Профилактическое занятие для подростков по формированию навыков здорового образа жизни «Влияние привычек на здоровье человека»
Профилактическое занятие для подростков по формированию навыков здорового образа жизни «Влияние привычек на здоровье человека»
Романцова И.И, психолог ГБУ ВО «ЦПППиРД»
Цель: Формирование полезных навыков здорового образа жизни, формирование чувства ответственности за свою жизнь; формирование понятия "привычки", их влияние на здоровье; дать представления о негативном влиянии и последствиях таких вредных привычек, как табакокурение, употребление алкоголя и наркотиков.
Задачи:
повышение уровня информированности детей о пользе здорового образа жизни;
обобщение и дополнение представлений о привычках, развитие умения анализировать свои привычки и их влияние на здоровье человека;
развитие мышления, внимания, восприятия на основе упражнений и заданий;
воспитание привычки стремиться к сохранению и укреплению собственного здоровья.
изменение отношения детей к вредным привычкам;
формирование мотивации к сохранению здоровья.
Методы работы:
групповая работа;
индивидуальная работа;
беседы;
мозговые штурмы;
интерактивные игры;
Время проведения: 45 минут.
Целевая аудитория: учащиеся общеобразовательных учреждений 5-9 классов.
Материально-техническое обеспечение: стулья по количеству участников, мяч, карточки с буквами на каждого участника, карточки с полезными и вредными привычками на каждого участника, чистые листы, карандаши, видео-ролики, план избавления от вредной привычки на каждого участника.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Упражнение 1. Игра-разминка на знакомство
Участники становятся в круг. Перебрасывая мяч друг другу, они называют собственное имя и говорят комплимент участнику, которому бросают мяч. Игра должна проходить в быстром темпе, все участники должны быстро представиться.
Упражнение 2. Выявление уровня работоспособности группы
Группа располагается вдоль стены, дается команда: "Вы – стрелка измерительного прибора. Эта стена – нулевая отметка, противоположная стена – максимальная. Сделайте столько шагов к противоположной стене, насколько вы оцениваете свою работоспособность (хорошее настроение, усталость, готовность сотрудничать, сонливость и т.д.)". Участники располагаются по комнате, тренер отмечает наиболее активных и наиболее пассивных игроков, игроков не уверенных в своих силах.
Упражнение 3. Развитие внимания, памяти, мышления
«У каждого из вас находится карточка с буквами. Ваша задача – вычеркнуть повторяющиеся буквы, а из оставшихся – сложить слово, которое определит тему нашей встречи».
ЫУ О РУ ПО У
И О В Ч
У К О А
«Какое слово у вас получилось?» (Привычка).
Упражнение 4. Беседа
«Как вы думаете, что такое привычка? (Ответы детей).
Привычка – это поведение, образ жизни, действия человека, ставшие в жизни обычными, постоянными.
- Т.е. привычка – это то, что мы делаем постоянно. А у вас есть привычки? Расскажите о них. (Ответы детей). Помогают они вам в жизни, или мешают?
- Итак, кто догадался, о чем мы будем говорить на занятии?
- Мы попытаемся разобраться в имеющихся у каждого из нас привычках и их влиянии на наше самочувствие, здоровье.
- Есть привычки, которые нам помогают в жизни. Перечислите какие-нибудь из них. Как их можно назвать? (Полезные). Чем они помогают нашему организму?
А как называются привычки, которые мешают или наносят вред нашему здоровью? (Вредные).
- По мере развития вредных привычек у человека, возникает зависимость, болезнь, от которой не всегда удается впоследствии избавиться».
Упражнение 5. Работа на карточках
Задание: «Необходимо из списка выбрать полезные привычки и напротив поставить знак "+", а напротив вредных привычек – знак "-". Если вы сомневаетесь, какая это привычка, то поставьте знак "?"».
Обманывать
Умываться
Чистить зубы
Сутулиться
Пропускать уроки
Класть вещи на место
Грызть ногти
Лениться
Читать, лежа
Мыть после себя посуду
Конфликтовать
Драться
Выполнять обещания-
Делать ежедневную зарядку
Говорить правду
После выполнения задания детьми проводится обсуждение полученных ответов.
«Давайте сделаем вывод из всего сказанного: привычки есть у каждого. Они разные: плохие или вредные, хорошие или полезные. Одни привычки со временем проходят. Другие появляются, третьи – остаются с человеком на всю жизнь. (Необходимо, чтобы этот вывод дети сделали сами)».
Упражнение 6. Физическая минутка
Да, привычки у всех разные. И мы с вами тоже разные. Посмотрим, какие мы.
