программа элективному курсу «Русская словесность. От слова к словесности»
Проверено:
ЗД по УВР
___________ Е.Ю. Ильина
«02» сентября 2013 г.
Утверждено:
Директор МОБУ «СОШ № 48»
_____________М.В. Корчанова«03» сентября 2013г.
Согласовано:
Руководитель ШМО учителей
гуманитарного цикла
______________ Т.М.Савельева
«30» августа 2013 г.
Рабочая программа элективному курсу «Русская словесность. От слова к словесности»
2013-2014 учебный год
8 класс
Количество часов:
в неделю - 1
в год - 35
Программа:
Русский язык. 5-9., 10-11 кл. / сост. Е.И. Харитонова. – М.: Дрофа, 2011
Автор программы Р.И. Альбеткова. Русская словесность. От слова к словесности. 5-9 классы
Учитель – Савельева Татьяна Михайловна
Оренбург 2013
Пояснительная записка
Рабочая программа по русской словесности для 8 класса составлена на основе авторской программы Р.И.Альбетковой «Основы русской словесности. От слова к словесности. 5-9 классы »М.:Дрофа,2011г.. Программа по основам русской словесности для 5-9 классов соотнесена с программами по русскому языку и литературе, утвержденными Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации. Вместе с тем в данной программе осуществляется специфический подход к явлениям. Если программа по русскому языку определяет изучение строя языка, то программа по словесности—изучение употребления языка. Если программа по литературе рассматривает произведения как создания определенных писателей, то программа по словесности—прежде всего как явления искусства слова.
Программа «Основы русской словесности. От слова к словесности» предлагает последовательное освоение материала от класса к классу в соответствии с возрастными возможностями школьников, с уровнем их языкового и литературного развития. При этом выделяются два концентра: первый—начальный этап, первоначальные сведения о словесности—5-6 классы, второй—более глубокий, основы словесности, базовые категории искусства слова—7-9 классы. Вслед за этим программа для 10-11 классов, составленная А.И.Горшковым, определяет углубление, обобщение и завершение изучения предмета.
В 8 классе на изучение курса русской словесности отводится 35 часов(по количеству учебных недель), 1ч. В неделю.
В каждом классе сначала изучаются свойства языка, а затем речь идет о произведении словесности, которое осваивается через его словесную ткань, от наблюдений над языком—к смыслу, идее произведения словесности.
Цели и задачи изучения курса русской словесности.
Практическая направленность изучения словесности служит выработке у учащихся умений самостоятельно постигать смысл, выраженный в тексте средствами языка, а также правильно и творчески употреблять язык в собственных высказываниях.
Цель практического освоения словесности:
- совершенствовать читательские умения: пробуя свои силы в творчестве, стараясь найти самые выразительные языковые средства выражения мысли, школьники учатся ценить художественные качества произведений, созданных писателями;
- учить наиболее ярко и точно выражать средствами языка собственные мысли и чувства.
- развивать личность школьника через творческое овладение богатствами родного языка и освоение духовного опыта человечества.
Задачи изучения словесности:
1 .Изучение многообразных выразительных возможностей языка, форм словесного выражения содержания для овладения языком.
2.Формирование основного читательского умения: воспринимать произведение в единстве его содержания и словесной формы выражения содержания.
3.Обучение творчеству, творческому чтению произведений, творческому использованию языка.
В 8 классе ученики осваивают такие важнейшие для словесности понятия, как автор, рассказчик, разновидности авторского повествования, учатся различать автора, рассказчика и героя в эпическом произведении, видеть авторское отношение к изображаемому, выраженное средствами языка, понимать значение средств языкового выражения содержания в произведениях всех родов.
Тематическое планирование по русской словесности построено по разделам учебника
Р.И. Альбетковой «Русская словесность: От слова к словесности. 8 класс»: 1.Материал словесности.2.Произведение словесности. В нем представлен материал по теории словесности, затем материал для самостоятельной работы учащихся. Многие задания требуют творческой деятельности.В 8 классе на изучение курса русской словесности отводится 35 часов(по количеству учебных недель), 1ч. В неделю.
