Формирование социального опыта учащихся колледжа в учебной деяельности
Пакалова Л. В., преподаватель ГБПОУ МО "Подольский колледж имени А.В. Никулина" СП2
Формирование социального опыта учащихся колледжа в учебной деятельности
Современные общественно-экономические и социальные преобразования оказывают влияние на обострение противоречий в обществе. Происходит переоценка базовых ценностей, трансформируется деятельность всех социальных институтов. Всё это осложняет социализацию личности, диктует необходимость усиленного внимания к управляемому формированию социального опыта личности в единстве с самостоятельным освоением личностью социальных отношений, саморазвитием социального опыта, соответствующего современной ситуации.
Как целостное, сложное структурное и интегральное образование социальный опыт обладает своей специфической структурой. Структурированию социального опыта посвящены труды Н.Ф. Головановой, В.С. Карагодина, В.В. Краевского, И.Я. Лернера, Е.П. Поповой.
Выполняя социальную профессиональную роль, личность продолжает приобретать собственный социальный опыт. Он конкретизируется и служит показателем успешности прохождения личностью этапа профессиональной социализации. Расширяясь в профессиональной сфере, социальный опыт личности приобретает профессиональную направленность. В этой связи правомерно говорить о таком понятии, как "профессионально ориентированный социальный опыт", являющийся результатом профессиональной социализации, результатом овладения индивидом социальной ролью и проведения им норм поведения, установок. знаний, формирования умений, присущих социально-профессиональной группе, к которой он принадлежит.
Содержание профессионально ориентированного социального опыта определяется социальным смыслом и социальной ролью профессиональной деятельности. Первый термин характеризует объективное, ценностное значение профессиональной деятельности, не изменяющееся и не зависящее от динамики социальных условий, одинаково приемлемое для всех, второй - отражает конкретизацию социального смысла, связанную с конкретными условиями и специализацией и выражающуюся через совокупность профессиональных функций.
В содержании такого опыта вошли следующие компоненты:
а) Аксиологический, содержащий разнообразные ценностные ориентации;
б) Познавательный, представляющий собой совокупность знаний, понятий, востребованных в профессиональной деятельности;
в) Действенный, включающий опыт, накопленный личностью;
г) Коммуникативный, предполагающий строить коммуникацию вне зависимости от возраста и социального статуса партнёра.