Конспект урока по математике Умножение и деление на пять. (2 класс) УМК Начальная школа 21 века

1
МАТЕМАТИКА (Урок – путешествие)

2_й КЛАСС «ШКОЛА - XXI века»

Учитель: Нина Борисовна Хабарова
Муниципальное общеобразовательное учреждение МБОУ «Усть-Коксинская СОШ», Республика Алтай.

Тема: Умножение и деление на пять.

Цели: 1. Ознакомить с умножением и делением на пять.
2. Способствовать совершенствованию и развитию вычислительных навыков;
применение знаний на практике.
3. Создание условий для развития самостоятельности учащихся, самоорганизации и самооценки; привитие интереса к предмету.



Оборудование: 1. Иллюстрации лисы;
2. сектора (розовый, зелёный, голубой, белый, жёлтый, красный);
3. карточки с математическими заданиями;
4. музыка П.И. Чайковского «Времена года»
5. плакат «Таблица умножения и деления на пять»

ХОД УРОКА

I.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Ученик: Прозвенел долгожданный звонок.
Математика встречи с вами ждёт.
Задания интересные приготовила для вас,
Чтобы дружно работал весь второй класс.
Будьте все внимательны, а ещё старательны.


Учитель:
- Дорогие ребята!
- Сегодня мы попали в удивительную страну – страну мудрецов, которая носит название «Заниматика»
- Скажите, какие два слова объединились, чтобы получилось название этой страны? (Занимательная математика)

- Угадайте, кто нам будет помогать на уроке?
«Падала пушинкой, растаяла слезинкой» (Снежинка).

- А ещё нам поможет игровое поле «Заниматики». На игровом поле шесть секторов разного цвета с названиями.
Раз-два! Начинать урок пора!
- Успех работы на уроке зависит от быстроты и точности вашего устного счёта, и поэтому урок начнём с разминки.

II. УСТНЫЙ СЧЁТ.
- Снежинка кружила в воздухе и упала на сектор «РАЗМИНКА» (розовый)

2
- Назовите компоненты при сложении? (Слагаемое, слагаемое, сумма)
- Назовите компоненты при умножении? (Множитель, множитель, произведение)
- Сколько получится, если: 3· 2= 6 4· 4= 16 3 · 3= 9 3 · 9 = 27 15 : 3 = 5
- В семье пять сыновей. У каждого из них одна сестра. Сколько всего детей в семье?
ЗАДАЧА В СТИХАХ – устный счёт.

Решила старушка ватрушки испечь.
Поставила тесто да печь затопила.
Решила старушка ватрушки испечь,
А сколько их надо совсем позабыла.
Две штучки – для внучки,
Две штучки – для деда,
Две штучки – для Тани – дочурки соседа
Считала, считала да сбилась.
А печь – то совсем протопилась.
Помогите старушке –
Сосчитайте ватрушки?

(2+2+2=6) - замените сложение умножением.

2 · 3 = 6

- Объясните, почему?

Вы справились с пятью заданиями и получили пять снежинок.

III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
Сейчас мы познакомимся с таблицей умножения и деления на пять.
5 · 1 =
·5
5 · 2 = 10 10 : 5 = 2 10 : 2 = 5
5 · 3 = 15 15 : 5 = 3 15 : 3 = 5 и.т.д.
Какую закономерность вы здесь увидели? Объясните.

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА

Снежинки кружились, кружились в воздухе и опустились на ёлочку, которая находится на зелёном секторе.

Сектор «ПРИРОДА» (зелёный)

-А вы знаете, что зелёный цвет – это цвет чего? (природы)

Как же связаны природа и математика?
- Давайте, на минуту заглянем в лес.
Какое животное рассказывает о себе так: «Мы зимой живём поодиночке. Весь день, особенно в сумерки, рыщем по лесу.
Главная наша пища – мелкие грызуны: мыши и палёвки. Такую охоту люди называют мышкованием. А помогает нам в этом отличный слух».

О ком идёт речь? (О лисе)

А вам интересно, на каком расстоянии лиса слышит мышиный писк?
Для этого выполним задание.


3
V. РАБОТА В ПАРАХ
(На каждом столе лежит задание. )
Нужно решить пример и сравнить результаты.
50 – 25 + 40 – 13 + 48 =
45 – 25 + 17 – 23 + 86 =
Какое правило нужно знать, чтобы решить данный пример? (порядок действий)
Поднимите карточки с правильным ответом (100).
Какой вывод можно сделать?

- Да на расстоянии 100 метров лиса слышит свою добычу.
-Сколько в числе 100 десятков? (10) Сотен? (1)


Сектор «МАТЕМАТИЧЕСКИЙ РУЧЕЁК» (голубой)
Работа в рабочей тетради. с. 4, № 5,6,7,8, 9.

Снежинки танцевали свой танец и остановились на белом секторе.

VI. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Сектор «ОТДЫХ» (звучит музыка «Времена года», П.И. Чайковский)
Представьте, что пошёл снег. Встаньте, улыбнитесь друг другу, протяните вперёд руки, ощутите на ладонях пушистые снежинки и покружитесь.

Мы отправляемся в страну «ГЕОМЕТРИЯ» (жёлтый сектор)
Что изучает геометрия? (Фигуры)

- Сейчас поработаем в группах?
О чём мы должны помнить, общаясь друг с другом.
(Выслушивать друг друга не перебивая. Вежливо общаться друг с другом. Рассуждать спокойно, не мешая классу).

Послушайте пословицу: «Умеешь сам - научи другого».

(На столах лежат прямоугольники)
Задание: У лисы нора прямоугольной формы. Измерьте длины сторон норы и найдите её периметр.

VII. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА (этап контроля)

Сектор «ПРИМЕРЫ» (красный)
Нужно решить примеры. (САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА на карточках)
5 · 2 + 15 = 20 - 3· 5 = (20 – 5) : 3 = (45 – 5) : 8 = 30 : (12 – 6) =

VIII. ИТОГ УРОКА:
Вот и подошло к концу наше путешествие. Все сектора пройдены. Вы много выполнили разнообразных заданий и стали ещё умнее и сообразительнее, находчивее, остроумнее, сумели не только проверить свои знания, но и углубить их.

Интересная наука – математика?
И очень полезная.
А теперь давайте улыбнёмся и тем самым поблагодарим друг друга за интересное и увлекательное путешествие по стране «Заниматика».

Всем спасибо за урок!
15