Темы разделов по русской словесности в 8 классе.
Материал словесности
1 .Средства языка художественной словесности.
2.Словесные средства выражения комического.
3.Качества текста и художественность произведения словесности.
Произведение словесности
4.Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в эпическом произведении.
5. Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в лирическом произведении.
6. Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в драматическом произведении.
7.Взаимосвязи произведений словесности.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Русская словесность» являются:
умение работать со словарями;
анализ языковых средств произведения;
составление тезисов, конспекта;
написание сочинения;
создание собственного произведения: сказки, рассказа, стихотворения, сценки, пародии, эпиграммы и т.п.;работать с репродукциями картин, фотографиями, иллюстрациями;
развитие навыков выразительного чтения.
Умения, навыки и способы деятельности учащихся при изучении русской словесности
в 8 классе:
умение видеть в тексте языковые способы изображения явления и выражения отношения автора к предмету изображения;
применять различные языковые способы выражения мысли и чувства в собственных устных и письменных высказываниях;
понимать сущность комического, развивать чувство юмора;
умение выразительно читать тексты различной эмоциональной окраски;
развивать «чувство стиля»;
умение оценить качества текста: его правильность, точность, стройность композиции, соответствие стиля цели высказывания;
умение редактировать и совершенствовать текст;
умение видеть героя, рассказчика и автора, разные виды авторского повествования и способы передачи речи героя;
умение анализировать стихотворения;
понимать идею драматического произведения, значение средств словесного выражения; понимать идейно-художественного смысла использования традиций духовной литературы, мифологии, фольклора;
умение видеть авторскую позицию в произведениях, в которых используются идеи, образы, стиль произведений прошлого;
умение создавать стихи, сочинения с использованием в них различных способов выражения идеи.
Рабочая программа рассчитана на 35часов, 1час в неделю. В том числе: контрольных работ—5 час.
Рабочая программа предполагает следующие формы промежуточного контроля:
по итогам 1ч. - терминологический диктант;
по итогам 2ч. - контрольный опрос: признаки текста, тема и идея. Создание текста «Идет снег» и др.;
по итогам Зч. - анализ стихотворения Н.С.Гумилева(с.211) ; эссе о стихотворении Есенина;
по итогам 4ч. - терминологический диктант;
По итогам учебного года - творческие работы в различных жанрах - создание собственных произв.
Приложение к рабочей программе
Календарно-тематическоепланирование элективного курса «Русская словесность. От слова к словесности»
2013-2014 учебный год
8 класс
Количество часов:
в неделю - 1
в год - 35
Программа:
Русский язык. 5-9., 10-11 кл. / сост. Е.И. Харитонова. – М.: Дрофа, 2011
Автор программы Р.И. Альбеткова. Русская словесность. От слова к словесности. 5-9 классы
Учитель – Савельева Татьяна Михайловна
Оренбург 2013
№ п/пКол-во часов Тип урока (форма и вид деятельности обучащихся) Элементы содержания Требования к уровню подготовки Вид
контроля, измерители, элементы дополнитель-
ного содержания Домашнее
задание Дата
План Факт
знать уметь владеть навыками 1. 1ч. Усвоение
новых
знаний Вводное слово о
курсесловесности.
Многообразие
языковых
средств. Что
является
материалом
словесности Определять
языковые
средства
выразительности Работать со
справочным
материалом
книги Учить зап.в.тетр. 7.09 2. 1ч. Усвоение новыхзнаний Понятие семантики.
Лексическое
значение слова. Определение
лексического слова,
семантики Определять
значение
слов всловаряхНавыки работы сучебником,
словарем Практическое задание:
определить
лексическое значение
слов Раб. Со слов.статьей14.09 3. 1ч. Повторение и обобщение
знаний Изобразительные и выразительные средства Средства выразительности языка Приводить
примеры изобраз. и выраз. средств Наблюдать за выраз.
