Конспект урока по теме «Э. Н. Успенский «Чебурашка». 2 класс
Конспект урока по чтению во 2 классе
Тема урока: Э. Н. Успенский «Чебурашка».
Цели:
Познакомить с жизнью и творчеством Э. Успенского.
Научить работать с текстом (выбирать самое главное, устанавливать причинно-следственные связи событий, описанных в тексте).
Совершенствовать навыки правильного и выразительного чтения, умения отвечать на вопросы по содержанию, строить словесный рисунок.
Развивать внимание, творческое воображение, мышление, устную речь учащихся.
Воспитывать у учащихся чувство доброты, сопереживания, заботливого отношения к другим людям.
Воспитывать уважительное отношение друг к другу.
Ход урока:
Организационный момент. СЛАЙД №2 (1мин)
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
II. Речевая разминка. СЛАЙД №3 (2мин)
- Как обычно, начинаем наш урок с речевой разминки. Прочитайте чистоговорку одними глазами (“внутренним голосом”). А теперь читаем вслух: начиная тихо и убыстряя темп. Но помните одно условие - четко произносите звуки. Готовы? ( чистоговорка написана на доске)
Говорим всегда красиво,
Смело и неторопливо,
Ясно, четко, говорим,
Потому что не спешим.
Паузы мы соблюдаем,
Звук ударный выделяем,
Хорошо мы говорим,
Потому что не спешим.
III. Проверка домашнего задания. (5-7мин)
1. Фронтальный опрос.
– С какой большой темой познакомились на прошлом уроке? СЛАЙД №4
(И в шутку, и всерьез.)
– Произведения какого автора читали? (Б.В. Заходера.)
– Что знаете о писателе? (Он поэт, прозаик, переводчик.)
–Какие стихотворения писал Б.Заходер? (Весёлые, забавные, смешные, поучительные)
– Отгадайте загадку: СЛАЙДЫ №5-№6
Он и весел, и не злобен,
Пухлый, милый чудачок.
Вместе с ним хозяин Робин
И приятель Пятачок.
Для него прогулка-праздник,
А на мёд особый нюх.
Это плюшевый проказник-
Медвежонок…(Винни-Пух).
2.Чтение наизусть.
–Кто сочинил песенки для Винни-Пуха? ( Алан Милн)
–Кто научил Винни-Пуха и его друзей разговаривать по-русски? (Б. Заходер)
–Давайте расскажем песенки выразительно, с хорошим настроением. Рассказывают желающие.
Все рассказали ярко, выразительно, весело. Молодцы!
IV. Подготовительная работа. () 1. Объявление темы урока. (2мин)
– Сегодня мы продолжим изучение темы “И в шутку, и всерьез”. Познакомимся с творчеством не менее известного автора и героями его книг.
–Сейчас мы будем читать отрывок из хорошо известного вам произведения. Как звали одного из главных героев, вы узнаете, когда отгадаете мою загадку: СЛАЙДЫ №7-№8
Этот милый, странный душка
Безымянною игрушкой
Был когда - то в магазине,
Сказки ждал он на витрине.
И дождался. Стал известным
Своей сказкою чудесной.
Ты меня, малыш, послушай,
У него большие уши,
Он коричневого цвета,
Его любят все на свете,
Знает каждая дворняжка
Друга Гены - ..... (ЧЕБУРАШКУ)
–Правильно - это Чебурашка. (Звучит “Песенка Чебурашки”)
– Как музыка передает настроение героя?
