Практическая работа по теме: Система работы с обучающимися с повышенным уровнем интеллектуального развития в условиях современного ОУ Формирование профессиональной компетентности педагогов, работающих с одаренными детьми.
Практическая работа Модуль 4.
Система работы с обучающимися с повышенным уровнем интеллектуального развития в условиях современного ОУ
Формирование профессиональной компетентности педагогов,
работающих с одаренными детьми.
Ф.И.О. слушателя Шереметова Оксана АлиевнаГруппа № 4 Дата выполнения работы 20 июля 2014 года
Вопрос 1
Дайте определение понятия «профессиональная компетентность педагогов».
Ответ
Профессиональная компетентность педагога – это единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности.
Профессиональная компетентность педагогов, работающих с одарёнными детьми включает в себя теоретическую и практическую составляющие.
Вопрос 2
Перечислите личностные и профессиональные особенности учителя, работающего с детьми с повышенным уровнем интеллектуального развития.
Ответ
Личностная характеристика учителя – это система взглядов и убеждений, в которой большой вес имеют представления о самом себе, других людях, а также о целях и задачах своей работы. Именно эти составляющие постоянно проявляются в межличностном общении.
Межличностное общение, способствующее оптимальному развитию детей с повышенным уровнем интеллектуального развития, должно носить характер помощи, поддержки, недирективности. Это определяется такими особенностями представлений и взглядов учителя как:
- представления о других: окружающие способны самостоятельно решать свои проблемы; они дружелюбны, имеют хорошие намерения: им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать; окружающим присуще стремление к творчеству; они являются источником скорее положительных эмоций, чем отрицательных;
- представления о себе: я верю, что связан с другими, а не отделен и не отчужден от них; я компетентен в решении стоящих проблем; я несу ответственность за свои действия и заслуживаю доверия; меня любят, я привлекателен как человек;
- цель учителя: помочь проявлению и развитию способностей ученика, оказать ему поддержку и помощь.
Поведение учителя для одаренных детей в классе, в процессе обучения и построения своей деятельности должно отвечать следующим характеристикам:
- разрабатывает гибкие, индивидуализированные программы;
- создает теплую, эмоционально безопасную атмосферу в классе;
- предоставляет обучающимся обратную связь;
- использует различные стратегии обучения;
- уважает личность, способствует формированию положительной самооценки ученика;
- уважает его ценности;
- поощряет творчество и работу воображения;
- стимулирует развитие умственных процессов высшего уровня;
- проявляет уважение к индивидуальности ученика.
Успешный учитель для одаренных детей - прежде всего прекрасный учитель-предметник, глубоко знающий и любящий свой предмет. В дополнение к этому он должен обладать такими качествами, которые существенны в общении с любым одаренным школьником. Наконец, учителю необходимы особые качества, связанные с определенным типом одаренности: интеллектуальной, творческой, социальной, психомоторной, художественной.Учителям можно помочь развить указанные личностные и профессионально-личностные качества тремя путями:
- с помощью тренингов - в достижении понимания самих себя и других;
- предоставлением знаний о процессах обучения, развития и особенностях разных видов одаренности;
- тренировкой умений, необходимых для того, чтобы обучать эффективно и создавать индивидуальные программы.
Учитель для одаренных детей должен обладать исключительной «эго-силой», должен быть личностью, продуктивно реагирующей на вызов, умеющей принимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. Все это можно развить, основываясь на знании путей и способов изменения Я-концепции, используя технику групп личностного роста.
В отечественной психологии разработаны общетеоретические принципы тренингов, конкретные целевые тренинги, предназначенные специально для учителей. Однако они только отчасти и косвенно направлены на стимуляцию личностного роста учителей. Их основная цель - повышение сензитивности и улучшение техники общения. Между тем специалисты в этой области считают осознание учителем своих личностных особенностей, творческих возможностей основой успешной профессиональной деятельности.