средствами языка Анализ эпизода
рассказа «Бирюк» И.С.Тургенева Учить зап.в тетр. 21.09 4. 1ч. Усвоение
новых
знаний Семантика
фонетических
средств языка.
Значение интонации,
Звуковых повторов: аллитерации и ассонанса
Роль
интонации как
выраз. средства
языка Определять
элементы
интонации, их роль в тексте Навыки
выраз.
чтения
текста, анализа
интонации Практическое
задание:
примеры
аллитерации и ассонанса Фонет.разбор28.9 5. 1ч. Усвоение
новых
знаний. Семантика
Словообразования. Значение сопоставления морфем, создания новых сложных слов. Семантику приставок и
суффиксов,
сложения
основ. Определять роль
приставок, суф-
фиксов дляпонимания
смысла слов и
текстов Навыки
работы стекстом, справочным материалом Практическое
задание:
определение значения слов Словообр.цепочку5.10 6. 1ч. Повторение
и обобщение Значение
средств лексики.
Роль синонимов,
антонимов,
паронимов,
омонимов. Значение
терминов
-синонимы,
омонимы,
паронимы,
антонимы Определять лекс.
средства
в тексте, их роль. Навыки
работы стекстом. Градация.
Омофоны.
Омографы. Зап.в тетр.
Инд.зад-е-
примеры
омонимов,
паронимов 12.10 7. 1ч. Повторение
и
обобщение. Выразительные
возможности
архаизмов,
историзмов.
Связь
славянизмов и
историзмов. Понятие
архаизмов,
историзмов и
славянизмов. Определять
архаизмы
и историзмы, их
роль в тексте. Навыки
работы стекстом,
справочниками. Имярек Зап.в тетрГрупповое
з.- примеры
архаизмов,
историзмов 19.10 8.
1ч.
Усвоение новых знаний.
Роль неологизмов и заимствованных слов. Употребление окказионализмов.
Термины: неологизмы, заимствованные слова, кальки.
Определять неологизмы, заимствованные слова, окказионализмы
. Навыки работы с текстом при определении средств языка
Практическое задание: определение заимствованных слов
Контроль – терминологии – ческий диктант
Зап.в тетр.
26.10 9. 1ч.
Усвоение
новых
знаний Употребление
переносного
значения слов -
тропов. Понятие
тропов,
их роли в речи. Определять роль
метафоры,
сравнения,
олицетворения,
метонимии,
синекдохи в речи. Навыки
работы схудожественным
текстом, стропами. Практическое
задание:
определить
метонимию
в одах
Ломоносова. знать
термины
. 16.11 10. 1ч. Усвоение
новых
знаний Употребление
различных
типов
предложений.
Период. Инверсия.
Антитеза. Роль
предложении разныхтипов как выразительного средства.
Период.
Инверсия. Определять
семантику типов
предложений ,период,
инверсию
и
антитезу
в тексте. Навыки
определять
роль
предложений ,инверсий,
антитезы
как выраз.
средства. Практическая
работа стекстом (груп.работа). Учить термины 23.11 11. 1ч. Усвоение
новых
знаний. Употребление
поэтических
фигур. Понятия:
оксюморон,
повтор,
умолчание, эллипсис Определять
поэтические
фигуры Навыки
работы схуд.
текстом. Анафора,
эпифора,
рефрен. Вопросы в тетр. 30.11 12. 1ч. Усвоение
новых
знаний Значение
комического.
Языковые
средства
создания
комического.
Неожиданность.
Остроумие.
Каламбур. Понятие
юмора и
сатиры.
Средства
создания
комического. Определять
юмор и
сатиру,
средства
создания
комического Навыки
работы схуд.
текстами Практическая
работа стекстом учить термины 7.12 13. 1ч. Повторение
и обобщение Языковые
средства
создания
комического
эффекта:
гипербола,
фантастика,
ирония.
