения учащихся; закладывает основы пространственного мышления и развивает личностную установку каждого; раскрывает основы некоторых экономических знаний, способствует формированию социальной позиции учащихся, что воспитывает сознательного члена общества, способного к активному труду; возрастает коммуникативная функция географии, так как знание этого предмета необходимо для контактов между людьми всей планеты, для понимания средств массовой информации, развития туризма, налаживания контактов между жителями различных уголков Земли; вносит вклад в развитие комплексного стиля мышления, формирует особый взгляд человека на мир, внутреннюю установку на создание целостных образных представлений, а так же способствует межпредметной координации и интеграции географических знаний с другими предметами; география единственный школьный предмет, синтезирующий знания из области естественных и общественных наук, она охватывает всю систему “природа-человек-хозяйство”. Кроме собственно географических знаний в ее содержание входят сведения из других научных дисциплин: астрономии, геологии, почвоведения, этнографии, экономики и др; география несет в себе огромный гуманистический потенциал. Эта наука изучает пространственный аспект человеческой деятельности, роль человека и всего человечества в географической оболочке. Поэтому уже на школьной скамье ученик через познание географии должен будет научиться понимать людей другой культуры, понимать свое место и роль в жизни окружающей его природы. Развивая у учащихся гуманитарно-культурологического восприятия природы, география помогает продемонстрировать великое прошлое и великое будущее нашей страны. Все это позволяет отнести географию к числу тех предметов, на которые ложится особая ответственность за воспитание патриотизма и любви к Родине.
Она сидела у окна, А он вошел в ее вагон. — Женат, — подумала она, — Лет тридцать пять, — подумал он. А за окном цвела весна, День был прекрасен, словно сон. — Красив, — подумала она. — Как хороша! — подумал он. Но проза жизни такова, Он встал и вышел на перрон… — Как жаль! — подумала она. — Как жаль! — успел подумать он. А дома, взяв бокал вина, Включив любимый «Вальс-Бостон» — Одна… — подумала она. — Опять один… — подумал он.