В тренингах общения особенно важно развивать умение слушать, так как большинство одаренных учеников испытывают трудности в общении с учителями и администрацией школ именно из-за их неумения слушать. Отмечается большое значение этого умения для выявления и глубокого познания особенностей высокоинтеллектуальных детей.
К профессиональным особенностям личности учителя относятся:
1. Распределение времени.
Техника преподавания у прошедших специальную подготовку учителей для работы с одаренными детьми и у обычных учителей примерно одинакова: заметная разница заключается в распределении времени на виды активности. Учителя, работающие с одаренными детьми, меньше говорят, меньше дают информации, устраивают демонстраций и реже решают задачи за обучающихся. Вместо того чтобы самим отвечать на вопросы, они предоставляют это детям. Они больше спрашивают и меньше объясняют.
2. Больше вопросов.
Заметны различия в технике постановки вопросов. Учителя одаренных детей гораздо больше задают открытых вопросов, помогают обсуждениям, используя вопросы типа: «Что бы случилось, если бы..?». Они провоцируют обучающихся выходить за пределы первоначальных ответов такими вопросами, как: «Что ты имеешь в виду?»; «Если она права, то, как это повлияет на..?».
3. Обратная связь.
Наибольшее различие состоит в том, как осуществляется обратная связь. Большинство учителей старается прореагировать в речевой или иной форме на каждый ответ в классе, учителя одаренных детей ведут себя больше как психотерапевты: они избегают реагировать на каждое высказывание, внимательно и с интересом выслушивают ответы, но не оценивают, находя способы показать, что они их принимают. Такое поведение приводит к тому, что обучающиеся больше взаимодействуют друг с другом и чаще сами комментируют идеи и мнения одноклассников. Тем самым дети меньше зависят от учителя.
4. Межличностные отношения.
Учителя получают удовольствие от своих учеников как от интересных людей. Они чаще обсуждают с ними темы, прямо не связанные с учебными занятиями, демонстрируют большое уважение к своим собеседникам, свободно обмениваются точками зрения и даже позволяют школьникам учить себя.
Вопрос 3
Охарактеризуйте типы отношения родителей к детской одаренности.
Ответ
Структура готовности родителей к взаимодействию с одаренным ребенком представляет собой совокупность пяти компонентов:
1) мотивационный (интерес к проблеме и внутренняя потребность родителей во взаимодействии с одаренным ребенком; родительская ответственность за развитие способностей ребенка);
2) ориентационный (знания родителей о феномене одаренности, о психологических особенностях проявления одаренности у детей; знания о сущности педагогической поддержки; знания о принципах педагогической поддержки детской одаренности);
3) операционально-деятельностный (владение способами педагогической поддержки при решении проблем ребенка; умение осуществлять взаимодействие на принципах педагогической поддержки детской одаренности);
4) эмоциональный (действенная эмпатия родителей; эмоциональное состояние в процессе взаимодействия);
5) оценочный (способность к рефлексии родителем взаимодействия с ребенком, потребность в самоанализе, понимание его значимости).
Вопрос 4
Перечислите основные преимущества модели готовности родителей к взаимодействию с одаренным ребенком, разработанной Ю.И. Якининой.
Ответ
Ю.И. Якинина разработала модель подготовки родителей к взаимодействию с одаренным ребенком.
Цель данной модели - педагогическое обеспечение формирования готовности родителей к взаимодействию с ребенком на принципах педагогической поддержки детской одаренности.
Структура разработанной модели включает в себя:
целевой блок, определяющий требования к организации рассматриваемого процесса;
содержательный блок, связывающий целевой блок с процессуальным блоком и определяющий его содержание;
результативный блок, детерминирующий предполагаемый результат (рис. 1).
