Рабочая программа по курсу Русская словесность 5 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу «Русская словесность»,
5 класс
(название, предмет, класс)
2012 - 2013 учебный год
Учебно-тематическое планирование
По_русской словесности ____________________________________________
предмет
Класс _5______________________________________________________
Количество часов
всего _34__ часа; в неделю _1_ час.
Административных контрольных уроков __-_ ч.
Планирование составлено на основе авторской программы Р.И. Альбетковой «Русская словесность. От слова к словесности. 5 – 9 классы», М.: Дрофа, 2008г._________________________________________________________
программа
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы Р.И. Альбетковой «Основы русской словесности. От слова к словесности. 5-9 классы» допущенной Министерством Образования РФ, М.: Дрофа, 2008.
Словесность – это особый предмет, помогающий прояснить самую сущность языка и литературы. Строение языка, его нормы дают возможность использовать язык как материал для создания художественных произведений, а художественные произведения являются важнейшей сокровищницей национального языка, всего его богатства. Цель изучения словесности – помочь ученику, творчески овладевая родным языком, осваивать духовный опыт человечества.
Задачи изучения словесности:
-раскрыть для обучающихся эстетическую роль языка, его способность создавать художественный мир в произведении словесности, -научить пользоваться языком как средством выражения собственных мыслей и чувств,
-научить понимать смысл произведения через его язык,
-развивать творческий потенциал учеников.
В 5 классе в курсе словесности обучающиеся знакомятся с некоторыми свойствами языка, позволяющими ему выражать содержание, в частности, с понятиями литературный язык и разговорный язык, учатся различать разговорную и книжную окраску слов и выражений, а также употреблять слова в соответствии с их окраской. Также в 5 классе обучающиеся получают первоначальное представление о произведениях устной народной словесности и о литературных произведениях – эпических, лирических и драматических, созданных отдельными писателями, рассматривают особенности словесного выражения содержания в этих разновидностях словесности.Содержание курса
Что такое слово.
Что такое словесность.
Богатство лексики русского языка.
Прямое и переносное значение слова.
Текст.
Стихотворная и прозаическая формы словесного выражения.
Устная народная словесность.
Литературное эпическое произведение.
Лирическое произведение. Драматическое произведение.
№
п/п Наименование раздела Наименование тем Общее количество уроков Виды работ Виды итогового контроля Дата
1 Введение (1ч.) Вводный урок. 1ч. Игры со словами. - 2 Что такое слово (1ч.) Значение слова «слово». Как возникло слово. Для чего служат слова. 1ч. Знакомство с этимологическим словарем; работа с текстами, различных по теме и эмоциональной окраске; игры со словами. Сочинение небольшого рассказа, все слова в котором начинались на букву О. 3 Словесность (2ч.) Что такое словесность, формы словесности.
1ч. Игры со словами, сочинение рассказа, составление диалога, монолога, работа со словарем, отгадывание ребусов. Сочинение-описание осеннего пейзажа. 4 Разговорный язык и литературный язык, их свойства. 1ч. 5 Богатство лексики русского языка (5ч.) Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова.
1ч. Работа с толковым словарем, выработка умения определять лексическое значение слова, умение находить в тексте синонимы, антонимы, неологизмы, историзмы. Сочинение анекдота, составление кроссворда. 6 Слова-термины. 1ч. 7 Омонимы. Синонимы. Антонимы. 1ч. 8 Новые слова. Устаревшие слова. 1ч. 9 Фразеологизмы. 1ч. 10 Прямое и переносное значение слова (2ч.) Что такое переносное значение слова.
1ч. Работа со словарем, игры со словами, выработка умения находить и понимать значения эпитетов, сравнений, аллегорий. Игра «Эпитеты», «Знатоки пословиц» 11 Сравнение. Эпитет. Аллегория. 1ч. 12 Текст (4ч.) Что такое текст. Тема и идея текста.
1ч. Сочинение текста по картинкам, определение темы и идеи пословиц, сочинение текстов-повествований, описаний, рассуждений. Сочинение веселой сказки на тему «У страха глаза велики» 13 Формы словесного выражения. Повествование. 1ч. 14 Описание. 1ч. 15 Рассуждение. Диалог и монолог. 1ч. 16 Стихи и проза (4ч.) Стихотворная и прозаическая формы словесного выражения.
1ч. Чтение стихотворений с соблюдением стиховой паузы, выразительное чтение стихотворного и прозаического произведений. Игра в рифму, сочинение стихотворения с данными рифмами. 17 Ритм. Интонация. 1ч. 18 Рифмы в стихах. 1ч. 19 Строфа. 1ч. 20 Устная народная словесность (4ч.) Сказки и их виды. Сказка и правда.
1ч. Игра со словами, сочинение сказки, отгадывание загадок, составление своих считалок, дразнилок. Найти разные игровые произведения народной словесности (спросить у бабушек). 21 Пословицы и поговорки. 1ч. 22 Небылицы. Загадки. 1ч. 23 Скороговорки, считалки, дразнилки, потешки. 1ч. 24 Литературное эпическое произведение. Литературная сказка.
1ч. Различение литературной сказки, басни, рассказа и повести. Пересказ литературной сказки. Выразительное чтение эпизода рассказа, сказки. Викторина «Знаете ли вы литературные сказки», игра «Герои произведений» 25 Басня. 1ч. 26 Повесть. Рассказ. Роман. 1ч. 27 Особенности языка эпического произведения. Сюжет и эпизод произведения. 1ч. 28 Литературное лирическое произведение. Лирическое произведение – что это такое?