Задание: встать в шеренгу:
- по росту,
- по возрасту от самого старшего,
- по первой букве в имени, фамилии.
Упражнение 7. Беседа
«Особенностью каждого человека является способность привыкать к каким-либо действиям и ощущениям. Например, один привык ложиться спать рано, а другой, наоборот, поздно. Кто-то привык терпеть боль, кто-то нет. Можно привыкнуть к определенному месту, одежде, занятиям.
Привычки формируются в результате многократных повторений: когда человек часто совершает одни и те же действия, он привыкает повторять их, не задумываясь.
- Как вы думаете, могут ли привычки повлиять на человека, и как?
- Какие привычки способствуют укреплению организма, положительно влияют на здоровье? (Положительные привычки). Перечислите их (чистить зубы, делать зарядку, правильно питаться в одно и то же время и др.).
- А какие привычки могут принести вред нашему здоровью? (Вредные). Иногда человек совсем не задумывается, что читать лежа – это вредная привычка, которая наносит серьезный вред здоровью. Но наиболее серьезное и опасное влияние на здоровье оказывает употребление табака, алкоголя, наркотиков. Перечислите, какие заболевания развиваются у человека, употребляющего эти опасные вещества».
Шпаргалка. Под воздействием табакокурения, алкоголя, наркотиков поражаются внутренние органы (сердце, легкие, желудок), сосуды, головной мозг. Снижается работоспособность человека. Ослабевают зрение, слух, память, меняется и поведение людей: они становятся неуправляемыми и способны совершать поступки, опасные для собственной жизни и жизни окружающих. Жизнь таких людей становится однообразной, они перестают стремиться к цели, их не интересует окружающий мир, они многого могут не успеть узнать в жизни.
«Вредными эти привычки называются еще и потому, что от них очень трудно отказаться, т.к. они постепенно становятся необходимыми человеку. Последствия, которые наступают в результате их ограничения, настолько болезненны, что человек не может справиться с ними сам, и в результате погибает».
Просмотр кратких видеосюжетов о последствиях употребления алкоголя, табака, наркотиков.
Несколько кратких роликов о вреде ПАВ, например: «Остров сокровищ», Живи как мы – «Валентин и курение», «Удар по печени».
«От чего же зависит здоровье человека? (Ответы детей).
Оказывается, если принять условно уровень здоровья человека за целое, то половина зависит от наследственных факторов (от того, насколько здоровы родители), от условий внешней среды (чистого воздуха, природы, воды).
А от чего зависит остальная половина? Она зависит от самого человека, от его образа жизни. Как же надо себя вести, чтобы образ жизни влиял на здоровье только положительно? (Надо вести здоровый образ жизни)».
Упражнение 8
Задание: Определить, что входит в понятие "здоровый образ жизни", посредством мозгового штурма.
Ответ: в понятие "здоровый образ жизни" входят:
отказ от разрушающих вредных привычек,
активный двигательный режим,
рациональное питание,
закаливание организма,
личная гигиена,
общение,
положительные эмоции.
«Как вы считаете, с каким человеком приятнее общаться: с тем, который имеет вредные или полезные привычки?
Человек, у которого имеются вредные привычки, не только наносит вред своему организму и здоровью, у него также портятся отношения с людьми. Напротив, человек, имеющий полезные привычки, не только реже болеет, с ним приятно общаться, т.к. подтянутый вид, точность и аккуратность вызывают положительные чувства у окружающих».
- Какие привычки и поступки делают нас здоровыми, успешными, приятными в общении?
- Как следует поступать, чтобы не приобретать вредных привычек?
- Как вы считаете, что можно посоветовать тому, кто хочет избавиться от вредной привычки?
Упражнение 9
Давайте попробуем составить "План избавления от вредной привычки". Сначала нужно подумать, какая ваша вредная привычка опасна для вашего здоровья (каждый ученик получает бланк задания "План избавления от вредной привычки").
Мой план избавления от вредной привычки.
1. Вредная привычка, от которой я хочу избавиться
_____________________________________________________________
2. Время для работы над собой _______________________________
3. Мне понадобится помощь _________________________________
4. Я должен (должна) сделать _________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
5. Избавившись от этой привычки, я ___________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
Упражнение 10
«Итак, мы определили с вами, что как влияют на здоровье человека наши привычки. Предлагаю вам выполнить творческое задание. Давайте разделимся на две команды. Одна команда изобразит человека, страдающего вредными привычками, а вторая команда нарисует человека, у которого имеются только положительные привычки».
«Давайте посмотрим, какие портреты получились».
Учащиеся объясняют, что они хотели изобразить, доказывают свои предложения о влиянии привычек на внешний облик человека.
Подведение итогов занятия.