Своеобразие
речи героев вюмористическом и
сатирическом
произведении,
использование говорящих имен и фамилий Понятия:
гипербола,
фантастика,
ирония.,роль в создании
комического Понимание
сущности
комического,
развитие
чувства
юмора Навыки
выразительного
чтения
сатирических и
юмористических
произведений Практическая
работа стекстом Чтение
сатир, и
юмор.
рассказа
Чехова 14.12 14. 1ч. Усвоение
новых
знаний Роль пословиц,
пародийных
афоризмов,
эпиграмм всозданиикомического.
Выразительное
чтение и
рассказывание
сатирических и
юмористических
произведений. Понятия:
пословицы,
афоризмы,
эпиграмма.
Малые
жанры
комического:
афоризм и эпиграмма Понимание
сущности
комического,
развитие
чувства
юмора Навыки
выразительного
чтения
сатирических и
юмористических
произведений Практическая
работа поопределению
смысла
афоризмов
КозьмыПруткова-
с.84-85 Примеры
афоризмов 21.12 15. 1ч. Обобщение и
повторение Повторение и
обобщение повопросам(с.88-
89)
Практические
задания
«Проверь себя!»
№1,2,4,
5,6,7,11,12,18(погруппам) Языковые
средства
создания
комического. Умение
видеть
авторекий идеал
в сатирическом и
юмористическом
произведенияхНавыки
выразительного
чтения
сатирических и
юмористических
произведений Создание
сочинения сиспользованиием языковых
средств
комического
изображения Вопросы в тетр. 28.12 16. 1ч. Повторение
и обобщение Текст и его
признаки.
Содержание и
форма. Признаки
текста.
Его отличие
по структуре
и смыслу. Единство
содержания и
словесной
формы выражения в тексте. Определять
признаки текста, его содержание и
форму. Навыки
работы поанализу
структуры
текста Стихи
А.Н.МайковаСловесный
ряд.
Контроль-
контрольный
опрос: признаки
текста, тема и
идея.
Создание
текста «Идет снег» и др. ,знать
термины 11.01 17. 1ч. Усвоения
новых
знаний Тема и идея
текста, их роль всоздании текста.
Что такое
«тематика»?
объект? Понятия
темы и
идеи
текста, их
связь. Определять
признаки
текста, тему и
идею. Наблюдения надтемой в ст.
Лермонтова и
Пушкина
«Узник» Силлогизм
(отвлеченноесуждение) Учить зап.в тетр. 18.01 18. 1ч. Усвоение
новых
знаний Основные
требования кхудожественному и нехудожественному тексту. Понятия
нехудожественный
и
художественный
текст,
правильность
языка текста,
точность, последовательность,
соответствие
стиля-функции Оценить
качества
текста,
различать
удачных
и неудачных
выражений Навыки
работы стекстом -
соответствие
нормам
русского
литературного
языка Наблюдение
за речью
окружающих:
нарушения
норм языка Наблюдение за речью
окружающих:
нарушения
норм языка 25.01 19. 1ч. Усвоение
новых
знаний Главное
свойство
художественно
го произведения.
Соответствие
языка
художественной
задаче. Емкость
художественно
го слова. Функцию
художественного
произведения,
особую роль языка. Умение
видеть
своеобразие
художественного
текста,
его достоинства и
недостатки. Навыки
работы стекстом,
его анализ Наблюдения
над емкостью
слов в стих.
А.С.Пушкина
«Анчар» Примеры из произв. 1.02 20. 1ч. Обобщение и
повторение
Повторение повопросам (с. 132-133). Практические задания № 1.2,5,7,11,16,18 (по группам) Качества
текста и художественность произведения Определять
Качества текста. Умение видеть своеобразие художественного текста, его достоинства и недостатки Навыки
создания
собственного высказывания, отвечающего требованиям текста №17,с.144
сравнение
репродукции картины и текста Раб.с тренажерами 8.02 21. 1ч. Усвоение
новых знаний Своеобразие
языка эпического
произведения. Значение и особенности употребления повествования,
описания,
рассуждения,
диалога и монолога вэпическом произведении.