Целевой блок. В структуру данного блока включен целевой компонент, определяющий конкретную цель – подготовку родителей к взаимодействию с одаренным ребенком. Цель модели соотносится с конкретными задачами:
- создать условия для мотивации родителей к взаимодействию с одаренным ребенком;
- транслировать родителям знания о феномене одаренности, о психологических особенностях проявления одаренности у детей, специфике взаимодействия с одаренным ребенком;
- обучить родителей умениям и навыкам взаимодействия с одаренным ребенком.
Компонент методологического обеспечения включает в себя подходы и принципы организации процесса подготовки родителей к взаимодействию с одаренным ребенком:
1) принцип опоры на воспитательный потенциал семьи, предполагающий активизацию субъектной роли родителей, признание, уважение и поддержку их потенциальных воспитательных возможностей;
2) принцип диалогичности, предполагающий преобразование суперпозиции учителя и субординированной позиции родителя в личностно равноправные позиции, в позиции сотрудничающих людей;
3) принцип проблематизации, который предполагает изменение ролей и функций педагога и родителей. Педагог не воспитывает, а актуализирует, стимулирует тенденцию родителя к личностному росту; создает условия для самосовершенствования, саморазвития родителя, для самостоятельного обнаружения и постановки проблем и задач;
4) принцип рефлексии, предполагающий постоянное осмысление, анализ и перестройку родителями собственного опыта, обеспечивающие продвижение в своем саморазвитии и самовоспитании.
Содержательный блок представлен:
1) программой подготовки родителей к взаимодействию с одаренным ребенком, которая реализуется по направлениям: тематические практико-ориентированные занятия с родителями (курс «Поддержка детской одаренности»); родительский тренинг «Основы эффективного взаимодействия родителей и детей»; совместная коллективно-творческая деятельность детей, родителей и педагогов; индивидуальная работа с родителями; организация информационно-просветительского пространства;
2) методическими рекомендациями для педагогов и родителей, направленными на повышение эффективности подготовки родителей к взаимодействию с одаренным ребенком.
Процессуальный блок основан на функции организационно-методического обеспечения реализации модели подготовки родителей к взаимодействию с одаренным ребенком.
Педагогические условия.
Одним из первостепенных педагогических условий, обеспечивающих эффективность подготовки родителей к взаимодействию с одаренным ребенком, выступает подготовка родителей к взаимодействию с ребенком на принципах педагогической поддержки детской одаренности:
- принцип безусловного принятия ребенка;
- принцип доверия к ребенку;
- принцип создания ситуации выбора;
- принцип доброжелательности и безоценочности;
- принцип демократичности общения;
- принцип создания атмосферы творчества в семье;
- принцип согласованности в воспитании.
Вышеизложенные принципы Ю.И. Якинина рассматривает как технологию взаимодействия родителей с ребенком, направленную на содействие процессам самоопределения, самостроительства и самовыражения личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.
Умение родителей взаимодействовать с ребенком в таком технологическом ракурсе будет способствовать созданию условий для раскрытия одаренности и реализации творческого потенциала ребенка.
Второе педагогическое условие – организация информального образования родителей. Информальное образование – образование за пределами стандартной образовательной среды – индивидуальная познавательная деятельность, сопровождающая повседневную жизнь и не обязательно носящая целенаправленный характер. Организация информального образования ставит проблему формирования богатой культурно-образовательной среды, способствующей самообразованию и непрерывному образованию родителей.
Третьим педагогическим условием является совместная деятельность педагогов, родителей и детей, создающая общие эмоциональные переживания и направленная на достижение гармоничных взаимоотношений. Смыслом совместной деятельности во взаимодействии школы и семьи является сотрудничество его участников. В процессе сотрудничества происходит динамическое преобразование ролевых отношений педагогов, родителей и детей в равноправные, что выражается в изменении их ценностных ориентаций, целей деятельности и самого взаимодействия.
Технологический компонент включает методы, средства и формы организации процесса подготовки родителей к взаимодействию с одаренным ребенком.
Организационный компонент включает:
1) начальный этап, включающий в себя предварительную диагностику;
2) этап планирования;
3) этап реализации;
4) оценочно-коррекционный этап.