–Ребята, кто написал это произведение? (Э.Успенский) СЛАЙД №9
Сформулируйте тему нашего урока. (Сегодня мы будем изучать отрывок « Чебурашка» из повести-сказки « Крокодил Гена и его друзья» Э. Успенского.) СЛАЙД №10
А теперь давайте поставем для себя на уроке цель и попытайемся достичь её к концу урока. (Учиться «быстро читать», «внимательно слушать», «получить хорошую отметку» - карточки на доску)
2. Знакомство с биографией писателя. СЛАЙДЫ №11-№12 (6-8мин)
Работа в группах, по карточкам. 1 группа ищет главное о биографии автора, 2 группа – какие произведение написал автор, 3 группа расскажет как появился герой Чебурашка.(3 минуты ищут и еще 3 зачитывают)
V . Чтение текста (7мин)
– Слушайте, как я буду читать. Следите за чтением и будьте готовы продолжить. Сначала читает учитель, дальше продолжают дети, которые хорошо читают.
VI. Физкульминутка. СЛАЙД №17 (2-3мин)
– А теперь мы отдохнем немного.
(Под мелодию песни “Голубой вагон” дети выполняют комплекс общеразвивающих упражнений.)VII. Словарно-лексическая работа. (5-7мин)
В тексте встречаются трудные слова, Чебурашка предлогает вам выполнить следующее задание, чтобы эти слова стали не трудными для нас.
Читаем сначала по слогам затем полнорстью слово.
Гип-по-по-та-м - гиппопотам
Тро-пи-чес-кий - тропическом
Ка-ю-та - каюта
Че-бу-рах-нуть-ся - чебурахнуться
– Какие слова не понятны? – Кто объяснит? На партах у нескольких детей словари.
СЛАЙД №18 Гиппопотам, или обыкновенный бегемот,- крупное, в основном травоядное, млекопитающее.
СЛАЙД №19 Тропический лес - лес в жарком поясе земного шара.
СЛАЙД №20 Каюта-помещение на корабле. Уценённые товары-товары, которые стоят меньше прежней стоимости. Телефонная будка-будка с телефоном автоматом. Чебурахнуться – упасть или удариться с шумом (толковый словарь Ожегова).
VIII . Первичное восприятие текста. (5мин)
– Кто является главным героем?
– Почему у него такое странное имя?
– Где жил Чебурашка?
– Как он попал в ящик с апельсинами?
– Как он оказался в магазине?
– Как выглядел Чебурашка, когда нашли его продавцы?
– Почему Чебурашку не приняли в зоопарк?
– Куда директор магазина отнёс Чебурашку?
– Кем предложил работать директор №2 Чебурашке?
– Где он стал жить?
– Назовите основные качества Чебурашки.
– К какому типу текста можно отнести этот рассказ (описание, повествование, рассуждение)? Докажите! (Повествование. События
сменяют друг друга.)
Работа по тексту: «Кто быстрее?» На доске написано предложение. По сигналу ученики ищут в текстах данное предложение и нашедший первым читает вслух по учебнику.
IX. Словесный рисунок. СЛАЙД №21 (1-2мин)
– Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. Какой эпизод изображен на ней?
– Какой рисунок сделали бы вы карандашами или красками? Опишите его словами.
X. Чтение текста. (3-5)
Техника «Прыжки». (Чтение через слово). «Голова и хвост». Учитель или ученик начинает читать предложение, дети быстро его находят и дочитывают все вместе хором.
XI. Обобщение. (2-4мин)
– Почему Чебурашке некому было звонить? (У него не было друзей.)
– Как думаете, как живется без друзей? (Плохо.) Почему?
– Нашел ли друзей Чебурашка?
– Какие пословицы о дружбе вы знаете?
Друг за друга держаться – ничего не бояться.
Друг познается в беде.
Человек без друзей, что дерево без корней.
Без друга в жизни туго.
Без друга на сердце вьюга.
Человек без друга – что земля без воды.
– Какие из них больше всего подходят к прочитанной сказке? Объясните их
смысл.
– Дополните пословицы: СЛАЙДЫ №22-№23
Не имей 100 рублей, а имей … .Нет друга – ищи, а нашёл … .Хочешь дружить– сам будь … .
Доброе братство – лучше … .– Дружбой надо дорожить и всегда помнить слова ещё одного
замечательного героя кота Леопольда. СЛАЙД №24
Все: Ребята, давайте жить дружно!