Понятия:
описание, повествование, рассуждение,
устная и письменная речь,
прямая
речь, несобственно-прямая речь. Различать
разные виды
авторского
повествования и способы
передачи
речи
героя. Навыки
определения типов
текста, их роли Портрет
Емельяна Пугачева и
иллюстрации к повести Пушкина «Капитанская дочка» учить,термины15.02 22. 1ч. Обобщение и повторение Литературный герой,
изображенный средствами
способ воплощения мыслей автора о человеке и мире. Характер, типический герой. Роль сюжета и композиции эпического произведения в выражении идеи. Понятия: образ героя, литератур
герой,
характер,
типический герой;
сюжет и
композиция
эпического
произведения Различать понятия: образ героя, литературный
герой,
характер,
типический
герой.
Определять
сюжет и
композицию,
идею. Навыки анализа текста (сюжет и композиция, идея) Терминологи-
ческийдиктант рассказ о лит.герое 22.02 23. 1ч.
Усвоение новыхзнаний Повествование от лица рассказчика-
свидетеля
событий,
участника
событий.
Авторское
повествование.
Точка зрения
рассказчика и
точка зрения
автора. Понятия: автор и
рассказчик.
Разновидности
авторского
повествования.
Сказ. Видеть разныевиды
авторского
повествования и
способы
передачи
речи
героя. Навыки работы по определению
авторского
повествования Анализ речевой
характеристики героя
рассказа
Зощенко
«Монтер» Учить ,термины
1.03 24. 1ч. Обобщение и
повторение Повторение повопросам темы
«Языковые
средства вэпическом произведении» (с. 169) Понятия:
описание,
повествование, рассуждение, устная и письменная речь. Умение понять
авторскую
мысль Навыки
определения
идейно-
художественного
Своеобразия произведения Контроль-
№3,с.173 №14-
составление описания по картине Индивид.сообщен7.03 25. 1ч. Изучение
нового
материала Герой
лирического
произведения.
Семантика слова
в лирике. Ритм и
гармония.
Перенос. Понятия:
лирический
герой,
сверхзначениеслова,
ритм
стиха,
перенос. Понимать
значения
средств
языкового
выражения влирическом
произведенииНавыки
выразительного
чтения
лирического
произведения Наблюдения
над
построением
стихотворения
М Лермонтова
«Завещание»
(перенос)
Сверхзначение слова,
неологизмы-
паронимы,
образ-
переживание выр.чтениестихов
Пушкина и
Лермонтова
15.03 26. 1ч. Изучение
нового
материала Роль рифмы встихах.
Звукопись.
Монорим.
Акростих.
Фигурные
стихи.
Палиндром. Понятия:
рифма,
Звукопись.
Игровые формы
стиха: акростихи,
фигурные стихи.
палиндромы Различать
игровые
формы
стиха, умения
определять
рифму, звукопись
стиха Навыки
работы поанализу
стихотворения,
выразитель
ному
чтению Аллитерация,;ассонанс.
Внутренняя"
рифма
Контроль-
№4-анализ
стихотворения
Н.С.Гумилева(С.211)
Подготовить
Терминоло -
гическийдиктант 5.04 27. 1ч. Обобщение и
повторение Повторение
теоретических
сведений по теме (вопросы - с.208)
Практические
задания №1,2,4 (по группам) Понятия:
лирический
герой,
сверхзначениеслова, ритм стиха, перенос, рифма, звукопись. Игровые формы стиха: акростихи, фигурные стихи, палиндромы Определять
значения
средств
языкового
выражения в лирическом произведении, передавать в чтении своеобразие образа-переживания, анализировать стихотворение Навыки
выразительного
чтения и
анализа
стихотворения Терминоло -
гическийдиктант (эссе остих.
Есенина)12.04 28. 1ч. Изучение
нового
материала Диалог вэпическом и
драматическом
произведениях.