Результативный блок: результат внедрения модели подготовки родителей к взаимодействию с одаренным ребенком – переход на более высокий уровень готовности родителей к взаимодействию с одаренным ребенком, проявляющийся в компонентах: мотивационном, ориентационном (когнитивном), операционально-деятельностном, эмоциональном, оценочном.
Рассматриваемая модель является открытой, динамичной и направлена на педагогическую помощь родителям в решении проблемы взаимодействия с одаренным ребенком. Динамика ее определяется реализацией связанных с ней педагогических условий и применяемых принципов, методов, средств и форм.
Вопрос 5
Назовите основные виды проектов.
Ответ
Виды проектов.
Монопредметный проект – в рамках одного учебного предмета (учебной дисциплины) укладывается в классно-урочную систему.
2. Межпредметный проект предполагает использование знаний по двум и более предметам. Чаще используется в качестве дополнения к урочной деятельности.
3. Надпредметный (внепредметный) проект выполняется на стыке областей знаний, выходит за рамки школьных предметов. Используется в качестве дополнения к учебной деятельности, носит характер исследования.
Проект может быть итоговым, когда по результатам его выполнения оценивается усвоение обучающимися определенного учебного материала; и текущим – в этом случае на самообразование и проектную деятельность из учебного курса выносится часть содержания обучения.Вопрос 6
Перечислите основные правила написания «синквейна».
Ответ
Синквейн представляет собой стихотворение, состоящее из пяти строк, в котором синтезируется весь блок изучаемого материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысли в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях.
Правила написания синквейна:
Первая строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным;
Вторая строка – описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными;
Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами;
Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме;
Пятая строка – одно слово, синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы.
Вопрос 7
Раскройте понятие индивидуального образовательного маршрута.
Ответ
Индивидуальный образовательный маршрут - это целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая обучающемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении учителями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации.
Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями обучающегося (уровень готовности к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования.
Индивидуальный образовательный маршрут помогает одаренному ребенку раскрыть свои таланты и определиться в мире профессий.
Использование индивидуальных образовательных маршрутов является одной из форм педагогической поддержки личностного, жизненного и профессионального самоопределения школьников.
Развитие школьника может осуществляться по нескольким образовательным маршрутам, которые реализуются одновременно или последовательно. Отсюда вытекает основная задача педагога - предложить учащемуся спектр возможностей и помочь ему сделать выбор. Выбор того или иного индивидуального образовательного маршрута определяется комплексом факторов:
особенностями, интересами и потребностями самого ученика и его родителей в достижении необходимого образовательного результата;
профессионализмом педагогического коллектива;
возможностями школы удовлетворить образовательные потребности учащихся;
возможностями материально-технической базы школы.
Методика построения индивидуального образовательного маршрута
Педагог, составляющий индивидуальную программу для того или иного ребенка, должен опираться в первую очередь на содержание базовой программы своего образовательного учреждения.
Главный вопрос всякой образовательной программы или маршрута: «Как структурировать материал?» Приступая к созданию индивидуального образовательного маршрута, педагогу необходимо определить, по какому типу структурирован материал в его программе.
Различные структуры образовательных программ могут быть представлены простыми геометрическими линиями.
Большая часть традиционных программ строится по аналогии с прямой линией, идущей вверх (рис.1). Это позволяет реализовать систематичность и последовательность: от простого к сложному.
Построить программу, ориентированную на развитие одаренности, таким образом, очень сложно, потому что одаренные дети, зачастую, имеют склонность к задачам дивергентного типа (творческие задания). Особенность этих заданий в том, что они допускают множество правильных ответов. Решение этих задач в рамках программы, основные требования которых систематичность и последовательность, довольно затруднительно.
Другой способ решения - структурирование учебного материала по типу нескольких концентрических кругов (рис.2). В структуру такой программы обычно входят несколько более мелких подпрограмм, (они могут быть относительно автономны). Пройдя первый круг, ребенок осваивает второй, затем третий.
