Особенности построения индивидуального образовательного маршрута для обучающихся детского объединения вокальной направленности.


Тарасовец Дарья Михайловна,
педагог дополнительного образования,
МБОУ ДО ДЮЦ
Особенности построения индивидуального образовательного маршрута для обучающихся детского объединения вокальной направленности.
Данная тема продиктована особенностями дополнительного образования. Дополнительное образование – особая сфера отечественного образования (в большинстве стран мира такой системы не существует вовсе, а там где функционирует – его идея взята из российской, точнее советской практики). Целью дополнительного образования в целом является создание условий для жизненного личностного и профессионального самоопределения обучающихся.
Главный принцип дополнительного образования – добровольность выбора ребенком вида деятельности. При наборе в детские объединения отдела музыкального образования ДЮЦ мы не отбираем детей по способностям, а принимаем всех желающих. Дети приходят с разными способностями, разным уровнем знаний, умений, навыков. Наша задача: раскрыть способности каждого ребенка; создать для развития каждого оптимальные условия. Построение индивидуального образовательного маршрута является одним из важных шагов к решению этих задач.
Индивидуальный образовательный маршрут - это образовательная программа, предназначенная для обучения одного конкретного ребенка, направленная на развитие его индивидуальных способностей.
Индивидуальный образовательный маршрут поможет ребенку раскрыть все свои таланты и определиться в мире профессий.
Индивидуальный образовательный маршрут создается для детей с особыми образовательными потребностями. Это как одаренные дети, так и дети с затруднениями в обучении.
Таким образом, использование индивидуальных образовательных маршрутов в системе дополнительного образования является одной из форм педагогической поддержки личностного, жизненного и профессионального самоопределения обучающихся.
Педагог, составляющий индивидуальную программу для того или иного ребенка, должен опираться в первую очередь на содержание базовой программы своего объединения и особенности уровня подготовки ребенка.
Приступая к созданию индивидуального образовательного маршрута, педагогу необходимо определить, по какому типу структурирован материал в его программе.
Большая часть традиционных программ строится по аналогии с прямой линией, идущей вверх. Это позволяет реализовать систематичность и последовательность: от простого к сложному.
Другой способ решения - структурирование учебного материала по типу нескольких концентрических кругов. В структуру такой программы обычно входят несколько более мелких подпрограмм. Пройдя первый круг, ребенок осваивает второй, затем третий.
Наиболее продуктивен - третий - спираль. Благодаря такой структуре один и тот же вид деятельности отрабатывается на занятиях периодически, многократно, причем содержание постепенно усложняется и расширяется за счет обогащения компонентами углубленной проработки каждого действия. При этом способе структурирования материала открываются большие возможности для исследовательской деятельности воспитанников, которая, как раз, направлена на развитие их одаренности.
Определив тип структуры образовательной программы можно приступить к разработке индивидуального образовательного маршрута.
Известный специалист в области одаренных детей Джон Рензулли считает, что учитель, разрабатывающий индивидуальный образовательный маршрут должен действовать примерно по такой схеме:
Определить уровень развития ребенка (в т. ч. его качества и способности);
Очертить долгосрочные и краткосрочные цели и пути к их достижению.
Определить время, которое должен затратить ребенок на освоение стандартной и специальной программы;
Предусмотреть участие родителей;
Определить способы оценки успехов воспитанника.
Используя данную методику, мной была разработана схема построения индивидуального образовательного маршрута в моем детском объединении «Музыкальный театр «Браво».
Сегодня я расскажу Вам о своём опыте составления индивидуального образовательного маршрута обучающегося.
В процессе первых занятий младшей вокальной группы методом наблюдения я заметила одного ребенка, явно выделялась среди детей Дарья (6 лет, первый год обучения). В ней я увидела хороший потенциал и стремление заниматься: ребёнок раскрепощен, любит выступать, не боится сцены и имеет достаточно хорошие вокальные данные.
После проведённой работы я связалась с родителями, выяснила, что они заинтересованы в дальнейшем развитии ребенка. Подчёркиваю, что важно узнать мнение родителей, так как в формировании ценностных ориентаций большую роль играют родители, особенно в раннем возрасте. Оговорили планы и перспективы участия ребенка в конкурсных мероприятиях. Договорились о времени проведения дополнительных занятий. Был составлен календарно-тематический план для Даши с учетом её возраста, интересов и возможностей.
Началась работа.
В нашем детском объединении обучающиеся приходят заниматься в группах по 12-15 человек. Во время групповых занятий очень сложно реализовать индивидуальный подход к определенному обучающемуся, поэтому я пришла к такому решению: наше занятие длится 2 академических часа. С группой мы занимаемся один академический час, после чего отпускаю основную массу детей, а обучающегося по индивидуальному образовательному маршруту оставляю до конца занятий.
Первым делом мы с Дашей начали подготовку к городскому конкурсу «Северные воробушки», который проходил в рамках программы «Кораблик детства». Помимо занятий, на которые Даша приходила с группой, мы занимались после занятий индивидуально и встречались для репетиций на сцене. Могу выделить очень важный момент: ребёнок на момент начала занятий обладал не очень хорошей дикцией, до сих пор есть «проблемные» звуки, которые она вместе с родителями дома прорабатывает с помощью пропевания. Таким образом, отработанные в пении звуки переходят в речь. Родители стали водить её к логопеду для более лучших результатов.
На конкурсе «Северные воробушки» Даша получила лишь диплом участника, но мы не остановились на этом. Приняли все негативные замечания от жюри и стали работать и совершенствовать номер дальше. Позже мы принимали участие в международном конкурсе «Vin Art» и в российском конкурсе-фестивале «Дыхание севера», где получили дипломы 1 и 3 степени. В целом, учитывая, что Даша обучается первый год, то результаты очень хорошие.
В заключении отмечу, что очень важно после каждого этапа (концерта, конкурса) проводить анализ результата вместе с ребёнком, проанализировав что было запланировано, удалось ли добиться желаемого результата и что еще необходимо сделать.