Точка зрения
автора втрагедии и
комедии. Понятия:
диалоги
монолог,
катарсис,
сатира и
юмор,
драма,
трагедия,
комедия. Отличать
словесные
формы вдраматическом
произведении отих употреблении в лирическом и
эпическом. Навыки
работы сдраматическим
произведением. Катарсис,
сатира, юмор. выраз.чткомедии
Гоголя
«Ревизор» 19.04 29. 1ч. Изучение
нового
материала Характеры
героев
драматического
произведения.
Сюжет и
конфликт впьесе.
Композиция пьесы. Подтекст. Понятия:
характер
героя,
тип,
сюжет и
конфликт
пьесы,
композиция,
подтекст. Определять
элементы
сюжета и
композиции
пьесы,
подтекст Навыки
выразительного
чтения
драматического
произведения Гипербола,
градация,
алогизм
Контроль-
терминологии-
ческийдиктант Вопросы в тетр. 26.04 30. 1ч. Обобщение и
повторение Контрольные
вопросы потеме(с.243-244)
Практические.
задания
№1,5,6,7,8 (групповое задание) Понятия:
диалог и монолог,
катарсис, сатира и
юмор, драма,
трагедия, комедия,
характер героя,
тип, сюжет и
конфликт пьесы, композиция,
подтекст Умение
понять
идею
драматического
произведения и передать ее вчтении по ролям. Навыки
выразительного
чтения
драматического
произведения,
рассуждения о
своеобразии драмы. Практикум-
№9 (созданиедраматической сценки
оо картине.)Повторить зап. В тетр.
3.05 31. 1ч. Изучение
нового материала
Сокровищница
художественных достижений
словесности. Библия, мифы и народноетворчество. Библия и летопись. Влияние притчи о блудном сыне на новую литературу. Понятия:
образы героев,
построение
сюжета,
разновидности
стиха, тема, идея.,роды, виды, жанры,
стиль, летопись,
притча,
реминисценции. Умение
видеть авторекую
позицию в произведениях, вкоторых
используются
идеи, образы,
стиль произве-
дений
прошлого Навыки
работы с текстом
при сопоставлении Реминисценции
практическая работа: притча о блудномсыне и ее влияние на русскую литературу Чтение и пересказ притчи
10.05 32. 1ч. Изучение
нового
материала Мифологические образы в поэзии
А.С.Пушкина. Миф о Дедале и Икаре и его использование в поэзии 20 века. Понятия:
античная
мифологи
я, образы, сюжеты,
символы Умение
видеть
мифологические образы врусской
литературе, их
значение Навыки
работы стекстом
при сопоставлении,
определять реминисценции Антология, Муза
Практическая
работа: влияние мифа о Дедале и
Икаре на поэзию 20 века. Подгото-
виться к
терминоло -гическомудиктанту 17.05 33. 1ч. Изучение
нового
материала Использование
жанров
народной
словесности. Сказочный
сюжет в эпосе и
лирике.
Переосмысление
сюжетов и
образов
фольклора.
Использование
стиля народнойпоэзии. Понятия:
переложение и
пересказ, авторские
произведения,
фольклор
стиль
народной
поэзии Умение
определять
влияние фольклора наЛитературу,
умения
сравнивать. Навыки
работы стекстом
при сопоставлении,
определять
реминисценции Практическая
Работа: сказоч-
ный сюжет вэпосе и лирике (с.274)
Контроль-
терминологическийдиктант Вопросы в тетр.-
24.05 34-35. 2. Обобщение Контрольные
вопросы(с.281)
Задания:4,5,8,9,
10,11(погруппам) Понятия
русской
словесности Умение
работать
с текстом
по его
анализу, работать по картине Навыки
работы с текстом
при
сопоставлении,
определять реминисценции Контроль-
творческие
работы вразличных
жанрах-
создание
собственных
произведений
Подготовить
творческие
задания,
работы по словесности 30.05
31.05