Этот принцип при разработке индивидуального образовательного маршрута возможен, но наиболее продуктивен – третий - логарифмическая спираль (рис. 3).
Благодаря такой структуре один и тот же вид деятельности отрабатывается на занятиях периодически, многократно, причем содержание постепенно усложняется и расширяется за счет обогащения компонентами углубленной проработки каждого действия. При этом способе структурирования материала открываются большие возможности для исследовательской деятельности обучающихся, которая, как раз, направлена на развитие их одаренности.
Определив тип структуры образовательной программы можно приступить к разработке индивидуального образовательного маршрута.
Известный специалист в области одаренных детей Джон Рензулли считает, что учитель, разрабатывающий индивидуальный образовательный маршрут должен действовать примерно по такой схеме:
Определить уровень развития ребенка (в т.ч. его качества и способности);
Очертить долгосрочные и краткосрочные цели и пути к их достижению;
Определить время, которое должен затратить ребенок на освоение стандартной и специальной программы;
Предусмотреть участие родителей;
Определить способы оценки успехов школьников.
На основе данной методики И.Ю. Аршинова разработала схему построения индивидуального образовательного маршрута для одаренных детей. На основе базовой программы и данной схемы педагог может разрабатывать индивидуальный маршрут.
Первый этап – «Диагностика уровня развития способностей обучающегося и его индивидуальных особенностей». Очень важен и примечателен тот факт, что педагогические работники в своей практической деятельности, чтобы не проглядеть, не потерять одаренность проявляют большое внимание к установлению уровня способностей и их разнообразия у детей.
Существует множество методик диагностики уровня развития способностей и одаренности:
Методика использования личной карточки одаренного ребенка;
Методика, разработанная в США, применяемая в школах для одаренных детей («Карта одаренности»);
Характеристика ученика (США);
Анкета для родителей;
Пожелания воспитанника ребенка.
Исходя из результатов диагностики, педагог совместно с ребенком и его родителями определяет цели и задачи маршрута, что относится ко второму этапу.
Третий этап - «Определение времени» не должен вызвать у педагога затруднение. В индивидуальном порядке по согласованию с родителями и самим ребенком срок действия маршрута определяется в соответствии с поставленными целями и задачами.
Четвертый этап - «Определение роли родителей ребенка в реализации маршрута». Он предусматривает участие родителей в разработке маршрута, определении целей в совместной творческой деятельности со своим ребенком.
На пятом этапе - «Разработка учебно-тематического плана» педагогу необходимо совместно с ребенком и родителями подобрать темы занятий дополнительно к темам из базовой программы, опираясь на интересы ребенка, его возможности и поставленные цели.
Шестой этап - «Определение содержания учебно-тематического плана, формы занятий, приемов и методов, формы определения итогов». Каждый одаренный ребенок неповторим, но существует много черт характерных для большинства одаренных детей. Учитывая эти особенности, можно очертить круг методов и технологий образовательной деятельности, которая проходит в рамках индивидуального образовательного маршрута.
Используя данную таблицу, педагог может подобрать методы работы с одаренным ребенком по индивидуальному образовательному маршруту и добавить их к традиционным методам из базовой программы.
На седьмом этапе «Интеграция с другими специалистами» разработчик маршрута, проанализировав результаты диагностики и исходя из содержания учебно-тематического плана, решает, нужно ли для достижения поставленной цели привлечь к работе с данным ребенком других специалистов.
Заключительный восьмой этап «Определение способов оценки и самооценки успехов воспитанника». Способ оценки и самооценки успехов выбирает педагог совместно с ребенком.
И.Ю. Аршинова предлагает проводить оценку успехов на каждом этапе освоения маршрута по карте одаренности, которую уже использовали на этапе диагностики.
Самооценку обучающийся может провести по схеме самоанализа.