Секреты топонимики Вяземской земли


Пояснительная записка
Задачи:
-научить в слове, а именно в географических названиях родного края, видеть историю страны, области, района, города или даже небольшой деревушки;
-развивать творческий потенциал обучающихся;
-воспитывать любовь к своей малой родине, бережное отношение к истории народа и языку.

Цель занятий:
-раскрыть специфику работы с топонимами, а также способы их создания;
-создать творческую атмосферу;
-научить использовать приобретённые навыки в учебной практике.

Педагогические принципы:
-дифференцированный подход к обучению;
-учёт индивидуальных способностей и возможностей ребёнка;
-самостоятельный поиск решения;
-предоставление условий для разнообразной творческой деятельности.

Организация работы кружка.
В творческое объединение принимаются все желающие в возрасте 10-12 лет, имеющие желание работать с географическими названиями и любовь к краеведению.
Планируемое количество занимающихся в творческом объединении -15 человек.
Данное количество исходит из санитарно-гигиенических норм, что позволяет педагогу реализовать на практике принцип индивидуально-личностного подхода к обучающимся.
Занятия рассчитаны на 2 часа в неделю.
Расписание составляется с учётом пожелания обучающихся, их родителей, а также возможностей школы.
Из предложенного количества часов педагог по своему усмотрению может выделить часы на индивидуальную работу.

ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ.
Обучающиеся должны знать:
- первоначальные сведения о топонимике;
- методы происхождения названий местной топонимики;
- особенности топонимики родного края.
Должны уметь:
- собирать, обрабатывать и хранить первичную информацию о топонимах;
- производить словообразовательный и морфемный разбор географических названий;
- классифицировать топонимы по различным признакам;
- находить этимологию географических названий родного края;
- работать с картами, схемами, таблицами;
- применять полученные знания на уроках русского языка, истории Смоленщины и географии Смоленщины.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Крылова А.В. Микротопонимы деревни Горки // Студенческая наука – 2014. Том 2. – Смоленск: 2014.
Махотин Б.А. К живым истокам. – Смоленск: Моск. рабочий. Смолен. отд-ние, 1989.
Мурзаев Э.М., Очерки топонимики. М., 1974.
Мурзаев Э.М. Топонимика и география. – М: Мысль, 1995Мурзаев Э.М. Основные направления топонимических исследований // Принципы топонимики. М., 1964.
Подольская Н.В. Словарь русской ономастической терминологии. – М., 1978.
Попов А.И. Географические названия (введение в топонимику) /А.И. Попов. М.; Л.: Наука, 1965.
Сергеев И. Тайна географических названий. – М: Детская литература, 1963.
Суханова В.А. Памятные места Смоленщины/Культурно-исторический атлас Смоленского края. – Смоленск: Русич, 2009.
Календарно-тематическое планирование
занятий творческого объединения
«Секреты топонимики Вяземской земли»
№п/пТема занятия Количество часов
Вводное занятие: что такое топонимика? 2 час.
Изучение теоретических вопросов топонимики. 2 час.
Изучение методики работы по сбору краеведческого материала.   3 час.
Сбор топонимических названий.    4 час.
Первоначальные сведения о топонимике родного края. 3 час.
Что означают географические названия родного края? 3 час.
Анализ типов географических названий в их связи друг с другом. 3 час.
Составление топонимической карты. Оформление собранных материалов на карте. 3 час.
Сбор легенд, связанных с историей населенных пунктов. 2 час.
Классификации топонимов. Навыки классификации краеведческого материала.  4 час.
Гидронимы, их виды. 2 час.
Дромонимы.   2 час.
Ойконимы. 2 час.
Оронимы. 2 час.
Годонимы.  2 час.
Агроонимы. 2 час.
Антропотопонимы,  их виды 2 час.
Микротопонимы. 2 час.
Сбор микротопонимов своей родной улицы, деревни, села. 3 час.
Классификация микротопонимов. 3 час.
Неофициальные названия. 2 час.
Сбор неофициальных топонимов Вяземского района. 3 час.
Классификация неофициальных названий. 3 час.
Происхождение топонимов. 4 час.
Выступление с докладами, защита исследовательской работы. 4 час.
Итоговое занятие. 1 час.
Итого 68 час.
Содержание программы
Теоретическая часть:
Вводное занятие: что такое топонимика?
Изучение теоретических вопросов топонимики.
Изучение методики работы по сбору краеведческого материала.
 Первоначальные сведения о топонимике родного края.
Что означают географические названия родного края?
Классификации топонимов.
Гидронимы, их виды.
Дромонимы.  
Ойконимы.
Оронимы.
Годонимы. 
Агроонимы.
Антропотопонимы,  их виды
Микротопонимы.
Классификации микротопонимов.
Неофициальные названия.
Классификации неофициальных названий.
Происхождение топонимов.
Практическая часть:
Сбор топонимических названий.   
Анализ типов географических названий в их связи друг с другом.
Составление топонимической карты. Оформление собранных материалов на карте.
Сбор легенд, связанных с историей населенных пунктов.
Классификации топонимов. Навыки классификации краеведческого материала.
 Сбор микротопонимов своей родной улицы, деревни, села.
Классификация микротопонимов.
Сбор неофициальных топонимов Вяземского района.
Классификация неофициальных названий.
Выступление с докладами, защита исследовательской работы.