– Только у добрых людей бывает много друзей.
XII. Итог урока. (1-2мин)
– Что вы узнали на уроке?
–За что вы похвалили бы себя?
–Что у вас особенно получилось?
–Какое произведение мы читали на уроке?
– Кто его автор?
– Назовите основную мысль произведения. О чём хотел сказать Э.Н. Успенский? (Трудно жить одному. Хорошо, когда рядом есть верные друзья.)– Если вы захотите больше узнать о Чебурашке и его друзьях, возьмите книгу в библиотеке и прочитайте ее дома.
Домашнее задание. СЛАЙД №25
Читать отрывок «Чебурашка» ст.137-142.
Нарисовать иллюстрацию к отрывку «Чебурашка».
1 карточка
1) Внимательно прочитайте текст.
2) Выберете самое главное о биографии Эдуарда Успенского, подчеркните маркером. 3-4 предложения
3) Подготовьтесь отвечать по своему вопросу (выберите, кто из вас будет рассказывать информацию всему классу).
Биография.
Эдуард Николаевич Успенский родился 22 декабря 1937 года в городе Егорьевске Московской области. В 1961 г. он окончил Московский авиационный институт, а затем 3 года проработал инженером. Но, еще учась в вузе, Успенский начал печататься. Он писал стихи и прозу. Его первый поэтический сборник “Смешной слоненок” увидел свет в 1965 г., а в 1966 г. была опубликована сказка “Крокодил Гена и его друзья”, которая принесла Успенскому громкую славу. С тех пор Успенский написал много стихотворений, веселых, озорных, во многом поучительных. А циклы его произведений о Крокодиле Гене и Чебурашке, о событиях в Простоквашино, о Вере и Анфисе послужили основой для создания мультфильмов, которые дети смотрят с большим интересом.
2 карточка
1) Внимательно прочитайте текст.
2) Найдите в тексте и подготовьтесь отвечать на вопрос: Какие произведения написал Эдуард Успенский? (подчеркните маркером в тексте).
3) Подготовьтесь отвечать по своему вопросу (выберите, кто из вас будет рассказывать информацию всему классу).
Биография и книги
Творческий путь он начинает как юморист и в детскую литературу, как он считает, попал случайно.
Успенский получил широкую известность как автор детских книжек: «Крокодил Гена и его друзья», «Вниз по волшебной реке», «Чебурашка и его друзья», «Наследство Бахрама», «Отпуск крокодила Гены». Образы придуманных им Чебурашки, крокодила Гены, и других героев любят дети нескольких поколений.
Сравнительно недавно Успенский опубликовал серию замечательных детских книжек: «Каникулы в Простоквашино», «Дядя Федор, пес и кот», «Колобок идет по следу», «Разноцветная семейка» и другие.
Эдуард Успенский выступил как автор сценариев мультфильмов, многие из которых любимы не одним поколением зрителей. Крокодил Гена и Чебурашка живут в мультфильмах вот уже несколько десятилетий.
3 карт очка
1) Внимательно прочитайте текст.
2) Выберите, кто из вашей группы расскажет о том, как был придуман герой Чебурашка.
О ЧебурашкеВот что рассказывал писатель о том, как зарождался образ Чебурашки. «Меня часто спрашивают, как он появился на свет. Ну, во-первых, один мой друг называл там свою племянницу. Во-вторых, я однажды увидел игрушку, собранную из разных деталей, получилось очень забавно, и это навело меня на мысль об этом неизвестном до сих пор смешном и добром зверьке. Я думаю, что Чебурашка возник по молчаливому заказу маленьких читателей именно тогда, когда в нем появилась нужда. Раньше детям были нужны защитники-великаны: Илья Муромец или дядя Степа. А теперь они больше уверены в своих силах и сами хотят защищать слабых, а Чебурашка им в этом немного помогает…»