1ч. Понимание выражения мыслей и чувств автора, выразительное чтение стихотворений. Кроссворд «Поэты», игра «Авторы произведений» 29 Стихи о родине и о природе. 1ч. 30 Стихи о животных. 1ч. 31 Стихи, рассказывающие о событии. 1ч. 32 Литературное драматическое произведение. Что такое драматическое произведение.
1ч. Умение отличать пьесы от произведений других родов словесности, понимание роли ремарок, чтение пьесы по ролям. Сказку «Репка», или «Колобок» превратить в пьесу. 33 Отличие пьесы-сказки от эпической литературной сказки. 1ч. 34 Заключение. Заключительный урок. 1ч. Игра-лото «Загадки словесности» Лото «Загадки словесности». К концу учебного года обучающиеся должны:
-выразительно читать:
различные по теме и эмоциональной окраске тексты;
произведения с учётом употреблённых в них средств художественной изобразительности;
тексты-описания, научные и художественные тексты-рассуждения; стихотворные и прозаические произведения;
эпизоды рассказа, басни;
стихи, пьесы по ролям;
-различать:
разговорный и литературный язык;
понятия «устная речь» и «разговорный язык»;
«письменная речь» и «литературный язык»;
стихотворную и прозаическую речь;
виды интонации в повествовательных, вопросительных, побудительных предложениях;
виды устной народной словесности;
литературную сказку, басню, рассказ и повесть;
-уметь пользоваться этимологическим и толковым словарями;
-находить в тексте произведения:
многозначные слова,
омонимы,
синонимы,
антонимы,
неологизмы,
архаизмы,
историзмы,
фразеологизмы;
эпитеты и сравнения;
-строить диалог, уместно употреблять просторечия;
-определять лексическое значение слова; тему и основную мысль текста;
-употреблять лексические ресурсы языка в собственных высказываниях; эпитеты, сравнения, аллегории; пословицы и поговорки;
-создавать повествовательный текст на предложенную тему, словесное описание предмета, рассуждение, диалог, монолог;
- подбирать рифмы к предложенным словам; устный рассказ по собственным впечатлениям;
-рассказывать сказки и небылицы, произносить скороговорки и считалки; пересказывать литературную сказку;
- сочинять собственную сценку, инсценировку эпического произведения.
Приложения
Проверочная работа по теме: «Богатство лексики русского языка»
Теория
(Выберите из предложенных или допишите правильный ответ)
1. В каком словаре мы узнаём лексическое значение слова?
А) в толковом,
Б) в орфографическом,
В) в словообразовательном.
2. Лексическое значение слова может определяться путём:
1)…………
2)………….
(допишите ответ)
3. Слова, имеющие несколько лексических значений, называются:
А) значительными,
Б) однозначными,
В) многозначными.
4. Слова-термины имеют только одно значение, чтобы научная речь была:
А) правильной,
Б) точной,
В) выразительной.
5. Слова, одинаковые по звучанию, но различные по лексическому значению называются:
А) синонимы,
Б) антонимы,
В) омонимы.
6. Слова с противоположными лексическими значениями называют ……….. (продолжите ответ).
7. Неологизмы – это …………(продолжите ответ)
8. Устаревшие слова, имеющие в современном языке синонимы, называют:
А) историзмы,
Б) архаизмы,
В) фразеологизмы.
9. Устойчивые, неделимые выражения в языке называются …………….. (допишите ответ)
Практика
К словам подберите синоним, а потом антоним.
Бросать-
Выходить-
Болеть-
Большой-
Старый-
Влажный-
Прохлада-
Свобода-
Плохо-
Объясните значения фразеологизмов, составьте с ними предложения:
А) хорошо подвешен язык-
Б) точно снег на голову-
В) плечом к плечу-
3. Составьте предложения с омонимами, чтобы прояснить их значения.
Топить 1, топить 2, топить 3.
Докажите, что слово многозначное (составьте словосочетания с разными значениями)
Мелкий-
Высокий-
Урок-зачёт по теме «Три рода произведений»
Вопросы по теории
- В каких произведениях автор (рассказчик) повествует о людях и событиях?
- Что такое сюжет произведения? Из каких частей он состоит?
- В каких произведениях автор изображает поступки и диалоги героев?
- Небольшое эпическое произведение, в котором мало героев и одно событие называют …
- Что такое реплика?
- В каких произведениях автор выражает свои мысли и чувства?
- Что такое басня?
- Отрывок из произведения, обладающий относительной законченностью, называется…
- Какие произведения предназначены для постановки на сцене?
- Почему лирические произведения – это чаще всего стихи?
- Пояснения, которыми автор сопровождает действия в пьесе, называются…
- Что такое рифма?
Практические задания:
Распределите эти произведения в 3 группы по родам словесности.
Миф «Золотые яблоки Гесперид»,
«Парус» М.Ю. Лермонтова,
сценка «Озорник Петрушка»,
«Муму» И.С. Тургенева,
инсценировка «Петя Ростов» М.А. Булгакова,
«Русь» И.С. Никитина,
«Зимнее утро» А.С. Пушкина,
«Мой полёт» А.И. Куприна,
«Пропавшая грамота» Н.В. Гоголя.
Подберите рифмы к словам
Свет, семья, дружба, серебро, колос, убегает, телефон.